Сведения об истории русской письменности .Особенности оформления книг в Древней Руси
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Татьяна Николаевна Каретникова

Родной язык  1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk.docx26.96 КБ
Файл rodnoy_yazyk.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка- проект урока по теме

« Сведения об истории русской письменности.  Особенности оформления книг в Древней Руси. »                   

По предмету : родной язык

1 класс

       

Разработала:  Каретникова Татьяна Николаевна

Учитель МБОУ ООШ№25 им.Е.Н.Сисева пос.Северного

МО Курганинский район

Краснодарский край, Курганинский район, поселок  Северный

Тема урока: Сведения об истории русской письменности. Особенности оформления книг в Древней Руси.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре, учить читать научные тексты, рассказы, осмысливать их.

Задачи:

Познавательные:

  • закрепить знания детей об изученных буквах;
  • познакомить детей со старинными азбуками и букварями;
  • формировать навыки сознательного и плавного чтения;

Развивающие:

  • развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • развивать речь, логическое мышление и внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
  • прививать усидчивость, умение преодолевать трудности;
  • воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Формируемые УУД:

  • осмысливать читаемые тексты и выделять в них основную мысль;
  • воспроизводить прочитанный текст;
  • применять полученные знания и умения на практике;
  • работать в парах.

Дидактические средства:

для учителя: средства ИКТ (презентация), изображение старинного алфавита.

для обучающихся: учебники

Оборудование: мультимедийная презентация урока.

                                                            Ход урока.

  1. Вводная часть.

                 Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

Что мы изучаем на уроках обучения грамоте? А для чего нам это нужно? Правильно, самое главное – мы научимся хорошо читать, будем много знать.

  1. Актуализация опорных знаний.

Для начала немного подготовим наш речевой аппарат.Дыхательная гимнастика. Упражнение «Петушок»

Плавный вдох на счет от 1 до 4. На выдохе произнести фразу «Утром только зорька над землей встает, звонко на дворе наш петушок поет».

Работа над дикцией.

- Что такое скороговорка?

В пруду у Поликарпа —

Три карася, три карпа.

3.Отгадайте загадку

Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом — не молчат,
Нам загадки говорят.
(алфавит)

 А что такое алфавит?

Как появилось слово «алфавит»?

А кто мне может перечислить буквы алфавита

  1. Выявление места и причины затруднения

Работа в парах.

- Как вы думаете, всегда ли на Руси умели читать и писать?

- Перед вами лежат карточки с записью предложения. Что вы можете сказать об этих записях. Обсудите это в парах.

Объясните, почему не получилось прочитать? В чем трудность?

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Догадались, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О старинных книгах и алфавитах)

- Какие цели и задачи ставим на урок? Составим план действий.

- Что нового хотим узнать на уроке по данной теме? (Узнать о возникновении алфавита. Узнать о старинных азбуках и букварях)

- Чему будем учиться? (Различать старинные буквы, читать тексты из старинных азбук и пр.)

- Что будем развивать на уроке? (Технику чтения, устную речь, память, мышление

  1. Реализация построенного проекта.  

- Итак, что значит, «старинные» книги? (То есть очень-очень давно написанные)

- А как же называется наша учебная книга? (азбука)

- Как появилось это название? Поможет нам ответить на этот вопрос старинный алфавит. Посмотрите на розовые листочки на ваших партах.

- Догадались, название первой книги всех школьников происходит от названия первых букв алфавита Руси: аз и буки.

Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий из Византии. Почти 1000 лет назад древнерусский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу). Император Михаил направил греков – учёного Константина Философа (Кирилл ) и его старшего брата Мефодия. За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык.

Сейчас мы прочитаем небольшую научную статью . Какой текст мы называем научным?

«Научный», значит основанный на научных фактах. Читать такой текст надо медленно, вдумчиво, осмысливая каждое слово.

- Какие азбуки самые древние?

- Что узнали про буквы старославянского алфавита?

Каждый знак древнерусского алфавита обозначался словом, которое несло в себе огромное значение. Слова были подобраны таким образом, что образовывали смысловую фразу, например: «Аз буки веди» - Я буду знать.

"Веди Глаголь" – ведай учение;

"Твердо Оукъ" – укрепляй закон;

"Рцы Слово Твердо" – изрекай слова истинные и т.д.

- Конечно, эти буквы старославянской письменности помогут нам прочесть запись первого задания. Только сами слова и их смысл со временем поменяли свое значение. Вот послушайте отрывок из древнерусской книги «Повесть временных лет»:

« Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилъжно, то обрящеши велику ползу душе своей».

- Поняли ли вы, о чем я прочитала. На современном русском языке это изречение звучало бы так: « Велика ведь бывает польза от учения книжного… Если поищешь в них мудрости, то найдешь в ней великую пользу душе своей».

- Какое послание мы получили от древних мудрецов?

- Прочитаем еще одну мудрость в азбуке.

«Сначала «Аз» и «Буки» - потом все науки». Как вы это понимаете?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин)

  1. Первичное закрепление.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. На данном этапе происходит оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сначала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно.

Работа с печатным текстом ( Г.Сапгир «Как учили читать»)

  1. Работа с иллюстрацией

Посмотрите на иллюстрацию на с.80. Предположите, о чем будет этот текст.

Кто на картинке?

Что он показывает?

Какие это буквы?

  1. Чтение рассказа вслух по частям.

- Какого цвета была дощечка?

- Какого цвета был уголь?

- Почему писали углем?

- Что написал учитель?

- По какой книге учились дети грамоте с давних пор?

- Почему каждая буква обозначалась словом?

-Какими словами обозначались буквы?

- Как они переводятся?

- Кто составил Букварь для детей?

- Кто автор рассказа?

- Нужно ли нам еще раз перечитать этот рассказ?

  1. Повторное чтение текста. Работа над выразительностью.
  2. Работа в группах по вопросам в рамке.

  1. Самостоятельная работа

Посмотрите на задания на листочках.
Закрасьте букву и слово, которое она обозначает одним цветом. (Самостоятельная работа детей)

Проверка по эталону.

веди

Г

мыслете

Д

живете

Б

В

З

Е

М

аз

буки

глаголь

люди

есть

Л

добро

Ж

земля

8. Включение в систему знаний и повторение.

А) Старые буквари.

Первоначально книги на Руси были рукописные.

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове более 400 лет назад.

Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова.

Выпущен Московским печатным двором около 300 лет назад.

Василий Федорович Бурцов-Протопопов – известный русский издатель работал на Московском печатном дворе на особых условиях. В последствии возглавлял свою «печатную избу».

Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким еще через 50 лет. Букварь С. Полоцкого по сравнению с предыдущими уже более объемный – в нем 160 листов.

Букварь Кариона Истомина. Издан в Москве в 1694 г. Карион Истомин, монах Московского Чудова монастыря, вместе с тем известный просветитель, поэт, художник, книжных дел мастер, служил на Московском печатном дворе сначала "справщиком" (редактором), а затем, с 1698 г., и его начальником.

Б) Чтение рассказа из Азбуки Л.Н.Толстого «Таня»

Л.Н.Толстой в своём имении открыл школу для детей крестьян и создал учебники, по которым они учились.

В) Викторина.

  1. Что означает название «Азбука»
  2. Из чего сделана самая древняя азбука
  3. Что означает каждая буква в старославянской азбуке?
  4. Какую букву обозначает слово «Веди»?
  5. Кто является создателем старославянского алфавита?
  6. Является ли Л.Н.Толстой автором «Азбуки»?

Г) Выставка современных букварей

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Сегодня наши знания пополнились новой информацией. О чем говорили на уроке?

- Сумели ли мы ответить на вопросы урока?

- Что узнали о старинной азбуке?

- Что обозначали буквы?

- Кто был основателем русской азбуки?

- Что заинтересовало на уроке?

Продолжите фразы и оцените свою работу на уроке:

сегодня я узнал…


я понял, что…

у меня получилось …

меня удивило…

мне захотелось…

было трудно…


Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных огоньков.

Зеленый – высокая активность на уроке, все получилось.

Желтый – Хорошая активность на уроке, многое получилось, но присутствовали ошибки , недочеты.

Синий – многое на уроке осталось непонятным.

Поднимите огоньки, посмотрим, какой свет у нас загорится.

Замечательно! Я рада, что вам всё понравилось. Спасибо всем за урок. До новых встреч!

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОДНОЙ ЯЗЫК 1 класс ТЕМА: Сведения об истории русской письменности. Особенности оформления книг в Древней Руси . Разработала: учитель начальных классов МБОУ ООШ№25 им.Е.Н.Сисева Курганинского района Каретникова Татьяна Николаевна

Слайд 2

Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре, учить читать научные тексты, рассказы, осмысливать их.

Слайд 3

В пруду у Поликарпа — Три карася, три карпа. В пруду у Поликарпа — Три карася, три карпа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку на тему: "Из истории древней Руси"

Презентация к уроку окружающего мира по программе А. Плешакова (УМК "Школа России")...

Сказка "История становления армии древней Руси"

Сказка, разработанная к уроку, способствует раскрытию понятия "армия"...

Проверочная работа по истории, 3 класс. Тема: " Времена Древней Руси".

Задания позволяют быстро проверить знания учащихся по теме " Времена Древней Руси"....

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

История 4 класс. УМК «Перспектива». «Истоки древней Руси».

Цели деятельности учителя: формирование представлений о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах, о форме правления в них,...

Урок истории 3 класс по теме: «От Древней Руси к единой России».

   Цели: Сформировать представления о подвигах защитников Руси. Подвести учащихся к пониманию закономерности образования Российского централизованного государства. Выявить предпосылки...