«Способы оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему
Проблема оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ заключается в её отсутствие, поэтому поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?
Цель – создать информационные условия для формирования целостного представления о качественных и количественных изменениях в условиях внедрения специализированного курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_otsenivaniya_kachestva_obrazovatelnyh_rezultatov_pri_izuchenii_kursa_orkse.pptx | 421.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная задача ФГОС духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества
РЕЗУЛЬТАТ формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности? Особенность курса «ОРКСЭ»
С одной стороны , безотметочная система имеет массу плюсов: освобождает учителя от излишней назидательности; развивает у детей самостоятельность, ответственность, навыки самооценки; снимает боязнь неправильного ответа и получения плохой отметки . С другой стороны, имеет один, но существенный минус: наблюдается снижение мотивации учащихся. Оценивание производит учитель и ученик. Существенно увеличивается роль самооценки и взаимооценки . Результаты оценивания учитель заносит себе в тетрадь, а ученик – в лист оценивания в своей тетради. Главная проблема заключается в выработке инструментария для оценивания достижений учащихся в ходе усвоения курса ОРКСЭ.
Оценка -есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения.
Основные требования к системе оценивания и контроля установить, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут; дать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Принципы оценивания 1) комплексность 2) содержательность и позитивность 3) определённость 4) открытость 5) объективность 6) диагностичность 7) технологичность
Правила оценивания 1-е правило. Что контролировать и оценивать? 2-е правило. Кто оценивает? 3-е правило. Как оценивать? 4-е правило. Где фиксировать результаты? 5-е правило. Когда ставить отметку? 6-е правило. По какой шкале оценивать? ( Необходимый уровень . Программный уровень . максимальный уровень )
Альтернативой отметочной может стать бальная система оценки достижений учащихся в ходе изучения курса ОРКСЭ Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу, по которой будут начисляться баллы, и количество баллов, свидетельствующее об успешном усвоении как отдельных тем, так и курса в целом. На первом занятии в тетрадь ученика вклеивается лист оценивания по курсу ОРКСЭ. Число строк в таблице равно количеству занятий.
Результаты личностные метапредметные предметные
Методы Педагогическое наблюдение Самооценка учащихся по результатам урока мозговой штурм работа по методу TASC концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал), расстановка приоритетов составление логической последовательности
Формы контроля и возможные варианты его проведения: Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная ; эвристическая ; творческая). Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах). Самоконтроль; Фронтальный контроль ; Тестирование, викторины, кроссворды и т.п. Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа.
Лист оценивания по курсу ОРКСЭ Дата Работа на уроке Выполнение домашнего задания Участие в групповой работе Всего 12.10.16 1 балл 1 балл 1 балл 3 балла 19.10.16 2 балла 2 балла 2 балла 6 баллов 26.10.16 3 балла 3 балла 3балла 9баллов
На разных этапах урока учитель и одноклассники оценивают работу ученика, который данные заносит в таблицу. В конце каждого урока ученик может увидеть и оценить степень личного участия в изучении темы, что, в свою очередь, мотивирует школьника, способствует развитию познавательной активности. К тому же бальная система понятна и родителям, и ученикам, и учителю. Самооценка деятельности учащихся на уроке осуществляется через заполнение листов самооценки, которые раздаются в начале года или в начале изучения новой темы. Примеров таких листов достаточно много. Предлагаю один из образцов листа самооценки учащихся . Он прост в обращении, понятен четвероклассникам, наглядно показывает учителю уровень участия каждого ученика в уроке. Базовые критерии достаточно просты: я хорошо выполнил свою работу на уроке; я мог выполнить работу значительно лучше; я плохо работал на уроке. В конце каждого урока ученики оценивают свою работу и вносят результат в таблицу.
Лист самооценки Дата Я хорошо выполнил свою работу на уроке Я мог выполнить работу значительно лучше Я плохо работал на уроке 05.09.16 + 12.09.16 +
17 Образовательные результаты учащихся Форма результата Критерии (признак, основание оценки) Показатели (что наблюдать, отслеживать, измерять) Инструментарий измерения (чем измерять) Знание, понимание Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России Знает символы, традиции, обряды, праздники, атрибуты разных народов России (светских и религиозных Тесты Анкеты Беседы Осведомленность в основах православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики Знает термины, определения, понятия, святые места, основные постулаты священных книг Составление словаря Отзывы о посещении святых мест Презентации Эссе Обобщенные знания понятий духовной культуры и морали 1. Умеет рассказать, назвать, что относится к духовной культуре, рассуждать на эту тему 2. Знает, понимает основные светские и религиозные моральные нормы Презентации Эссе Обсуждение конкретных ситуаций Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества 1. Знает и применяет «золотое правило нравственности» 2. Может ответить на вопросы: стыдно, совестно ли ему и почему. 3. Умеет оценивать поступки как «хорошие» или «плохие» и применять в поведении нравственные нормы взаимоотношений в семье, школе, с друзьями Результаты деятельности Опрос родителей Беседы Тестирование Составление генеалогического дерева Смоделированные ситуации
18 Образовательные результаты учащихся Форма результата Критерии (признак, основание оценки) Показатели (что наблюдать, отслеживать, измерять) Инструментарий измерения (чем измерять) Отношение, переживание чувств Уважение культурных и религиозных традиций многонационального народа России 1. Высказывается позитивно о других культурах, религиях, языках 2. Использует элементы религиозных и культурных традиций в общественной жизни 3. Бережно относится (не ломает, не портит) атрибуту других народов Наблюдения Опрос Презентации Эссе Ценностно-смысловые мировоззренческие основы 1. Может объяснить, что для него значить семья, Родина, друзья, взрослые, учителя 2.Адекватность знаний и поведения Беседа Ролевая игра Наблюдение Поведение Нравственно ориентированное поведение 1. Уровень и глубина выполнения с родителями домашних заданий 2. Умение сотрудничать, работать в группе 3. Умеет сопереживать, помогать другим. 4. Умение вести себя дома в общественных местах, соблюдая правила 5. Участие в религиозных и светских праздниках Домашние задания Тренинг Результаты деятельности Участие в акциях Опрос родителей Наблюдение
19 Образовательные результаты учащихся Форма результата Критерии (признак, основание оценки) Показатели (что наблюдать, отслеживать, измерять) Инструментарий измерения (чем измерять) Поведение Способность общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде 1. Умеет строить позитивные отношения , дружить с людьми других национальностей 2. Организует и участвует в праздниках и мероприятиях различных конфессий Наблюдение Беседа Анкета Умение вести диалог с представителями других культур и мировоззрений 1 . Доброжелательность, терпимость в отношении к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. 2. Умеет задавать вопросы и слушать, не перебивая 3. Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека Наблюдение Тренинг Ролевая игра
Творческие проекты Изучение курса завершается работой над творческим проектом . Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Учитель не ограничивает в выборе тем: каждый ученик должен выбрать то, что по-настоящему будет ему интересно. Главным этапом в проектной деятельности является защита проекта, которая может проходить в форме праздника, конференции или в рабочей обстановке, на уроке. Традиционно оценивает работу над проектом учитель, используя критерии и показатели подготовки, результатов и презентации проекта. Можно предложить ученикам оценить работу своих одноклассников, существенно упростив критерии оценивания.
Защита проектов Дружба Добро и зло
Критерии и показатели оценки проекта для ученика Показатели Индикаторы(в баллах) Объем и глубина знаний по выбранной теме Наглядность Умение отвечать на вопросы Культура речи выступающего Соблюдение регламента
Педагогическое наблюдение Проследить динамику развития личностных качеств ученика позволяет педагогическое наблюдение . Данный метод позволяет фиксировать и оценивать разные аспекты формирования социальных навыков. Аспекты для наблюдения учитель формулирует сам в зависимости от целей наблюдения.
Итак, правильно организованная система оценивания результатов и средств контроля на уроках ОРКСЭ, позволит оценить уровень знаний и результаты развития личностных качеств каждого ученика. Важно помнить, что система оценивания должна быть ориентирована на успех, содействовать повышению мотивации учеников, становлению и развитию самооценки.
СРЕДСТВА И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОРКСЭ НАПРАВЛЕНЫ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования; родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка; учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся.
«Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка – вот наши главные лекарства. И ещё – полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь.» Дубровский А.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственных и духовных качеств ребенка посредством изучения курса ОРКСЭ
Статья для выступления на педсовете по заданной тематике. К ней имеется презентация-споровождение, которую вы также сможете найти на моем мини-сайте....
«Способы оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»
«Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка – вот наши главные лекарства. И ещё – полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь.»...
Способы оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ
Оценочная система по курсу ОРКСЭ...
Цели и задачи ООП НОО, способы оценивания, планируемые образовательные результаты.
laquo; Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формиров...
ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОРКСЭ
Как понять педагогу уровень освоения младшим школьником данных тем? Ведь это не математика, где учитель оценивает точные знания. Как оценить знания, если объектом оценивания становиться нравстве...
Комплексная работа как способ оценивания достижения метапредметных результатов.
Проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных...