ОРКСЭ Основы светской этики "Заповеди любви" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
На этой странице вы найдете разработанный урок по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса по теме: "Заповеди любви".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka._zapovedi_o_lyubvi_2._12._avtosohranennyy.docx | 318.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1944»
ПРЕДМЕТ: ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ТЕМА УРОКА: ЗАПОВЕДИ О ЛЮБВИ
СОСТАВИЛА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
СМИРНОВА Е. Ю.
Москва
2016 г.
Тема урока: Заповеди о любви.
Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование этических и культурных ценностей у младшего школьника.
Задачи:
- Предметные:
- формировать знания о понятиях любви, милосердии, сострадании, благотворительности, добро, как основополагающее в этике;
- формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности;
- Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Основные понятия: любовь, долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, милостыня.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер;
цветная бумага, ножницы, клей, трафарет.
Формы и виды деятельности: беседа, сценическая работа, устный рассказ на тему «Заповеди любви», работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, творческая работа.
Ход урока
- Организационный момент.
И так, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
- Основной этап.
- Добродетель есть слово, дело и помышление, согласное с Законом Божьим.
(Слайд 1)
- Ребята, как вы понимаете слово добродетель?
(Слайд 2)
- В толковых словарях добродетель - (греч. arete , лат. virtus) - способность человека совершать добро, устойчивое и постоянное качество его душевной жизни.
- Какие добродетели знаете вы?
(Дети называют)
(Смирение, послушание, сопереживание, всепрощение, доброта, милосердие, доброжелательность, бескорыстие, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие и т. д.).
- Знаете ли вы, что в православном сознании существует семь основных добродетелей? Это…
(Слайд 3)
(Учитель называет, выходят дети с названиями добродетелей и встают врассыпную у доски).
Вера, Надежда, Мудрость, Мужество, Справедливость, Воздержание. На заднем плане от всех добродетелей встает Любовь.
(Выходит ученик).
- В детстве все мы читали мудрые сказки, в которых герой одерживал победу за победой, руководимой той или иной добродетелью. Один был очень смелым, другой умным, кто-то решительным, а у иных просто было большое доброе сердце. Мы так и запомнили героев – по их самым ярким достоинствам.
Сегодня мы взрослые, но законы мифов и сказок не исчезли, мы не хуже любимых героев знаем, как важно проявить, то, или иное достоинство для решения стоящей перед нами задачи или проблемы.
Какое именно достоинство поможет мне сегодня?
Может быть Вера, Надежда, или Мужество? Нет наверно Мудрость, а может Справедливость? Или Воздержание?
А это что за добродетель?
( Выходит Любовь на первый план, обнимая всех).
- Я Ваша добродетель - Любовь.
Любовь - не эмоция, не чувство, которое возникает «вдруг», а внутренняя способность человека и его отношение к миру, к людям. Поэтому, в отличие от эмоций, которые приходят и уходят, Любовь не проходит.
Любви невозможно научить. Думающий, чувствующий и верящий человек может сам прийти к великой способности Любить.
Любовь вмещает в себя и Веру, и Надежду, Мужество и Мудрость, а также Справедливость и Воздержание.
(Дети кланяются и садятся на свои места.)
- Сегодня тема нашего урока «Заповеди о любви».
(Слайд 4)
- Вспомните, что такое «заповедь»?
(Дети высказывают свое мнение.)
- Если мы заглянем в словарь, то «За́поведь — религиозно-нравственное предписание. Заповеди, которые даны в религиозных книгах от лица Бога, составляют основу религии. Обычно это краткое назидание в виде изложения основных тезисов.», в толковом словаре – это ПРАВИЛО, ПОЛОЖЕНИЕ.
- Ребята скажите, а где вы слышали это слово? (от родителей, бабушки, в храме).
- А сколько заповедей вы знаете? (10)
- Скажите, на чём основаны все десять заповедей, данные людям Богом?
(На любви).
- А может кто-то знает первые две заповеди православной культуры?
(Слайд 5)
- Звучат они так, - «Возлюби Господа всем сердцем, всею душою и всеми мыслями».
- И вторая, подобная ей: «Возлюби ближнего своего, как самого себя.»
- В этом - весь закон.
- С какого слова начинаются эти две заповеди?
(Возлюби).
- Как понимаете это слово?
- Какова главная мысль заповедей?
(Любить все, что тебя окружает и тех кто рядом).
- Любовь ко всем людям в понимании христиан означает, что человек не сделает ничего, что может оскорбить другого человека или навредить ему:
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
- Говоря о любви к ближнему, нельзя не вспомнить притчу о добром самарянине:
- Лучше её прочитать непосредственно из Евангелия (Лк. гл.10), ибо лучше чем в Евангелие уже не скажешь.
(Слайд 6)
- Посмотрев и прослушав притчу, кто же является для нас ближним?
(Ответы детей.)
- Ближний – тот, кто не оставит тебя в беде.
Ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.
- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?»
- В чем можно почувствовать порочность этого принципа?
- Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?
- Физкультминутка.
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Продолжайте потирать.
Мой сосед такой хороший
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший –
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора,
Дружбе крикнем мы: Ура!
- Всякому ли нуждающемуся мы должны оказывать помощь? А может, мы должны как-то разделять людей на «своих» и «чужих», а соответственно, исходя из этого, протягивать руку помощи?
- Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Ещё минуту назад этот человек был тебе не знаком. Но ты узнал о его горе - и не смог остаться равнодушным. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
- Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать т. е. проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что - нибудь хорошее.
- Творческая работа.
- Итог урока.
- Давайте попробуем сформулировать одну общую заповедь, которая подошла бы всем людям на Земле - обращение и призыв к действию.
(Люди, любите друг друга!)
(Слайд 7)
- А ведь это и есть главная заповедь – «золотое правило» человеческого общества.
- Что может принести нам соблюдение этой заповеди?
(Только радость и пользу).
- А легко ли будет ее соблюдать?
(Не всегда).
- Значит, нам есть, над чем работать в будущем!
Литература.
- «Заповеди любви», ОРКСЭ , 4 класс, Шемшурина А., Дрофа.;
- «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова;
- «Цитаты, афоризмы и высказывания» А. Декурселя;
- http://www.zavet.ru/b/ipavlov/030.htm
- http://www.pravoslavie.ru/put/031122110516.htm
- Апресян Р. Г. Заповедь любви // Этика: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2001.
- Бердяев Н. А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994. — С. 444—460.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс
Урок по новому предмету в рамках ФГОС....
КТП ОРКСЭ "Основы светской этикт" 4 класс по учебнику «Основы религиозных культур и светской этики» А.И.Шемшуриной
КТП по ОРКСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" А.И.Шемшуриной...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...
Технологические карты к 4 урокам курса ОРКСЭ. Основы светской этики,4 класс.
В данном проекте даны технологические карты к 4 урокам курса" ОРКСЭ. Основы светской этики "(4 класс). Темы уроков:" Россия-наша Родина"," Добро и зло", "Стыд,вина,извинение","Совесть"....
Рабочая программа по модулю ОРКСЭ "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая программа по модулю ОРКСЭ "Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ. Основы светской этики. 4 класс
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; Обобщение знаний, понятий и пр...
Административная полугодовая контрольная работа по ОРКСЭ («Основы светской этики») 4 класс
Пояснительная записка Контрольная полугодовая работа по ОРКСЭ (ОСЭ) 4 классКонтрольная полугодовая работа содержит 11 заданий и рассчитана на один урок (40 мин.).Контрольная работа сос...