ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ОРКСЭ И ИЗО В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ДОРОГОЙ ДРЕВНИХ КАРАВАНОВ»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Возможности данного урока позволят обучающимся
- сформировать представление о географическом положении Средней Азии,
- раскрыть значения понятий «Мечеть», «Минарет», «Портал», «Регистан», «Изразцы» и умению соотносить их с изображениями,
- познакомиться с устройством, предназначением и архитектурными особенностями мечети, проявлять знания законов композиции, цветоведения, перспективы при выполнении творческой работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse_i_izo_4_klass_.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ОРКСЭ И ИЗО В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ДОРОГОЙ ДРЕВНИХ КАРАВАНОВ»
Триединая цель урока:
- Обучающая:
- сформировать представление о географическом положении Средней Азии,
- раскрыть значения понятий «Мечеть», «Минарет», «Портал», «Регистан», «Изразцы» и уметь соотносить их с изображениями,
- познакомить с устройством, предназначением и архитектурными особенностями мечети,
- проявлять знания законов композиции, цветоведения, перспективы при выполнении творческой работы;
- Развивающая:
Развивать:
- творческие способности,
- мыслительные процессы,
- коммуникативные навыки общения в группе,
- умение аргументировано отстаивать свою точку зрения,
- умения и навыки при работе с ножницами, клеем, художественными материалами;
- Воспитательная:
- воспитывать интерес к культуре, традициям и обычаям народов Азии,
- воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
Универсальные учебные действия:
- Регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, оценивают достигнутый результат;
- Познавательные: умеют заменять термины определениями, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выделяют и формулируют проблему, строят логические цепи рассуждений, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки;
- Личностные: уважение и принятие других народов, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах;
- Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать, обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, учатся аргументировать свою точку зрения. Отстаивать свою позицию, умеют слушать и слышать друг друга.
Тип урока: изучения нового материала.
Методы урока: по источнику знаний: словесные (репродуктивная беседа), наглядные (иллюстрации), практические (выполнение заданий по разработке и изготовлению творческой работы); по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;
Форма урока: групповая
Оборудование: доска, мультимедийное оборудование, презентация «Дорогой древних караванов», виртуальная экскурсия «Мечеть»; раздаточный материал:
- текст с информацией о климате, географическом положении Средней Азии – УММ 1;
- карточки-полоски с названием среднеазиатских стран - УММ 2;
- стихотворение - УММ 3;
- карточки - понятия и их значения - УММ 4;
- текст-стихотворение (физминутка) - УММ 5;
- детали храмовых построек – цветные бумажные заготовки для выполнения творческой работы - УММ 6;
инструменты и художественные материалы: фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага, салфетка для клея.
Список литературы:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур: учебник для общеобразовательных учреждений;
Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 кл.
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Пособие.
Неменская Л.А. Каждый народ – художник: Учебник для 4 класса.
Ресурсы интернета: http://virtualtour.kz/ru (виртуальная экскурсия)
Музыкальный ряд: И.С. Бах «Токката и фуга ре-минор», узбекская национальная музыка.
Содержание урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний и способов действий: предположения, высказывания учащихся.
- Формирование новых понятий и способов действий.
- Сравнение учащихся своей информации с литературными источниками (работа в группе, межгрупповое обсуждение).
- Поиск по карте страны и ее столицы (групповое и межгрупповое обсуждение).
- Просмотр слайдов презентации и словесное описание своих ощущений.
- Просмотр слайдов презентации. Чтение стихотворения и описание своих ощущений.
- Знакомство с понятиями азиатской архитектуры и выявление их значений (работа в группе, межгрупповое обсуждение).
- Применение знаний, формирование умений и навыков.
- Найти соответствие между понятием, его значением и изображением.
- Пройти компьютерный тест из 8 вопросов.
- Проведение физ. минутки.
- Интерактивное путешествие по мечети.
- Творческая работа в группах.
- Итог урока:
- Защита работы каждой группы.
- Оценивание каждой работы.
- Рефлексия.
СТРУКТУРА УРОКА:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | |
Слайд №2 На фоне звучания восточной музыки и показа видео о караване верблюдов, идущих по пустыне – учитель зачитывает стихотворение: Солнечный, жаркий поток Льется в пустыне на желтый песок. В воздухе желтом и плотном, как мед, Желтая птица неслышно плывет. Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня в течение 2-х уроков мы с вами совершим удивительное путешествие на Восток - загадочную, сказочную Среднюю Азию! | Рассаживаются под звуки музыки в группы. |
Цель этапа: выявление представлений, знаний учащихся о Средней Азии, необходимых для «открытия нового знания». | |
А путешествовать мы будем, как вы уже догадались….на верблюдах, поэтому тема нашей экскурсии – «Дорогой древних караванов». Но, прежде чем, мы начнем наше путешествие, необходимо услышать ваши всевозможные предположения, высказывания о Средней Азии:
| Слушают учителя. Высказывают свои предположения (запись на доске предположений). |
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися о географическом положении Средней Азии, ее климате, входящих в нее странах и нахождении столиц этих стран на карте; особенностях азиатской архитектуры проведение коррекции. | |
Предлагаем ваши предположения сравнить с литературными источниками – конверт №1 (см. УММ 1). Информация у каждого участника в группе разная, ее необходимо прочитать, рассказать остальным участникам группы, выбрать отвечающего. Время – 3 мин (групповое, а затем межгрупповое обсуждение). Слайды №3, 4 Узнав об особенностях Средней Азии, предлагаем выбрать свой маршрут (страну). Найдя столицу страны в атласах и показав ее на большой карте, вы узнаете и представите всем название своей группы (см. УММ 2). Слайды №5-12 Итак, наше путешествие начинается! Жарко! Нет воды! Хочется пить! Кругом пески! Тяжело передвигаться! Палящее солнце! Раскаленная пустыня! Вдалеке впереди показался среднеазиатский город – это мираж или наяву город? Какой он? (учитель зачитывает текст, на фоне звучания И.С.Баха, фуга ре минор, просмотр слайдов). Опишите ваши ощущения! (высказывания учащихся записываются на доске - слева) Слайды №13-22 Ваши ощущения понятны. Но зайдем в город, до которого мы, наконец, добрались, осмотримся (на фоне звучания восточной музыки просмотр слайдов). Слайды №23-28 На торговой площади – шумном пестром восточном базаре среди лавок ремесленников, экзотических фруктов, яркой расписной посуды, ковров слышен голос человека, читающего стихотворение. Слайд №29 Послушаем стихотворение восторженного автора и попробуем понять переживаемые им ощущения. Следите внимательно за текстом, который я буду зачитывать вслух – конверт №2 (см. УММ 3 – можно поместить стихотворение на слайд, не раздавать в печатном варианте). Назовите слова, раскрывающие ощущения автора (запись слов справа на доске). Вывод: С одной стороны азиатский город таит в себе загадку, толстые стены, жарко, стоит среди пустыни, мрачный, с другой – ярко украшенный, много света, яркий, красочный. Слайд №30 Следующая информация поможет вам выявить особенности азиатской архитектуры и объяснить значения слов – конверт №3 (см. УММ 4). Прочитайте, составьте краткое определение слова, подчеркните 3 гл. слова и озвучьте их остальным группам для заполнения таблицы. Время на прочтение и обсуждение внутри группы – 4 мин (групповое и межгрупповое обсуждение – после высказывания каждой группы показ слайдов с названием понятия и его изображением). Вывод: Подведем итог данного испытания. Еще раз повторим те понятия, с которыми вы работали в группе (каждая группа повторяет вслух название понятия, учитель дает определение). | Индивидуально читают текст, рассказывают остальным участникам группы, выбирают отвечающего (сравнение прочитанной информации с записями на доске: где верное, где ошибочное утверждение). Выбирают одну из 5 полосок с названием страны, находят по атласу. Выходят к доске и показывают на карте местоположение страны, столицы, проговаривая их названия вслух. Просматривают слайды. Высказывают свои ощущения. Просматривают слайды. Следят за текстом на слайде, слушая учителя. Называют слова. Работа в группе: индивидуально читают текст, обсуждают, озвучивают остальным группам. |
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и закрепления нового материала, проверка знаний, полученных на предыдущем этапе. | |
Слайды №31 Следующее испытание на нашем пути - перед вами на интерактивной доске, необходимо найти соответствие понятий, их значений и картинок (1 группа находит маркером соответствие понятия 2 группы и т.д.). Азиаты – народ, почитающий, уважающий свои традиции, обычаи, которые и нам необходимо знать, уважать, путешествуя по дальним странам. Предлагаем вам пройти тест «Проверь себя» на компьютере. Вывод: Подсчитаем баллы прохождения компьютерного теста у каждой группы. Азия – то место, где получаешь множество ярких впечатлений от яркой одежды, посуды, ковров, фруктов, восточных сладостей и танцев. Но это еще и место, где человек познает себя, свой внутренний мир (проведение физминутки- см. УММ 5). Мы полюбовались культовыми постройками снаружи, а какие же они внутри? Давайте зайдем в одну из мечетей и осмотримся (просмотр видео с комментариями учителя). МЕЧЕТЬ - так называется храмовое, священное сооружение исламской культуры, с большим куполом, на вершине которого находится полумесяц. В переводе с арабского слово «мечеть» значит «место для совершения земных поклонов». Рядом с мечетью возводят минареты. Минареты это символ воздетых к небу рук. В переводе с арабского это слово означает «маяк». Минареты – это высокие башни, устремленные в небо. Высота минаретов может быть более 40 метров. С верхней площадки минарета, священник (муэдзин) пять раз в день созывает верующих на молитву. Его пение-призыв слышен на очень большом расстоянии. Мечеть может иметь несколько минаретов, но их не должно быть более 8, потому что у главной мечети в священной Мекке минаретов 8. Мечеть это священное, лишь для молитвы предназначенное место. В праздничный день – пятницу – здесь собираются все верующие мусульмане. Возле мечети есть специальные дворики или помещения для омовения рук и ног – отдельно для мужчин и для женщин. Входя в нее, необходимо снимать обувь. Пол мечети, на котором сидят мусульмане, застилается коврами. Внутри мечети не должно быть изображения живых существ, стены мечети украшены орнаментом и каллиграфией. В одной из стен мечети расположен михраб, то есть ниша, обозначающая направление в сторону Мекки - священного города для мусульман. Лицо молящегося мусульманина обращено именно в эту сторону. Стоять перед михрабом означало стоять перед лицом самого Бога. Таким образом, мечеть и минарет составляют единый архитектурный ансамбль. Многие мечети – шедевры архитектуры, поражающие своей красотой, легкостью, неповторимым изяществом орнаментов и каллиграфических письмен на внутренних и наружных стенах (http://virtualtour.kz/ru/Almaty/132#panorama_192). Слайды №32 На память о путешествии в другие страны туристы покупают различные сувениры, открытки, картины. Предлагаем создать образ древнего азиатского города – города на пути каравана в пустыне и дать название картине – конверт №4 (см. УММ 6). В конверте находятся основные детали культовых построек, которые вы по-своему усмотрению дополняете, украшаете и приклеиваете на подготовленный фон, не нарушая законов композиции. По окончании работы, на выполнение которой дается 20 мин. вам необходимо выбрать участника(ов), представляющего(их) групповую работу. | Находят соответствие у интерактивной доски (по одному частнику от группы) Проходят компьютерный тест группой Повторяют за учителем движения. Просматривают виртуальную экскурсию. Выполняют творческую работу в группе. |
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | |
1. Защита работы каждой группы 2. Оценивание каждой работы 3. Рефлексия: Ребята, вернемся на начало урока. На тот момент много ли у вас было информации об особенностях Средней Азии? А сейчас, вы что-то новое узнали о ней, какое впечатление произвела на вас храмовая архитектура? Слайды №33 Выскажите одним, двумя словами о нашем сегодняшнем занятии: сегодня я узнал…, сегодня я понял… (слова устной рефлексии написаны на слайде) Давайте похвалим себя, закончив урок бурными аплодисментами. Спасибо вам за урок. Нам очень понравилось, как вы работали. | Презентуют творческую работу остальным группам. Оценивают работы групп, на занятии, высказывают свои ощущения |
Компьютерный тест: http://www.banktestov.ru/test/?id=14540
код ссылки: http://www.banktestov.ru/test/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь древних славян."
Замысел урока возник на основе материалов занятий по окружающему миру и истории. Дети готовили материалы о своей родословной. Некоторым удалось добрать...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Века Древней Руси"
Дополнительный материал к урокам окружающего мира в 4 классе к разделу "Страницы истории Отечества".УМК "Шко...
Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: "мифы Древней Греции"
Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе " Школа России"...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Мифы Древней Греции."Храбрый Персей""
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель:формировать представления о мифах Древней Греции,обеспечить формирования читательских умений и навыков....
Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Жизнь древних славян"
Урок «Жизнь древних славян» является составной частью раздела «Страницы истории Отечества», изучаемого в 4 классе. Изучая этот раздел, дети узнают о важных событиях истории России.На уроке «Жизнь древ...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь древних славян"
Урок раскрывает историю происхождения древних славян, даёт характеристику качеств личности древних славян, их поведения, внешнего вида, быта, развивает логическое мышление; умение работать с картой...
Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Жизнь древних славян"
Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян....