Простая этика поступков. ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Простая этика поступков. ОРКСЭ
по учебному модулю «Основы светской этики»
Класс: 4
Цель: формирование представления о нравственных ценностях и их значения в жизни.
Задачи
Образовательные: развитие и систематизация этических знаний ребёнка; овладение умениями и навыками взаимодействия с окружающими.
Развивающие: расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств; развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок.
Воспитательные: формирование нравственно ориентированных взаимоотношений учащихся, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому; повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся; развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.
УУД
Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, осознавать причастность к успеху учебной деятельности; анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию для выполнения учебных заданий; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме.
Регулятивные УУД: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.
Ресурсы: учебник Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, песня «Неприятность эту мы переживём».
ХОД УРОКА
- Мотивация (самоопределения) учебной деятельности.
Закройте глаза и послушайте. Каковы ваши эмоции и ощущения? (Песня «Неприятность эту мы переживём»)
- Актуализация учебного действия.
Работа с «деревом мудрости»
- Сколько плодов на ваших деревьях?
- О чём напоминают вам плоды?
-Можно ли сказать, что эти плоды - символ вашего нравственного взросления, приобретения мудрости?
- Выявление места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).
Дети по очереди записывают свою «мудрость», заворачивают лист, закрывая запись, и передают следующему.
-Какая «мудрость» стала для вас наиболее значимой? Обращает внимание на повторяющиеся записи;
- Как вы думаете, почему?
Обобщает сказанное учащимися: Они наиболее важны в жизни и, видимо, чаще соблюдаются вами.
- Работа по теме урока.
Игра «Лови мяч». Дети ловят мяч, заканчивают начатое предложение учителем и делают нравственный выбор.
Я кидаю кому-то из вас мяч, начиная предложение, в котором содержится ожидание конкретного действия. Тот, кому я кидаю, ловит мяч и заканчивает предложение ответом, в котором и содержится ожидаемое действие. При этом вы добавляете слово «да», если вы соблюдаете это в своей жизни, и слово «нет», если не соблюдаете.
Заходя утром в класс, я непременно… (здороваюсь со всеми).
Учитель, неся стопку тетрадей, случайно уронил часть из них, и я… (со словами «я помогу вам» стал быстро их поднимать).
Встав утром после завтрака из-за стола, я… (благодарю за завтрак и целую маму (бабушку).
Если мама или бабушка идёт в магазин или затевают уборку квартиры, я… (предлагаю свою помощь).
Прибежав к остановке автобуса, я… (не стараюсь протиснуться вперёд).
Если кто-то в классе расстроился, я… (стараюсь ободрить, как-то помочь).
Когда при мне дерутся, я… (стараюсь этому помешать).
Когда меня дразнят, я… (не реагирую).
Когда дразнят кого-то другого, я… (стараюсь это прекратить).
Если мне про кого-то сплетничают, я… (прошу этого не делать).
Эксперимент «Волшебный клубочек». (Дети разматывают клубочек, передают нитку соседу по парте, при этом называют лучшее его качество)
Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. Это ниточка волшебного клубочка помогла нам увидеть доброе и сосредоточиться на нём. Вам было это приятно?
Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее.
Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать? (Опирайся на лучшее в человеке)
- Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Работа в группах)
(Листок с отрывками из произведения, где необходимо вставить пропущенные слова).
«Хорошо - плохо?»
1 группа | 2 группа |
Если сын черне́е ночи, — ясно, это | Если мальчик |
Если мальчик любит труд, | От вороны карапуз |
Этот в грязь полез | Этот чистит валенки, |
Мальчик | Мальчик |
- Рефлексия.
- Вспомните ещё раз урок, себя, свои эмоции и ощущения.
Что вас удивило?
Что заставило задуматься?
- Итог урока.
- Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Справедливость" модуль "Светская этика" курс ОРКСЭ
На основе литературных произведений и жизненных ситуаций дети знакомятся с понятиями: справедливость, справедливый поступок. Сделана попытка применить на уроке метод "Таба". В процессе урока дет...
Золотое правило этики. Урок ОРКСЭ в 4 классе.
Разработка урока и презентация по теме "Золотое правило этики" для учащихся 4 класса....
Классный час "Простая этика поступков" с творческим заданием
Классный час преназначен для 4 класса начальной школы. Творечкое задание позволит воспитателю глубже понять внутренний мир ребенка и его проблемы...
Конспект урока по ОРКСЭ "Простая Этика поступков"
Урок разработан для учащихся 4 класса По учебнику Шемшуриной...
Простая этика поступка
ОРКСЭ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Простая этика поступков" - 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о нравственных нормах этики поступков, терпимости, нравственных ценностях и их значения в жизни; умений дела...