План-конспект урока на тему: Календарь – хранитель времени, страж памяти
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Гоголева Дарья Валерьевна

План-конспект урока на тему: Календарь – хранитель времени, страж памяти

Класс: 2 

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: сформировать у обучающихся представления о календаре как древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока на тему: Календарь – хранитель времени, страж памяти

Класс: 2 «Б»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: сформировать у обучающихся представления о календаре как древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о погоде

- учить ориентироваться в сведениях, представленных на страницах современного календаря

- учить находить в календаре дату своего рождения

- учить понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры

Развивающие:

- развивать познавательную активность

- развивать умение аргументировано отвечать, доказывать свое мнение

- развивать творческие способности

- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы

- обогащать словарный запас, описывая погоду в разное время года;

Воспитательные: 

- воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям другого народа

Оборудование: учебник «Окружающий мир 2 класс» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкой, тетрадь с печатной основой, календари (настенный, настольный, перекидной, отрывной, лунный, православный), видео-фрагменты, презентация

Структура урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (1 минута).
  2. Актуализация знаний (5 минут).
  3. Сообщение темы и цели урока.
  4. Усвоение новых знаний. (25 минут).
  5. Физкультминутка (1 минута)
  6. Обобщение и систематизация знаний. (5 минут).
  7. Подведение итогов урока, рефлексия. (2 минута).
  8. Домашнее задание (1 минута)


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку и дают понять это учителю

Актуализация знаний

- Что изучали на прошлом уроке?

- Выполним проверочную работу на мультимедийной доске.

- С помощью какого прибора можно измерить температуру?

- Что означает одно деление на шкале термометра?

- А сейчас вспомним, сколько времени пройдет, когда Земля совершит полный оборот вокруг Солнца?

Выполняют проверочную работу, комментируют свои ответы

Отвечают на вопросы учителя

Сообщение темы и цели урока

- А как называется:

Годовой кусочек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдет –

Весь куст опадет.

(календарь)

Сегодня на уроке мы будем изучать календарь.

- календарь

Усвоение новых знаний

- Как вы считаете, можем ли мы назвать календарь вещью, в которой собраны все дни года? Докажите.

- Для чего служит календарь?

- Кто-нибудь знает, какие бывают календари?

- А есть ли у вас дома календарь? С какой целью вы его используете?

- Вспомните пожалуйста, на одном из уроков мы говорили, что время бывает прошлым, настоящим и будущим. Какое время живет, хранится в календаре?

- умеете ли вы пользоваться календарем, для определения времени?

- Сейчас проверим. У вас на парте лежит карманный календарик. Будем работать в парах.

- Определите по календарю, на какой день недели придется день рождения (имя ученика) – (дата)?

- а день рождения (имя ученика) – (дата)?

- сколько времени пройдет, когда по календарю будет 28 октября?

- А сколько времени прошло с первого учебного дня в этом году?

- А сколько недель длились ваши летние каникулы?

- Сколько месяцев в году?

- А сколько дней в году?

- А сколько дней в месяце?

- Как вы считаете, сразу ли календарь стал таким, каким видим его сейчас мы с вами?

- У всех ли народов одинаковый календарь?

- А где возникли первые календари?

- Календари возникли в древних государствах – Вавилоне, Египте, Греции, Римской империи… Мудрые астрономы создали их, наблюдая за движением Луны, Солнца и звезд. Мы с вами знаем, что период полного оборота Земли вокруг Солнца – это год, который в свою очередь делится на месяцы – периоды вращения Луны (естественного спутника Земли) вокруг Земли, а сутки – это время полного оборота Земли вокруг своей оси.

Названия месяцам давали по именам древних божеств или по очень важному для жизни людей признаку в природе. О начале каждого месяца громко объявляли в самых людных местах – площадях и рынках. Само слово «календарь» произошло от лат. Слова «калео» - провозглашать.

- Вспомним, как называются месяцы?

- Кто-нибудь знает, почему месяцы так называются?

- Нынешние названия месяцев существовали еще в Древнем Риме более двух тысяч лет назад. У древних римлян год начинался 1 марта с приходом весны, с наступлением теплых дней.

Первый месяц года у Древних римлян – март, в честь бога войны – Марса.

Апрель- «открыватель».

Что открывает апрель? (весну)

Май – назван именем римской богини весны – Майи.

Июнь – назван в честь богини плодородия Юноны

Июль – носит имя знаменитого римского полководца Юлия Цезаря.

Август – носит имя императора Августа.

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь означали порядковые номера: семь –«сентем», восемь – «окто», девять – «новеем», десять – «десем».

Январь посвящен богу Янусу, хранителю входов и выходов.

Февраль – память умерших – «фебруариус».

После падения Древнего Рима крупнейшим государством стала Византия. Так были введены и древнеримские названия месяцев.

Предположения детей

- настенный, карманный, отрывной, лунный…

Отвечают на вопросы

Практическая работа с календарем

- 18 суток, 2 недели 4 дня

- 39 суток

- 13 недель

- 12 месяцев

- 365 дней

- 28 (29), 30, 31

Высказывают свои предположения

Внимательно слушают учителя

Внимательно слушают учителя, анализируют увиденное в презентации

Физкультминутка

Контролирует выполнение упражнений обучающимися

Дежурный показывает упражнения.

Дети встают и следуют указаниям дежурного.

- Итак, вернемся к нашему современному календарю. Какой праздник настанет, когда мы оторвем последний листок календаря?

- Какое это будет время года? Какой месяц?

- Всегда ли Новый год бывает зимой в один и тот же день?

- А у всех ли народов Новый год наступает 1 января?

- Сейчас мы это и узнаем.

Еще с древности люди определяли начало года. Ведь разные народы издавна вели разный образ жизни, исповедовали разные религии.

Мы уже сегодня говорили, что у древних римлян и многих других народов год начинался в марте, т.к. природа пробуждается от зимнего сна. В старину и на Руси год начинался 1 марта.

- Сейчас у нас новый год начинается 1 января. Вместе с нами начало нового года празднуют все христиане мира.

- А сейчас узнаем о мусульманском календаре. (видео-фрагмент)

- Когда отмечается Новый год у мусульман?

- А еще есть еврейский календарь. (видео-фрагмент)

- Когда отмечается Новый год у евреев?

- И существует еще буддийский календарь. (видео-фрагмент)

- Когда отмечается Новый год у представителей буддизма?

- Итак, какой вывод мы можем сделать.

- Новый год

- зима, январь

- да

Внимательно слушают учителя

- дата нового года передвигается в течении 30 лет по всем сезонам

-  5 сентября по 4 октября

Обобщают увиденный и услышанный материал

Обобщение и систематизация знаний

- Выполним задания 2, 4 в рабочей тетради на с. 27

Самостоятельное выполнение задания

Подведение итогов урока, рефлексия

- Что такое календарь?

- Для чего служит календарь?

- как календарь пришел в Россию?

- Что на уроке вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

Дети отвечают на вопросы.

Домашнее задание

- Дома, прочитайте параграф учебника на страницах 36-39.

И выполните задания в рабочей тетради №1,3 на страницах 26-27

Дети записывают домашнее задание в дневниках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"

План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"...

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"

План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"...

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"

План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Календарь - хранитель времени, страж памяти"

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Календарь - хранитель времени, страж памяти" с использованием цифровых образовательных ресурсов...

Методическое сопровождение к уроку окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Календарь - хранитель времени, страж памяти"

Методическое сопровождение к уроку окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Календарь - хранитель времени, страж памяти" с использование цифровых образовательных ресурсо...

Технологическая карта урока окружающий мир "Календарь хранитель времени" (УМК "Школа России" 2 класс)

Цель урока: формирование представления о календаре как древнем явлении мировой культуры.Задачи:Дидактические:1) сформировать представление о календаре;2) сформировать знания о Календаре, времени;Разви...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Календарь- хранитель времени, страж памяти" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся знаний о календаре как древнем явлении мировой культуры, тесно связанным с ценностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов. Задачи урока:Дидактиче...