План-конспект урока на тему: Календарь – хранитель времени, страж памяти
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
План-конспект урока на тему: Календарь – хранитель времени, страж памяти
Класс: 2
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: сформировать у обучающихся представления о календаре как древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока на тему: Календарь – хранитель времени, страж памяти | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока на тему: Календарь – хранитель времени, страж памяти
Класс: 2 «Б»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: сформировать у обучающихся представления о календаре как древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о погоде
- учить ориентироваться в сведениях, представленных на страницах современного календаря
- учить находить в календаре дату своего рождения
- учить понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры
Развивающие:
- развивать познавательную активность
- развивать умение аргументировано отвечать, доказывать свое мнение
- развивать творческие способности
- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы
- обогащать словарный запас, описывая погоду в разное время года;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям другого народа
Оборудование: учебник «Окружающий мир 2 класс» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкой, тетрадь с печатной основой, календари (настенный, настольный, перекидной, отрывной, лунный, православный), видео-фрагменты, презентация
Структура урока.
- Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (1 минута).
- Актуализация знаний (5 минут).
- Сообщение темы и цели урока.
- Усвоение новых знаний. (25 минут).
- Физкультминутка (1 минута)
- Обобщение и систематизация знаний. (5 минут).
- Подведение итогов урока, рефлексия. (2 минута).
- Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку. | Дети проверяют свою готовность к уроку и дают понять это учителю |
Актуализация знаний | - Что изучали на прошлом уроке? - Выполним проверочную работу на мультимедийной доске. - С помощью какого прибора можно измерить температуру? - Что означает одно деление на шкале термометра? - А сейчас вспомним, сколько времени пройдет, когда Земля совершит полный оборот вокруг Солнца? | Выполняют проверочную работу, комментируют свои ответы Отвечают на вопросы учителя |
Сообщение темы и цели урока | - А как называется: Годовой кусочек Каждый день роняет листочек, Год пройдет – Весь куст опадет. (календарь) Сегодня на уроке мы будем изучать календарь. | - календарь |
Усвоение новых знаний | - Как вы считаете, можем ли мы назвать календарь вещью, в которой собраны все дни года? Докажите. - Для чего служит календарь? - Кто-нибудь знает, какие бывают календари? - А есть ли у вас дома календарь? С какой целью вы его используете? - Вспомните пожалуйста, на одном из уроков мы говорили, что время бывает прошлым, настоящим и будущим. Какое время живет, хранится в календаре? - умеете ли вы пользоваться календарем, для определения времени? - Сейчас проверим. У вас на парте лежит карманный календарик. Будем работать в парах. - Определите по календарю, на какой день недели придется день рождения (имя ученика) – (дата)? - а день рождения (имя ученика) – (дата)? - сколько времени пройдет, когда по календарю будет 28 октября? - А сколько времени прошло с первого учебного дня в этом году? - А сколько недель длились ваши летние каникулы? - Сколько месяцев в году? - А сколько дней в году? - А сколько дней в месяце? - Как вы считаете, сразу ли календарь стал таким, каким видим его сейчас мы с вами? - У всех ли народов одинаковый календарь? - А где возникли первые календари? - Календари возникли в древних государствах – Вавилоне, Египте, Греции, Римской империи… Мудрые астрономы создали их, наблюдая за движением Луны, Солнца и звезд. Мы с вами знаем, что период полного оборота Земли вокруг Солнца – это год, который в свою очередь делится на месяцы – периоды вращения Луны (естественного спутника Земли) вокруг Земли, а сутки – это время полного оборота Земли вокруг своей оси. Названия месяцам давали по именам древних божеств или по очень важному для жизни людей признаку в природе. О начале каждого месяца громко объявляли в самых людных местах – площадях и рынках. Само слово «календарь» произошло от лат. Слова «калео» - провозглашать. - Вспомним, как называются месяцы? - Кто-нибудь знает, почему месяцы так называются? - Нынешние названия месяцев существовали еще в Древнем Риме более двух тысяч лет назад. У древних римлян год начинался 1 марта с приходом весны, с наступлением теплых дней. Первый месяц года у Древних римлян – март, в честь бога войны – Марса. Апрель- «открыватель». Что открывает апрель? (весну) Май – назван именем римской богини весны – Майи. Июнь – назван в честь богини плодородия Юноны Июль – носит имя знаменитого римского полководца Юлия Цезаря. Август – носит имя императора Августа. Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь означали порядковые номера: семь –«сентем», восемь – «окто», девять – «новеем», десять – «десем». Январь посвящен богу Янусу, хранителю входов и выходов. Февраль – память умерших – «фебруариус». После падения Древнего Рима крупнейшим государством стала Византия. Так были введены и древнеримские названия месяцев. | Предположения детей - настенный, карманный, отрывной, лунный… Отвечают на вопросы Практическая работа с календарем - 18 суток, 2 недели 4 дня - 39 суток - 13 недель - 12 месяцев - 365 дней - 28 (29), 30, 31 Высказывают свои предположения Внимательно слушают учителя Внимательно слушают учителя, анализируют увиденное в презентации |
Физкультминутка | Контролирует выполнение упражнений обучающимися | Дежурный показывает упражнения. Дети встают и следуют указаниям дежурного. |
- Итак, вернемся к нашему современному календарю. Какой праздник настанет, когда мы оторвем последний листок календаря? - Какое это будет время года? Какой месяц? - Всегда ли Новый год бывает зимой в один и тот же день? - А у всех ли народов Новый год наступает 1 января? - Сейчас мы это и узнаем. Еще с древности люди определяли начало года. Ведь разные народы издавна вели разный образ жизни, исповедовали разные религии. Мы уже сегодня говорили, что у древних римлян и многих других народов год начинался в марте, т.к. природа пробуждается от зимнего сна. В старину и на Руси год начинался 1 марта. - Сейчас у нас новый год начинается 1 января. Вместе с нами начало нового года празднуют все христиане мира. - А сейчас узнаем о мусульманском календаре. (видео-фрагмент) - Когда отмечается Новый год у мусульман? - А еще есть еврейский календарь. (видео-фрагмент) - Когда отмечается Новый год у евреев? - И существует еще буддийский календарь. (видео-фрагмент) - Когда отмечается Новый год у представителей буддизма? - Итак, какой вывод мы можем сделать. | - Новый год - зима, январь - да Внимательно слушают учителя - дата нового года передвигается в течении 30 лет по всем сезонам - 5 сентября по 4 октября Обобщают увиденный и услышанный материал | |
Обобщение и систематизация знаний | - Выполним задания 2, 4 в рабочей тетради на с. 27 | Самостоятельное выполнение задания |
Подведение итогов урока, рефлексия | - Что такое календарь? - Для чего служит календарь? - как календарь пришел в Россию? - Что на уроке вам понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? | Дети отвечают на вопросы. |
Домашнее задание | - Дома, прочитайте параграф учебника на страницах 36-39. И выполните задания в рабочей тетради №1,3 на страницах 26-27 | Дети записывают домашнее задание в дневниках |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"
План-конспект открытого урока по теме "Горный пейзаж"...
План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"
План-конспект открытого урока по теме "Кисти и карандаши"...
План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"
План-конспект открытого урока по теме "Натюрморт"...
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Календарь - хранитель времени, страж памяти"
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Календарь - хранитель времени, страж памяти" с использованием цифровых образовательных ресурсов...
Методическое сопровождение к уроку окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Календарь - хранитель времени, страж памяти"
Методическое сопровождение к уроку окружающего мира 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Календарь - хранитель времени, страж памяти" с использование цифровых образовательных ресурсо...
Технологическая карта урока окружающий мир "Календарь хранитель времени" (УМК "Школа России" 2 класс)
Цель урока: формирование представления о календаре как древнем явлении мировой культуры.Задачи:Дидактические:1) сформировать представление о календаре;2) сформировать знания о Календаре, времени;Разви...
Технологическая карта урока Окружающего мира "Календарь- хранитель времени, страж памяти" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока:формирование у обучающихся знаний о календаре как древнем явлении мировой культуры, тесно связанным с ценностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов. Задачи урока:Дидактиче...