Урок ОРКСЭ "Нравственный поступок"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цели урока: Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок». Подвести учащихся к осознанию того, что совершать нравственные поступки – духовная радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_urok.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Березина Татьяна Александровна
Г. Саратов, МОУ «СОШ № 72»
Учитель начальных классов
ОРКСЭ
4 класс
Нравственный поступок, тема № 19.
Базовый учебник: А.Я.Данилюк: Основы светской этики. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012. – 63 с.
Цели урока: Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок». Подвести учащихся к осознанию того, что совершать нравственные поступки – духовная радость.
Задачи:
- личностные: формирование внутренней установки на нравственный поступок как элемента самосознания.
- метапредметные: формирование умения анализировать основные признаки нравственного поступка и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. Развитие навыков смыслового чтения. Умение применять знания для выбора способов решения этических задач. Развитие у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки на основе этических категорий (нравственность и нравственный поступок). Развитие сотрудничества в процессе работы в команде; умение определять общую цель и достигать ее совместными усилиями; умение отстаивать свою этическую позицию, но уважать право на иное мнение.
- предметные: понимание нравственного поступка как соединения нравственных качеств личности.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. Ресурсы: рассказ В.Осеевой «Пёрышко», сказка В.Катаева «Цветик-семицветик»; пословицы, поговорки, высказывания великих людей; Основы светской этики. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012. – 63 с.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1. | Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Игровой приём «Улыбка» Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю. От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе. | 1 мин. | |
2. | Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. | Каждый день мы совершаем поступки. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей и разберемся, что же такое нравственный поступок? - Как вы понимаете слово поступок? - Прочитайте в своих учебниках что такое поступок на с. 40. -Послушайте рассказ В. Осеевой «Перышко» (Приложение 1) - Почему плакал Миша? - Как вы оцениваете поступок Феди? - Правы ли другие ребята? - Как вы считаете, можно ли по поступкам оценивать человека? Вывод: Выбор в пользу того или иного поступка делает сам человек. - Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А какой безнравственным? -Прочитайте в учебнике что такое нравственный поступок на с. 40. -Какое действие называется нравственным поступком? Заполним схему признаков нравственного поступка. (Схема у каждого ученика.) Вывод: Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, средства достижения цели, само действие и результат. -Помните сказку В. Катаева «Цветик-семицветик»? -На какие желания истратила Женя шесть лепестков волшебного цветка? -Много ли пользы было в этих желаниях? - Послушайте конец этой истории. (Приложение 2) - Какой поступок с точки зрения нравственного поступка совершила Женя? -Как чувствовала себя Женя в момент совершения поступка? | (Ответы детей) (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их.) (Это действие, которое человек совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.) (Заполнение схемы) (-Вели, чтобы я была дома с баранками! -Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! -Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! -Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! -Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! -Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.) | 20 мин. |
3. | Этап 3. Практикум | - Ребята, сегодня вы будете работать по группам. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 5 минут. 1 группа - Как вы понимаете фразу из учебника: «…при выполнении действия важнее средства. Они могут сделать поступок моральным, нравственным или, наоборот,…безнравственным»? Приведите пример. 2 группа: Рассмотрите рисунки в учебнике. Какие поступки с точки зрения добра и зла совершают на нем персонажи? 3 группа: Закончи предложения: 1) В своих поступках человек должен ориентироваться на ________________. 2) Цель поступка важна, но не менее важны____________________________. 3) Нравственным можно назвать человека, который совершая поступок __________________________________. 4 группа. Задание: соединить части пословиц (карточки в конвертах №3 и №4). Как вы понимаете эти пословицы? Не плюй в колодец, // пригодится воды напиться. Заварил кашу, // расхлебывай. В ком добра нет, // в том и правды мало. Не одежда красит человека,// а добрые дела. | (Работа по группам) | 14 мин. |
4. | Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | Проверка полученных результатов, осуществление коррекции. - Какими же качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки? - Достаточно ли для развития личности развития одного из этих качеств? - Можно ли назвать нравственный поступок «доброе дело»? | (Ответы детей) (Нет) (Да) | 4 мин. |
5. | Этап 5. Подведение итогов. | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам. - Как вы понимаете фразу из учебника: «Только добровольный поступок, когда человек мог поступить иначе, но выбрал именно эти действия, говорит о его нравственности. Кроме этого важно … каким образом действовал человек» Подведем итоги нашей работе. -О каких поступках мы говорили? -Чему вы сегодня научились? -Каким может себя почувствовать человек совершивший «доброе дело»? Закончить наш урок я хочу мудрым советом великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому стать лучше». | (Ответы детей) | 5 мин. |
6. | Этап 6. Домашнее задание | На выбор: 1.Вспомните сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Проанализируйте одну из проделок Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка. Сделайте вывод. 2.Как ты понимаешь утверждение: «Не всякое действие поступок?» | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Честный и не честный поступок"
Урок развития речи. Направлен на развитие творческого мышления, эмоционального мира ребенка....
Урок внеклассного чтения в 3 классе. "Посеешь поступок- пожнешь привычку"
Урок внеклассного чтения в 3 классе....
Урок по ОРКСЭ №19,20. Ноавственный поступок. Золотое правило нравственности
Материал представляет собой презентацию к уроку, комментарий к слайдам...
Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 19
В данной работе представлен первый урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Урок предполагает получение учащимися первичных пред...
Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 20
В данной работе представлен второй урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Второй урок расширяет знания детей о нравственном по...
Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 21
В данной работе представлен третий урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».Урок отводится на обобщение изученного материала в хо...
Урок "Нравственный поступок" по модулю ОРКСЭ "Основы светской этики"
"Нравственный поступок" предмет ОРКСЭ разработка урока...