Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Кобыляцких Вера Станиславовна

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 17 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_reldokument_microsoft_office_word.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новотроицкая средняя общеобразовательная школа »

Тальменского района Алтайского края»

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического совета

от 29.08. протокол №

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Новотроицкая СОШ »

С.В. Жариков__________________

Приказ от 30.08.2015 г.

                                             

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  КОМПЛЕКСНОГО КУРСА

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ   (ОРКСЭ)

4  класс

О,5 час в неделю (всего 17часов)

                                                                  Срок  реализации 1 год

                                                       Составитель: учитель начальных классов

                                                                   Кобыляцких Вера Станиславовна

                                                   

                                                     2015 год

                                                     Пояснительная записка

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Программа разработана на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Программа предназначена для реализации в 4-5 классах среднего общеобразовательного

учреждения

Наименование программы - общеобразовательная, уровень и направленность – начальное

и среднее общее образование, срок освоения 1 год

Обучение ведётся на русском языке

Рабочая программа составлена для класса, где все обучающие способны освоить базовый уровень. В данном классе обучается 8 детей.

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания:

Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

- разговор с замещённым собеседником.

      Игровые и деятельностные методы:

-игра-испытание;

- ролевая игра;

- продуктивный труд.

Подходы – системно-деятельностный

Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре и группе

Учебные занятия проводятся по 6-ти дневной рабочей неделе в первую смену. Продолжительность урока составляет 45 минут.

Срок реализации программы – 1год

Общая характеристика предмета

         Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм
  • Социальная солидарность
  • Гражданственность
  • Семья
  • Труд и творчество
  • Наука
  • Традиционные российские религии
  • Искусство и литература
  • Природа
  • Человечество

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.  

          Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Учащимися  изучается один из модулей «Основы православной культуры» с  согласия и по выбору его родителей (законных представителей)..

 Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим.  Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ  на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится  34 часа, что соответствует авторской программе. 3 и 4 четверти по 1ч в неделю в 4 классе и 1 и 2 четверти по 1ч в неделю в 5 классе. Рабочая программа рассчитана на реализацию в классе, где нет учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие  обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Универсальные учебные действия.

Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  •  привлечение родителей к совместной деятельности.

Содержание учебного предмета

       Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

 Раздел 2. Основы светской этики

  1. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
  2. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

      Раздел 3. Православие в России.

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

        Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Тематическое планирование модуля

Основы православной культуры

п/п

Тема

Урока

Характеристика деятельности учащихся УУД

Требуемые

Ресурсы, в т.ч. электронные

Россия – наша Родина

Знакомятся с  историей  возникновения и распространения православной культуры. Отвечать на простые вопросы учителя. Слушать и понимать речь других,  работать по предложенному учителем плану. Составлять рассказы на основе простейших моделей. Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Выставка книг о России. Флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.

Культура и религия

Знакомятся с  историей возникновения и распространения православной культуры. Составлять рассказы на основе простейших моделей. Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Фотографии и изображения православных храмов, книг. Креста. Электронное приложение к учебнику.

Человек и Бог в православии

Изучают основы духовной традиции православия. 

Дают определения  основных понятий православной культуры.  Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Составлять рассказы на основе простейших моделей. Доносить свою позицию до других.

Картины «Дорога к храму», Деревянные храмы. Кижи. Карелия.

Православная молитва

 Изучают основы духовной традиции православия. 

Дают определения основных понятий православной культуры. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.  Составлять рассказы на основе простейших моделей. Доносить свою позицию до других: оформлять свою

Книга Священного Писания, Иллюстративный материал- фотографии старинных рукописных и печатных книг Священного Писания

Библия и Евангелие

Изучают основы духовной традиции православия. 

Дают определения основных понятий православной культуры. Работать по предложенному учителем плану. Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Картины.

Электронноеприложение к учебнику.

Проповедь Христа

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.  Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя; доносить свою позицию до других.

Репродукция И. Макарова «Нагорная проповедь».

Электронное приложение к учебнику.

Христос и Его крест

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.  Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного поведения людей.

Репродукции икон с изображением Христа- спасителя. Икона Дионисия «Распятие».

Пасха

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.   Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Фотографии Голгофы в Храме Гроба Господня, репродукция картин «Моление о чаше», фотография плащаницы «Положение во гроб».

Православное учение о человеке

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.  Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной форме.

В. Васнецов «Иван Грозный».

Электронное приложение к учебнику.

Совесть и раскаяние

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Доносить свою позицию до других.

Учебное пособие. Электронное приложение к учебнику.

Заповеди

 Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного поведения людей.

Учебное пособие, электронное приложение.

Милосердие и сострадание

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Уважительно относиться к партнеру. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы.

Картины по теме урока, электронное приложение.

Золотое правило этики

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Высказывать своё предположение. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Картины по теме урока из диска.

Храм

Учатся  описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Высказывать своё предположение. Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.

Картины по теме урока из диска, электронное приложение.

Икона

Учатся  описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.  Определение общей цели и путей ее достижения. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Картины по теме урока из диска.

Электронное приложение к учебнику.

Творческие работы

Излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Давать эмоциональную оценку деятельности класса. Формулировать решение задачи с помощью рисунков. Строить диалог со взрослыми и сверстниками.

Подведение итогов

Излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Высказывать своё предположение. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной форме.

Всего

17 часов

Материально-техническое обеспечение

Темы

Имеется в наличии

Приобрести

1

Россия - наша Родина

Программа комплексного учебного курса

Иллюстративный материал, религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах), энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей), документальные источники, научно-популярные книги, хрестоматийные материалы.

2

Культура и религия

Программа комплексного учебного курса

3

Человек и Бог в православии

Программа комплексного учебного курса

4

Православная молитва

Учебное пособие

5

Библия и Евангелие

Учебное пособие

6

Проповедь Христа

Учебное пособие

7

Христос и его крест

Справочные материалы для общеобразовательных учреждений

8

Пасха

Справочные материалы для общеобразовательных учреждений

9

Православное учение о человеке

Справочные материалы для общеобразовательных учреждений

10

Совесть и раскаяние

Справочные материалы для общеобразовательных учреждений

11

Заповеди

Справочные материалы для общеобразовательных учреждений

12

Милосердие и сострадание

«Основы религиозных культур и светской этики» Книга для родителей

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования
  2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013.

Материально-техническое обеспечение курса

  1. Технические средства: компьютерный комплекс, мультимедийный проектор.
  2. Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева к модулю курса «Основы православной культуры».
  3. Библиотечный фонд  (книгопечатная продукция):

- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя);

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры;

- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам модуля;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);

- энциклопедическая и справочная литература;

- религиозная литература;

Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....