Сведения об истории русской письменности .Особенности оформления книг в Древней Руси
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка- проект урока по теме
« Сведения об истории русской письменности. Особенности оформления книг в Древней Руси. »
По предмету : родной язык
1 класс
Разработала: Каретникова Татьяна Николаевна
Учитель МБОУ ООШ№25 им.Е.Н.Сисева пос.Северного
МО Курганинский район
Краснодарский край, Курганинский район, поселок Северный
Тема урока: Сведения об истории русской письменности. Особенности оформления книг в Древней Руси.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре, учить читать научные тексты, рассказы, осмысливать их.
Задачи:
Познавательные:
- закрепить знания детей об изученных буквах;
- познакомить детей со старинными азбуками и букварями;
- формировать навыки сознательного и плавного чтения;
Развивающие:
- развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;
- развивать навыки работы с текстом;
- развивать речь, логическое мышление и внимание.
Воспитательные:
- воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
- прививать усидчивость, умение преодолевать трудности;
- воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Формируемые УУД:
- осмысливать читаемые тексты и выделять в них основную мысль;
- воспроизводить прочитанный текст;
- применять полученные знания и умения на практике;
- работать в парах.
Дидактические средства:
для учителя: средства ИКТ (презентация), изображение старинного алфавита.
для обучающихся: учебники
Оборудование: мультимедийная презентация урока.
Ход урока.
- Вводная часть.
Чтобы хорошо учиться
Надо очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
Что мы изучаем на уроках обучения грамоте? А для чего нам это нужно? Правильно, самое главное – мы научимся хорошо читать, будем много знать.
- Актуализация опорных знаний.
Для начала немного подготовим наш речевой аппарат.Дыхательная гимнастика. Упражнение «Петушок»
Плавный вдох на счет от 1 до 4. На выдохе произнести фразу «Утром только зорька над землей встает, звонко на дворе наш петушок поет».
Работа над дикцией.
- Что такое скороговорка?
В пруду у Поликарпа —
Три карася, три карпа.
3.Отгадайте загадку
Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом — не молчат,
Нам загадки говорят.
(алфавит)
А что такое алфавит?
Как появилось слово «алфавит»?
А кто мне может перечислить буквы алфавита
- Выявление места и причины затруднения
Работа в парах.
- Как вы думаете, всегда ли на Руси умели читать и писать?
- Перед вами лежат карточки с записью предложения. Что вы можете сказать об этих записях. Обсудите это в парах.
Объясните, почему не получилось прочитать? В чем трудность?
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Догадались, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О старинных книгах и алфавитах)
- Какие цели и задачи ставим на урок? Составим план действий.
- Что нового хотим узнать на уроке по данной теме? (Узнать о возникновении алфавита. Узнать о старинных азбуках и букварях)
- Чему будем учиться? (Различать старинные буквы, читать тексты из старинных азбук и пр.)
- Что будем развивать на уроке? (Технику чтения, устную речь, память, мышление
- Реализация построенного проекта.
- Итак, что значит, «старинные» книги? (То есть очень-очень давно написанные)
- А как же называется наша учебная книга? (азбука)
- Как появилось это название? Поможет нам ответить на этот вопрос старинный алфавит. Посмотрите на розовые листочки на ваших партах.
- Догадались, название первой книги всех школьников происходит от названия первых букв алфавита Руси: аз и буки.
- Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий из Византии. Почти 1000 лет назад древнерусский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу). Император Михаил направил греков – учёного Константина Философа (Кирилл ) и его старшего брата Мефодия. За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык.
Сейчас мы прочитаем небольшую научную статью . Какой текст мы называем научным?
«Научный», значит основанный на научных фактах. Читать такой текст надо медленно, вдумчиво, осмысливая каждое слово.
- Какие азбуки самые древние?
- Что узнали про буквы старославянского алфавита?
Каждый знак древнерусского алфавита обозначался словом, которое несло в себе огромное значение. Слова были подобраны таким образом, что образовывали смысловую фразу, например: «Аз буки веди» - Я буду знать.
"Веди Глаголь" – ведай учение;
"Твердо Оукъ" – укрепляй закон;
"Рцы Слово Твердо" – изрекай слова истинные и т.д.
- Конечно, эти буквы старославянской письменности помогут нам прочесть запись первого задания. Только сами слова и их смысл со временем поменяли свое значение. Вот послушайте отрывок из древнерусской книги «Повесть временных лет»:
« Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилъжно, то обрящеши велику ползу душе своей».
- Поняли ли вы, о чем я прочитала. На современном русском языке это изречение звучало бы так: « Велика ведь бывает польза от учения книжного… Если поищешь в них мудрости, то найдешь в ней великую пользу душе своей».
- Какое послание мы получили от древних мудрецов?
- Прочитаем еще одну мудрость в азбуке.
«Сначала «Аз» и «Буки» - потом все науки». Как вы это понимаете?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин)
- Первичное закрепление.
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. На данном этапе происходит оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сначала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно.
Работа с печатным текстом ( Г.Сапгир «Как учили читать»)
- Работа с иллюстрацией
Посмотрите на иллюстрацию на с.80. Предположите, о чем будет этот текст.
Кто на картинке?
Что он показывает?
Какие это буквы?
- Чтение рассказа вслух по частям.
- Какого цвета была дощечка?
- Какого цвета был уголь?
- Почему писали углем?
- Что написал учитель?
- По какой книге учились дети грамоте с давних пор?
- Почему каждая буква обозначалась словом?
-Какими словами обозначались буквы?
- Как они переводятся?
- Кто составил Букварь для детей?
- Кто автор рассказа?
- Нужно ли нам еще раз перечитать этот рассказ?
- Повторное чтение текста. Работа над выразительностью.
- Работа в группах по вопросам в рамке.
- Самостоятельная работа
Посмотрите на задания на листочках.
Закрасьте букву и слово, которое она обозначает одним цветом. (Самостоятельная работа детей)
Проверка по эталону.
веди
Г
мыслете
Д
живете
Б
В
З
Е
М
аз
буки
глаголь
люди
есть
Л
добро
Ж
земля
8. Включение в систему знаний и повторение.
А) Старые буквари.
Первоначально книги на Руси были рукописные.
Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове более 400 лет назад.
Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова.
Выпущен Московским печатным двором около 300 лет назад.
Василий Федорович Бурцов-Протопопов – известный русский издатель работал на Московском печатном дворе на особых условиях. В последствии возглавлял свою «печатную избу».
Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким еще через 50 лет. Букварь С. Полоцкого по сравнению с предыдущими уже более объемный – в нем 160 листов.
Букварь Кариона Истомина. Издан в Москве в 1694 г. Карион Истомин, монах Московского Чудова монастыря, вместе с тем известный просветитель, поэт, художник, книжных дел мастер, служил на Московском печатном дворе сначала "справщиком" (редактором), а затем, с 1698 г., и его начальником.
Б) Чтение рассказа из Азбуки Л.Н.Толстого «Таня»
Л.Н.Толстой в своём имении открыл школу для детей крестьян и создал учебники, по которым они учились.
В) Викторина.
- Что означает название «Азбука»
- Из чего сделана самая древняя азбука
- Что означает каждая буква в старославянской азбуке?
- Какую букву обозначает слово «Веди»?
- Кто является создателем старославянского алфавита?
- Является ли Л.Н.Толстой автором «Азбуки»?
Г) Выставка современных букварей
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
- Сегодня наши знания пополнились новой информацией. О чем говорили на уроке?
- Сумели ли мы ответить на вопросы урока?
- Что узнали о старинной азбуке?
- Что обозначали буквы?
- Кто был основателем русской азбуки?
- Что заинтересовало на уроке?
Продолжите фразы и оцените свою работу на уроке:
сегодня я узнал…
я понял, что…
у меня получилось …
меня удивило…
мне захотелось…
было трудно…
Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных огоньков.
Зеленый – высокая активность на уроке, все получилось.
Желтый – Хорошая активность на уроке, многое получилось, но присутствовали ошибки , недочеты.
Синий – многое на уроке осталось непонятным.
Поднимите огоньки, посмотрим, какой свет у нас загорится.
Замечательно! Я рада, что вам всё понравилось. Спасибо всем за урок. До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре, учить читать научные тексты, рассказы, осмысливать их.
В пруду у Поликарпа — Три карася, три карпа. В пруду у Поликарпа — Три карася, три карпа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку на тему: "Из истории древней Руси"
Презентация к уроку окружающего мира по программе А. Плешакова (УМК "Школа России")...
Сказка "История становления армии древней Руси"
Сказка, разработанная к уроку, способствует раскрытию понятия "армия"...
Проверочная работа по истории, 3 класс. Тема: " Времена Древней Руси".
Задания позволяют быстро проверить знания учащихся по теме " Времена Древней Руси"....
Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс
Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...
История 4 класс. УМК «Перспектива». «Истоки древней Руси».
Цели деятельности учителя: формирование представлений о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах, о форме правления в них,...
Урок истории 3 класс по теме: «От Древней Руси к единой России».
Цели: Сформировать представления о подвигах защитников Руси. Подвести учащихся к пониманию закономерности образования Российского централизованного государства. Выявить предпосылки...