Добродетель и порок
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цель урока: Расширить теоретические знания о добродетели и пороке.

                      Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики  личности, по которой его оценивают другие люди.

 

 

Задачи:        Познакомить школьников с двумя противоположными         характеристиками личности – добродетелью и пороком.

                      Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению   добрых и гуманных поступков.

                     Воспитание в детях добродетельные качества.

                     Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.

                      Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_ose.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Добродетель и порок

Цель урока: Расширить теоретические знания о добродетели и пороке.

                      Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики  личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи:        Познакомить школьников с двумя противоположными         характеристиками личности – добродетелью и пороком.

                      Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению   добрых и гуманных поступков.

                     Воспитание в детях добродетельные качества.

                     Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.

                      Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

 УУД

 Личностные: - воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению;

 - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

 Коммуникативные: - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;

 - сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе.

 Предметные:  - знакомство  со словами добродетель и порок, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

 - осознание ценности добродетели и порока в человеческой жизни.

 Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения.

  1. Организационный момент.

  Если хмуримся с утра,

  Нам поможет доброта.

  Ну-ка, дети, соберитесь,

  И друг другу улыбнитесь!

Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который         улыбается приветливой улыбкой. Мы все улыбнулись и жизнь, пусть на маленькую капельку, стала радостнее и добрее.

2. Проверка домашнего задания.

-Ребята, с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке?

-Как вы понимаете слово ДОБРО? (Добро - нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.)

- Дайте определение понятию ЗЛО. (Противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить)

Б)  У каждого на столе лежат тесты. Заполните  их.

          Тест

------------- образец поступков людей и отношений между ними.

------------ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

Что считается добрым поступком?

  • Дать списать домашнее задание
  • Опоздать на встречу с интересными людьми
  • Забыть об обещании, данном маме
  • Помочь другу в подготовке домашнего задания

Укажите поступки, которые одобряет общество

  • Ложь
  • Милосердие
  • Зависть
  • Насилие

Что является последствием злых дел?

  • Перемирие
  • Радость
  • Дружба
  • Вражда
  • Ненависть

Знание о добре и зле помогает людям

  • Проявлять заботу о близких
  • Дружить
  • Враждовать
  • Жить в мире

Вывод: Основа определения добра и зла находится в нас самих. Все начинается с человека. Нельзя сразу стать добрым или злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед  нравственным выбором между добром и злом.

3. Знакомство с новой темой

- Откройте учебники на странице 16.  Над какой темой мы будем сегодня работать? (Слайд1)

Группе ребят было дано индивидуальное задание: найти объяснение данных слов в словарях.

-Какими словарями вы пользовались? (Словарь русского языка. Толковый словарь русского языка).

- А как об этом написано в учебнике?

По ходу чтения текста в учебнике,  основные понятия показываются на слайдах.(Слайд 2,3,4)

- О добродетели и пороке размышляли в разные времена. Как вы думаете, почему эти понятия так важны для людей на протяжении стольких веков? (Человеку очень сложно быть всегда добродетельным.)

- Да, человек всегда стоит перед  выбором, как поступить, чтобы не допустить ошибки, не навредить другим людям.

-Что же нужно делать, чтобы стать добродетельным?  Прежде всего, необходимо уважать других людей и правильно оценивать свои поступки.

Работа в группах.

Задание.   - У вас на столах лежат листочки, на которых напечатаны сказка, притча и рассказ. Прочтите их и дайте ответы на вопросы. (Слайд5)

А) Притча о двух волках

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

-Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

-Плохих людей не бывает,- ответил вождь.- В каждом человеке есть две половины – светлая и темная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть. Ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - темный. Понимаешь?

-Понятно,- сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое то время задумался, а потом спросил:- Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопрос:

-Что же имел в виду мудрый индеец?

Б)  Сказка «Семь дочерей»

Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.

-Я скучала по тебе, маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь.

-Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- проговорила вторая.

-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

-Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.

-Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.

-Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.      (В.А.Сухомлинский)

Вопросы:

-Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?

-Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?

В) Рассказ «Юноша и морские звезды»

 Как - то раз на рассвете один старик шел по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звезд и бросавшего их в воду. Поравнявшись, наконец, с юношей старик спросил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звезды умрут. Если их оставить под лучами солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звезд миллионы,- возразил старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил ее в море и произнес: «Толк есть для этой звезды и тех, кого я уже бросил».

-Назовите добродетельные качества, которыми обладают герои.

-Назовите порочные поступки родных дочек из сказки «Семь дочерей».

Задание по группам.   1 группа – Выбрать из   имен прилагательных   добродетельные  качества (Дети качества  на магниты прикрепляют к смайлику)

                                       2 группа – Выбрать из имен прилагательных  качества порока

(Дети качества  на магниты прикрепляют к смайлику)

( Сердечный, злой, жадный, щедрый, ленивый, милосердный, заботливый, равнодушный, гордый, бессердечный, красивый, честный, вежливый, жестокий, добрый, смиренный,бесчувственный,лживый,послушный,хвастливый,сопереживающий,завистли

вый, агрессивный,справедливый,сварливый,трусливый,сострадающий,упрямый,мститель

ный, безучастный, драчливый, терпеливый, добросердечный)

                                       3 группа – Составить пословицы. (Пословицы зачитываются всему классу и объясняется их понимание).

 Доброе слово лечит                                                              и в воде не тонет

Доброе слово человеку                                                         проживет век

Доброе дело                                                                           что дождь в засуху

Добрый человек в добре                                                       а злое калечит

Не хотенье есть                                                                      добра не видать

Много желать                                                                        а терпение

Вывод. Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств – ТРУДОЛЮБИЕ является одним из главных условий.

Таким образом, ДОБРОДЕТЕЛЬ – это отдельное положительное качество человека, а порок – это недостаток человека.

4. Закрепление.

-Ребята, в нашей стране есть много людей, которые являются примером для подражания, они прославили нашу Родину своими подвигами и делами, многие занимаются благотворительностью.

Группа ребят подготовила небольшую информацию о  некоторых  известных людях.  (Рассказ о Ю. Гагарине, И.Слуцкой, Ч.Хаматовой, землячке Н. Водяновой). (Слайд6,7,8,9)

 -Две недели назад мы все принимали участие в благотворительной акции  «Всем миром». Кто посчитал своим долгом помочь дальневосточникам после страшного наводнения, мог отправить смс.

- Примером для вас могут служить и ваши родители, дедушки, бабушки и  близкие люди. Ребята готовились к уроку и приготовили рисунки и оформили фотосессию « Мы – помощники»

- Мудрые люди так высказывались: (Слайд 10)

5.Итог урока

-Подведем итог. Что необходимо, чтобы быть добродетельным? (Слайд11)

Закончить урок хотелось бы стихотворением (Слайд12)

 Леон Кон «Учила меня бабушка»

Учила меня бабушка:

Живем под одним небушком,

Швырнули в тебя камешком-

Ответь на него хлебушком.

Всегда стараясь следовать

Советам своей бабушки,

Порой, в ответ на хлебушек,

Вновь получал я камешки.

Но все же не озлобился,

Проникся этой мудростью:

В добре удача кроется,

А не в злобливой глупости.

Уже и сам я дедушка,

Не за горами краешек.

Учу я внука: «Хлебушек

Подай в ответ на камешек».

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...

Урок по теме «Добродетель и порок", 4 класс. Модуль "Основы светской этики"

Урок по теме «Добродетель и порок» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса. Теме «Добродетель и порок»...

ОРКСЭ Добродетель и порок

Урок разработан по новому курсу ОРКСЭ. К нему прилагается презентация....

ОРКСЭ Добродетель и порок

Урок разработан по новому курсу ОРКСЭ. К нему прилагается презентация....

Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»

Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....

Презентация "Добродетели и пороки в сказках, былинах."

Этические учения о добродетелях и пороках...

Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»

Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....