Рабочие материалы учителя по основам религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы православной культуры".
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочие материалы учителя составлены в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование содержит характеристику деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_a_osnovy_pravoslavnoy_kultury_markova_o.v.docx | 69.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 2 имени В. В. Тихонова
Павлово-Посадского муниципального района Московской области
Утверждаю
Директор
________ (М. Б. Серова)
. Пр. №____от ________ 2017
Рабочие материалы учителя
по
основам религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы православной культуры»
4 класс
Составитель:
Маркова Ольга Валерьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2017 г.
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры».
4 класс.
Рабочие материалы курса «Основы православной культуры» разработаны на основе рекомендаций Министерством образования и науки Российской Федерации для учащихся 4 класса.
Автор программы: А. Я. Данилюк «Просвещение», 2014. Рабочие материалы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.), примерной основной образовательной программы МОУ лицея № 2 имени В.В. Тихонова.
Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законных представителей) учащихся. Рабочие материалы модуля «Основы православной культуры» рассчитаны на 35 часов. По учебному плану МОУ лицея № 2 имени В.В. Тихонова на 2017 – 2018 учебный год на изучение «Основ православной культуры» в 4 классе выделен 1 час в неделю. Согласно годовому календарному графику МОУ лицея
№ 2 имени В.В. Тихонова и расписанию уроков на 2017 – 2018 учебный год календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
Планируемые результаты учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:
первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
- освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
- формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
- знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
- осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
- формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
- формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Основное содержание учебного материала.
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина (1ч)
Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности. Внеурочная деятельность: экскурсия в исторический или краеведческий музей. Культурное многообразие России.
Культура и религия (1 ч)
Особенности восточного христианства. Культура и религия. Что такое культура? Что такое религия? Как человек создаёт культуру. Истоки русской культуры — в православной религии.
Человек и Бог в православии (1 ч)
Бог — Творец, который создал весь мир и человеческий род. Дары Бога человеку. Вера в Бога и её влияние на поступки людей.
Православная молитва (1 ч)
Что такое православие. Что значит молиться. Три вида православных молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие.
Кто такие святые. Священное Предание. Молитва «Отче наш». Искушение, испытания, трудности.
Библия и Евангелие (1 ч)
Кто такие христиане. Христианство. Священное Писание Ветхого Завета. Христос. Библия – книга книг. Части Библии. Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притчи. Евангелие.
Проповедь Христа (1 ч)
Учение Христа. Нагорная проповедь. О мести. О богатстве. Духовные сокровища. «Царствие Божие внутри вас». Завет Христа.
Христос и Его крест (1 ч)
Как Бог стал человеком (Богочеловек Христос). Голгофа. Царство Божие, Царство Небесное. Жертва Христа. Распятие. Символика креста. Крест — символ любви к людям.
Пасха (1 ч)
Воскресение Христа. Пасха Христова. Встреча Пасхи. Пасхальный гимн. Празднование Пасхи.
Православное учение о человеке (1 ч)
Библия о происхождении души. Душа и тело. Внутренний мир человека. Образ Божий в человеке. «Подумай о душе». Болезни души.
Совесть и раскаяние (1 ч)
Добро. Зло. Грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в раскаянии.
Заповеди (1ч)
Десять заповедей, данных Моисею Богом. Почитай отца твоего и матерь твою. Не убий. Не укради. Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй (как зависть гасит радость).
Милосердие и сострадание (1ч)
Милосердие – забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие и дружба. Милосердие и плата. Ближний. Милостыня. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви.
Золотое правило этики (1 ч)
Главное правило человеческих отношений — не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Неосуждение. Люби грешника и ненавидь грех.
Храм (1 ч)
Православный храм – его устройство и убранство. Иконы. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Что люди делают в храме. Благословение. Правила поведения в различных общественных местах
Икона (1 ч)
Икона. Зачем изображают невидимое. Чем икона отличается от картины. Свет иконы. Нимб. Икона и молитва. О чём молятся православные христиане перед иконой.
Творческие работы учащихся (1 ч)
Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия.
Подготовка к выполнению праздничного проекта.
Подведение итогов праздничного проекта (1ч)
Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом.
Презентации результатов работы и их обсуждение.
Как христианство пришло на Русь (1 ч)
Церковь. Крещение Руси. Князь Владимир. Крещение – это присоединение к Церкви. Вера в Единого Бога. Святая Русь. Как изменилась жизнь киевлян после их крещения.
Подвиг (1ч)
Что такое подвиг. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.
Внешний и внутренний мир человека: какой труднее изменить?
Заповеди блаженств (1ч)
Заповеди блаженств. Нищие духом. Царство Небесное. «Царство Божие внутри нас». «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». «Блаженны кроткие». «Блаженны милостивые». «Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Блаженны чистые сердцем».
Зачем творить добро? (1ч)
Как подражают Христу. Самоотверженность. Святой. Почему христиане благодарны Христу.
Чудо в жизни христианина (1 ч)
Святая Троица. Добродетель. Главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь.
Православие о Божием суде (1 ч)
Как видеть в людях Христа. Легенда о Христофоре. Вера христиан в бессмертие. Как вера в Божий суд влияет на поступки людей.
Таинство Причастия (1 ч)
Тайная вечеря. Христианские таинства – Крещение и Причастие. Литургия. Главное назначение Церкви.
Монастырь (1ч)
Монастырь — образ Царствия Божия на земле.
Кто такие монахи. Кто такие иноки. Почему люди идут в монахи. Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Послушание. Монашество. Монашеские обеты. Постриг монаха.
Отношение христианина к природе (1 ч)
Что делает человека выше природы. Книга природы и Библия. Ответственность за мир. Христианское милосердие. Милосердие к животным.
Христианская семья (1 ч)
Семья — это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Венчание в храме. Тактичность и любовь в отношениях членов семьи. Взаимное прощение и терпение членов семьи. Какое поведение называется хамским. Семейные праздники и семейные традиции.
Защита Отечества (1 ч)
Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества. Дмитрий Донской. Александр Невский. Фёдор Ушаков.
Христианин в труде (1 ч)
Заповеди Творца первым людям. Нарушение четвёртой заповеди – заповеди о посте. ТРУД – это лекарство, которое прописано человечеству Богом.
Любовь и уважение к Отечеству (1 ч)
Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу. Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Консультация учителя, как готовиться к урокам 33, 34. Творческие работы (дома с родителями или законными представителями) на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)
Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма (1 ч)
Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги. Культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности. Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий.
Внеурочная деятельность: посещение культового сооружения других религий (или заочная экскурсия «Религиозные святыни мира», «Религиозные святыни России»).
Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики (1 ч)
Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон.
Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи (1ч)
Семья как основа жизни человека. Род и семья — истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо.
Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике (1 ч)
Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир.
Календарно-тематическое планирование.
Дата урока | № уро ка | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | |
по плану | коррек тировка | |||
1 | Вводный инструктаж по т/б. Россия – наша Родина. | Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному. Размышлять о роли духовных традиций народов России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми. | ||
2 | Культура и религия. | Выделять тему и идею текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии. Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о других, любить друг друга, не лениться, не лгать). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
3 | .Человек и Бог в православии. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке фактов действительности. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным опытом. Рассказывать о дарах, которые Бог дал человеку; о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, на развитие их творческого потенциала. Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, разум, совесть, доброта, любовь). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
4 | Православная молитва. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Изучить новые понятия: православие, благодать, святые, молитва – в контексте православной культуры; различные типы молитв, молитву «Отче наш»; жития святых. Составлять рассказ по иллюстрации, выполнять выборочный пересказ текста. Анализировать художественный текст с помощью вопросов и заданий к нему. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Находить нужную информацию в учебнике. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
5 | Библия и Евангелие. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Библии и Евангелии, о библейских притчах. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Участвовать в рассуждении на заданную тему; аргументировать свою точку зрения; делать выводы и обобщения на основе полученной информации. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
6 | Проповедь Христа. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Нагорной проповеди, о новизне отношений Бога и человека в Новом Завете. Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с содержанием учебника. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
7 | Христос и Его крест. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о земной жизни, деяниях и сущности Иисуса Христа; о смысле смерти Иисуса на кресте; о символике православного креста. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
8 | Пасха. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Самостоятельно читать учебный текст, отвечать на вопросы по прочитанному. Рассказывать о роли Иисуса Христа в православии, о Его жертве ради спасения людей. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте (пост. Воскресение, Пасха). Систематизировать свои знания; применять навыки смыслового чтения. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с текстом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
9 | Православное учение о человеке. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о православном учении о человеке; о том, чем Бог одарил человека; что такое внутренний мир человека; как Библия рассказывает о происхождении души. Рассуждать о духовно-нравственных проблемах, обсуждать их в группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
10 | Совесть и раскаяние. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: добро, зло, совесть, покаяние; рассказывать о значении покаяния в православии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Выполнять выборочный пересказ текста. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Создавать собственные тексты-рассуждения на морально-этические темы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
11 | Заповеди | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о том, что такое заповеди, какие заповеди Бог дал Моисею. Анализировать содержание десяти заповедей с религиозной и нравственно-этической точки зрения. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
12 | Милосердие и сострадание. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: милосердие и сострадание; рассказывать о том, что одно из дел милосердия — милостыня; о библейских притчах. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. Соотносить прочитанное с личным опытом. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
13 | Золотое правило этики. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о золотом правиле этики — главном правиле человеческих отношений; о неосуждении — проявлении милосердия к человеку. Рассуждать, как правильно указать человеку на его ошибки. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным жизненным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
14 | Храм. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать об устройстве православного храма, особенностях службы в храме. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Работать в группе, выслушивая мнения друг друга, приходить к общему результату и представлять его. Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Выполнять выборочный пересказ текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
15 | Икона. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Рассказывать о том, чем икона отличается от картины; почему человек в православии воспринимается как святыня. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом учебника. Участвовать в беседе. Анализировать высказывания нравственного содержания и соотносить их с личным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
16 | Инструктаж по т/б. Творческие работы учащихся. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщать, закреплять и систематизировать представления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры». Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
17 | Подведение итогов праздничного проекта. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Закреплять представления о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщать и систематизировать знания. Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность. | ||
18 | Как христианство пришло на Русь. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Иметь представление о том, как пришло христианство на Русь, почему Русь называют Святой. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
19 | Подвиг. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о том, что такое подвиг и жертвенность. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
20 | Заповеди блаженств. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать об учении Христа, о Нагорной проповеди Христа, о заповедях Христа, данных людям в Нагорной проповеди. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
21 | Зачем творить добро? | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о том, какие причины есть у христиан, чтобы не быть эгоистами; о христианских легендах и притчах; об апостоле Андрее Первозванном. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
22 | Чудо в жизни христианина. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о том, что в христианстве в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы; о том, что такое христианские добродетели. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Делать выводы о необходимости соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Анализировать свои и чужие поступки с морально-нравственных позиций. Работать в группах и представлять результаты своей работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
23 | Православие о Божием суде. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о евангельских притчах и христианских легендах; о том, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Работать в группе; представлять результаты коллективной или индивидуальной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
24 | Таинство Причастия. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать об одном из основных православных таинств; о Литургии; о жизни Церкви. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
25 | Монастырь. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать об истории возникновения монастырей, о повседневной монастырской жизни, о нравственных нормах монашества. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений, лексические средства на новом содержательном и мировоззренческом уровне. Соотносить духовно-нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинения на морально-этические темы. Работать в парах или группах. Представлять результат этой работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
26 | Отношение христианина к природе. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Соотносить содержание учебного текста с иллюстративными материалами. Рассказывать о том, почему, познавая мир, христианин постигает и замысел его Творца; почему в мире нужно не только познавать, но и трудиться; как отношение к природе связано с милосердием. Осуществлять поиск необходимой информации в тексте учебника и других источниках для выполнения учебных заданий. Участвовать в подготовке проектов. Представлять результаты коллективной работы. Соотносить духовно-нравственные проблемы с реалиями жизни и личным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
27 | Христианская семья. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, что такое венчание; о взаимоотношениях членов православной семьи, о библейских текстах и произведениях древнерусской литературы о семье. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
28 | Защита Отечества. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важнейших понятиях учебника; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине. Размышлять о том, что войны бывают справедливыми (оборонительными); о том, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказывать со святых – защитниках Родины. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
29 | Христианин в труде. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о первом грехе людей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан. Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе. Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний. Соотносить изученное с примерами из произведений фольклора и художественной литературы. Актуализировать и систематизировать полученные знания. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важнейших понятиях курса; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине; о ключевых понятиях урока «служение», «патриотизм». Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы. Использовать основные понятия курса в устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
31 | Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинение. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
32 | Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах разных народов России. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
33 | Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов России. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
34 | Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать об отношении к труду и природе в различных религиях и светской этике. Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении курса ОРКСЭ. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Зам. директора по УВР
начальных классов _______________(Паламарчук В.Н.)
_______ (Сальхина С.И.) ________________ 2017 год
________________ 2017 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"
Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Культура и мораль»
Технологическая карта урока "Культура и мораль"...
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» «ОНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Тема урока: «Внутреннее строение и убранство храма»
В последние десятилетия произошли серьезные изменения в школьном образовании, появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», составленныйна основе федерального госуд...