Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»
статья по орксэ (4 класс) на тему

Дойникова Нонна Владимировна

ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_uchebnyy_kurs.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»

ФГОС:

Требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы:

  • -предметным,
  • -метапредметным
  • -личностным

Личностные результаты:

  • - готовность и способность к         саморазвитию и личностному самоопределению;
  • -сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений;
  • ценностно – смысловых установок

Цели и задачи модуля ОСЭ

Формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению

ЗАДАЧИ

1.Знание основ этических понятий, их смыслового наполнения.

2.Развитие представления о нравственных нормах.

3. Освоение принципов нравственного поведения, развитие ответственности за свой нравственной выбор.

4. Формирование ценностно – смысловых мировоззренческих основ, дающих возможность конструктивно взаимодействовать с людьми в поликультурной среде.

5. Развитие эмоционально – значимого опыта практической реализации ценностных ориентаций учащихся.

Этические принципы

1.Этические принципы вырабатывались в результате эволюции человечества и изменялись в процессе развития общества.

2.Этические принципы основаны на гуманизме, утверждают высшей ценностью – человеческую жизнь.

3.Этические принципы утверждают оптимистическую жизненную позицию.

4.Освоение этики – постепенное принятие этических норм как на сознательном так и на бессознательном уровне.

5. Главный механизм следования нормам- наличие и культивирование нравственных чувств.

Преподавание курса ОРКСЭ способствует  накоплению у учащихся культурологических знаний, формированию их общекультурной эрудиции. Особо значимой в современных социокультурных условиях является развивающая внепредметная, внешкольная составляющая данного курса, его нацеленность на достижение результатов воспитания, оценить которые будет возможно в будущем.

Методологическая основа курса «Основы светской этики»

- Культурологический подход

Аксиологический подход

- Системно – деятельностный подход

- Диалогическое взаимодействие с учащимися в процессе обучения

Культурологический подход

Предмет  вводится  в рамках культурологического подхода – ключевое слово в названии предмета «культура», а не  религия и не вероучение. Носит развивающий просветительский и мировоззренческий  характер.

Аксиологический подход

Аксиологически направленное развитие и воспитание школьников должно рассматриваться как интегрирующий фактор всей системы образования, направленной на формирование ценностно-смысловой сферы учащихся. Специфика аксиологически направленного развития и воспитания  младших школьников  состоит в обеспечении интенсивного развития ценностно-смысловой сферы младшего школьника на основе  расширения личного опыта ребенка по реализации ценностных установок в деятельности и общении; формирования у него представлений о гуманистических общечеловеческих ценностях, создании нравственного уклада школь­ной жизни.

Методические пособия

- программа для учителя

- рабочая тетрадь

- методические рекомендации для учителя

Диалогическое взаимодействие с учащимися в процессе преподавания модуля «Основы светской этики»

Технология этического диалога, разработанная А.И.Шемшуриной,  позволяет выстраивать этические занятия как глубоко осмысленный и творчески продуманный сюжет. Основана на принципах диалогогового взаимодействия: знания – чувства – поведение и включает следующие компоненты:

1.Завязка. Выход на проблему.

2. Активное совместное размышление

над проблемой.

3. Кульминационный момент.

 4. Нравственный выбор.

5. Развязка. Открытый финал.

6. Рефлексия.

Данная технология позволяет выстраивать взаимоотношения с детьми на основе осмысления нравственно-этических категорий.

В процессе диалога учащиеся осуществляют нравственный выбор, открыто защищая и отстаивая собственную позицию, внутренне осмысливая  происходящее на этическом занятии, совершая нравственный выбор

Проектная деятельность

     Проектирование – от латинского (projectus)- «брошенный вперед»- процесс подготовки описания, необходимого для  создания в заданных условиях еще несуществующего объекта, который нужно увидеть, придумать, изобрести

Требования ФГОС к проектной деятельности учащихся

    «Программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена на:

- Формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности; навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Собрание проводится с родителями 3 класса во втором полугодии. В кабинете стоит компьютер с интерактивной доской для показа презентации....

План внутришкольного контроля преподавания комплексного курса "Основы религиозной культуры и светской этики"

План внутришкольного контроля преподавания комплексного курса "Основы религиозной культуры и светской этики"...

О модуле «Светская этика» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Сообщение для родителей 3 класса о модуле "Светская этика" комплексного курса "Основы религиозных культур и  светской этики"....

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

КОМПЛЕКСНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

C 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением П...

Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»

Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный  модуль: «Основы б...