Чудо в жизни христианина
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Филиппова Альбина Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chudo_v_zhizni_hristianina.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Чудо в жизни христианина».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели и задачи: 

1) ознакомить учащихся с понятием чуда, с определением смысла чуда, дать понять учащимся, что чудо в жизни христианина не может состояться без веры;

2) продолжить формировать у школьников умения анализировать и обобщать изученный материал. Систематизировать полученные знания, пользоваться  учебной литературой, применять полученные теоретические знания на практике. Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

3) продолжить формировать умения работать в коллективе, принимать решения, слышать мнение других;

Необходимое техническое оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, словари, карточки

Ход урока

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1. Организационный момент:

Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна,

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

2.  Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Ребята, мы с Артемом хотим  прочитать вам небольшое стихотворение. (Чтение стихотворения под музыку. Ф. Шопен. Симфония №5 «Нежность» слайд 2)

Давай поговорим о чудесах.

Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю.
Когда я вижу звезды в небесах
И наблюдаю грациозность зверя.

О, сколько раз я видел тот закат,
Расписанный Божественной рукой,
И в плачущих, волнительный наряд
Над безупречной красоты рекой...

Как можно унывать или хандрить
В том мире, что Господь для нас придумал.
Он дал нам - жить, любить, и говорить
Возможность. Да еще и думать.

Все реже говорим о красоте.
Все меньше видим в каждом вдохе   чудо.
Я не хочу болтать о суете.
О чудесах - твержу, твердил и буду.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- О чуде, о чуде в жизни человека.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «чудо».

- Волшебство, магия, фокус, колдовство, чародейство…

3. Составление кластера.(Слайд 3) 

- Скажите одним словом, что несет в себе чудо?

- Добро.

- А колдовство?

- Зло.

- Где впервые человек встречается с чудом?

- В детстве, в сказках.

- Вспомните сказки с добрыми чудесами.

- Золушка превратилась в принцессу и поехала на бал благодаря своей доброте, трудолюбию, терпению. Ведь не были вознаграждены также ее злые и жадные сестры, а наоборот, опозорены.

- Добрый и простой Емеля ездил на печи в лес дрова рубить.

- Сильный, добрый, смелый, русский богатырь Илья Муромец победил Соловья Разбойника, Русь защищал.   (Слайд 4)

- Может кто – то назовет  сказки с недобрыми чудесами.

- Баба Яга превращает непослушного Иванушку в козленочка. 

- Кощей бессмертный превращает Василису Прекрасную в лягушку.

- Но и взрослый человек, тоже часто соприкасается с чудесами.

- Послушайте притчу «Вера в чудеса».  ( Слайд 5)

Вера в чудеса

Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?

- Дорогой мой, - с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут — к добрым людям они приходят сами.

3. Сообщение темы урока: «Чудо в жизни христианина»

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.  «Чудо в жизни христианина»  (Слайд 6)

4. Планирование (Слайд 7)

1. Узнать что такое чудо?

2. Какие бывают чудеса?

3. Как бог творит чудеса?

4. Чему нас учат чудеса?

5. Какое чудо я могу совершить сам? 

В течение урока мы должны ответить на эти пять вопросов.

ΙΙI. Совместное открытие знаний. 

1. Работа в группах:

- А что такое чудо? Давайте обратимся к словарям.

На ваших столах лежат толковые словари. Найдите в них значение слова  «чудо».

Чудо – необычайная вещь, случай или явление. Что-либо едва сбыточное.

                                                                                               В. И. Даль

В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое.  Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.

                                                                                             С.И. Ожегов

- Кругом творятся чудеса – их надо вовремя увидеть. (Слайд 8)

Естественные чудеса окружают нас каждый день, мы даже не задумываемся над этим, не замечаем их. А ведь солнце на небе, рассвет, закат - разве это не чудо..? А зелёный росток, пробившийся сквозь асфальт на дороге, разве это не чудо..? Весь окружающий мир – это чудесное творение БОГА.

2. Заслушивание притчи «В поисках чуда».  

Послушайте притчу «В поисках чуда».

Один человек очень хотел увидеть чудо. Так хотел, что отправился в далекое и опасное путешествие. Где он только не был! В безводной пустыне и штор-мящем море, в плену у разбойников и на вершине проснувшегося вулкана. Однажды едва льву в пасть не попал, но ни одного, даже самого маленького чуда так и не увидел.
Так ни с чем и вернулся домой.
Переступил он родимый порог,  оглянулся  и сказал:
- Это просто чудо, что я вернулся живым!..
Сказал и ахнул. Потому что вдруг понял, что чудеса всегда вокруг нас.
Только мы их почему-то не замечаем...

- О  каком чуде говорится в этой притче?

- О естественном.

3. Видеоклип «Как прекрасен этот мир». Молитва благодарности к природе. (Слайд 9) 

- А как вы считаете, что же является чудом для христиан?

Для православных христиан чудо обязательно связано с Богом. Ему доступны все чудеса.  Он  может сотворить самое настоящее чудо, которое никак нельзя объяснить  исходя из научных представлений. Такими чудесами являются Сотворение мира, Богоявление, воскресение Христово, исцеление

(просмотр видеосюжета Олег Чебанов «О чудесах Христа») (слайд  10)

   Сверхъестественные чудеса продолжаются и в наши дни. Например, ежегодное чудо схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем (слайд 11)

   Каждый год в Пасху все, находящиеся в Храме Гроба Господнего в Иерусалиме становятся свидетелями схождения Благодатного Огня.
Перед схождением храм начинают озаряться яркими вспышками Благодатного Света. Тут и там проскакивают маленькие молнии. Через некоторое время храм оказывается опоясанным молниями и бликами. У стоящих в храме и на площади,  сами по себе загораются свечи, зажигаются лампады. При этом Огонь не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен.

Появление Креста над Храмом Христа Спасителя (все в одно время, но с разных мест) (слайд 12)

Кровоточащая икона Спасителя (слайд 13) 

  Первое чудесное явление началось 5 мая 1999 г. у хозяйки иконы, 68-летней Антонины Ивановны и ее дочери, Ольги Владимировны из села Державино Бузулуксого района Оренбургской области. Образ Господа стал сильно благоухать и мироточить. 5 апреля 2000 г. в Великую Среду, на поверхности иконы (на лике и благословляющей деснице, а затем на лбу) неожиданно начали появляться мелкие пятна красной жидкости, которая вела себя как кровь: сгущалась, свертывалась и превращалась в струпья.

-  Как же Бог творит чудеса?

- Бог творит чудеса сам и через людей.

- А знаете ли вы, какое самое главное чудо в жизни ваших родителей и каждого взрослого человека?

- И главное чудо в жизни взрослого христианина – это детская колыбелька. Глядя на нее, мама и папа думают: «Неужели еще год назад моего малыша не было на свете? Какое же чудо, что он пришел к нам!».

- Теперь, когда вы знаете, что вы – чудо, какова будет логика вашего поведения: (слайд 15) 

  1. Я – чудо, и родители должны постоянно дарить мне за это подарки.
  2.  Я – чудо, и это возлагает на меня большую ответственность, ведь я должен соответствовать тому, что называется чудом.  (Рассуждения детей)   Святые подают нам чудеса, чтобы мы, получая от них помощь, становились похожими на них своей жизнью.

4. Физкультминутка. Музыкальное сопровождение для релаксации. (слайд 16)

- Давайте с вами отдохнем. Закройте глаза, постарайтесь расслабить тело. Представьте, что вам снится чудесный сон… Вы маленькие белые облачка, плывете по небу. Вы свободны и перед вами весь мир. (Покачивания из стороны в сторону.) Прекрасный и необъятный мир. (Плавные движения руками перед собой сверху вниз.) А теперь из облачков вы превратились в маленькие росинки - бусинки и переливаетесь на зеленом листочке, давая ему живительную влагу. Росинки - бусинки соединились все вместе и превратились в безбрежный океан. Теперь в океане дельфином плывете. (Волнообразные движения  соединенными руками.) И вдруг вы проснулись, и вновь на уроке.  Встаньте, давайте поприветствуем солнце, небо и чудесный мир. (Руки над головой.)

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, мой чудесный мир!

IV. Самостоятельное применение знаний.

   В православии главное – изменение твоего внутреннего мира. Истинность православия доказывается не столько чудесами, сколько тем, что люди меняются.

 Для того, чтобы разобраться что же такое чудо для христианина, какими качествами он должен обладь, познакомимся с текстом учебника.

1. Работав группах (слайд 17) 

Работать будем в группах.  Вспомним правила работы в группах.

Каждая из вас получит задание, над которым будет работать.

Задание  для 1и5 группы

Задание  для 2 группы.

Задание  для 3 группы.

Выберите слова, раскрывающие смысл понятия «ЧУДО»

Составьте кластер с этим словом

Составьте  кластер

«Христианские добродетели»

Составьте 2 вопроса по тексту учебника для одноклассников

Прочтите текст учебника на с.103-105 и выполните свои задания.

2. Первичное закрепление. 

Подведём итоги вашей работы. Начнём с третьей группы. ( Дети отвечают на поставленные вопросы)

    Чудо - в том, что творит каждый день человек, открывая глаза и любуясь миром, в котором он живет. Чудо - в том, что человечество способно любить и делать мир вокруг прекрасным.
Чудо - в том, что вопреки всему Человек живет и сердце его способно объять весь мир - если он захочет ...

   Вторая группа познакомит с результатами своей работы.

Мы убедились в том, что чудо случается не только в сказках, но в жизни. А чудо может случиться,  только тогда, когда верующий христианин в своей жизни творит только добро и приобретает добродетель. Три христианские добродетели это: вера, надежда, любовь.

 (появляется на доске)

Первая группа представит свой кластер.

Что же такое чудо? Для этого мы составили кластер со словом «чудо»  и раскрыли его значение.

V. Итог урока.

- Какой же вывод мы можем сделать, после этой работы? (Ответы детей)

Чудо - оно неожиданное и необъяснимое, радует, вдохновляет и удивляет. Любое чудо не может быть объяснено, иначе оно перестанет быть чудом.

- Итак, верующий человек знает, что за доброе отношение к людям он может быть вознагражден от Бога.

-  На какие вопросы, ребята,  мы должны были ответить?

-  Узнать что такое чудо?

-  Какие бывают чудеса?

-  Как бог творит чудеса?

-  Чему нас учат чудеса?

-  Какое чудо я могу совершить сам?

– Удалось ли нам  ответить на вопросы?

Давайте вернёмся к последнему вопросу, который я поставила вам в начале урока

- Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас?

Не  жди, когда в твоей жизни появится чудо. Сотвори его сам.

-  А сейчас мы вместе с вами тоже сотворим маленькое чудо. Я предлагаю спеть вам песню, которую, возможно, никто из вас никогда не слышал. Но вы ее обязательно исполните все хором. И подумайте, почему мы заканчиваем урок именно этой песней. (слайд 18) 

 «Совершите чудо»

  1. Землю обмотали

Тоненькие нити:
Нити параллелей

И зеленых рек,
Совершите чудо –

Руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил

Каждый человек.

2. Обогрейте словом,

Обласкайте взглядом,
От хорошей шутки

Тает даже снег,
Это так чудесно,

Если с вами рядом
Станет добрым и веселым

Хмурый человек.

3. Мы не зря мечтали

О волшебном чуде,
Пусть планету кружит

Всемогущий век,
Совершите чудо –

Пусть выходит в люди,
Пусть выходит, пусть выходит

В люди человек.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудо в жизни христианина

Материал к уроку ОРКСЭ...

Мультимедиа урок по Основам православной культуры "Чудо в жизни христианина"

Урок Православной культуры 4 класс. Конспект, презентация, рабочая тетрадь....

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Чудо в жизни христианина".

Осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей; что чудо не связано с волшебством; что чудо-не удовлетворение каприза, а проявление по...

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

"Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....