Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 17 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_reldokument_microsoft_office_word.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новотроицкая средняя общеобразовательная школа »
Тальменского района Алтайского края»
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета от 29.08. протокол №
| УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Новотроицкая СОШ » С.В. Жариков__________________ Приказ от 30.08.2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО КУРСА
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)
4 класс
О,5 час в неделю (всего 17часов)
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель начальных классов
Кобыляцких Вера Станиславовна
2015 год
Пояснительная записка
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Программа разработана на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Программа предназначена для реализации в 4-5 классах среднего общеобразовательного
учреждения
Наименование программы - общеобразовательная, уровень и направленность – начальное
и среднее общее образование, срок освоения 1 год
Обучение ведётся на русском языке
Рабочая программа составлена для класса, где все обучающие способны освоить базовый уровень. В данном классе обучается 8 детей.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания:
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
-игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Подходы – системно-деятельностный
Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре и группе
Учебные занятия проводятся по 6-ти дневной рабочей неделе в первую смену. Продолжительность урока составляет 45 минут.
Срок реализации программы – 1год
Общая характеристика предмета
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Учащимися изучается один из модулей «Основы православной культуры» с согласия и по выбору его родителей (законных представителей)..
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим. Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 34 часа, что соответствует авторской программе. 3 и 4 четверти по 1ч в неделю в 4 классе и 1 и 2 четверти по 1ч в неделю в 5 классе. Рабочая программа рассчитана на реализацию в классе, где нет учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Универсальные учебные действия.
Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Содержание учебного предмета
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
Раздел 2. Основы светской этики
- Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
- Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел 3. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Тематическое планирование модуля
Основы православной культуры
№ п/п | Тема Урока | Характеристика деятельности учащихся УУД | Требуемые Ресурсы, в т.ч. электронные |
Россия – наша Родина | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Отвечать на простые вопросы учителя. Слушать и понимать речь других, работать по предложенному учителем плану. Составлять рассказы на основе простейших моделей. Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. | Выставка книг о России. Флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д. | |
Культура и религия | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Составлять рассказы на основе простейших моделей. Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. | Фотографии и изображения православных храмов, книг. Креста. Электронное приложение к учебнику. | |
Человек и Бог в православии | Изучают основы духовной традиции православия. Дают определения основных понятий православной культуры. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Составлять рассказы на основе простейших моделей. Доносить свою позицию до других. | Картины «Дорога к храму», Деревянные храмы. Кижи. Карелия. | |
Православная молитва | Изучают основы духовной традиции православия. Дают определения основных понятий православной культуры. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Составлять рассказы на основе простейших моделей. Доносить свою позицию до других: оформлять свою | Книга Священного Писания, Иллюстративный материал- фотографии старинных рукописных и печатных книг Священного Писания | |
Библия и Евангелие | Изучают основы духовной традиции православия. Дают определения основных понятий православной культуры. Работать по предложенному учителем плану. Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | Картины. Электронноеприложение к учебнику. | |
Проповедь Христа | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя; доносить свою позицию до других. | Репродукция И. Макарова «Нагорная проповедь». Электронное приложение к учебнику. | |
Христос и Его крест | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного поведения людей. | Репродукции икон с изображением Христа- спасителя. Икона Дионисия «Распятие». | |
Пасха | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. | Фотографии Голгофы в Храме Гроба Господня, репродукция картин «Моление о чаше», фотография плащаницы «Положение во гроб». | |
Православное учение о человеке | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной форме. | В. Васнецов «Иван Грозный». Электронное приложение к учебнику. | |
Совесть и раскаяние | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. Доносить свою позицию до других. | Учебное пособие. Электронное приложение к учебнику. | |
Заповеди | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного поведения людей. | Учебное пособие, электронное приложение. | |
Милосердие и сострадание | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Уважительно относиться к партнеру. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями. Взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы. | Картины по теме урока, электронное приложение. | |
Золотое правило этики | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Высказывать своё предположение. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Картины по теме урока из диска. | |
Храм | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Высказывать своё предположение. Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи. | Картины по теме урока из диска, электронное приложение. | |
Икона | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Определение общей цели и путей ее достижения. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) | Картины по теме урока из диска. Электронное приложение к учебнику. | |
Творческие работы | Излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Давать эмоциональную оценку деятельности класса. Формулировать решение задачи с помощью рисунков. Строить диалог со взрослыми и сверстниками. | ||
Подведение итогов | Излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Высказывать своё предположение. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной форме. | ||
Всего | 17 часов |
Материально-техническое обеспечение
№ | Темы | Имеется в наличии | Приобрести |
1 | Россия - наша Родина | Программа комплексного учебного курса | Иллюстративный материал, религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах), энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей), документальные источники, научно-популярные книги, хрестоматийные материалы. |
2 | Культура и религия | Программа комплексного учебного курса | |
3 | Человек и Бог в православии | Программа комплексного учебного курса | |
4 | Православная молитва | Учебное пособие | |
5 | Библия и Евангелие | Учебное пособие | |
6 | Проповедь Христа | Учебное пособие | |
7 | Христос и его крест | Справочные материалы для общеобразовательных учреждений | |
8 | Пасха | Справочные материалы для общеобразовательных учреждений | |
9 | Православное учение о человеке | Справочные материалы для общеобразовательных учреждений | |
10 | Совесть и раскаяние | Справочные материалы для общеобразовательных учреждений | |
11 | Заповеди | Справочные материалы для общеобразовательных учреждений | |
12 | Милосердие и сострадание | «Основы религиозных культур и светской этики» Книга для родителей |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
- Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013.
Материально-техническое обеспечение курса
- Технические средства: компьютерный комплекс, мультимедийный проектор.
- Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева к модулю курса «Основы православной культуры».
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам модуля;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);
- энциклопедическая и справочная литература;
- религиозная литература;
Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....