Конспект урока ОМР по теме "Праздники и календари"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Баранова Ирина Владимировна

Конспект составлен дл проведения урока ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Праздники и календарь". Рассамтриваются праздники,отмечаемые в зимнее время года в христанстве и буддизме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРКСЭ

Тема: Праздники в религиях мира.

Цель: осознать  ценность   праздников в христианстве и буддизме и уважительного отношения  к традициям религиозных праздников.

Задачи:

-  познакомить детей   с праздниками в разных религиях мира (христианство, буддизм), которые отмечаются в зимнее время года: Рождество, Крещенье, Саагалган и обычаями, связанными с этими праздниками (как проводятся, поздравления, подарки, значение)

- расширить представление о многообразии праздников в религиях мира;

- способствовать воспитанию доброжелательности, уважения к традициям представителей различных религий

Метапредметные целевые ориентиры:

- способствовать формированию умений смыслового чтения;

- способствовать работа с информацией, представленной в разном виде (текстовая, графическая, в табличном виде);

- совершенствовать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-способствовать становлению коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;

Планируемые результаты:

Личностные:

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Метапредметные:

- развитие коммуникативных умений работы с учителем и одноклассниками;

- развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли;

- способность принимать и сохранять учебные цели и задачи.

Предметные:
- формирование представлений о религиозных праздниках, поздравлениях, подарках.

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа.

Основные термины и понятия: Рождество, Сочельник,  Крещение, Сагаалган.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебное пособие, дидактические карточки.

Форма работы: фронтальная, парная.

Методы: беседа, наглядные (демонстрация и работа с иллюстративным материалом), эвристический,  творческая мастерская.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Орг. момент

(эмоц. настрой)

1)Добрый день, ребята!  Я  рада вас видеть и очень хочу провести  интересный  урок.

2) Вначале  я бы хотела с вами поздороваться. Но  я  не хочу просто сказать вам – здравствуйте. Давайте вместе в Вами сыграем в игру «Здравствуйте». Повернитесь друг к другу, улыбнитесь,  поднимите вверх ладошки и повторяйте вслед за нами:

- большой палец- желаю

-  указательный – успеха

- средний – большого

- безымянный – во всём

- мизинец – и везде

- всей ладонью прикоснуться – здравствуй.

   Желаю вам всего хорошего и получить новые знания!

участвуют в игре:

делают движения пальцами рук

учитель с

одним учеником

2. Вводно- мотив. этап

- определение т/у

1. Ребята, обратите внимание на слайд.

Помогите мне определить тему нашего урока. Что вы можете сказать? Что видите?

Можете ли вы сказать, о чём сегодня на уроке мы с вами будем беседовать?

дети отвечают – о праздниках

1 слайд – метод кроссенса (ассоциативный ряд с иллюстрациями праздников)

3. Актуализация знаний

- что такое праздник?

-  что вы знаете о праздниках?

- какие праздники знаете?

дети объясняют

2 слайд- из словаря Ожегова: «Праздник — день торжества, установленный в честь или в память кого, либо, чего-нибудь».

4. Постановка задач урока

(постановка проблемы урока)

1) Очень интересно узнать, а что вы точно знаете о праздника?

У вас для работы в парах имеется таблица, обсудите с одноклассником  и заполните её.

2) И что же у вас получилось?

3) А вы хотите узнать больше о религиозных праздниках? Что же нам для этого нужно сделать?

4) Я, также как и вы, не очень много знаю о религиозных праздниках. И очень хочу вас помочь мне и и себе узнать о них побольше.

дети заполняют таблицу в парах

личные

светские

религиозные

христианство

буддизм

-дети зачитывают свои работы, дополняют друг друга

- дети озвучивают шаги- задачи

фиксировать задачи на доске

5. Основной этап

1) А откуда мы можем узнать информацию о религиозных праздниках? Тогда предлагаю вам сначала провести «мозговой штурм» при работе с учебником. У каждой пары есть описание праздников, прочитайте тексты и ответьте, о каком празднике идёт речь.

Молодцы!

2)  Мы сегодня рассмотрим с вами праздники, которые отмечают в христианстве и буддизме зимой. Подскажите, что это за праздники?

(просмотр ролика,  рассказ учителя с демонстрацией слайдов)

3) Я сегодня готовилась к встрече  с вами и задумалась вот над таким вопросом: зачем человеку нужны праздники. Вы как думаете?

4) Праздник должен быть у каждого. В какой бы ситуации не находился человек для праздника, всегда должны найтись время, место, возможности. Да, да — именно должны, потому, что без праздников это будет не жизнь человека, а существование робота. Праздники появились вместе с появлением самого человека, и ни войны, ни засуха, ни что не могло отменить праздника. Тот, кто думает, что праздники не нужны – скучный человек, который, как в болоте, погряз в серых буднях и своих проблемах. Такого человека нужно срочно спасать и подарить просто так большой букет цветов или что-то столь же приятное. Праздники – это всегда надежда, радость, положительные эмоции. Все люди всегда ждут хорошего.

 5) А теперь, ребята, ещё раз прошу обратить внимание на слайд. Что вы можете сказать? Конечно, это всё подарки. А можете эти подарки разделить по религиям – христианство и буддизм. (или вопрос – в какой религии дарят такие подарки, а буддизме - кому)

 

 На любой праздник мы стараемся дарить подарки. Несмотря на свою веру. Ведь может  буддист подарить подарок в свой праздник христианину, а христианин – буддисту? Конечно, да.  Да и подарки не должны быть дорогими.

6) А зачем  мы дарим подарки?

    Самое главное  назначение подарков в разных религиях мира – оказать внимание родным, друзьям, взрослым и детям, у которых беда  или грусть. Подарить им праздничное настроение и веру в будущее.

работа в паре над текстами

описание праздника

его название

- дети озвучивают свои ответы

ответы детей

предположения детей

дети отвечают – на всех иллюстрациях – подарки.

- дети распределяют подарки по религиям на доске :

христианство

буддизм

рождественские ели

рождеств. звезда

рождеств. пирог

сладости

ангелочки

рождеств.венки

колокольчики

свечи

платок

чай

полотенца

отрез ткани

хадак

сладости

- ответы детей

взяты праздники: Рождество, Сагаалган, Пасха, Сочельник, Троица, Рождение Будды, Крещение

3 слайд – зачем человеку праздники? (шары)

- фиксировать ответы на доске

4 слайд –

Рефлексия

1) В начале урока мы с вами определили задачи. Давайте посмотрим, удалось ли нам их решить.

2) Я думаю, что сегодняшний урок мне пошёл на пользу. Я узнала много интересного. А какие впечатления у Вас, давайте узнаем по вашим ладошкам, которые есть у каждого из вас.

дети  участвуют в оценивании решения задач урока

дети раскрашивают пальчики на ладошках по инструкции по слайду

большой- подарю праздник своим родным и друзьям

- указательный – узнал много интересного

-средний – ещё хочу что-нибудь узнать

- безымянный – расскажу своим родителям об уроке

- мизинец – ничего нового не узнал

открываем часть доски и ставим плюсы, если задача решена

5 слайд – с оценкой

Итог урока

И  вам и нашим гостям сегодня со Светой Калининой  хотим  подарить  просто так, для настроения и чтобы у вас было всё хорошо бумажных ангелочков с нашими пожеланиями и рождественские звёзды для наших гостей

под звон колоколов или ролик о рождестве короткий

Приложение (для рассказа учителя)

Рождество

    Отмечается у нас в России 7 января. С 28 ноября  начинается рождественский пост – своеобразная подготовка к Великому торжеству. В это время рекомендуется воздержаться от тяжелой, жирной пищи, выпивки. одной из традиций Рождества в России является генеральная уборка: перестирывают занавески, вытирают пыль из труднодоступных мест, выметают грязь из углов, таким образом, очищая дом перед приходом нового и светлого. В старину и для мужской половины находилось вдоволь работы: починить воз, санки, подлатать крышу. На сегодняшний день мужчины вполне могут отремонтировать капающий кран или подклеить отвалившуюся плитку в ванной, а если и это не по силам – позвонить сантехнику.

         В рождественскую подготовку входит и поездка на ярмарку (сейчас для этих целей подойдет обычный магазин одежды). Ведь для всех членов семьи надо приобрести обновки. Обновить следует и посуду, так как перед началом празднования, по обычаю, следует выбросить все треснутую и надколотую посуду. В подготовке к празднику должна принимать участие вся семья. «Кто перед Рождеством хлопочет сплоченно, тот весь следующий год будет жить в мире и согласии» - говорит народное поверье.     Категорически запрещается на Рождество  стирать, готовить, убирать, колоть дрова и заниматься другой тяжелой работой. Все это стоит делать заранее, а сам праздник должен оставаться чистым и светлым, не омраченным никакими заботами. Почему нельзя выносить мусор? Потому что считалось, что в углах и закоулках, где и скапливается в основном вся грязь, собираются души почивших родственников, которые пришли отпраздновать Рождество со своей семьей. После Крещения, они возвращались к себе, на небо – тогда и можно было убрать и вынести мусор.

   

Крещенье

    В переводе с греческого слово «крещение» означает погружение. Именно так проводят очистительное омовение человека, решившего принять христианскую веру. Истинный смысл ритуала с водой состоит в духовном очищении. Согласно христианской традиции, 19 января принял крещение Иисус Христос. . Традиции празднования Крещение – праздник, традиции которого связаны с необыкновенной способностью воды исцелять, причем ее можно взять из самого обычного водоема. Даже та, которая подается в квартиры наших домов, наделена этим свойством. Для исцеления необходимо принимать освященную крещенскую воду на голодный желудок в очень маленьком объеме (чайной ложки вполне достаточно). После приема нужно выждать время перед тем, как принимать пищу.  Крещенские купания традиционно 19 января, в праздник Крещения Господня, вода из любого источника обладает чудодейственными свойствами и способностью исцелять, поэтому в этот день все православные христиане набирают ее в различные емкости и бережно хранят, добавляя по необходимости небольшими капельками, например, в стакан с водой. Как вы помните, даже небольшая порция способна освятить огромные объемы. Однако наиболее широко известен праздник Крещения массовыми купаниями. Погружения проводятся в вырезанной в форме креста проруби, которая называется Иорданью. Окунувшись в холодную воду 19 января в Крещение, православный праздник, верующий человек, как гласит поверье, избавляется от грехов и всех хворей на целый год.

   

Сагаалган

          К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось.

В канун праздника необходимо провести уборку в доме. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шелка и парчи всем — от мала до велика. Готовили подарки, чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажженную трубку в праздник. Начинали готовить праздничные угощения. Празднование происходило в каждом доме. Развешивали на веревке новые наряды. Варили мясо — баранину, говядину или конину, готовили буузы.

В канун нового года верующие встречают великую защитницу Учения Будды — Палден Лхамо — Небесную Богиню.

Покровительница всех живых существ в ночь перед этим днем обходит вселенную с особой ревизией. В этот день (бутуу удэр) желательно всем находиться дома, среди своей семьи.

     В это день проводятся обряды поклонения домашним божествам и хозяину огня. В доме у божницы зажигаются лампады (зула), воскуриваются благовония, преподносятся разные угощения. Следующий день — день Нового года. Верующие отмечают его присутсвием молебна (хурала) в честь наступившего нового года.

     В день прихода нового года глава семьи должен первым поприветствовать восход солнца дарами от семьи, обязательно преподносились дары и духу местности, с просьбой о благополучии для всех близких.

     В первый день Сагаалгана нужно вставать очень рано – в 4-5 часов утра.  Согласно поверьям ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Палдэн Лхамо, которое подсчитывает всех людей. Проспавшие её заход, считается, упускают своё счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот, приобретут защиту буддийской богини Лхамо, и им будут сопутствовать удача и успех на протяжении всего года.

      После утреннего туалета, необходимо зажечь зула, воскурить благовоние, преподнести подношение трём драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе), а на улице поднести сэржэм (напиток в виде чая, молока или водки) божествам и хозяевам местности, разбрызгивая по всем сторонам со словами: «Ом А Хум», что означает очищение тела, речи и ума. После этого буддисты отбывают в дацан, где и встречают праздник Белого Месяца вместе со священнослужителями.

    В день Сагаалгана принято начинать день с обхода округи с поздравления родителей, преподносить им хадак, подарки. Встречаясь со старшими, необходимо быть опрятно одетым, застёгнутым на все пуговицы. Преподносить хадак нужно ладонями вверх, поддерживая снизу руки старшего по возрасту. В этом случае обращённые кверху ладони символизируют чистоту помыслов, а поддерживание за локти — уважение к старости и мудрости. Если встречаются родственники, то одна рука остаётся наверху, а второй поддерживают снизу за локоть. После приветствия отходят в сторону, стараясь при этом не показывать спину. Мужчины по правую сторону дома, женщины – по левую, по возрастному порядку. После этого усаживаются за стол.

В праздничный день навещают своих родных, друзей и знакомых, тем самым, укрепляя отношения и приучая младших с раннего возраста соблюдать традиции и обычаи. Заходя в гости, обязательно нужно подойти к алтарю и помолиться, после чего по приглашению хозяев пройти за праздничный стол.

На второй день Сагаалгана совершается обряд «запуска коня ветров»: изображение «коня ветров», освящённое у ламы. «Хий морин» привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание высших существ и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

Приложение - пожелания

Пожелание детям- одноклассникам

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой.

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой.

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой.

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой.

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой.

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой.

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой

Чтоб ты рос на радость маме,
Чтоб учился хорошо,
И чтоб добрыми делами
Украшал бы  мир большой


Пожелание гостям – учителям

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

  1. Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия.
  2. Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.  И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.
  3. Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.
  4. Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут  дольше!
  5. Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!

Приложение – ангелы и рождественская звезда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Единицы времени. Порядок месяцев. Календарь."

Конспект урока по математике для учащихся 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида....

Конспект урока внеклассного чтения "Необыкновенный календарь" по произведению В.В. Бианки "Лесная газета"

Тема урока:           «Необыкновенный календарь» (по произведению  В.В. Бианки «Лесная газета»)Цель: познакомить учащихся с произведением В.В. Би...

Конспект урока окружающий мир по теме "Народный календарь"

Конспект для 2 класса по УМК "Перспектива"...

Конспект урока ОРКСЭ “Праздники и календари”

Учебная программа: Основы духовно-нравственной культуры России. Основы мировых религиозных культур.Название учебного занятия: Праздники и календари (данный урок является первых из двух по данной ...

План-конспект урока на тему: Календарь – хранитель времени, страж памяти

План-конспект урока на тему: Календарь – хранитель времени, страж памятиКласс: 2 Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: сформировать у обучающихся представления о календаре как древ...

План-конспект урока на тему: Красные дни календаря

План-конспект урока на тему: Красные дни календаряКласс: 2 Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: сформировать у обучающихся представления о важнейших праздниках современного российского ...