работа с иллюстрацией на уроке опк
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: ИКОНА
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Формирование понимания значения икон для христиан.
Задачи урока:
Обучающая: углубить представление об иконе; познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.
Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир.
Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов; создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
В области формирования УУД:
познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Ключевые понятия: икона, образ, нимб, молитва перед иконой.
Планируемые результаты урока:
Личностные: Обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;
Предметные: имеют представление о понятиях « Икона», молитва «перед иконой», «ценность».
Метапредметные:
- Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;
- Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи;
- Получат первоначальные навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Получат первоначальные навыки слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;
- Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
Рабочие материалы к уроку:
- Мультимедиапроектор, компьютер.
- Презентация «Икона».
- Учебник «Основы православной культуры»
- Методические рекомендации А. Кураева (автора учебника).
- Карточки с домашним заданием.
В ходе урока учащиеся узнают:
- Что такое икона.
- Кого изображали на иконах.
- Отличие иконы от живописной картины.
- Раздаточный материал для сравнения «Картины – Иконы».
- Карточки «Отличия иконы».
- Икона – святыня, культурная и историческая ценность.
Анализ иллюстраций иконы и картины «Александр Невский».
- Рассмотрите изображения на экране. Что объединяет их? Как можно назвать их одним словом? (картины, портреты).
- Какое изображение выпадает из этого ряда и почему? (3 - Икона)
- Какая задача встала перед нами? (как отличить икону от картины)
- Что мы сейчас будем делать? (учиться сравнивать и находить отличия иконы от картины).
3) Работа с учебником и раздаточным материалом (иллюстрации икон и картин).
Отличия (вывешиваются на доске по мере нахождения):
1. Свет: золотой, свет, Божественный свет
2. Нимб: знак Божьей благодати
3. Гармония: нет беспорядка, линии прямые, чёткие.
4. Нет заднего плана и линии горизонта. Предметы на переднем плане меньше, на заднем – крупнее, линии не сходятся вдали: обратная перспектива – не мы смотрим на Бога, а Бог смотрит на нас.
5. Нет теней.
6. Лики святых: мудрость, любовь, радостопечалие.
- Давайте подведём итог, чем отличается икона от живописной картины? (список на доске)
Ребята перед нами икона святого Александра Невского.
Вопрос: Что такое икона?
Ученик: Икона это образ предмет поклонения
Икона это живописное изображение Бога, святого или святых.
Икону можно читать потому, что в ней много символов, которые объясняют нам, что именно изображено на иконе. В иконописи нет слова «лицо» есть – «лик», не земной, а духовный облик видит молящийся, когда стоит перед иконой.
Вопрос: Как же писались святые образы?
Ученики отвечают.
- Лица удлиненные, вытянутые, неправильные черты.
Вопрос: При каком свете стоит рассматривать икону?
- При свете свечи, так как свет свечи преображает пространство иконы, а еще свеча символ молитвенного порыва, устремление к Богу.
Ребята кто может описать икону?
Ученик описывает.
Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником значит, что он княжеского рода.
- Под мантией кольчуга, он воин, полководец.
- Меч в руке – указание на духовную брань.
- Над головой золотой нимб – это знаки божественного присутствия. Святости.
- Лик – спокойный, но и печальный, отрешенный от всего земного.
Учитель : На иконах изображали вечное. Именно поэтому исчезали все бытовые подробности, а взгляды были неотрывными на века
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец работы с иллюстрациями в курсе ОРКСЭ.
Образец работы с иллюстрациями в курсе ОРКСЭ....
Приемы работы с иллюстрацией на уроках литературного чтения во 2 классе
Использование иллюстраций на уроках чтения является обязательным условием осознанного изучения учащимися художественного текста.Приёмы работы с иллюстрациями на уроках литерРаскрывая некоторые приёмы ...
Работа с иллюстрацией на уроке ОРКСЭ
Пример работы с иллюстрацией на уроке ОРКСЭ содержит вопросы учителя и примерные ответы детей....
Фрагмент урока по работе с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ
В данном метериале представлен фрагмент урока по работе с иллюстрацией "Чудотворные иконы Божьей матери"...
Фрагмент урока по работе с иллюстрацией.Тема "Пасха".
Цель урока: объяснить ученикам значимость Светлого Христова Воскресения — Пасхи как главного праздника православных христиан; познакомить с Евангельским сюжетом, повествующим о воскресении ...
Презентация на тему "Приемы работы с иллюстрацией на уроках литературного чтения"
Презентация на тему "Приемы работы с иллюстрацией на уроках литературного чтения"...
Урок "ИКОНА" Работа с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ 4 класс
Урок "Икона". Рекомендации для педагогов ОРКСЭ по работе с иллюстрацией....