Стратегия визуального мышления на уроках ОРКСЭ
презентация к уроку по орксэ (4 класс) по теме
Опыт учителей по теме. Выступления на семинаре 23.10.2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по теме Трухиной Н.В. | 977.98 КБ |
Выступление Шкариной А.М. | 2.35 МБ |
Презентация Шкариной А.М. | 1.63 МБ |
Доклад Носовой Е.А. | 965.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы мышления, как способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования, можно назвать визуальным (зрительным) мышлением. Основы такой формы мышления – наглядно – действенное и наглядно – образное мышление.
Наше образование направлено на формирование творческой личности, способной постичь все многообразие окружающей реальности и увидеть мир каким он может быть в человеческих представлениях и образах. Для этого необходимо совмещение чувственного и рационального в познании мира. И это совмещение возможно посредством визуального мышления.
В данном аспекте большое значение имеет использование произведений изобразительного искусства. Оно выступает как особая знаковая система, а процесс понимания произведений искусства, как раскодирование художественной информации. Визуальное мышление выступает здесь как стимулятор развития интеллекта и личности в целом
В использовании произведений искусства на уроках визуальное мышление стоит рядом с использованием наглядности. Но это не значит, что они похожи. Наглядность – демонстрация конкретных предметов, представление готового образа. Визуальное мышление – свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ.
Изображение картины В.Васнецова «Три богатыря». Использована технология скрайбинг
Существуют различные технологии, которые используются в визуальном мышлении: Диаграмма График Таблица Карта Схема Инфографика Скетч Калаж Визуальная матрица Плакат Опорный конспект Графическая презентация
Инфографика - это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию.
Коллаж — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
опорные конспекты- это обобщенные и предельно сжатые теоретические сведения, обычно в видже модели, формулы, таблицы и схемы.
Учеными уже давно доказано, что более 80% информации воспринимается визуально. Исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через 3 дня слушатели в состоянии вспомнить 10% услышанного, 35% от увиденного, но могут вспомнить 90 % содержания презентации, если информация излагается в виде устного рассказа и подкрепляется визуальными образами.
Четыре шага визуального мышления Посмотреть Собрать и отфильтровать информацию Просканировать общую картину. Определить границы видения. Выбрать первоначальное направление действий Увидеть Отобрать и сгруппировать информацию Отфильтровать по степени полезности и важности. Классифицировать и упорядочить . Выявить закономерности и сгруппировать данные Вообразить Увидеть то, чего нет Провести аналогии. Использовать закономерности. Найти объединяющую структуру. Стимулировать новые идеи и интерпретации. Показать другим Объяснить Четко сформулировать идеи. Выбрать структуру и изобразить идеи на бумаге. Ответить на вопросы: кто/что, сколько, где, когда, как, зачем/почему? Проверить, совпадает ли донесенное ожидаемым.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стратегия визуального мышления — это тщательно продуманная и научно обоснованная последовательность вопросов и специально подобранные ряды произведений искусства . Восприятие произведения искусства — сложнейший процесс, в котором участвуют эмоции, воображение, память, мышление, ассоциативные механизмы.
«Визуальное мышление» - первые шаги мышления эстетического при помощи рассматривания предметов. « Стратегия» - это приемы визуального мышления, которые дают возможность исследовать и обсуждать широкий круг вопросов искусства, устанавливать между собой и искусством некие важные связи, развивает длительную связь с ним.
исключается какая-либо информация о художниках или произведениях (пояснение сюжета, времени создания, особенностей образного языка). даётся возможность ребенку (начинающему зрителю) использовать все имеющиеся у него способности воспринимать и интерпретировать произведения искусства.
Во время рассматривания произведения Дети отвечают на вопросы, которые задает им учитель. Последовательность вопросов строго продумана. Обсуждение начинается с простых вопросов и может доходить до разворачивания целой дискуссии.
Самым ценным для детей в процессе дискуссии оказывается то, что каждый из них самостоятельно убеждается в возможности существования различных мнений и оценок по поводу одного и того же предмета.
Перифраз - самая важная функция учителя. Перефразировать ответы детей учитель должен так чтобы смысл их не был искажен, тем самым учитель не просто дает понять ребенку, что его ответ услышан, но и придает ответу особое значение, усиливает его
Цель программы - создание условий для развития личности ребенка в процессе самоформирования индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства.
Предполагаемая стратегия включает в себя 4 принципа, которые нужно хорошо понимать и строго придерживаться: Задавать предусмотренные программой вопросы, вовлекая детей в активный процесс поиска и открытий. Внимательно слушать, что говорят дети, и показывать, что их понимают: разглядывать картины вместе с ними, показывать указкой те детали, о которых они говорят и перефразировать их высказывания. Направлять обсуждение, увязывая между собой схожие мысли и подчеркивая различие между несхожими точками зрения, тем самым помогая детям составить несколько разных мнений о картине. Вдохновлять учащихся на дальнейший поиск и познание, оставляя во время обсуждения некоторую недосказанность, предлагая продолжить подбор информации из внешних источников.
Любая работа с картиной проходит четыре этапа: 1.Эмоции (что чувствую?) 2.Предмет (что изображено?) 3.Сюжет картины (о чем картина?) 4.Символика (зачем автор нарисовал картину?)
Вопросы в точной последовательности: Кто, что? (объект); Когда? (время); Где? (пространство); Как? (образ действия); Зачем? (установление причинно-следственных связей).
Педагог является фасилитатором (тьютером), «облегчающим понимание: не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной; не навязывает своего мнения; не высказывает оценок; обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя метод «линкинга» и перифраз; обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию.
Методы: фасилитированная дискуссия; перефразирование ответов учащихся; «линкинг» (связное обобщение); коллегиальное обсуждение.
Стратегия вопросов. – Что (кого) вы видите? – А что еще? Кто видит что-то другое? – Что происходит на этой картине? – Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать? – Кто этот человек? – Где это происходит? (Кто, что и где?) – Когда это происходит? (Где и когда?) - Где находился художник, когда писал эту картину? - Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? - Каков смысл происходящего? - Как бы вы назвали эту картину?
Картина У. Смолла «Добрый самарянин»
- Что вы видите на картине? -А что еще? Кто видит что-то другое? - Что происходит на этой картине ? – Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать ? - Что заставляет тебя так думать? -Кто эти люди? -Что позволяет тебе это утверждать ? – Где это происходит ? – Когда это происходит (век и время года)? - что позволяет тебе утверждать, что это осень? -Где находился художник, когда писал эту картину ? - Что , как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете ? - Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? -Каков смысл происходящего? -Как бы вы назвали эту картину ?-
Икона С.Ушакова "Тайная вечеря"
- Что вы видите на иконе? - Что позволяет тебе утверждать, что это ученики Христа ? - Почему у всех есть нимбы, а у одного нет ? Что позволяет тебе так думать? - Что происходит на картине? - Почему вы решили, что это ужин? - Что вы видите на столе? - Почему вы думаете, что это вино, а не вода? -Что за человек сидит в центре? Что позволяет тебе так думать ? – Где это происходит? Что позволяет тебе так думать? -Почему Иисус в окружении только своих учеников? Ведь его любили , слушали, а ужинает он только в окружении учеников? -Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете ? - Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? -Как бы вы назвали эту икону?
Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса.
За счет перифразов достигается сразу несколько результатов: Признание и уважение учителя окрыляет любого ученика. Таким образом, вы доказываете, что понимаете и цените каждую мысль, и это заставляет начинающего зрителя поверить, что слова его не бессмысленны – а это главная предпосылка того, что он захочет участвовать в дальнейших обсуждениях. Если вы научитесь перефразировать и бережно, и четко, то вы сможете превращать каждый, иногда очень не внятный и «спотыкающийся» ответ ребенка в высказывание меткое, ясное и грамотное и это поможет расширить словарный запас, «подчистить» грамматику и повысить чутье к языку, но при этом ребенка не будет угнетать чувство того, что он сделал ошибку, и его «исправили ».
«В преподавании искусства, также как и в преподавании других предметов, лучший учитель не тот, кто выплескивает на ученика всё, что он знает, и не тот, кто удерживает при себе всё, что он мог бы дать, но тот, кто подобно мудрому опытному садовнику терпеливо наблюдает, оценивает и помогает в тех случаях, когда помочь необходимо». Джером Брунер
Предварительный просмотр:
Выступление учителя начальных классов МБОУ СШ № 11 г. Павлово Носовой Е.А.
Стратегия визуального мышления на уроках ОРКСЭ
(работа с картинами и другим иллюстративным материалом)
«Учебная картина – параграф учебника, написанный кистью»
(В. Н. Бернадский)
Работа с картинами (иллюстрациями) – визуальное дополнение к тексту. Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя», озвучивается учителем и воспринимается только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст.
В модуле «ОПК», который я веду, второй год тексты и картины (иллюстрации) - это абсолютно равнозначные и равноценные способы подачи учебного содержания.
В основе классификации ведущих визуальных материалов находится 3 иллюстративных модуля:
а) ресурсы реалистического визуального ряда: фотоизображения экспонатов, объектов предметной области и пр., позволяющие развивать у школьников интерес к прошлому и настоящему своей страны, формировать представления, основанные на подлинных свидетельствах прошлого, расширять спектр средств эмоционального воздействия на школьников;
б) ресурсы синтезированного визуального ряда: иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели и пр., позволяющие: активизировать внимание обучающихся; повысить их интеллектуальную активность, возникающую в результате интерактивного взаимодействия обучающегося с предлагаемым материалом; организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучаемый сам оперировал с учебными элементами, представленными в виде взаимосвязанной многокомпонентной среды, конструировал хронологические процессы на основе выявления последовательности событий, длительности их протекания; моделировал развитие событий в рамках исследовательской и проектной деятельности и т. д.; углубить знания по предмету, запечатлеть религиозные, мифологические и художественные образы в рамках изучаемой тематики курса, расширить знания о мировом религиозном наследии, а также сделать изучение предмета интересным и эмоционально насыщенным.
в) репродукции картин известных художников, которые воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор обучающихся. Применение картин как средство обучения известно с XIX века. Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений, каких-то событий в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни.
При подготовке к уроку я тщательно рассматриваю используемый иллюстративный материал, продумываю структуру урока, ход, место иллюстрации в уроке, цель, методику, соотнесение с текстом. На основе тщательного анализа подбираю вопросы и задания, руководствуясь основными шагами визуального мышления и основными дидактическими функциями учебных иллюстраций:
а) Картина может работать как пояснение текста.
- Тема Милосердие и сострадание.
К.С. Петров-Водкин. Богоматерь умиление злых сердец
- Тема Проповедь Христа. И.К. Макаров. Нагорная проповедь
- Тема Православие о Божием суде. Д. Баутс Святой Христофор
б) Картина может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала.
- Тема Икона. Используется презентация с визуальным рядом картин и икон для сравнения. Например:
в) Картина призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами.
- Тема Чудо в жизни христианина. Андрей Рублев. Икона. Троица
г) Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.
- Тема Храм. Фотографии с изображением иконостаса, кануна, алтаря, кадила
- Тема Христианская семья. Фотография венцов для венчания
д) Картина должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням.
- Тема Защита Отечества. В.П.Гурьянов Святой Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. М.В.Нестеров. Святой князь Александр Невский.
В.М. Васнецов. Богатыри
При работе с картинами (иллюстрациями) на уроках курса «Основы православной культуры» я использую следующие формы работы: фронтальная, в парах, в группах, самостоятельная, индивидуальная. Использую следующие приемы:
1) нахождение ответов на вопросы, связанные с иллюстративным материалом (объяснить название, определить характер героя, настроение, как автор добился такого эффекта, подобрать свое название и т. п.);
Тема Христос и Его крест. Иллюстрация иконы. Спас Нерукотворный
А как же появилась эта икона? Сейчас мы совершим путешествие в прошлое и узнаем об этом. В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».
Задание в группах
Проанализируйте иллюстрацию
Тема Православная молитва. С.В.Симаков. Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской
1 группа
Какое место занимает выбранный художником эпизод в истории?
2 группа
На чем акцентирует внимание, что подчеркивает художник в выбранной сцене? Какие цвета, технику рисунка, игру светотени, композиционные приемы использует художник и почему?
3 группа
Какой эмоциональный настрой иллюстрации? Какое впечатление она производит?
4 группа
Уделяет ли художник особое внимание каким-либо деталям? Какую роль они играют?
2) сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов
- Сопоставьте образы героев, созданные разными художниками. Какой из портретов героя, наиболее соответствует вашему представлению о нем? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста.
3) работа по плану, предложенному учителем;
План работы
- Что собой представляет сюжет картины?
- Уточнение сюжета картины.
- Какие персонажи изображены на полотне, опишите их.
- Как автор картины показывает природу? Какова её роль?
4) подбор картин на заданную тему («Добро и зло») или составление к ним вопросов для остальных обучающихся;
5) подбор пословиц и поговорок к иллюстрации;
Тема Православное учение о человеке. В.М. Васнецов. Иван Грозный
- «Не одежда красит человека»
- «Злой человек – как уголь: если не жжёт, то чернит»
Тема «Любовь и уважение к Отечеству»
- «Человек без Родины, что соловей без песни»
- «На чужой стороне Родина милей вдвойне»
- «Кто за Родину горой, тот истинный герой»
6) подбор ключевых слов (терминов) по иллюстрации;
7) составление кроссвордов, соотнесений с использованием иллюстративного материала;
8) «мозговой штурм» по какому-либо изображению
- Расскажи, что знаешь!
9) определение «звучания» картины
Какие звуки можно услышать при рассмотрении этой картины?
Тема Православное учение о человеке. А.А.Дайнека. Автопортрет. У человека боль в душе.
10) «вхождение в картину»
- Что бы вам хотелось совершить, сделать, если бы вы попали в эту картину?
Тема Золотое правило этики. В.Д.Поленов. Христос и грешница
11) «жизненные ассоциации» (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта)
Тема как христианство пришло на Русь. В.М.Васнецов. Крещение Руси
12) цветовое выражение своего восприятия
- Нарисуй свои ощущения, покажи цветом, что ты чувствуешь.
Тема Библия и Евангелие. В.М. Васнецов. Христос Вседержитель
Своё выступление мне бы хотелось закончить словами, которые я стараюсь донести до своих учеников: «В нашей православной культуре выросли герои, великие подвижники разных областей жизни. Если посмотреть на икону «Всех святых», в земле Русской просиявших, мы видим на горизонте множество нимбов, и нет им конца. Это значит, что каждому человеку есть место в этом изображении, и в этом самое великое призвание – встать плечом к плечу рядом с теми, кого так чтит Русская земля!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"
Мастер-класс был проведён в рамках республиканского семинара "Использование инновационных технологий при реализации курса ОРКСЭ"...
Буклет "Применение технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"
Буклет был выпущен в помощь учителям реализующих курс ОРКСЭ в школах....
Статья. "Стратегия визуального мышления в системе развивающего обучения"
Материал предназначен для педагогов начальной школы, знакомит с курсом "Стратегия визуального мышления(VTS), помогает познакомить детей с миром искусства, а также даёт возможность практически использо...
Выступление по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры»
В этом учебном году я работала над методической темой « Использование технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла»Привлекательность данной технологи...
Мой мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"
Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭНаметить пути использования ТРКМ в собственной педагог...
Использование стратегий критического мышления на уроке английского языка в 3 классе по теме "типы транспорта"
Представленная работа это трансляция опыта применения стратегий критического мышления на уроках английского языка в начальной школе. Работа включет в себя теоретичесикй материал и практическое использ...
Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ
Мастер-класс о возможностях использования некоторых приёмов развития критического мышления (ТРКМ) на уроках ОРКСЭ...