ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ОРКСЭ И ИЗО В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ДОРОГОЙ ДРЕВНИХ КАРАВАНОВ»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Возможности данного урока  позволят обучающимся

- сформировать представление о географическом положении Средней Азии,

- раскрыть значения понятий «Мечеть», «Минарет», «Портал», «Регистан», «Изразцы» и умению соотносить их с изображениями,

-  познакомиться с устройством, предназначением и архитектурными особенностями мечети, проявлять знания законов композиции, цветоведения, перспективы при выполнении творческой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse_i_izo_4_klass_.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ОРКСЭ И ИЗО В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ДОРОГОЙ ДРЕВНИХ КАРАВАНОВ»

Триединая цель урока:

  • Обучающая:  
  • сформировать представление о географическом положении Средней Азии,
  • раскрыть значения понятий «Мечеть», «Минарет», «Портал», «Регистан», «Изразцы» и уметь соотносить их с изображениями,
  • познакомить с устройством, предназначением и архитектурными особенностями мечети,
  • проявлять знания законов композиции, цветоведения, перспективы при выполнении творческой работы;  
  • Развивающая:

Развивать:

  • творческие способности,
  • мыслительные процессы,
  • коммуникативные навыки общения в группе,
  • умение аргументировано отстаивать свою точку зрения,
  • умения и навыки при работе с ножницами, клеем, художественными материалами;
  • Воспитательная:
  • воспитывать интерес к культуре, традициям и обычаям народов Азии,
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных  религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, оценивают достигнутый результат;  
  • Познавательные:  умеют заменять термины определениями, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выделяют и формулируют проблему, строят логические цепи рассуждений, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки;   
  • Личностные: уважение и принятие других народов, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах;
  • Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно  сотрудничать, обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, учатся аргументировать свою точку зрения. Отстаивать свою позицию, умеют слушать и слышать друг друга.  

Тип урока: изучения нового материала.

Методы урока: по источнику знаний: словесные (репродуктивная беседа), наглядные (иллюстрации), практические (выполнение заданий по разработке и изготовлению творческой работы); по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;  

Форма урока: групповая

Оборудование: доска, мультимедийное оборудование, презентация «Дорогой древних караванов», виртуальная экскурсия «Мечеть»; раздаточный материал:

  • текст с информацией о климате, географическом положении Средней Азии – УММ 1;
  • карточки-полоски с названием среднеазиатских стран - УММ 2;  
  • стихотворение - УММ 3;
  • карточки - понятия и их значения - УММ 4;  
  • текст-стихотворение (физминутка) -  УММ 5;
  • детали храмовых построек – цветные бумажные заготовки для выполнения творческой работы -  УММ 6;

инструменты и художественные материалы: фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага, салфетка для клея.

Список литературы:

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур: учебник для общеобразовательных учреждений;

Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 кл.

Колякина В.И. Методика организации уроков  коллективного творчества: Пособие. 

Неменская Л.А. Каждый народ – художник: Учебник для 4 класса.  

Ресурсы интернета: http://virtualtour.kz/ru (виртуальная экскурсия)

 Музыкальный ряд: И.С. Бах «Токката и фуга ре-минор», узбекская национальная музыка.  

Содержание урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний и способов действий: предположения, высказывания учащихся.
  3. Формирование новых понятий и способов действий.
  • Сравнение учащихся своей информации с литературными источниками (работа в группе, межгрупповое обсуждение).
  • Поиск по карте страны и ее столицы (групповое  и межгрупповое обсуждение).  
  • Просмотр слайдов презентации и  словесное описание своих ощущений.
  • Просмотр слайдов презентации. Чтение стихотворения и описание своих ощущений.
  • Знакомство с понятиями азиатской архитектуры и выявление их значений (работа в группе, межгрупповое обсуждение).
  1. Применение знаний, формирование умений и навыков.
  • Найти соответствие между понятием, его значением и изображением.  
  • Пройти компьютерный тест из 8 вопросов.
  • Проведение физ. минутки.
  • Интерактивное путешествие по мечети.
  • Творческая работа в группах.  
  1. Итог урока:  
  • Защита работы каждой группы.
  • Оценивание каждой работы.
  • Рефлексия.

СТРУКТУРА УРОКА:  

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Слайд №2     

 На фоне звучания восточной музыки и показа видео о караване верблюдов, идущих по пустыне – учитель зачитывает стихотворение:

Солнечный, жаркий поток

Льется в пустыне на желтый песок.

В воздухе желтом и плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

   Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня в течение  2-х уроков мы с вами совершим удивительное путешествие на Восток - загадочную, сказочную Среднюю Азию!  

Рассаживаются под звуки музыки в группы.

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий

Цель этапа: выявление представлений, знаний учащихся о Средней Азии, необходимых для «открытия нового знания».  

   А путешествовать мы будем, как вы уже догадались….на верблюдах, поэтому тема нашей экскурсии – «Дорогой древних караванов».  

   Но, прежде чем, мы начнем наше путешествие, необходимо услышать ваши всевозможные предположения, высказывания о Средней Азии:

  • Где находится?
  • На чем мы сможем добраться до нее?
  • Какой климат, животный и растительный мир, постройки, люди?
  • Что важно знать, отправляясь в другие страны? 

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения (запись на доске предположений).

  1. Формирование новых понятий и способов действий.  

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися о географическом положении Средней Азии, ее климате, входящих в нее странах и нахождении столиц этих стран на карте; особенностях азиатской архитектуры проведение коррекции.

     Предлагаем ваши предположения сравнить с литературными источниками – конверт №1 (см. УММ 1).

   Информация у каждого участника в группе разная, ее необходимо прочитать, рассказать остальным участникам группы, выбрать отвечающего. Время – 3 мин (групповое, а затем межгрупповое обсуждение).  

    Слайды №3, 4

   Узнав об особенностях Средней Азии, предлагаем выбрать свой маршрут (страну).

   Найдя столицу страны в атласах и показав ее на большой карте, вы узнаете и представите всем название своей группы (см. УММ 2).  

Слайды №5-12

   Итак, наше путешествие начинается!

Жарко! Нет воды! Хочется пить! Кругом пески! Тяжело передвигаться! Палящее солнце! Раскаленная пустыня! Вдалеке впереди показался среднеазиатский город – это мираж или наяву город? Какой он? (учитель зачитывает текст, на фоне звучания И.С.Баха, фуга ре минор, просмотр слайдов).  

   Опишите ваши ощущения! (высказывания учащихся записываются на доске - слева)

Слайды №13-22

   Ваши ощущения понятны. Но зайдем в город, до которого мы, наконец, добрались, осмотримся (на фоне звучания восточной музыки просмотр слайдов). 

Слайды №23-28

   На торговой площади – шумном пестром восточном базаре среди лавок ремесленников, экзотических фруктов, яркой расписной посуды, ковров слышен голос человека, читающего стихотворение.

Слайд №29

Послушаем стихотворение восторженного автора и попробуем понять переживаемые им ощущения.  Следите внимательно за текстом, который я буду зачитывать вслух – конверт №2 (см. УММ 3 – можно поместить стихотворение на слайд, не раздавать в печатном варианте).

    Назовите слова, раскрывающие ощущения автора (запись слов справа на доске).  

Вывод: С одной стороны азиатский город таит в себе загадку, толстые стены, жарко, стоит среди пустыни, мрачный, с другой – ярко украшенный, много света, яркий, красочный.  

Слайд №30

   Следующая информация поможет вам выявить особенности азиатской архитектуры и объяснить значения слов – конверт №3 (см. УММ 4). Прочитайте, составьте краткое определение слова, подчеркните 3 гл. слова и озвучьте их остальным группам для заполнения таблицы. Время на прочтение и обсуждение внутри группы – 4 мин (групповое и межгрупповое обсуждение – после высказывания каждой группы показ слайдов с названием понятия и его изображением).

Вывод: Подведем итог данного испытания. Еще раз повторим те понятия, с которыми вы работали в группе (каждая группа повторяет вслух название понятия, учитель дает определение).  

 Индивидуально читают текст, рассказывают остальным участникам группы, выбирают отвечающего (сравнение прочитанной информации с записями на доске: где верное, где ошибочное утверждение).  

Выбирают одну из 5 полосок с названием страны, находят по атласу. Выходят к доске и показывают на карте местоположение страны, столицы, проговаривая их названия вслух.

 Просматривают слайды.

Высказывают свои ощущения.

Просматривают слайды.

Следят за текстом на слайде, слушая учителя.

Называют слова.

Работа в группе: индивидуально читают текст, обсуждают, озвучивают остальным группам.

  1. Применение знаний, формирование умений и навыков

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и закрепления нового материала, проверка знаний, полученных на предыдущем этапе.  

Слайды №31

Следующее испытание на нашем пути  - перед вами на интерактивной доске, необходимо найти соответствие понятий, их значений и картинок (1 группа находит маркером соответствие понятия 2 группы и т.д.).  

   Азиаты – народ, почитающий, уважающий свои традиции, обычаи, которые и нам необходимо знать, уважать, путешествуя по  дальним странам. Предлагаем вам пройти тест «Проверь себя» на компьютере.  

Вывод: Подсчитаем баллы прохождения  компьютерного теста у каждой группы.  

   Азия – то место, где получаешь множество ярких впечатлений от яркой одежды, посуды, ковров, фруктов, восточных сладостей и танцев. Но это еще и место, где человек познает себя, свой внутренний мир (проведение физминутки- см. УММ 5).

   Мы  полюбовались культовыми постройками снаружи, а какие же они внутри? Давайте зайдем в одну из мечетей и осмотримся (просмотр видео с комментариями учителя).  

МЕЧЕТЬ  - так называется храмовое, священное сооружение исламской культуры, с большим куполом, на вершине которого  находится полумесяц.  В переводе с арабского слово  «мечеть» значит «место для совершения земных поклонов».

Рядом с мечетью  возводят минареты. Минареты это символ воздетых к небу рук.  В переводе с  арабского это слово  означает «маяк». Минареты – это  высокие башни, устремленные в небо. Высота минаретов может быть более 40 метров. С верхней площадки минарета,  священник (муэдзин) пять раз в день созывает верующих на молитву. Его пение-призыв слышен на очень большом расстоянии. Мечеть может иметь несколько минаретов, но их не должно быть более 8, потому что у главной мечети в священной Мекке  минаретов 8.

Мечеть это священное, лишь для молитвы предназначенное место. В праздничный день – пятницу – здесь собираются все верующие мусульмане. Возле мечети есть специальные дворики или помещения для омовения рук и ног – отдельно для мужчин и для женщин. Входя в нее, необходимо снимать обувь. Пол мечети, на котором сидят мусульмане, застилается коврами.

 Внутри мечети не должно быть изображения живых существ, стены мечети украшены орнаментом и каллиграфией. В одной из стен мечети расположен михраб, то есть ниша, обозначающая направление в сторону Мекки - священного города для мусульман. Лицо молящегося мусульманина обращено именно в эту сторону. Стоять перед михрабом означало стоять перед лицом самого Бога.

Таким образом, мечеть и минарет составляют единый архитектурный ансамбль. Многие мечети – шедевры архитектуры, поражающие своей красотой, легкостью, неповторимым изяществом орнаментов и каллиграфических письмен на внутренних и наружных стенах (http://virtualtour.kz/ru/Almaty/132#panorama_192).  

Слайды №32

    На память о путешествии в другие страны туристы покупают различные сувениры, открытки, картины. Предлагаем создать образ древнего азиатского города – города на пути каравана в пустыне и дать название картине – конверт №4 (см. УММ 6). В конверте находятся основные детали культовых построек, которые вы по-своему усмотрению дополняете, украшаете и приклеиваете на подготовленный фон, не нарушая законов композиции. По окончании работы, на выполнение которой дается 20 мин. вам необходимо выбрать участника(ов), представляющего(их) групповую работу.

Находят соответствие у интерактивной доски (по одному частнику от группы)

Проходят компьютерный тест группой

Повторяют за учителем движения.

Просматривают виртуальную экскурсию.

Выполняют творческую работу в группе.

  1. Итог урока

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса 

1. Защита работы каждой группы

2. Оценивание каждой работы

3. Рефлексия:

Ребята, вернемся на начало урока. На тот момент много ли у вас было информации об особенностях Средней Азии?  А сейчас, вы что-то новое узнали о ней, какое впечатление произвела на вас храмовая архитектура?  

Слайды №33

Выскажите одним, двумя словами о нашем сегодняшнем занятии: сегодня я узнал…, сегодня я понял… (слова устной рефлексии написаны на слайде)

   Давайте похвалим себя, закончив   урок бурными аплодисментами. Спасибо вам за урок. Нам очень понравилось, как вы работали.

Презентуют творческую работу остальным группам.  

Оценивают работы групп, на занятии, высказывают свои ощущения

  Компьютерный тест: http://www.banktestov.ru/test/?id=14540

 код ссылки:  http://www.banktestov.ru/test/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь древних славян."

Замысел  урока возник  на основе материалов занятий по окружающему миру и истории. Дети готовили материалы о своей  родословной. Некоторым удалось добрать...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Века Древней Руси"

Дополнительный    материал   к  урокам   окружающего  мира   в  4   классе  к   разделу "Страницы   истории   Отечества".УМК  "Шко...

Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: "мифы Древней Греции"

Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе " Школа России"...

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Мифы Древней Греции."Храбрый Персей""

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель:формировать представления о мифах Древней Греции,обеспечить формирования читательских умений и навыков....

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Жизнь древних славян"

Урок «Жизнь древних славян» является составной частью раздела «Страницы истории Отечества», изучаемого в 4 классе. Изучая этот раздел, дети узнают о важных событиях истории России.На уроке «Жизнь древ...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь древних славян"

Урок раскрывает историю происхождения древних славян, даёт характеристику качеств личности древних славян, их поведения, внешнего вида, быта, развивает логическое мышление; умение работать с картой...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Жизнь древних славян"

Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян....