Урок "Истоки русской письменности"
план-конспект занятия по орксэ (2 класс) на тему
Конспект и презентация урока "Истоки русской письменности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istoki_russkoy_pismennosti.docx | 67.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Истоки русской письменности
“От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем”
Цель урока: познакомить детей с зашифрованным посланием в знаках азбуки, которое донесли до славян Кирилл и Мефодий.
Личностные УУД: способствовать формированию бережного отношения к слову, развивать самостоятельность, настойчивость, умение делать нравственные выводы.
Регулятивные УУД: формировать умение понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, планировать свою проектную деятельность.
Познавательные УУД: формировать умение решать сложившиеся проблемные ситуации, умение анализировать, сравнивать.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать группах.
Предметные УУД: сформировать представление о роли святых равноапостольных братьев в создании славянской письменности, обратить внимание учащихся на то, что с помощью букв славянской азбуки можно не только читать, но и считать.
Метапредметные УУД: формировать у детей младшего школьного возраста целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.
1. Организационный момент.
Клип о России.
Святая Русь
Учитель.
Я вижу эту Русь могучего простора,
В смирении своем великую всегда,
Русь – непонятную для чуждого ей взора,
Русь подвига, скорбей, терпенья и труда.
Я вижу эту Русь… Холмов ее зеленых
Волнистый перевал… Озера и леса…
Церквей приземистых, мольбами осененных,
Кресты, зовущие на землю Небеса.
А. Коринфский
Русь… Россия… Россияне… в этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от истока жизни.
Жизнь оставляет след – в событиях, в красках художника, в рифмах поэта, в слове писателя, в сердце и памяти народной. Нити времен, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца.. Мы сегодня прикоснемся к истории давно минувших веков и вспомним о создателях алфавита, благодаря которым появился русский язык - прекрасный и могучий. Как же и когда пришли на нашу русскую землю эти буквы. Почему мы говорим о них как о чуде и славим творцов славянской азбуки за великий просветительский подвиг? Об этом мы поговорим сегодня.
СЦЕНКА 1 Детство Кирилла и Мефодия. Одежда греческие хитоны (ткань прямоугольной формы)
Звучит фонограмма « шум моря». Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке».
Младший : (вставая, обращается в старшему): А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски.
Старший. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что знания, книги – все от греков.
Младший. А почему у славян нет своих книг?
Старший. Потому что писать на славянском языке нельзя.
Младший. Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке).
Старший. А « Я ЖИВУ В ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет.
Младший: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить, значит их можно и записывать. Необходимы только какие-нибудь знаки.
Старший. Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система. В нем не может быть ничего случайного.
Младший. Но если все-таки попробовать. Вот так, например. (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж.
Кусочек о письменности до азбуки.
Учитель. Если спросить славянских грамотеев так: кто вам письмена сотворил или книги перевел, то все знают и, отвечая, говорят: святой Константин Философ, нареченный Кириллом и Мефодий, брат его. Просветители
Учитель. Кто такие просветители?
(Человек, занимающийся распространением знаний.)
Приведите однокоренные слова
Светило
светильник
светлый
светоч
рассвет
просвещение
Учитель. Славянский алфавит создан более 1000 лет, в 9 веке. И сейчас еще служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам – всем славянским народам и нам – русским.
Помолившись Богу поутру,
Наклонился над листом святой,
Буквы подносил к его перу
Лучезарный ангел золотой…
И ложилась букв славянских вязь,
И строка бежала за строкой,
Книгою великой становясь,
Посланной Всевышнего рукой.
И казалось, блеск небесных звезд
Эта книга бережно хранит,
И казалось, Сам Иисус Христос
По-славянски с нами говорит.
Клип о Кирилле и Мефодии.
Учитель.
“От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем”
Как вы понимаете эти слова?
Эти слова из древнерусской летописи, дошедшие до нас из глубокой старины, говорят о значении письменности.
Работа с азбукой и кириллицей
ПРАВИЗНА ЛЕВИЗНА
- Учитель. Что делают буквы в русском алфавите?
Что делают буквы славянской азбуки?
- Какая первая буква азбуки?
И начинали они говорить ещё до того, как дети приступали к изучению букв. В древней книге, которая называется «Сказание о письменах черноризца Храбра» говорится о том, что «Та первая буква «АЗЪ» Богом данная роду славянскому для открытия к разуму уст, учащихся буквам, великим движением уст возглашается. А другие буквы малым раздвижением уст возглашаются и произносятся».
Как это можно понять? (Как уста широко разверзаются при произношении первой буквы азбуки, так и разум нужно широко разверзнуть для принятия слова Божия).
- Сложите 1-ю и 2-ю букву (АЗЪ + БУКИ). Что получилось?
Азбуки или азбука. Вот откуда произошло слово азбука.
Аз и Буки, две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное нам слово АЗБУКА, обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз - хороший, рожденный "быть первым", "светлым князем". Буки - плохой, пустой человек, бессмысленное существо.
Соответственно буквы в кириллице располагались не в строчку и не произвольным столбиком, как мы привыкли записывать алфавит, а в два столбика с определенным количеством букв. В правом столбике (слово "правый" происходит от слова "правда") - "хорошие" буквы, связанные с Аз-первым. В левом столбике - "плохие" буквы, "Букины".
Из названия букв складывались две истории. Одна рассказывала о житии Аз-праведного, стремящегося к истине и добру. Другая повествовала о жизни Буки-пустого, ставшего вором и мошенником, которого поймали, бросили в темницу.
С этими историями знакомился ученик, приступая к изучению грамоты. Они звучали как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово.
Даже в начертании букв правого и левого столбиков сказывалась их причастность к судьбе Аз-праведника и Буки-пустого. Буквы правой стороны писались и запоминались легче, у букв левой стороны была сложная, вычурная форма. Освоить их было гораздо труднее.
- При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога, произносился второй слог и только после этого слоги складывались в целое слово.
Попробуйте прочитать другие слова. Например: – КАКО -НАШ –ИЖЕ –ГЛАГОЛЬ - АЗ книга
МАМА Мыслить-Аз - МА
Мыслить-Аз - МА
ВЕРА веди-есть-рцы-аз
ДОМ Добро - Он - Мыслить ДОМ
СЛОВО Слово-Люди-Он
Веди-Он
- А знаете ли вы, что при помощи азбуки можно не только читать, но и считать.
Цифры в церковно-славянском языке обозначались буквами, но чтобы не перепутать, над ними ставился особый значок – титло. Пользуясь справочной табличкой, вычислите и запишите ответ на церковно-славянском языке.
Аз + Веди=? 1+2=3 Глаголь
Аз+Добро= 1+4=5 Есть
- «Женщина, выходя из дому, должна покрыть голову», – говорил учебник грамматики. Гласные звуки сравнивались с женщинами. И гласная буква «должна иметь на голове покров», если она встала первой в слове. Расставьте в тексте придыхания.
Вот сколько мудрости, потайных знаний содержится в славянской азбуке.
- Давайте задумаемся о смысле некоторых слов. Например, что означают слова:
«спасибо»?
– «Спаси Бог».
«благодарю»?
– Дарить все блага.
Как влияют эти добрые слова на окружающий мир?
Дети:
– Люди больше улыбаются, радуются.
– Мир становится краше и добрее.
– Люди становятся добрее и чище…
- Выбери старинные слова
Терем чело компьютер боярин метро ракета экскаватор воевода князь телевизор
- Есть выражение «ходить фертом». С какой букой кириллицы это связано? Почему? Покажите, как стоять или ходить фертом.
Это выражение связано с буквой «ферт» или «эф» в современной русской азбуке. Стоять фертом - подбоченившись. Эта поза напоминает форму буквы.
- Что означает поговорка "Прописать ижицу"?
Наказать за невыученное, сделать выговор, высечь. О том, кто малограмотен, невежественен, говорили: "Корову через ять пишет" -
Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет.
- Какую букву называли и "самой русской буквой", и "белой лебедью азбуки",
Ять.
Славяне знали, как важно уметь читать и писать, понимали огромное значение образования, поэтому так много придумали пословиц и поговорок об Азбуке.
“Азбуку учат, во всю избу кричат”.
отрывок из повести Горького “Детство”, о том, как учили грамоте встарь.
Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки.
Пословицы об азбуке.
(Доскажи словечко)
“Аз, буки, веди, страшны как… медведи.”
"Сперва АЗ да БУКИ, потом и другие …науки."
Азбуке учиться, всегда пригодится.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Дом без книги, что без окон.
Собери пословицу.
Азбука – к мудрости ступенька.
Продай кафтан, купи буквицу.
В книге ищи не буквы, а мысли.
Летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском, были начальные слова Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
«То было чудное мгновенье, – пишет летописец – глухие стали слышать, а немые говорить, ибо до того времени славяне были как бы глухи и немы».
Про Евангелие.
От буквы греческой, с ее красивой вязью
Возникли очерки и нашего письма;
В нём, в день рожденья букв,
Сплотились крепкой связью
Заветы веры и печать ума.
Такого не было нигде возникновенья
Науки в вере! Азбука взросла
У нас в дыхании церковного тепла,
В словах Евангелья приняв своё рожденье.
Константин Случевский
На столе лежала Книга. И когда в окошко залетал порыв ветра. Листы её начинали шуршать, вздрагивать и переворачиваться. Казалось, что Книга разговаривает. Но это только казалось, потому что говорить Книга не умела.
Каждая буква славянской азбуки записана с помощью знака и слова, в котором заложен смысл.
Например, если объединить первые три буквы, то получится фраза… Аз буки веде. / Я знаю буквы.
Азъ – «я»
Буки (букы) – буквы, письмена
Веди (веде) - «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» – знать, ведать.
Аз буки веде. / Я знаю буквы.
И тогда не составит большого труда попытаться определить смысл азбучного послания. В осовремененном вольном изложении Я. Кеслера данное послание выглядит так:
«Современный» перевод послания:
Я знаю буквы:
Письмо –достояние,
Трудитесь усердно, земляне,
И, как подобает разумным людям,
Постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо:
Знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!
Родная речь – Отечеству основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово -
Великий святорусский наш язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "День славянской письменности" и олимпиада по русскому языку
Занятие познавательно,т.к. знакомит с историей славянской письменности.Была проведена подготовительная работа:каждую букву дети рисовали,готовилось музыкальное сопровождение,подбиралисьвысказывания о ...
Статья: «Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»
В статье рассматриваются проблемы развития речи у учащихся начальных классов, анализируются возможности, подходы и пути решения данных проблем в современной педагогической науке....
К истокам русской письменности
Внеклассное мероприятие к дню славянской письменности и культуры...
Истоки русской письменности
Работа «Истоки русской письменности» посвящена вопросам происхождения русского письма, первоучителям и просветителям, создателям славянской азбуки, проповедникам христи...
Сведения об истории русской письменности .Особенности оформления книг в Древней Руси
Родной язык 1 класс...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...