Добродетель и порок
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель урока: Расширить теоретические знания о добродетели и пороке.
Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Задачи: Познакомить школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком.
Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Воспитание в детях добродетельные качества.
Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.
Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_ose.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Добродетель и порок
Цель урока: Расширить теоретические знания о добродетели и пороке.
Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Задачи: Познакомить школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком.
Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Воспитание в детях добродетельные качества.
Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.
Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
УУД
Личностные: - воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Коммуникативные: - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе.
Предметные: - знакомство со словами добродетель и порок, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- осознание ценности добродетели и порока в человеческой жизни.
Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения.
- Организационный момент.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой. Мы все улыбнулись и жизнь, пусть на маленькую капельку, стала радостнее и добрее.
2. Проверка домашнего задания.
-Ребята, с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке?
-Как вы понимаете слово ДОБРО? (Добро - нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.)
- Дайте определение понятию ЗЛО. (Противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить)
Б) У каждого на столе лежат тесты. Заполните их.
Тест
------------- образец поступков людей и отношений между ними.
------------ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.
Что считается добрым поступком?
- Дать списать домашнее задание
- Опоздать на встречу с интересными людьми
- Забыть об обещании, данном маме
- Помочь другу в подготовке домашнего задания
Укажите поступки, которые одобряет общество
- Ложь
- Милосердие
- Зависть
- Насилие
Что является последствием злых дел?
- Перемирие
- Радость
- Дружба
- Вражда
- Ненависть
Знание о добре и зле помогает людям
- Проявлять заботу о близких
- Дружить
- Враждовать
- Жить в мире
Вывод: Основа определения добра и зла находится в нас самих. Все начинается с человека. Нельзя сразу стать добрым или злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом.
3. Знакомство с новой темой
- Откройте учебники на странице 16. Над какой темой мы будем сегодня работать? (Слайд1)
Группе ребят было дано индивидуальное задание: найти объяснение данных слов в словарях.
-Какими словарями вы пользовались? (Словарь русского языка. Толковый словарь русского языка).
- А как об этом написано в учебнике?
По ходу чтения текста в учебнике, основные понятия показываются на слайдах.(Слайд 2,3,4)
- О добродетели и пороке размышляли в разные времена. Как вы думаете, почему эти понятия так важны для людей на протяжении стольких веков? (Человеку очень сложно быть всегда добродетельным.)
- Да, человек всегда стоит перед выбором, как поступить, чтобы не допустить ошибки, не навредить другим людям.
-Что же нужно делать, чтобы стать добродетельным? Прежде всего, необходимо уважать других людей и правильно оценивать свои поступки.
Работа в группах.
Задание. - У вас на столах лежат листочки, на которых напечатаны сказка, притча и рассказ. Прочтите их и дайте ответы на вопросы. (Слайд5)
А) Притча о двух волках
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
-Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
-Плохих людей не бывает,- ответил вождь.- В каждом человеке есть две половины – светлая и темная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть. Ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - темный. Понимаешь?
-Понятно,- сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое то время задумался, а потом спросил:- Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Вопрос:
-Что же имел в виду мудрый индеец?
Б) Сказка «Семь дочерей»
Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
-Я скучала по тебе, маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь.
-Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- проговорила вторая.
-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
-Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.
-Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.
-Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги. (В.А.Сухомлинский)
Вопросы:
-Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?
-Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?
В) Рассказ «Юноша и морские звезды»
Как - то раз на рассвете один старик шел по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звезд и бросавшего их в воду. Поравнявшись, наконец, с юношей старик спросил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звезды умрут. Если их оставить под лучами солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звезд миллионы,- возразил старик.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил ее в море и произнес: «Толк есть для этой звезды и тех, кого я уже бросил».
-Назовите добродетельные качества, которыми обладают герои.
-Назовите порочные поступки родных дочек из сказки «Семь дочерей».
Задание по группам. 1 группа – Выбрать из имен прилагательных добродетельные качества (Дети качества на магниты прикрепляют к смайлику)
2 группа – Выбрать из имен прилагательных качества порока
(Дети качества на магниты прикрепляют к смайлику)
( Сердечный, злой, жадный, щедрый, ленивый, милосердный, заботливый, равнодушный, гордый, бессердечный, красивый, честный, вежливый, жестокий, добрый, смиренный,бесчувственный,лживый,послушный,хвастливый,сопереживающий,завистли
вый, агрессивный,справедливый,сварливый,трусливый,сострадающий,упрямый,мститель
ный, безучастный, драчливый, терпеливый, добросердечный)
3 группа – Составить пословицы. (Пословицы зачитываются всему классу и объясняется их понимание).
Доброе слово лечит и в воде не тонет
Доброе слово человеку проживет век
Доброе дело что дождь в засуху
Добрый человек в добре а злое калечит
Не хотенье есть добра не видать
Много желать а терпение
Вывод. Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств – ТРУДОЛЮБИЕ является одним из главных условий.
Таким образом, ДОБРОДЕТЕЛЬ – это отдельное положительное качество человека, а порок – это недостаток человека.
4. Закрепление.
-Ребята, в нашей стране есть много людей, которые являются примером для подражания, они прославили нашу Родину своими подвигами и делами, многие занимаются благотворительностью.
Группа ребят подготовила небольшую информацию о некоторых известных людях. (Рассказ о Ю. Гагарине, И.Слуцкой, Ч.Хаматовой, землячке Н. Водяновой). (Слайд6,7,8,9)
-Две недели назад мы все принимали участие в благотворительной акции «Всем миром». Кто посчитал своим долгом помочь дальневосточникам после страшного наводнения, мог отправить смс.
- Примером для вас могут служить и ваши родители, дедушки, бабушки и близкие люди. Ребята готовились к уроку и приготовили рисунки и оформили фотосессию « Мы – помощники»
- Мудрые люди так высказывались: (Слайд 10)
5.Итог урока
-Подведем итог. Что необходимо, чтобы быть добродетельным? (Слайд11)
Закончить урок хотелось бы стихотворением (Слайд12)
Леон Кон «Учила меня бабушка»
Учила меня бабушка:
Живем под одним небушком,
Швырнули в тебя камешком-
Ответь на него хлебушком.
Всегда стараясь следовать
Советам своей бабушки,
Порой, в ответ на хлебушек,
Вновь получал я камешки.
Но все же не озлобился,
Проникся этой мудростью:
В добре удача кроется,
А не в злобливой глупости.
Уже и сам я дедушка,
Не за горами краешек.
Учу я внука: «Хлебушек
Подай в ответ на камешек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.
Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...
Урок по теме «Добродетель и порок", 4 класс. Модуль "Основы светской этики"
Урок по теме «Добродетель и порок» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса. Теме «Добродетель и порок»...
ОРКСЭ Добродетель и порок
Урок разработан по новому курсу ОРКСЭ. К нему прилагается презентация....
ОРКСЭ Добродетель и порок
Урок разработан по новому курсу ОРКСЭ. К нему прилагается презентация....
Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»
Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....
Презентация "Добродетели и пороки в сказках, былинах."
Этические учения о добродетелях и пороках...
Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»
Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....