Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»
статья по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»
ФГОС:
Требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы:
- -предметным,
- -метапредметным
- -личностным
Личностные результаты:
- - готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
- -сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений;
- ценностно – смысловых установок
Цели и задачи модуля ОСЭ
Формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению
ЗАДАЧИ
1.Знание основ этических понятий, их смыслового наполнения.
2.Развитие представления о нравственных нормах.
3. Освоение принципов нравственного поведения, развитие ответственности за свой нравственной выбор.
4. Формирование ценностно – смысловых мировоззренческих основ, дающих возможность конструктивно взаимодействовать с людьми в поликультурной среде.
5. Развитие эмоционально – значимого опыта практической реализации ценностных ориентаций учащихся.
Этические принципы
1.Этические принципы вырабатывались в результате эволюции человечества и изменялись в процессе развития общества.
2.Этические принципы основаны на гуманизме, утверждают высшей ценностью – человеческую жизнь.
3.Этические принципы утверждают оптимистическую жизненную позицию.
4.Освоение этики – постепенное принятие этических норм как на сознательном так и на бессознательном уровне.
5. Главный механизм следования нормам- наличие и культивирование нравственных чувств.
Преподавание курса ОРКСЭ способствует накоплению у учащихся культурологических знаний, формированию их общекультурной эрудиции. Особо значимой в современных социокультурных условиях является развивающая внепредметная, внешкольная составляющая данного курса, его нацеленность на достижение результатов воспитания, оценить которые будет возможно в будущем.
Методологическая основа курса «Основы светской этики»
- Культурологический подход
Аксиологический подход
- Системно – деятельностный подход
- Диалогическое взаимодействие с учащимися в процессе обучения
Культурологический подход
Предмет вводится в рамках культурологического подхода – ключевое слово в названии предмета «культура», а не религия и не вероучение. Носит развивающий просветительский и мировоззренческий характер.
Аксиологический подход
Аксиологически направленное развитие и воспитание школьников должно рассматриваться как интегрирующий фактор всей системы образования, направленной на формирование ценностно-смысловой сферы учащихся. Специфика аксиологически направленного развития и воспитания младших школьников состоит в обеспечении интенсивного развития ценностно-смысловой сферы младшего школьника на основе расширения личного опыта ребенка по реализации ценностных установок в деятельности и общении; формирования у него представлений о гуманистических общечеловеческих ценностях, создании нравственного уклада школьной жизни.
Методические пособия
- программа для учителя
- рабочая тетрадь
- методические рекомендации для учителя
Диалогическое взаимодействие с учащимися в процессе преподавания модуля «Основы светской этики»
Технология этического диалога, разработанная А.И.Шемшуриной, позволяет выстраивать этические занятия как глубоко осмысленный и творчески продуманный сюжет. Основана на принципах диалогогового взаимодействия: знания – чувства – поведение и включает следующие компоненты:
1.Завязка. Выход на проблему.
2. Активное совместное размышление
над проблемой.
3. Кульминационный момент.
4. Нравственный выбор.
5. Развязка. Открытый финал.
6. Рефлексия.
Данная технология позволяет выстраивать взаимоотношения с детьми на основе осмысления нравственно-этических категорий.
В процессе диалога учащиеся осуществляют нравственный выбор, открыто защищая и отстаивая собственную позицию, внутренне осмысливая происходящее на этическом занятии, совершая нравственный выбор
Проектная деятельность
Проектирование – от латинского (projectus)- «брошенный вперед»- процесс подготовки описания, необходимого для создания в заданных условиях еще несуществующего объекта, который нужно увидеть, придумать, изобрести
Требования ФГОС к проектной деятельности учащихся
«Программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена на:
- Формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности; навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Собрание проводится с родителями 3 класса во втором полугодии. В кабинете стоит компьютер с интерактивной доской для показа презентации....
План внутришкольного контроля преподавания комплексного курса "Основы религиозной культуры и светской этики"
План внутришкольного контроля преподавания комплексного курса "Основы религиозной культуры и светской этики"...
О модуле «Светская этика» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Сообщение для родителей 3 класса о модуле "Светская этика" комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики"....
Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...
Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс
Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...
КОМПЛЕКСНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
C 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением П...
Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»
Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы б...