Урок основы православной культуры
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока « Светлый праздник Пасхи» 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 461 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
« Светлый праздник
Пасхи»
Подготовила и провела : Кривова Надежда Евгеньевна
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с русским праздником Пасхи, её историей, традициями.
- воспитывать уважительное отношение к народным традициям, праздникам.
Что нужно подготовить:
- Рисунки на тему «Пасха»
- Поделки, открытки.
- Яйца ( раскрашенные детьми)
- Карандаши, фломастеры, кисти, краски, банки с водой.
- Заготовки для открыток.
- Яйца деревянные для игр.
- Заготовки – раскраски для задания « Раскрась яйца»
- Желоб из картона для катания яиц.
- Маленькие сувениры для игр.
(1 слайд)
Учитель: Христос Воскрес!
Любуйтесь, детки,
Небесной яркой синевой.
Весна нарядит пышно ветки
Пушистой нежною листвой
- слайд)
1 ученик: Пасха – это праздник праздников! Православная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.
(3 слайды )
2 ученик: Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха.
Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения.
(4 слайд)
3 ученик: Мария Магдалина решила сообщить о воскресении Иисуса Христа римскому императору. Она взяла для него подарок — куриной яйцо, которое в те времена символизировало возрождение новой жизни и чудо. Но Тиберий рассмеялся ей в лицо: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес». И в тот час же яйцо покраснело, — Воистину воскрес! — воскликнул изумленный император.
( 5 слайд)
4 ученик: Вот откуда взялась традиция красить яйца. В старину их красили именно в красный цвет, что также символизировало кровь Христа, и только со временем яйца стали не только красить (причем, в разные цвета), но и расписывать, украшать разными способами, что отражает радость, которую несет христианам Пасха.
( 6 слайд)
5 ученик: Символом Пасхи яйцо стало давным - давно.
С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы. Иными словами, перехода от смерти к жизни. Яйцо – символ жизни.
( 7 слайд)
6 ученик: Люди задолго начинают готовиться к Пасхе. В память о терпении Иисуса, о том, как он, 40 дней провел в пустыне, где ничего не ел, боролся с различными искушениями, верующие люди, которые хотят доказать свою веру, держат строгий Пост, то есть употребляют в пищу очень ограниченный круг продуктов. В основном это фрукты, овощи, крупы и хлеб.
( 8 слайд)
7 ученик: Но время Поста это не только воздержание от пищи. Люди много размышляют, молятся, стараются не грешить, жить в мире и согласии с близкими и другими людьми, не развлекаться, работать. За время Поста люди очищаются, духовно обогащаются и приближаются к Господу.
(9 слайд)
8 ученик: В последнюю неделю перед светлым праздником Пасхи люди тщательно убирают свои жилища, украшают цветами, красят яйца и начинают готовить пасхальную пищу, куличи, пасхи. В пятницу, вспоминая о страшной смерти Господа на кресте, люди не занимаются мирскими делами.
Задание 1: Попробуйте и вы разукрасить пасхальное яйцо.
( 10 слайд )
Во время разукрашивания яиц, ансамбль ребят исполняет песню.
ПАСХАЛЬНОЕ ЯИЧКО
Слова и музыка Н. Тананко
( Если дети не закончили можно загадать загадки.)
(11 слайд)
9 ученик: В субботу в Церкви освящают яйца и другие кушанья: куличи, сыр, которые символизируют благополучие, плодородие.
(12 слайд)
10 ученик: С субботы на воскресение в Церквях проходят праздничные Богослужения, которые завершаются Крестным ходом. Это торжественное шествие священнослужителей и прихожан под трезвон колоколов навстречу воскресшему Христу. Это очень радостное и долгожданное событие.
(13 слайд)
11 ученик: Раньше, по возвращении домой, все садились за праздничный стол, за которым собирались родственники. Трапеза начиналась с освященных яиц. Хозяин дома подходил к каждому по очереди со словами: «Христос воскрес!» и целовал.
Учитель: ( При этом, первое яйцо принято было делить на части по количеству сидящих людей за столом, это оказывало содействие укреплению семьи, сохранению любви и уважения ко всем членам семьи. Крестьяне с особым почтением относились к остаткам воскресной пищи. Вот, например, яичную скорлупу нельзя было выбрасывать, ее измельчали и сыпали на огород или пашню, чтобы уберечь их от неурожая и града.
По поверью считалось, если зарыть пасхальное яйцо в огороде, то это будет способствовать плодородию, избавит от сорняков и будет высокий урожай. А яйцо, запрятанное в хлеву, увеличит надои, будет охранять животных от болезней и поможет получить большой приплод. Также с помощью пасхальных яиц находили потерянные вещи, заблудившуюся овцу или корову. Пасхальное яйцо - играло роль оберега во многих случаях жизни, оно предотвращало кражи, избавляло от пожаров и способствовало их быстрому тушению.)
На праздничный завтрак подавали кулич, он должен быть съеден до самой последней крошечки, выбрасывать их нельзя.
( 14 слайд)
11 ученик: Кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. При еде кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ее оставшуюся часть кулича.
( 15 слайд)
Учитель: ( И, конечно же, по старому русскому обычаю, в эти пасхальные дни посылались и разносились дары бедным и неимущим, родственникам и совсем не знакомым людям в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы. Не обделялись и нищие, странники - ведь в народе говорили, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».)
(16 слайд)
12 ученик: Существовало поверье, касающееся колокольного звона. В праздник Пасхи колокольный звон способен излечивать больных, оказывать содействие успеху в жизни и исполнению желаний. Целодневный звон означал духовное торжество и сердечную радость прихожан о победе над врагами, нашего спасения. Всю пасхальную неделю любому желающему дозволяется подняться на колокольню и позвонить в колокола.
13 ученик читает стихотворение КОЛОКОЛА В. Шамонин
(17 слайд)
14 ученик: На Пасху Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им: "Воистину Воскресе".
(18 слайд)
15 ученик: Раньше было принято христосоваться и целовать трижды друг друга.
( 19 слайд)
16 ученик: Любимое соревнование детворы и взрослых «Чоканье» пасхальными яйцами. Выигрывает тот, в чьих руках яйцо после столкновения останется целым. Кто желает поучаствовать?
( Ребята играют )
(20 слайд)
17 ученик: Забава, похожая на настольную игру «Катанье яиц».
На поверхности расставляют разные предметы. Потом катают яйцо. Чье яйцо какого предмета коснется – тому и достается этот предмет. Поиграем!
( Несколько желающих играют в эту игру)
(21 слайд)
18 ученик: Еще одна забава , устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрывал тот, чье яйцо укатывалось дальше всех. Попробуем!
( Желающие пробуют свои возможности)
(22 слайд)
19 ученик: Раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили.
Получались красивые «мраморные» яйца.
( 23 слайд)
20 ученик: Празднование Пасхи у православных никогда не бывает раньше католической.
Бывает всегда либо вместе, либо позднее католической. Освящают пасхальные яйца и куличи, дарят друг другу. Христосуются. Чокаются яйцами. На колокольнях звучит Благовест. Обильный праздничный стол.
( 24 слайд)
21 ученик: Празднование Пасхи у католиков
Всегда бывает вместе либо раньше православной. Благовест, яйца, куличи - как у православных. Обязательно Пасхальный заяц или кролик, как съедобный, так и сувенирный. Нет обычая христосоваться.
( 25, 26 слайд)
22 ученик: Посмотрите на слайды. Вы увидите, как по - разному можно украсить яйца.
( 27, 28 слайд)
23 ученик: А вот какие пасхальные открытки мы можем сделать своим родным и близким.
Задание 2. Нарисуйте пасхальную открытку.
Во время работы дети слушают о Пасхальных приметах и поверьях.
(29 слайд)
Учитель : А если вы можете чуть- чуть вышивать, то эти образцы помогут вам.
(30 слайд)
Учитель: Наше мероприятие подошло к концу.
Дети хором исполняют песню «Поселились птицы в гнездах» Слова и музыка Н. Тананко
Учитель: Христос воскрес! Воистину воскрес!
Приложение
Для великого праздника ПАСХА
1. ПАСХАЛЬНОЕ ЯИЧКО
Слова и музыка Н. Тананко
Рисую я отлично
И с красками дружу.
Пасхальное яичко
С любовью распишу.
Возьму поярче краски,
Чтоб было веселей.
Любимый праздник — Пасха
Для взрослых и детей.
ПРИПЕВ:
Не будь, мое яичко, печальное.
Сегодня ты красивое – пасхальное
Здесь нарисую цветик,
Здесь — церкови куполок,
На этом будет крестик -
Петрушечный листок.
Вот маленькая птичка
В безоблачном Раю.
Я каждому яичку
Отдам любовь свою.
ПРИПЕВ.
2. КОЛОКОЛА В. Шамонин
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон
3. Открытка
4. Загадки:
1) .Весть летит во все концы: трубят Ангелы-гонцы, |
( Пасха) |
2). Почему для всех людей радость и веселие? – Потому, что празднуем сегодня Христово ... |
(Воскресение) |
3) Солнышко играет, и щебечут птички, украшение стола – красные |
(Яички) |
4) Напекли хозяюшки к празднику в печи пышные, румяные чудо - ... |
(Куличи) 5) Эту сдобную вкусняшку 6) Они бывают разные 7) Как же дружно во дворе 5. Пасхальные приметы и поверья
- В пасхальные вечера девушки капали на крутой кипяток каждая по три капли яйца. Фигурки, которые получались при этом, предвещали женскую долю: удачное ли будет замужество, богат ли будет дом, хороши ли дети. - Внимательно рассматривали девушки и первое пасхальное яйцо в разрезе: чем ближе желток к краю белка, тем ближе замужество; чем ярче желток – тем удачнее брак. А если желток местами не проварился, замужество будет не слишком удачным. - Наши предки свято верили, что пасхальные дни – вещие дни. И примечали все до тонкостей. А события, происходящие на Пасху, полны особого божественного смысла. - Ребёнок, родившийся в Пасхальную неделю, и тем более в Пасху, будет не только удачлив и отменно здоров, но и достигнет высоких чинов. 6. Песня «Поселились птицы в гнездах» Слова и музыка Н. Тананко Поселились птицы в гнездах, Снег растаял как свеча. Пахнет сладким духом воздух Золотого кулича. Дождик солнечный закапал В этот день святых чудес. И меня целуя, мама Говорит: «Христос Воскрес!» Воистину воскрес! Список литературы: 1. А.В. Кураев «Основы православной культуры. 4-5 класс. Москва. Просвещение 2012г. : |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Основы Православной Культуры во 2 классе
Урок на тему "Преображение Господне" во 2 классе по Основам Православной культуры. Программа А.В. Бородиной ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
При подготовке к урокам "Основы православной культуры" использую мног дополнительного материала.Предлагаю вам отобранный материал....
Разработка урока "Основы православной культуры" Пасха
Праздник Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре....
Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"
Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...
Урок основы православной культуры на тему "Светлый праздник Великой Пасхи".
Цели:-показать особое значение и познакомить с традициями, обычаями, играми главного православного праздника – Пасхи.- пробудить интерес к русским обрядам- воспитывать дружелюбие Задачи: - п...
Урок Основы православной культуры ИКОНА
Презентация к уроку модуля ОПК в рамках курса ОРКСЭ...
О воспитании совести на уроках "Основы православной культуры"
В статье предлагаются методы и средства для формирования у школьников установки поступать по совести....