Курс "Основы светской этики".
статья по орксэ (4 класс) на тему

Родина Наталья Михайловна

Это важно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_orkse_1.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                       ОРКСЭ  (Основы светской этики).                                                                                                                                                                                  

1.Курс «Основы светской этики» предполагает

изучение духовно-нравственной культуры и

призван ознакомить учеников с основными

нормами нравственности и морали.

 2.Нравственное развитие младших

школьников,  воспитание культуры поведения с

опорой на представления о положительных

поступках людей.

 3. Нравственные ориентиры и

упорядочение уже имеющихся.

 4.Активная социализация ребенка, готовность

к нравственному совершенствованию,

духовному саморазвитию.

1.Воспитывать чувство патриотизма, любви  к Отечеству,  гордости за

свою родину.

 2.Формировать первоначальные представления об этике,

традиционных религиях,  их роли в культуре, истории России и нашей

современности,  в становлении российской государственности.

 3.Воспитывать нравственность,  основанную на свободе совести и

вероисповедания, духовных традициях народов России.

 4.Изучение основных категорий светской этики,  знакомство с основами

и историей этикета.

 5.Ознакомление с основными нормами светской и религиозной

морали, понимание их значения и выстраивание конструктивных

отношений в семье и обществе.

 6.Понимание значения нравственности,  веры и религии в жизни

человека и общества.

 7.Становление внутренней установки личности поступать согласно

своей совести,  норм морали.

 1.Освоение ценных знаний поведенческого характера- основы

позитивного развития личности.

 2. Формирование положительного,  доброжелательного

отношения к окружающим людям и обществу в целом, к

духовным и культурным ценностям.

 3.Развитие потребности выполнять в повседневной жизни

социальные и правовые нормы,  правила поведения.

 4.Деятельный подход в обучении,  активность и

самостоятельность учащихся в получении новых знаний,

навыков.

 5.Использование различных учебных ресурсов.

 6.Выработка социально-коммуникативных умений: говорить,

слушать,  беседовать,  дискутировать,  писать эссе, обосновывать

свою точку  зрения,  сравнивать.

 7.Формирование социокультурной идентичности.

 - курс должен обеспечить значимую мотивацию:

 к труду (ответственная и добросовестная учеба, поручения в

классе и дома, значение повседневного труда подростка,

посильная помощь взрослым;

 -к семейным традициям (первичные  представления о

семейных отношениях,  ценностях,  традициях);

 -к дружбе, толерантности, терпению(отношение в

коллективе класса,

 - к умению избегать и разрешать конфликты, понимание

особенностей культуры других народов;

 - к проявлению гражданских и патриотических качеств

личности подростка,  усвоению опыта положительного

общественного действия;

 - к возникновению и реализации межпредметных связей в

основных и дополнительных предметах и текстах;

 - к ознакомлению с основными культурными ценностями

религий россиян, мировыми религиями, праздниками и

традициями народов.

 1. Связующее звено всего учебно-воспитательного процесса.

 2.Выяснение важнейших категорий этики как науки и

практики.

 3.Выполнение общедидактических требований,

применяемых к урокам в начальной школе:

 - обсуждение учебных текстов;

 литературных произведений. иллюстраций и т.д.,

 - чтение, обсуждение,  пересказ, имитация, ответы на

вопросы и т.д.;

 - выбор мнения, принятие решений,  подготовка

выступлений.

 4. Выработка коммуникативных умений: работа в парах,

работа в группах, беседы с родителями, с различными

источниками информации, оформление и представление

результатов труда.

Качества:                                                                                                                                                                                - добро и зло, добродетель и порок;

 - дружба и порядочность;

- доверие и доверчивость;

 - сострадание и милосердие;

 - мужество трусость;

 - свобода и моральный выбор человека;

 - свобода и ответственность;

 - справедливость и моральный долг;

 - альтруизм и эгоизм;

 - стыд, вина, извинения;

 - честь и достоинство;

 - благо и удовольствие.

 Аристотель (понимание и деление

добродетелей):

 1. Познательный выбор наилучшего в

поступках.

 2.Наилучшая добродетель, которая стоит

посередине между двумя пороками,

заключающимися в избытке или недостатке

добродетели.

 3. Мужество: середина между трусостью и

безрассудной отвагой.

 Щедрость: середина между скупостью и

расточительностью.

 Дружелюбие: середина между двуличием и

угодничеством.

  Вдумаемся в слова великого русского

мыслителя И.Ильина

 «Все люди непрерывно воспитывают друг

друга, - хотят они этого или не хотят;  осознают

они это, или не осознают; умеют или не умеют;

радеют или небрегут. Они воспитывают друг

друга всякий проявлением своим: ответом или

интонацией,  улыбкой или ее отсутствием,

приходом и уходом, восклицанием и

умолчанием,  просьбою и требованием,

общением и бойкотом».

 Естественным образом тема человеческого общежития,

взаимоотношений, взаимососуществования пронизывает

всю культуру, этические учения и религиозные

вероучения народов и этносов на земле.

Все идеологические императивы, не политика,  не

здоровье вождей, а нравственное здоровье каждого

человека и каждой семьи анализируется и

комментируется народным фольклором, религиозными

догматами, апокрифами. У каждого народа есть

колоссальный по объему фонд пословиц и поговорок,

например, о чести и совести, достоинстве:

«Где страх, там и стыд» (армянская);

 «В ком стыд, в том и совесть» (русская);

 «Мой враг -  моя совесть» (грузинская);

 «Совесть - половина веры, а может быть и вся»

(азербайджанская);

 Формирование позитивных качеств личности - одна из ведущих тем фольклора:

 «Кто меня хвалит- тот мой враг» (корейская);

 «Хваленого берегись хуже хаянного» (русская);

 «У кого много недостатков, тот легко находит их у

других» (адыго - абхазская);

 «Венец мужества- скромность» (восточная мудрость).

 Народная  и религиозная мудрость  -  неиссякаемый

источник знания, достойный подражания. А всех

народов во все времена воспитанием  подрастающего

поколения занимались бабушки и дедушки.  Не

случайно так высок авторитет пожилых людей и у

христиан, и у мусульман, и у иудеев, и у

буддистов:

 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи»

(абхазская).

 В свое время Альберт Эйнштейн писал: «Наука без религии ущербна,  религия

без науки слепа». Во всех религиях мира можно найти общие принципы и

системы нравственных ценностей

поскольку религии говорят от имени очень многих людей и выдержали

испытание временем,  можно говорить о существовании общечеловеческих

идеалов,  нравственных поступков,  позиций.

 Для примера приведем «Золотое правило», проповедуемое шестью религиями:

 Буддизм: Не делай другим того,  что сам считаешь злом.

 Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает

брату или

 сестре своему того же, чего желает себе.

 Христианство: Поступи с другими так, как хочешь, чтобы

поступили с тобой.

Иудаизм: Что ненавистно тебе,  не делай другому.

Индуизм: Не делай другим того,  что причинило бы боль тебе.

 Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его

потерю своей потерей.

 Эти принципы пронизывают все культуры и народы,

 определяя истинный смысл человеческого бытия и его

нравственные идеалы.

 1.Мораль и культура.

 2.Особенности морали как особого вида

духовно-практической культуры.

 3.Земья- источник нравственных отношений.

Семейные праздники

 4.Нравственный и безнравственный  поступок.

 5.Золотое правило нравственности

 6.Нравственные идеалы

(воспитатели).Образцы нравственной

культуры.

 7.Жизнь человека– высшая нравственная

ценность.

 8.Любовь и уважение к Отечеству.

 1. Преподавание на основе подходов:

 - включение учащихся в обсуждение,  исследование,

аргументирование;

 - активизация познавательной деятельности;

 - создание условий для позитивной самостоятельной деятельности

учащихся;

 - мотивация;

 - наглядность.

 2. Методы:

 - диалоговые формы работы(дилеммы, дискуссии,  диспуты,  дебаты–

обсуждение проблемы);

 - беседы;

 - исследовательский метод(постигаю,  а не получаю);

 - проектирование(творческие проекты, сочетание индивидуальной

самостоятельной работы и групповой);

 - уроки-экскурсии;

 - игры, викторины.

Трудовая деятельность:                                                                                                                                             Формы вовлечения и стратегии организации

деятельности детей для решения задач

нравственного,  морально-этического,

патриотического воспитания:

 1. Коллективные: организация праздников,

встреч, вечеров, конкурсов,  выпуск стенных

газет.

 2. Групповые: факультативы,  экскурсии,

устные журналы, тематические викторины,

деловые, ролевые игры, подготовка проектов.

 3.Индивидуальная работа: подготовка

сообщения, доклада, написание эссе, рисунки,

фотографии и т.д.

Главная задача курса:                                                                                                                                  1.Воспитать будущее поколение россиян, которые должны

обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего

общества и государства.

 2. Данный модуль (или  самостоятельный предмет) - средство

формирования у школьников  поликультурной

компетентности,

 3. Развитие у младших школьников представлений о духовной

культуре и морали, общечеловеческих ценностях в жизни

людей.

 4.Основными средствами духовно-нравственного воспитания

в рамках рассматриваемого модуля в учебной и внеклассной

работе  являются: учебные пособия, слово учителя и родителей,

диалоговый стиль общения учителя с учеником,  средства

наглядности,  подготовка праздников,  стенгазет и т.д.

¢ 5.Требования стандарта: «духовно-нравственные

приобретения, вследствие участия в той или иной

деятельности».

Формирование: личностные результаты:

 - формирование основ российской гражданской

идентичности, чувства гордости за свою родину;

- -становление гуманистических и демократических

ценностных ориентаций;

 - формирование целостного, социально

ориентированного взгляда на мир, культуру, религию;

 - развитие этических чувств, доброжелательности,

отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам

других людей.

- формирование семейных ценностей;

Идеалы:                                                                                                                                                         Уникальность человека, его непохожесть на

других подчеркивают его персональный

уровень идентичности.

 Кроме того мы говорим об

общегосударственном,  цивилизационно-культурном  и планетарном уровнях.

Социальный и пространственный уровни

(семейно-родственная,  религиозно-культурная,

сословная,  профессиональная,  гражданско-правовая, идеологическая и другие формы

идентичности) показывают все многообразие

социально-культурных связей и ролей человека,

его тождественность большим и малым

коллективам людей.

Гражданская идеантичность.                                                                                                                                           1.  Единство гражданской нации и ее многообразие. .

 3.  Российский народ- гражданская нация, гражданская

российская идентичность.

 4. Россияне. «Российский народ.  Книга для  учителя».

 5.  Каждый осознает свою общность, лояльность государству.

А. Радищев: «Ненавижу Россию, потому что люблю  ее».

 6. Единая гражданская нация, идентичность и мир (сепаратизм,

национализм).

 7.  Социологический опрос: «Кем вы себя считаете?» - большинство– «Я–

россиянин,  гражданин России».

 8.  Система образования и формирование российской гражданской

идентичности. Философия и методология стандарта- российский народ

как единая гражданская нация

 9.  Идентичность- результат социализации. - Воспитание

ответственного гражданина.  Развитие социальных компетенций,

позволяющих успешно жить и коммуницировать в меняющемся,

неоднородном социуме.

 10.  Признание и управление культурным и этническим разнообразием.

 11. Нормирование национального самосознания,

укрепление духовного и морального состояния общества,

воспитание нравственного отношения к институту семьи,

друг к другу - признаки становления гражданской нации,

национальной российской идентичности

- готовность к нравственному самосовершенствованию,

духовному  саморазвитию;

- понимание значения нравственности в жизни

человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об

исторической роли этики в российской культуре;

- становление внутренней установки личности поступать

согласно своей совести, воспитание нравственности,

основанной на свободе совести и вероисповедания,

духовных традициях народов России;

- Формирование первоначальных представлений о

народных традициях, их роли в культуре России;

- Осознание ценности человеческой жизни.

 -освоение начальных форм познавательной и

личностной рефлексии;

-готовность слушать собеседника, вести диалог,

готовность признавать возможность

существования различных точек зрения на

оценку событий;

 -овладение начальными сведениями о

сущности  и особенностях явлений, процессов

действительности в соответствии с

содержанием конкретного учебного предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"

Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...