Жизнь священна.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Киселёва Лариса Николаевна

Дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности; учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_36.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Жизнь священна.

Цели: дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности; учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Личностные результаты: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты: осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Ход урока.

I. Организационный момент урока. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

- Что такое этика?

- Золотое правило этики?

- Что мы называем общечеловеческими ценностями?

- Согласны ли вы с высказыванием Цицерона «Жить – значит мыслить»?

III. Самоопределение к деятельности.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа в тетрадях.

Выпишите 7 наиболее значимых для вас понятий. Объясните свой выбор.

- Видите, каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью, смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись. Подумаем, с чем это связано?

ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.

2. Знакомство с видами потребностей.

- Cуществует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные.

- Посмотрите на свои выписанные слова, на какие потребности пал ваш выбор, что руководило вами?

- К чему стремится душа?

3.Знакомство с понятиями ДУХ - ДУША – ДУХОВНОСТЬ.

Прочитайте слова. Близкие понятия?

- Обратимся к словарям. 

4. Работа с толковым словарём Ушакова.

Дух-бодрость, моральная силаготовность к действию.

Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.

5. Работа со словарём Ожегова.

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Дух - внутренняя, моральная сила.

Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание.

- Духовность человека как стремление к высоким, высшим смыслам своей жизни обобщает эти понятия, передаёт главный для человека смысл его чувств и действий.

- Как вы думаете, от каких потребностей развивается и совершенствуется жизнь, рождается искусство, создаются книги, делаются научные открытия, совершаются подвиги?

- Можно ли сказать, что это духовные достижения как конкретного человека, так и человечества?

4. Притча «Сосуд жизни».

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.

И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.

- Теперь, - обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь.

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.

Мелкие камушки представляют менее важные вещи.

Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.

Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.

Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок…

- Так в чём же истина?

Истина: ИЩИТЕ В ЖИЗНИ ВЫСОКОГО, ГЛАВНОГО, что наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом.

- Что же может стать для человека главным и высоким?

- Каков главный смысл понятия жизнь?

- К чему стремится человек? (К созидательству.)

- Назовите противоположное значение. (Разрушение.) 

Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. Разве к этому стремится человек?

- Какая же простая нравственная истина становится главной? (Жизнь священна).

-Жизнь и человек являются наивысшей ценностью. Что из этого следует? (Жизнь неприкасаема).

5. Работа с высказываниями.

ЖИЗНЬ - ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ. Сенека

ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ. Омар Хайям

- Подумаем над тем, что призывает нас понять о жизни человеческий опыт?

V. Рефлексия. Подведение итогов.

- Что вы считаете в жизни главным для себя.

- Что для вас жизнь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Войны священные страницы навеки в памяти людской»

Цель мероприятия - воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста. Дети знакомятся с историей своей Родины в тяжелые годы войны. Самостоятельно ищут ответы на вопросы: «Почему спустя...

Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна

Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...

Основы светской этики. Автор А.И. Шемшурина "Жизнь священна"

ОРГСЭ. 4 класс. Раздел "Простые нравственные истины"...

Методическая разработка Священные книги религий мира. Часть 1. "Священные книги иудаизма и христианства".

Речь пойдёт о необычных книгах. Священные книги разных религий были написаны в глубокой древности. Верующие люди считают, что чтение священных текстов делает их добрее, нравственнее.Понят...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь священна"

Конспект урока  ОРКСЭ Модуль "Основы светской этики" 4 класс по теме "Жизнь священна"....

Жизнь священна

ОРКСЭ 4 класс "Светская этика"...

Технологическая карта ОРКСЭ "Жизнь священна" (УМК "Просвещение", 4 класс)

Цель урока:формирование у учащихся представление о понятии жизни, как высшей нравственной ценности.Задачи урока:Дидактические:1) ознакомить учащихся с понятиями «потребность», «матер...