Защита Отечества
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Кныш Ольга Владимировна

Предполагается 2 модели проведения урока. Каждый выбирает ту модель, которая ему ближе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_otechestva.docx26.62 КБ
Файл model2_rabochiy_list_-_raskraska.docx89.53 КБ
Файл prezentatsiya1.pptxmodel_2.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Защита Отечества»        

Автор: Кныш Ольга Владимировна

Цель урока: познакомить учащихся с Защитниками Отечества..

Задачи:         

Познавательные УУД:

1) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

2) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3) ориентироваться на развороте учебника;

4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

1) развивать умение слушать и понимать речь других;

2) оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

3) уметь работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД:

1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) проговаривать последовательность действий на уроке;

3) учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты:

1) развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитывать  этическое сознание и готовность совершать позитивные поступки;

3) воспитывать способность к познанию;

 

Модель 1

Комментарий к уроку: На уроке используется презентация: модель 1. Заранее следует подготовить 8 учеников с выступлениями о Защитниках Отечества. Также необходимы тетрадные листы, на которых дети будут писать мини – сочинение. Урок рекомендуется начать с беседы по картине.

Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор для просмотра презентации, прослушивание песни «Русь» в исполнении  Александра и Елены Михайловых)

Кого мы видим на данной картине?

Что вы можете сказать о лицах данных людей? Как можно назвать тех, кто защищает Родину?

Почему автор выбрал именно это название?

Кто изображен на флагах? Почему в бой шли именно с данными знаменами?

Предположите тему  урока!

(рекомендуется заранее подготовить детей с выступлениями о Защитниках  Отечества)

2 слайд и первое выступление ученика: протоиерей Иоанн Пятибоков.

Материал для учителя:

Протоиерей Иоанн Пятибоков.

Когда 11 марта 1854 года, во время Крымской войны, полковой священник Иоанн Пятибоков с крестом в руках повел за собой усталых и растерянных солдат, никто не усомнился в победе.

        Солдаты Могилевского пехотного полка, где служил батюшка, только что благополучно совершили переправу через Дунай у Измаила, но внезапно попали под сильный турецкий обстрел. Роты остановились, не в силах  исполнять приказы командования. Тогда отец Иоанн надел облачения, вооружился крестом и со словами: «Детушки! Вперед! Снами Бог!» - бросился на вражеские укрепления. Один из первых он взошел на возвышенность. Воодушевленные солдаты последовали его примеру.

        Отец Иоанн Матвеевич Пятибоков был первым священнослужителем Русской Православной Церкви, которого наградили Императорским Военным орденом Святого великомученика и Победоносца Георгия 4 – й степени.

2 ученик и четвертый слайд.

        Сержант Вячеслав Васильковский.

Зима 1941-1942 годов. Великая Отечественная война. Немцы наступают на Москву. Битва за столицу продолжается не первый месяц, и так важно в ней победить! Весь народ, в том числе женщины, старики, дети, поднимаются на защиту своего города. Многие из них ценою собственной жизни исполнили завет Христов и «положили душу свою за друзей своих»

        Вот встает во весь рост 26 – летний сержант Вячеслав Васильков и закрывает грудью вражеский дзот – земляное укрепление, из которого фашисты вели обстрел, - и таким образом спасает свою роту. Во время войны этот подвиг повторили еще 403 человека.

        5 слайд – 3 ученик.

Матрос Петр Кошка.

        Крымская война 1853-1856 годов. Оборона Севастополя. Много она выявила героев – от адмиралов  до простых матросов, среди которых был матрос Петр Кошка. Однажды к ногам вице – адмирала В.А.Корнилова упала бомба. Петр успел схватить ее и бросить в котел с кашей. Фитиль бомбы погас, и взрыва не произошло. По «специальности» Петр Кошка был разведчиком, или, как тогда говорили, «охотником». Почти каждую ночь он ходил в расположение противника и узнавал ценные сведения. Как – то ему пришлось под огнем выносить тело друга, на котором враги тренировались в стрельбе. За это отважного бойца наградили Георгиевским крестом – высшим военным орденом Российской империи. Умер герой уже после войны, дома еще раз показав пример истинно христианской любви к ближним. Он вытащил из – подо льда двух девочек и подхватил сильную простуду, которую так и не смогли вылечить.

4 ученик 6 слайд.

Протоиерей Викторин Зарецкий.

        Шла Великая Отечественная война. Городок Людиново Калужской области оккупировали немцы.  Многие его жители помогали войнам и партизанам в борьбе с врагом. Одно из самых важных заданий было дано настоятелю Свято Лазаревского храма, протоиерею Викторину Зарецкому, который стал профессиональным разведчиком. У него был и секретный псевдоним – Ясный. Отец Викторин установил контакт со многими немецкими офицерами. Некоторые сведения он получал через свою дочку Нину, которая была переводчицей в полиции, а передавал их партизанам через рабу Божию Клавдию, работавшую в больнице. Люди шли в храм помолиться о победе над захватчиками, о своих родных, ушедших на фронт, послушать горячую проповедь настоятеля, исповедаться, причаститься, а кто – то шел еще до встречи с Ясным.

        Немцам так и не удалось уличить батюшку в связи с подпольщиками. 5 мая 2007 года, спустя 62 года после кончины, он посмертно награжден медалью за отвагу.

        5 ученик 8 слайд.

Адмирал Павел Нахимов.

        Имя адмирала Павла Степановича Нахимова неразрывно связано со славной историей Русского флота. До сих пор в его честь называют российские военно – морские училища. Под его командованием было одержано немало побед. Одна из самых ярких – победа в Синопской битве (Синоп – город в Турции). Командующий разгромленным турецким флотом передал победителям свой палаш (клинок) в знак уважения перед их отвагой

        Простые матросы называли Нахимова «отцом – благодетелем». Он всегда во всем стремился помочь, не зависимо от звания и положения в обществе. В основе всех его дел и подвигов лежала глубокая вера в Бога. Одним из родных его по духу был святитель Игнатий Ставропольский, с которым он состоял в переписке. И погиб он как истинный христиан – при обороне Севастополя (1855г.), сражаясь за русские святыни и Православие.

6 ученик 9 слайд.

Святой Благоверный князь Димитрий Донской.

        Будущему Великому князю Димитрию Донскому было всего 9 лет, когда умер го отец. Воспитывал отрока святитель Алексий Московский, мудрый пастырь высокой духовной жизни, которому пришлось сыграть важную роль и в государственных делах. Неудивительно, что юный князь стал благоразумным правителем, исполненным любви к Богу и ближним. Он был и храбрым вождем русских воинов. Когда монголо – татарский хан Мамай двинул на Русь свои полчища, он не ожидал, что Великий князь решится выступить против его темной силы. Но Святой Димитрий верил в помощь Божию и перед битвой получил благословение у преподобного Сергия Радонежского, который непрестанно молился о победе Русского воинства. И гордый хан был разгромлен в великом сражении на Куликовом поле (1380 г.). С тех пор началось освобождении Русской земли от монголо – татарского ига. А святой благоверный князь Димитрий и по сей день остается верным и скорым помощником воинов. День его памяти – 1 июня.

7 ученик 11 слайд.

Генералиссимус Александр Суворов.

Какой великий полководец был назван в честь святого Александра Невского и под его  небесным покровительством не проиграл ни одного сражения? Конечно же, Александр Васильевич Суворов! «Молись Богу, от Него победа. Чудо – Богатыри, Бог нас водит. Он нам Генерал!» - это были правила его жизни, и так он  учил солдат. Однажды в день Покрова Божией Матери генералиссимус со своими воинами молился за Божественной Литургий. Тем временем враги высадил десант, во много раз  превосходящий силы русских. Но Суворов вступил в бой только после окончания Литургии и молебна о победе – и побелил!

        Он любил и берег своих солдат. И вообще, помогал всем, кто в этом нуждался, например, многодетным крестьянам. Заповеди Христовы никогда не были для него чем – то красивым, но необязательным для исполнения. По ним он старался строить всю свою жизнь – и на войне, и когда был мир. И своей жизнью доказал, что это возможно.

8 ученик 12 слайд.

Святой Благоверный князь Александр Невский.

        Святой князь Александр Невский был дарован Господом Руси в один из тяжелейших моментов ее истории. Тогда с востока ей угрожали монголо – татары, а с запада – полчища рыцарей – католиков, мечтавших захватить ее и искоренить Православие.

        В 1240 году вызов князю бросили шведы, собравшие огромное войско. Двадцатилетний полководец долго молился в храме, а потом повел свою дружину в бой со словами: «Не в силе Бог, а в правде!» И одержал победу. В 1242 год нашей победой окончилась знаменитая битва с немецкими рыцарями на Чудском озере. Когда их послы явились к князю после позорного поражения, святой войн ответил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Много подвигов совершил он ради Руси и Православия.

        (рекомендуется обсудить смыл слов Александра Невского)

        (рекомендуется урок завершить прослушиванием песни «Русь» в исполнении  Александра и Елены Михайловых)

Творческое задание: Написать мини – сочинение «Кого мы называем Защитниками Отечества?»

Модель 2

Комментарий к уроку: урок рекомендуется начать  с прослушивания песни  «Добрынюшка» в исполнении Александра и Елены Михайловых. Затем продолжить работу в группах, задав вопрос: «Какой смысл заложен в песне? О чем она?»  В конвертах раздать одинаковые пословицы, но с пропущенными  гласными.  Задача детей: собрать верную пословицу, озвучить  и объяснить смысл. Проверку рекомендуется использовать при помощи презентации модель 2. Также рекомендуется распечатать на весь класс раскраску и подготовить тетрадный лист для написания мини – сочинения.

Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор для просмотра презентации, прослушивание песни «Добрынюшка» в исполнении  Александра и Елены Михайловых)

Урок рекомендуется начать  с прослушивания песни  «Добрынюшка» в исполнении Александра и Елены Михайловых. Затем продолжить работу в группах, задав вопрос: «Какой смысл заложен в песне? О чем она?»  В конвертах раздать одинаковые пословицы, но с пропущенными  гласными.  Задача детей: собрать верную пословицу, озвучить  и объяснить смысл.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Тот герой, кто за Родину горой.

За правое дело стой смело!

Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет!

З  крй  рднй  иди бесстрашно в бй.

Чжй  змли не хтм, но и свой не отдадм.

Тт  грй, кто за Родн  грой.

За прве дло стой смло!

Не тт  грй, кто нград  ждет, а тт герй, кто за нрод идт!

Проверка! (рекомендуется показать презентацию)

Предположите, о чем пойдет речь на уроке?

Проверка!        слайд 1

Учитель: Отечество, Родина – это не только то место, где ты родился и живешь, это история страны, ее культура, язык, православная вера.  Не раз мирный труд и мирная жизнь нарушались войнами. Очень радует, что во все времена наша страна была богата людьми, готовыми положить собственную жизнь за веру и Отечество. Об этом говорили вы, когда объясняли смысл пословиц.

        (рекомендуется показать слайд 2 )

Согласно старинным преданиям и былинам, богатыри – выходцы из народа, до того, как вступить на военную службу, были миролюбивыми хлебопашцами. Такой человек знал цену жизни и смерти, миру и войне. Именно с такого былинного героя мы и начали наш урок. Составили богатыри завет для нас, который мы сейчас прочитаем         слайд 3

А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!

        И офицеры были преданными сынами Отечества и отцами солдатам, они вместе добывали победу самоотверженным служением и подвигами, не жалея себя. Их стойкость подкреплялась молитвой и надеждой на Господа. Они никогда не допускали напрасного кровопролития.

(рекомендуется подготовленному ученику рассказать о Святом Праведном адмирале Феодоре Ушакове)        слайд 4

Святой Праведный адмирал Феодор Ушаков.

        Есть в истории Русского флота святой адмирал – Федор Ушаков. Он выиграл много сражений и одерживал победу даже тогда, когда это казалось невозможным. Ни один из его подчиненных не попал в плен, ни одно судно не было потоплено. И ни одной победы он не приписал своему военному искусству. Он видел в них только помощь Божию и всегда благодарил Господа. Православный герой был исполнен кротости и смирения. В этом заключалась его непобедимая мощь. Он очень любил богослужения и, если имел возможность, каждый день ходил на Литургию. Не исчислить его добрых дел. Он помогал храмам и монастырям, оделял бедняков деньгами и необходимыми вещами, за кого – то просил перед власть имущими.

        Уйдя в отставку, он жил тихо и уединенно. Последние годы провел недалеко от Сенаксарского монастыря и в молитве провел последние годы жизни.

Учитель: Не напрасно Господь наградил Россию такой богатой историей. Ведь героизм далекого и недавнего прошлого нашей страны должен служить настоящим образцом для подражания всем будущим поколениям.

        Итог урока!

        Творческое задание: написать мини – сочинение «Как я понимаю тему урока: защита Отечества?» Разукрасить раскраску «Защитники Отечества».

Рекомендуемая литература:

1.Сайт: «Песни русского воскресения. Православная музыка и поэзия»

2.Православый календарь для детей и родителей «России верные сыны». Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 12 – 208 – 0721. Составители: А.Фомкина, В. Каткова.



Предварительный просмотр:

http://www.raskraska.com/catalog0001/3698.gif


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

За край родной иди бесстрашно в бой. Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим. Тот герой, кто за Родину горой. За правое дело стой смело! Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет!

Слайд 2

Былинный герой Добрыня

Слайд 3

Завет богатырей А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне!

Слайд 4

Святой Праведный адмирал Феодор Ушаков

Слайд 5

Санаксарский монастырь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" по теме: "Защита Отечества".

Разработка урока с презентацией по теме "Защита Отечества" (учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры").  В ходе урока учащиеся знакомятся с...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Презентация к уроку "Защита Отечества"

Презентация к уроку "Защита Отечества" по курсу ОРКСЭ...

ОПК , учебник Кураева Урок № 28 Тема "Защита Отечества"

Проект урока № 28  "Защита Отечества". Слайды в сжатом  виде....

Конспект урока ОПК "Защита Отечества"

Данная разработка представляет собой подробное описание одной из тем курса ОРКСЭ "Основы православной культуры": "Защита Отечества". 4 класс общеобразовательной школы....

Урок ОРКСЭ "Защита Отечества"

Урок "Защита Отечества" разработан в соответствии с ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года Кубани 2014". Конспект урока с презентацией содержит цель, задачи УУД и материал, который может быть использов...

Урок "Защита Отечества"

Урок  по ОРКСЭ  для 4 класса  "Защита Отечества"...