Жизнь священна.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности; учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_36.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Жизнь священна.
Цели: дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности; учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Личностные результаты: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты: осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Ход урока.
I. Организационный момент урока. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
- Что такое этика?
- Золотое правило этики?
- Что мы называем общечеловеческими ценностями?
- Согласны ли вы с высказыванием Цицерона «Жить – значит мыслить»?
III. Самоопределение к деятельности.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа в тетрадях.
Выпишите 7 наиболее значимых для вас понятий. Объясните свой выбор.
- Видите, каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью, смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись. Подумаем, с чем это связано?
ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.
2. Знакомство с видами потребностей.
- Cуществует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные.
- Посмотрите на свои выписанные слова, на какие потребности пал ваш выбор, что руководило вами?
- К чему стремится душа?
3.Знакомство с понятиями ДУХ - ДУША – ДУХОВНОСТЬ.
- Прочитайте слова. Близкие понятия?
- Обратимся к словарям.
4. Работа с толковым словарём Ушакова.
Дух-бодрость, моральная сила, готовность к действию.
Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.
5. Работа со словарём Ожегова.
Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Дух - внутренняя, моральная сила.
Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание.
- Духовность человека как стремление к высоким, высшим смыслам своей жизни обобщает эти понятия, передаёт главный для человека смысл его чувств и действий.
- Как вы думаете, от каких потребностей развивается и совершенствуется жизнь, рождается искусство, создаются книги, делаются научные открытия, совершаются подвиги?
- Можно ли сказать, что это духовные достижения как конкретного человека, так и человечества?
4. Притча «Сосуд жизни».
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.
И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.
- Теперь, - обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь.
Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.
Мелкие камушки представляют менее важные вещи.
Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.
Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.
Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок…
- Так в чём же истина?
Истина: ИЩИТЕ В ЖИЗНИ ВЫСОКОГО, ГЛАВНОГО, что наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом.
- Что же может стать для человека главным и высоким?
- Каков главный смысл понятия жизнь?
- К чему стремится человек? (К созидательству.)
- Назовите противоположное значение. (Разрушение.)
Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. Разве к этому стремится человек?
- Какая же простая нравственная истина становится главной? (Жизнь священна).
-Жизнь и человек являются наивысшей ценностью. Что из этого следует? (Жизнь неприкасаема).
5. Работа с высказываниями.
ЖИЗНЬ - ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ. Сенека
ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ. Омар Хайям
- Подумаем над тем, что призывает нас понять о жизни человеческий опыт?
V. Рефлексия. Подведение итогов.
- Что вы считаете в жизни главным для себя.
- Что для вас жизнь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Войны священные страницы навеки в памяти людской»
Цель мероприятия - воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста. Дети знакомятся с историей своей Родины в тяжелые годы войны. Самостоятельно ищут ответы на вопросы: «Почему спустя...
Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна
Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...
Основы светской этики. Автор А.И. Шемшурина "Жизнь священна"
ОРГСЭ. 4 класс. Раздел "Простые нравственные истины"...
Методическая разработка Священные книги религий мира. Часть 1. "Священные книги иудаизма и христианства".
Речь пойдёт о необычных книгах. Священные книги разных религий были написаны в глубокой древности. Верующие люди считают, что чтение священных текстов делает их добрее, нравственнее.Понят...
Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь священна"
Конспект урока ОРКСЭ Модуль "Основы светской этики" 4 класс по теме "Жизнь священна"....
Жизнь священна
ОРКСЭ 4 класс "Светская этика"...
Технологическая карта ОРКСЭ "Жизнь священна" (УМК "Просвещение", 4 класс)
Цель урока:формирование у учащихся представление о понятии жизни, как высшей нравственной ценности.Задачи урока:Дидактические:1) ознакомить учащихся с понятиями «потребность», «матер...