Домашнеезадание как стимул повышения интереса к предмету ОРКСЭ
материал по орксэ (4 класс) на тему
Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_doklad_.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашние задания как стимул повышения интереса обучающихся к предмету ОРКСЭ
Что посеешь,то и пожнешь
Русская народная пословица
Всякое новое поколение имеет свои особенности жизни, свою новую историческую обстановку, переживает новые этапы в развитии мышления. Многое нам кажется устаревшим, отжившим и уже более не нужным. А задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прошлому, к жизненному опыту всех времен и поколений.
Ведь корнями любого народа являются те духовные и материальные богатства, которые были собраны предыдущими поколениями. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, прежде всего средством формирования у школьников основ российской гражданской идентичности, духовных ценностей, развития доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Например: «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам». Этот вид домашнего задания мы называем «Ты - мне, я - тебе». Работа может проводиться фронтально, (я задаю вопрос определенному ученику), в паре, а также в группе, или «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи». Многие виды деятельности в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи взрослых.
Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении, а подойти к домашнему заданию дифференцированно. Задания могут даваться не на каждом уроке каждому ученику. Я использовала дифференцированную систему домашних заданий, предлагала индивидуальные опережающие задания – одному-двум ученикам или группе, которым было недостаточно информации, полученной на уроке. Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами.
При подготовке домашнего задания к темам по ОРКСЭ можно выделить следующее:
-Домашнее задание должно быть доступным, творческим и интересным. Поэтому оно должно быть
1.Четко структурированным. Я тщательно продумывала , что именно из изучаемого материала следует предложить детям для заучивания, что - для пересказа, что – для ознакомления, о чем надо научиться рассуждать, на какие вопросы отвечать, какие умения детей при этом будут задействованы.
Задавала домашнее задание
2.Дифференцированным по уровню трудности. Дифференцированно по уровню трудности с делением на группы, где одна группа выполняет задание повышенной сложности (по желанию), другая – задание средней сложности (этих детей учитель может назвать), а остальные (ими окажутся самые слабые ученики, но они об этом не услышат) получат третий вид задания (о том, что оно самое простое, говорить не нужно).
Определяя домашнее задание я учитывала, что оно должно быть
3. Разумным по объему и реальным для запоминания. Лучше, если задание будет иметь обязательную и необязательную часть; обязательная должна быть посильной для самого слабого ученика, необязательная – яркая, интересная, познавательная – должна быть привлекательной для всех, ее выполнение должно поощряться (призами, жетонами, которые могут накапливаться и на итоговом уроке поощряется ученик, набравший наибольшее их количество.)
И, конечно же, старалась в домашнее задание вносить
4.Увлекательным. элемент новизны, творчества, чтобы оно для ребенка было неожиданным, удивительным, даже веселым: например подготовка к празднику, путешествие на машине времени, рисование, создание презентации, портрета, подготовка к конкурсу кроссвордов, к диспуту.
Домашние задания по ОРКСЭ конечно же предполагают работу с учебником:
-Чтение материала из учебника (Это может быть целевое чтение, ознакомительное или чтение-поиск)
-Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен)
-Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных)
-Составление планов для пересказа.
Можно применять разные формы домашних заданий
1)проблемные задания, исследовательская деятельность
2)работа со средствами информации, поиск информации
3)творческие задания
Самыми распространенными видами домашнего задания было:
- Обсуждение высказываний
-Составление рассказов, используя слова на определенные темы. Например: народ, нация, культура, уважение, толерантность, федерация.
- Подготовить рисунок к теме, к прочитанной и разобранной на уроке притче.
Детям нравится выполнять творческие домашние задания, это:
- Кроссворд наоборот. Учитель предлагает готовый кроссворд, а ребята по желанию находят в словарях определения к словам (по выбору).
- Соотнеси начало пословиц и поговорок с их продолжением. Учитель предлагает на дом первую часть пословицы, а вторую часть пословицы дети должны найти.
- Интервью. Тема: «Православное учение о человеке»
- Создание рекламного буклета или мини- книжки. «Останься в родном селе»
- Составление ребусов ( Так называемые «Заморочки из бочки»)
- Напиши эссе на темы «Храм», «Возможен ли подвиг в наше время», «Милосердие и сострадание»
- Придумать рекламу: «Спешите делать добро»
-Подготовить кроссворд или викторину по понятиям из пройденных тем.
-составление синквейна к словам Родина, подвиг, добро и т.д.
-сочинение четверостиший («Проба пера») О Родине, о правилах поведения и т.д.
Можно задавать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых происходит на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволяют учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни. Приведу пример домашнего задания «Догадки» после темы «Христианская семья»
1) Обсудите с родителями и опишите какую-нибудь вещь, которая в вашей семье является богатством, но не имеет материальной ценности. В описании не называйте, что это за вещь.
Остальные должны догадаться, о чем вы рассказываете. ИЛИ
2)Нарисуйте контур своего сердца, а внутри — все, что для вас является дарами жизни.)
Домашнее задание важный элемент урока, поэтому его можно задавать учащимся исходя из контекста урока. В качестве домашнего задания по теме «Совесть и раскаяние» также можно учащимся предложить нарисовать рисунок на тему « Добро и зло», написать сочинение «Что такое добро и зло», придумать сказку о том, как солнышко учило лучи светить всем, в течении недели записывать в таблицу «Добрые» и «злые» поступки и на следующем уроке посмотреть , что же победило в итоге.
Конечно, у каждого учителя есть свои приемы и формы работы над домашним заданием, но я уверена, что они направлены на формирование у ребенка самостоятельности, волевых качеств, умения рационально организовывать учебный труд. Но все это возможно при одном условии – перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать что-то еще: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Разнообразные, интересные, доступные, четкие, необъёмные домашние задания служат стимулом повышения интереса обучения по данному предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения, как средство повышения интереса к учебным предметам
В статье представлены сведения об истории возникновения метода, классификация, структура, краткое описание....
«Роль сказки как жанра русского фольклора в повышении интереса учащихся к изучению предметов в начальной школе»
Развитие интереса учащихся к учению путем знакомства с народной сказкой....
Задания для повышения интереса к предметам.
Интересные, увлекательные задания по математике и по русскому языку....
Презентация "Нетрадиционные формы организации уроков, как средство повышения интереса к изучаемому предмету".
На примерах показано, как разнообразить уроки и сделать их интересными и поучительными....
Нетрадиционные формы организации уроков, как средство повышения интереса к изучаемому предмету. Доклад на МО, учитель начальных классов, Рахимова Фарзана Фаритовна.
В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя нач...
Развивающие упражнения на уроках русского языка как способ повышения интереса к предмету
В статье покааны упражнения , которые способствуют развитию и корректировке познавательных процессов, активизации познавательной деятельности младших школьников....
Развитие критического мышления на уроках как средство повышения интереса к предметам.
В статье пойдёт речь о развитии критического мышления на уроках как средстве повышения интереса к предметам....