Курс "Основы светской этики".
статья по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ОРКСЭ (Основы светской этики).
1.Курс «Основы светской этики» предполагает
изучение духовно-нравственной культуры и
призван ознакомить учеников с основными
нормами нравственности и морали.
2.Нравственное развитие младших
школьников, воспитание культуры поведения с
опорой на представления о положительных
поступках людей.
3. Нравственные ориентиры и
упорядочение уже имеющихся.
4.Активная социализация ребенка, готовность
к нравственному совершенствованию,
духовному саморазвитию.
1.Воспитывать чувство патриотизма, любви к Отечеству, гордости за
свою родину.
2.Формировать первоначальные представления об этике,
традиционных религиях, их роли в культуре, истории России и нашей
современности, в становлении российской государственности.
3.Воспитывать нравственность, основанную на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России.
4.Изучение основных категорий светской этики, знакомство с основами
и историей этикета.
5.Ознакомление с основными нормами светской и религиозной
морали, понимание их значения и выстраивание конструктивных
отношений в семье и обществе.
6.Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека и общества.
7.Становление внутренней установки личности поступать согласно
своей совести, норм морали.
1.Освоение ценных знаний поведенческого характера- основы
позитивного развития личности.
2. Формирование положительного, доброжелательного
отношения к окружающим людям и обществу в целом, к
духовным и культурным ценностям.
3.Развитие потребности выполнять в повседневной жизни
социальные и правовые нормы, правила поведения.
4.Деятельный подход в обучении, активность и
самостоятельность учащихся в получении новых знаний,
навыков.
5.Использование различных учебных ресурсов.
6.Выработка социально-коммуникативных умений: говорить,
слушать, беседовать, дискутировать, писать эссе, обосновывать
свою точку зрения, сравнивать.
7.Формирование социокультурной идентичности.
- курс должен обеспечить значимую мотивацию:
к труду (ответственная и добросовестная учеба, поручения в
классе и дома, значение повседневного труда подростка,
посильная помощь взрослым;
-к семейным традициям (первичные представления о
семейных отношениях, ценностях, традициях);
-к дружбе, толерантности, терпению(отношение в
коллективе класса,
- к умению избегать и разрешать конфликты, понимание
особенностей культуры других народов;
- к проявлению гражданских и патриотических качеств
личности подростка, усвоению опыта положительного
общественного действия;
- к возникновению и реализации межпредметных связей в
основных и дополнительных предметах и текстах;
- к ознакомлению с основными культурными ценностями
религий россиян, мировыми религиями, праздниками и
традициями народов.
1. Связующее звено всего учебно-воспитательного процесса.
2.Выяснение важнейших категорий этики как науки и
практики.
3.Выполнение общедидактических требований,
применяемых к урокам в начальной школе:
- обсуждение учебных текстов;
литературных произведений. иллюстраций и т.д.,
- чтение, обсуждение, пересказ, имитация, ответы на
вопросы и т.д.;
- выбор мнения, принятие решений, подготовка
выступлений.
4. Выработка коммуникативных умений: работа в парах,
работа в группах, беседы с родителями, с различными
источниками информации, оформление и представление
результатов труда.
Качества: - добро и зло, добродетель и порок;
- дружба и порядочность;
- доверие и доверчивость;
- сострадание и милосердие;
- мужество трусость;
- свобода и моральный выбор человека;
- свобода и ответственность;
- справедливость и моральный долг;
- альтруизм и эгоизм;
- стыд, вина, извинения;
- честь и достоинство;
- благо и удовольствие.
Аристотель (понимание и деление
добродетелей):
1. Познательный выбор наилучшего в
поступках.
2.Наилучшая добродетель, которая стоит
посередине между двумя пороками,
заключающимися в избытке или недостатке
добродетели.
3. Мужество: середина между трусостью и
безрассудной отвагой.
Щедрость: середина между скупостью и
расточительностью.
Дружелюбие: середина между двуличием и
угодничеством.
Вдумаемся в слова великого русского
мыслителя И.Ильина
«Все люди непрерывно воспитывают друг
друга, - хотят они этого или не хотят; осознают
они это, или не осознают; умеют или не умеют;
радеют или небрегут. Они воспитывают друг
друга всякий проявлением своим: ответом или
интонацией, улыбкой или ее отсутствием,
приходом и уходом, восклицанием и
умолчанием, просьбою и требованием,
общением и бойкотом».
Естественным образом тема человеческого общежития,
взаимоотношений, взаимососуществования пронизывает
всю культуру, этические учения и религиозные
вероучения народов и этносов на земле.
Все идеологические императивы, не политика, не
здоровье вождей, а нравственное здоровье каждого
человека и каждой семьи анализируется и
комментируется народным фольклором, религиозными
догматами, апокрифами. У каждого народа есть
колоссальный по объему фонд пословиц и поговорок,
например, о чести и совести, достоинстве:
«Где страх, там и стыд» (армянская);
«В ком стыд, в том и совесть» (русская);
«Мой враг - моя совесть» (грузинская);
«Совесть - половина веры, а может быть и вся»
(азербайджанская);
Формирование позитивных качеств личности - одна из ведущих тем фольклора:
«Кто меня хвалит- тот мой враг» (корейская);
«Хваленого берегись хуже хаянного» (русская);
«У кого много недостатков, тот легко находит их у
других» (адыго - абхазская);
«Венец мужества- скромность» (восточная мудрость).
Народная и религиозная мудрость - неиссякаемый
источник знания, достойный подражания. А всех
народов во все времена воспитанием подрастающего
поколения занимались бабушки и дедушки. Не
случайно так высок авторитет пожилых людей и у
христиан, и у мусульман, и у иудеев, и у
буддистов:
«Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи»
(абхазская).
В свое время Альберт Эйнштейн писал: «Наука без религии ущербна, религия
без науки слепа». Во всех религиях мира можно найти общие принципы и
системы нравственных ценностей
поскольку религии говорят от имени очень многих людей и выдержали
испытание временем, можно говорить о существовании общечеловеческих
идеалов, нравственных поступков, позиций.
Для примера приведем «Золотое правило», проповедуемое шестью религиями:
Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.
Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает
брату или
сестре своему того же, чего желает себе.
Христианство: Поступи с другими так, как хочешь, чтобы
поступили с тобой.
Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай другому.
Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.
Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его
потерю своей потерей.
Эти принципы пронизывают все культуры и народы,
определяя истинный смысл человеческого бытия и его
нравственные идеалы.
1.Мораль и культура.
2.Особенности морали как особого вида
духовно-практической культуры.
3.Земья- источник нравственных отношений.
Семейные праздники
4.Нравственный и безнравственный поступок.
5.Золотое правило нравственности
6.Нравственные идеалы
(воспитатели).Образцы нравственной
культуры.
7.Жизнь человека– высшая нравственная
ценность.
8.Любовь и уважение к Отечеству.
1. Преподавание на основе подходов:
- включение учащихся в обсуждение, исследование,
аргументирование;
- активизация познавательной деятельности;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности
учащихся;
- мотивация;
- наглядность.
2. Методы:
- диалоговые формы работы(дилеммы, дискуссии, диспуты, дебаты–
обсуждение проблемы);
- беседы;
- исследовательский метод(постигаю, а не получаю);
- проектирование(творческие проекты, сочетание индивидуальной
самостоятельной работы и групповой);
- уроки-экскурсии;
- игры, викторины.
Трудовая деятельность: Формы вовлечения и стратегии организации
деятельности детей для решения задач
нравственного, морально-этического,
патриотического воспитания:
1. Коллективные: организация праздников,
встреч, вечеров, конкурсов, выпуск стенных
газет.
2. Групповые: факультативы, экскурсии,
устные журналы, тематические викторины,
деловые, ролевые игры, подготовка проектов.
3.Индивидуальная работа: подготовка
сообщения, доклада, написание эссе, рисунки,
фотографии и т.д.
Главная задача курса: 1.Воспитать будущее поколение россиян, которые должны
обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего
общества и государства.
2. Данный модуль (или самостоятельный предмет) - средство
формирования у школьников поликультурной
компетентности,
3. Развитие у младших школьников представлений о духовной
культуре и морали, общечеловеческих ценностях в жизни
людей.
4.Основными средствами духовно-нравственного воспитания
в рамках рассматриваемого модуля в учебной и внеклассной
работе являются: учебные пособия, слово учителя и родителей,
диалоговый стиль общения учителя с учеником, средства
наглядности, подготовка праздников, стенгазет и т.д.
¢ 5.Требования стандарта: «духовно-нравственные
приобретения, вследствие участия в той или иной
деятельности».
Формирование: личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою родину;
- -становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир, культуру, религию;
- развитие этических чувств, доброжелательности,
отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам
других людей.
- формирование семейных ценностей;
Идеалы: Уникальность человека, его непохожесть на
других подчеркивают его персональный
уровень идентичности.
Кроме того мы говорим об
общегосударственном, цивилизационно-культурном и планетарном уровнях.
Социальный и пространственный уровни
(семейно-родственная, религиозно-культурная,
сословная, профессиональная, гражданско-правовая, идеологическая и другие формы
идентичности) показывают все многообразие
социально-культурных связей и ролей человека,
его тождественность большим и малым
коллективам людей.
Гражданская идеантичность. 1. Единство гражданской нации и ее многообразие. .
3. Российский народ- гражданская нация, гражданская
российская идентичность.
4. Россияне. «Российский народ. Книга для учителя».
5. Каждый осознает свою общность, лояльность государству.
А. Радищев: «Ненавижу Россию, потому что люблю ее».
6. Единая гражданская нация, идентичность и мир (сепаратизм,
национализм).
7. Социологический опрос: «Кем вы себя считаете?» - большинство– «Я–
россиянин, гражданин России».
8. Система образования и формирование российской гражданской
идентичности. Философия и методология стандарта- российский народ
как единая гражданская нация
9. Идентичность- результат социализации. - Воспитание
ответственного гражданина. Развитие социальных компетенций,
позволяющих успешно жить и коммуницировать в меняющемся,
неоднородном социуме.
10. Признание и управление культурным и этническим разнообразием.
11. Нормирование национального самосознания,
укрепление духовного и морального состояния общества,
воспитание нравственного отношения к институту семьи,
друг к другу - признаки становления гражданской нации,
национальной российской идентичности
- готовность к нравственному самосовершенствованию,
духовному саморазвитию;
- понимание значения нравственности в жизни
человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об
исторической роли этики в российской культуре;
- становление внутренней установки личности поступать
согласно своей совести, воспитание нравственности,
основанной на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России;
- Формирование первоначальных представлений о
народных традициях, их роли в культуре России;
- Осознание ценности человеческой жизни.
-освоение начальных форм познавательной и
личностной рефлексии;
-готовность слушать собеседника, вести диалог,
готовность признавать возможность
существования различных точек зрения на
оценку событий;
-овладение начальными сведениями о
сущности и особенностях явлений, процессов
действительности в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"
Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...