Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Возникновение религий. Древнейшие верования."
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Возникновение религий. Древнейшие верования."
Цель урока – формирование представления о причинах возникновения религий
Задачи –
Обучающая: Ознакомить учащихся с историей возникновения первых религий.
Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к разным религиозным культурам.
Развивающая: развивать образную, эмоциональную речь, формировать коммуникативные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект открытого урока
по дисциплине «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в 4 классе МБОУ «Нижнеметескинская СОШ» Арского муниципального района РТ
на тему «Возникновение религий. Древнейшие верования.»
Разработал: Гаффарова Дамира Вакиловна
ФИО
слушатель курсов профессиональной переподготовки
«Основы религиозных культур и светской этики:
теория и методика обучения в образовательной организации»
Проверил: _Закирова Лилия Ахатовна_
ФИО руководителя практики
Арск – 2017
Тема урока: Возникновение религий. Древнейшие верования.
1. Дата проведения – 07.09.2017 г.
2. Тип урока – урок усвоения новых знаний.
3. Технология урока – проблемно-диалогическое обучение.
4. Цель урока – формирование представления о причинах возникновения религий
5. Задачи –
Обучающая: Ознакомить учащихся с историей возникновения первых религий.
Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к разным религиозным культурам.
Развивающая: развивать образную, эмоциональную речь, формировать коммуникативные способности.
6. Планируемые результаты:
предметные: определять причины явлений и событий, осуществлять поиск, обработку и использование информации, сравнивать и группировать факты, явления; делать выводы на основе обобщения знаний
метапредметные :
-познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения;
-регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-коммуникативные: определять собственное отношение и формулировать свою точку зрения; с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; организовывать учебное взаимодействие в группе
личностные: принятие и усвоение социальной роли обучающегося; обретение мотивации к изучению нового материала; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях
7. Основные термины, понятия – пантеон, многобожие, обереги, монотеизм, ритуал, жрец
8. Оборудование :
1) компьютер;
2) презентация;
3) карта Мира;
4) карточка с заданиями у каждого учащегося;
5) альбомные листы; маркеры
9. План урока:
а) организационный момент:
(Приветствие, фиксация готовности обучающихся к учебному занятию, организация внимания школьников.)
Мы учимся упорно
Стараясь двигаться вперед.
Самый любознательный
Мы, школьный народ!
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
-Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (тема предыдущего урока «Введение в модуль Основы мировых религиозных культур»)
(Ответы учащихся)
-Какие религии вы знаете?
(Ответы учащихся)
-Мы в 4 классе познакомились с ОРКСЭ. Назовите наиболее запомнившиеся вам темы.
(Ответы учащихся)
б) основная часть:
1. Постановка проблемного вопроса
-Послушайте притчу.
Притча «Кто такой бог».
«Где - то в горах была расположена одна деревня, все жители которой были трудолюбивыми людьми и верили в Бога.
Каждый был уверен, что он существует, но никто не знал, как он выглядит. В деревне из поколения в поколение передавалась легенда, что Бог живет за высокими горами, в море. Все слышали эту историю, но никто не решался отважиться на путешествие к морю.
И вот однажды, нашелся смельчак и отправился в путь. Вся деревня его провожала, в надежде, что по возвращению он расскажет, как выглядит Бог.
Когда смелый путешественник достиг моря, его взору открылся великолепный вид, и путник, не раздумывая вошел в море. Он был решительно настроен увидеть там Бога. И он увидел рыбу. Отважный смельчак, окрыленный таким откровением, поспешил вернуться в деревню и всем поведать, что Бог выглядит как рыба.
Жители поверили ему и с тех пор стали поклонятся Богу-рыбе.
Прошло много лет. Поколения сменялись, вера в Бога оставалось такой же крепкой. Но однажды один молодой и целеустремленный юноша, так же как и когда-то первый смельчак, решился на путешествие. Он отправился в путь, в надежде самолично увидеть Бога-рыбу.
Опять собрались все жители, проводили его, и стали ждать возвращения.
И смелый юноша вернулся какое-то время спустя. Каково же было всеобщее удивление, когда юноша стал утверждать, что он не видел Бога-рыбу, а увидел Бога-осьминога, и что первый смельчак ошибся.
Все жители деревни всполошились и возник спор: кто же прав, действительно ли ошибся первый путешественник? Тогда решили отправить третьего смельчака, чтобы все сомнения развеялись. И такой нашелся.
Спустя какое - то время, пока третий смельчак был в своем нелегком путешествии к морю, жители деревни разделились на два лагеря: одни верили в Бога-рыбу, а другие всей душой приняли Бога-осьминога.
Когда же, наконец, третий отважный вернулся в деревню, конфликт разгорелся с новой силой. Вернувшийся смельчак с уверенностью в голосе утверждал, что первые два были неправы и Бог выглядит как уж.
- Как вы думаете, какова главная мысль-мораль этой притчи?(«Каждый считал, что бог может выглядеть по – разному» и другие ответы учащихся)
-А почему путешественники приняли за Бога разные существа?
(Ответы учащихся)
-Подумайте и скажите, в кого же тогда верили древние люди?
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
(Ответы)
2. Постановка цели, формулирование темы урока
-Попробуйте сами сформулировать и назвать тему нашего урока. Поработайте в группах. Ответы запишите на листочках.
(Учащиеся формулируют тему урока (в группах), записывают на листочках, высказывают собственное мнение).
«Люди верят в разных богов»
«Люди считают, что боги разные»
«Как возникли разные верования в религии»
«Во что верили древние люди» и т.п.
Тема нашего урока «Возникновение религий. Древнейшие верования».
(Слайд 1)
Сегодня мы также узнаем значения слов «многобожие, обереги, монотеизм, ритуал, жрец».
- Кто из вас знаком с понятием пантеона? Многобожия?
(Слайд 2)
- Многобожие – религия, в которой почитается много богов.
-Кто из вас читал мифы разных народов?
-Что запомнилось вам из прочитанного?
(Слайд 3: определение понятия «Миф»)
3. Комментированное чтение статьи «Первые религии».
У древних египтян было множество богов. Бог солнца Ра считался главным богом. Каждое утро он проплывал в своей лодке по небосводу, освещая землю. Особо почитали бога мудрости Тота. Он изображался в виде человека с головой птицы ибис. По мнению египтян, Тот научил людей письму, счету, разным знаниям.
(Слайд 4: Бог солнца Ра, бог мудрости Тот).
-Но не все духи и боги были добрыми и благоволили людям. А как люди могли защитить себя от злых духов?
(Использовали разные предметы – медальоны, куклы, кости животных и кулоны, монеты, которые защищали их.)
-Как вы думаете, как назывались эти предметы одним словом?
(Слайд 5)
-Обереги
4. Физминутка
Религиозный ритуал помогал усопшему фараону совершить переход из царства живых в царство Осириса, где он превратится в звездное божество. Для этого нужно было совершить множество церемоний.
(Слайд 6)
-У наших далеких предков-древних славян также было немало богов и духов, которые отождествлялись с силами природы. Самым ярким из них был Род-бог творец. Внешне боги были похожи на людей, но многие из них могли превращаться в животных, в образе которых они и представали перед людьми. Среди них Белбог, Велес, Даждьбог, Перун, Лель, Сварог и другие.
-Служителями культа в этих цивилизациях были жрецы. Их задача заключалась в служении богам и совершении обрядов, основным из которых являлось жертвоприношение. После жертвоприношения жрец обычно произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участники церемонии. (Слайд7)
(По ходу урока все новые слова вывешиваются на доске)
Запись в тетрадь терминов и понятий.
в) заключительная часть урока (подведение итогов):
Тест «Возникновение религий».
- Когда возникли у человека религиозные чувства?
а) в современное время
б) на самом раннем этапе истории развития человечества
в) когда человек научился читать и писать
- Во что изначально верили люди:
а) в духов
б) в богов и духов
в)в единого Бога
- Как называется религия, в которой почитается много богов.
а) многобожием
б) пантеон
в) верование
(слайд8)
(Проверка осуществляется по слайду)
6. Рефлексия.
Беседа.
-Почему древние люди заботились о душах своих предков?
-Что такое пантеон?
-У какого народа возникла вера в Единого Бога?
- Молодцы. Вы успешно справились с работой.
-А теперь оцените вашу работу на уроке самостоятельно. Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили фразы:
Сегодня на уроке я узнал ......
Мне было особенно интересно .....
(учащиеся записывают на своих карточках ответы, отвечают устно)
Домашнее задание: 1) подготовить сообщение о почитании священных животных древними и современными людьми; 2) нарисовать в тетради минору.
Список использованной литературы
- В. А. Тишков, Т. Д. Шапошникова «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Книга для учителя. 4-5 классы. М., «Просвещение», 2012 г.
- Учебник: Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М. «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России» :учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Русское слово», 2012 (Инновационная школа).
- М.Т. Студеникин «Основы светской этики»: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Русское слово», 2015 (Инновационная школа).
- http://nlo-mir.ru/mistika/37037-slavjanskie-bogi.html
- http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/09/picture-136188-1481305446.jpg)
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/30/picture-260459-1369936197.jpg)
Конспект урока по теме "Возникновение религий. Древнейшие верования".
На данном уроке ученики узнают, как возникли религии, знакомятся с древнейшими верованиями....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/30/picture-260459-1369936197.jpg)
Конспект урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".
Данный урок является продолжением по теме. Основные термины и понятия урока - христианство, ислам, буддизм, нирвана....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-473137-1421338185.jpg)
Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»
Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-473137-1421338185.jpg)
«Возникновение религий. Древнейшие верования.»
Презентация на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/02/picture-234210-1364921081.jpg)
Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Древнейшие верования"
Конспект урока по предмету ОРКСЭ. 4 класс. Модуль "Основы религиозных культур народов мира"....
Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....