Методическая разработка урока по теме «Совесть»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель: формирование представления о совести, как качестве характера, проявляющейся в поступках.
Задачи:
· на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении;
· формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
· развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;
· воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme.docx | 39.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме «Совесть»
Цель: формирование представления о совести, как качестве характера, проявляющейся в поступках.
Задачи:
- на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении;
- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
- развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;
- воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.
Формы организации познавательной деятельности:
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, толковые словари, тексты.
Ожидаемые результаты:
• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
• Осознавать, для чего людям нужна совесть.
Самое главное украшение –
чистая совесть.
Цицерон
Ход урока.
І. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Мы вместе рады приветствовать наших гостей(……………..)
- А теперь улыбнитесь друг другу, и увидите, как весело, приятно и тепло станет нам всем.
- А, чтобы этот урок оставался радостным и приятным, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям.
- Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
ІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
Учитель - Для начала, предлагаю вам проанализировать одну ситуацию.
- Я вам расскажу сейчас одну историю.
В одном городе жил мальчик Витя.
Жил с мамой, папой и бабушкой. Мама с папой работали, а бабушка присматривала за Витей. И вот однажды бабушка заболела, и она попросила мальчика сходить в магазин, и купить хлеб и молоко.
По дороге в магазин Витя встретил друзей и заигрался. Поиграв, он побежал домой. Когда мальчик вошёл в комнату, то увидел бабушку, сидящую, на диване, а рядом на стульчике стоял стакан с холодным чаем и сухой кусочек хлеба. Бабушка посмотрела на внука, в глазах блестели слёзы, и вдруг он вспомнил об обещании бабушке сходить в магазин. Витя быстро вышел из дома, и пока шёл до магазина, то не понимал, почему же ему так тоскливо и тяжело на сердце (на душе).
- А как вы думаете? Так почему же мальчику было так тоскливо и тяжело на сердце?
(ОТВЕТЫ детей)
- Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?
( СОВЕСТЬ)
- Подумайте, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке?
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА: « СОВЕСТЬ!»
Учитель:
- Верно, «совесть» одно из ключевых понятий сегодняшнего урока.
- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит не менее увлекательная работа.
- Мы объясним, проанализируем, осознаем, что значит поступать по совести. Определяем проблему урока.
- Прочитайте эпиграф урока.
Самое главное украшение человека – чистая совесть.
Цицерон
- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать на уроке?
- Что такое совесть?
- Нужна ли она человеку?
- Что значит поступать по совести?
- Какая совесть бывает чиста?
Учитель:
- Опираясь на свой опыт, знания, которые мы открывали на уроках, и в особенности на уроках литературного чтения, расскажите, что вам известно о совести.
- Как вы думаете, что такое совесть?
Совесть – это способность человека отличать хорошие поступки от плохих, и за плохие чувствовать вину перед собой!
Учитель:
- А мы на уроках ОРКСЭ сталкивались с похожими понятиями?
Дети:
Добро – мысли, слова, дела, которые считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни.
Зло – противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, темными, дурными, вредными, губительными для жизни.
- Да. Ещё рядом с понятием «совесть» живут понятия «мораль» и«нравственность».
Мораль – правила поведения, одобренные людьми, и объясняющие какие поступки считаются добрыми, а какие - злыми.
Нравственность – добрые качества человека, побуждающего следовать правилам морали.
- Ребята, предлагаю поработать в группе с разными источниками. Обсудить задания, связанные с понятием «совесть».
1 группа
Цель: Обсудить и дать ответ «Была ли совесть у мачехи» из сказки «Морозко». Почему?
2 группа
Цель: Оценить поступок Нины Карнауховой из рассказа А.Гайдара «Совесть». Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть».
3 группа:
Цель: Оценить поступок Вити из рассказа Н. Носова «На горке»
- Как бы вы поступили на его месте.
4 группа:
Цель: Оцените поступок Павлика и Котьки из рассказа Н. Носова «Огурцы».
- Как бы вы поступили на его месте.
5 группа:
Цель: Обсудить и дать ответ «Была ли совесть у мачехи» из сказки «Двенадцать месяцев». Почему?
- Мы сейчас говорили о разных жанрах: рассказах и сказках.
- А, что общего в этих рассказах и сказках?
ІII. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
- Работа с определениями.
Что такое совесть? Попробуйте дать определение.
Учитель:
- Опираясь на свой опыт, знания, которые мы открывали на уроках, и в особенности на уроках литературного чтения, расскажите, что вам известно о совести.
- Как вы думаете, что такое совесть?
Совесть – это способность человека отличать хорошие поступки от плохих, и за плохие чувствовать вину перед собой!
- Работа со словарём.
1.Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).
Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.
- Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей:
приставки со - что значит - вместе,
корня - весть, что значит, знать, ведать.
Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.
- Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)
совестливый – поступающий по совести;
добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный
2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.
- Прочитайте первый абзац статьи.
- Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).
- Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).
- С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).
Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя...
Демокрит
3. Работа с толковым словарём Даля.
- Найдите значение слова стыд.
Стыд - это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка.
Какие слова можно подобрать к слову стыд? (позор, сопереживание)
Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость)
- Работа с текстом учебника.
- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?
- А есть ли в их значении какое-то различие?
- Составление таблицы. (работа в паре).
Совесть
Стыд
(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Работа с притчей.
- В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).
Работа с притчей. (В группах)
- Прочитайте притчу.
- В чем заключается смысл притчи?
- В чем мораль?
- Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)
Притча о совести.
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды.
Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочём страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
- Ребята, почему просияло лицо учителя, и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?
- А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).
Обсуждение в группах. Выступление по плану.
- Работа над рассказом В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида, очарованные прекрасной песней, сидели, боясь пошевелиться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля.
— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
- Что значит поступать по совести?
- Обобщение.
- Ребята, зачем человеку нужна совесть?
(Ответы детей).
- Работа текстом учебника с. 49.
Прочитайте 1 абзац.
О чем вы узнали? Выбрать слова или словосочетания, что делает СОВЕСТЬ с человеком.
Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,
критически оценивать свои поступки,
напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
игнорирует хитрые оправдания,
заставляет говорить о себе правду.
7. Игра «Найди пару». Работа в паре.
- Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить
- Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
- Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
- Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
- Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
спокойна». - Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то ( поступок на его совести).
- Требования совести прорастают изнутри. Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой. Совесть – это наш внутренний судья.
- Работа с текстом учебника с. 49.
- Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).
- Какая совесть бывает чиста?
(Когда человек совершает хороший поступок).
- Прочитайте эпиграф нашего урока.
Самое главное украшение человека – чистая совесть.
Цицерон
- Ответьте на главный вопрос урока.
IV. Рефлексия.
- Закончи предложение.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
- Составление кластера
Составить портрет совестливого человека (Составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека).
VІ. Итог занятия.
На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».
Совесть.
Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.
А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.
Яна Кузовлева
VІІ. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «От стыда не спрячешься».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Совесть»(технологическая карта) по предмету ОРКиСЭ модуль «Основы светской этики».
Методическая разработка урока "Совесть" (технологическая карта) предназначена учителям, преподающим курс ОРКиСЭ (модуль "Основы светской этики")...
Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс
Открытый урок с применением мультимедийного оборудования по теме "Решение задач на движение" в 4 классе был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....
Методическая разработка урока по теме «Совесть». «Долг» (модуль «Основы светской этики»)
Формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «долг»...
Разработка урока по теме " Совесть и раскаяние".
Разработка урока по теме " Совесть и раскаяние"....
Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»
Данный урок входит в серию уроков математики 1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...
Методическая разработка урока По теме "Совесть"
Урок направлен на формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятием «совесть». формирован...
Методическая разработка урока по теме: «Моделирование современного урока в начальной школе»
Нахождение неизвестного слагаемого...