Урок ОРКСЭ "Семейные праздники"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цели урока:
1. Формирование нравственной культуры детей. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.
3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.
Задачи:
Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;
Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;
Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Основные понятия: семья, праздники, обычай, традиция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока "Семейные праздники" | 72.2 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_semeynye_prazdniki.pdf | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
Урок по теме:
«Семейные праздники»
4 класс
Курс ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»
Составил: учитель начальных классов
Огнёва Ирина Яковлевна
П. Айхал, 2016г.
Цели урока:
1. Формирование нравственной культуры детей. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.
3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.
Задачи:
Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;
Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;
Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Основные понятия: семья, праздники, обычай, традиция.
Оборудование:
- Учебное пособие
- Мультимедийная установка
- Презентация по теме урока
- Раздаточный материал
- Иллюстративный материал
Методы и приемы работы:
1. Беседа
2. Работа с учебником
3. Побуждающий диалог
4. Работа с иллюстративным материалом
5. Работа с аудио-, видеоисточниками
6. Словарная работа
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний.
Слайд 2
- Вы любите праздники? Давайте отгадаем кроссворд и проверим, хорошо ли вы их знаете. У вас на партах лежат листочки, на них мы с вами будем сегодня работать. (Кроссворд приложение).
Загадки.
1. В нашем классе у ребят Нынче праздник, говорят. Не у всех, а лишь у Таньки. Ей подарим мы мозаику. Таня нынче с угощеньем. Что за праздник? (День рожденья) | 2 Мы для мам концерт даем: Пляшем, песни им поем. На стене висит газета, Рядом — наших мам портреты. В классе шум и тарарам, Ведь сегодня праздник мам. (День матери |
3. Ранцы, бантики мелькают, Каждый свой букет несет, Школа двери открывает Нам в учебный новый год. (День знаний) | 4. У меня в мешке подарки Карамели, шоколадки Вокруг елки хоровод Что за праздник? (Новый год) |
5. В школе блинчики пекут, На обед их нам дадут, А в большую перемену Возле школы непременно Чучело зимы сожжем И весну к нам зазовем. В этот праздник всю неделю Мы блины в обеды ели. (Масленица) | 6. Праздник добрый, школьный, славный – Всех учителей мы славим. Принесем подарки им И букет цветов вручим. Хвалим мы учителей. Что за день, скажи скорей? (День учителя) |
7.Этот праздник отмечают Те, кто кос мос покоряет. Мы же в школе рисовали, Как ракеты ввысь взмывали. Про Гагарина узнали. Что за праздник, отгадали? (День космонавтики) | 8. Этот праздник в воскресенье. Будет дома угощенье, В школе мы заранее Проявим все старание. Будут яйца расписные, Храма купола златые. Клеим, лепим, вырезаем, Дома близких поздравляем. В душах свет, добро и ласка В этот ясный праздник... (Пасхи) |
Усвоение новых знаний.
Какое слово получилось в выделенном столбце? Как вы думаете о чем мы будем разговаривать на уроке? ( о праздниках)
Праздников много бывает на свете!
Их любят взрослые, любят и дети.
В праздник танцуют, в праздник поют,
В праздник волшебных сюрпризов все ждут!
Загадка
Без чего на свете взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная …..(семья)
Каким праздникам уделим внимание? (Семейным)
Слайд 3 Тема урока? Как вы думаете, о чем узнаете? Открыли тетради, записали число и тему.
Слайд 4.
Давайте с вами подумаем что такое «праздник». Кто ответит?(Ответы детей)
Как выяснить правильность ваших рассуждений? (Посмотреть в словаре.)Словарь Ожегова
Какое определение дано в толковом словаре Ожегова. (Читает ученик по словарю)
Работа с учебником.
Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на стр.58 (2-й и 3-й абзац). Зачитайте.(Чтение вслух)
Когда они появились? Вам интересно?
В учебник на стр.58, прочитаем 1-й абзац . (Чтение вслух)
О чем прочитали в 1 –м абзаце? ( люди просили помощи у природы, приносили богам дары, не работали в определенные дни – так появились праздники)
Слайд 5- Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.
Слайд 6Слово «праздник» в славянских языках - столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.
Что же такое праздник в наше время? (ответы детей)
В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.
Слайд 7
Праздники – это составляющая часть нашей культуры, которая помогает нам лучше понять друг друга.
Запишите на своем листке по- вашему, что такое праздник?
Как вы думаете, для чего нужны праздники?
Давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до6. Я вам помогу ответить на этот вопрос.
Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
• “Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
• Праздники помогают поддерживать связь поколений.
• Праздники помогают узнать традиции своего народа.
• Праздники учат уважать культуру других людей.
• Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
• Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”
6. Учащиеся выполняют задание.
Проверка выполнения работы.
Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.
Формулирование вывода после самостоятельной работы.
Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть.
Значит, вы согласны, что у праздников есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.
Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.
Запишите в своих тетрадях ,начиная со слов «Праздник нужен для …..»
- Давайте вспомним самые распространенные праздники.( новый год, 8 марта, день рождения, день победы, новоселье, свадьба, день защитника отечества, 1 мая, день знаний, день учителя)
Праздников множество и они различны. Все праздники можно поделить на группы: государственные, общественные, семейные .
Прочитайте 2-й абзац в учебнике (стр. 59)
Какие бывают раздники?
Государственные Общественные Семейные
Работа в группах (каждой группе выдается лист А3 с перечнем разных праздников, клей , ножницы )
Ребята, вы должны организовать работу в своей группе и представить ваш продукт деятельности. Из списка праздников вы выбираете вам нужный, вырезаете и приклеиваете на лист.
Защита групповых работ.
Сегодня мы с вами поподробнее остановимся на семейных праздниках.
- А что такое семья? (ответы детей)
Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.
Учитель организует комментированное чтение текста.
В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.
Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
Работа с текстом «Как появилась семья?» после чтения.
– Что общего у рода и у семьи– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами??(Семья – это группа живущих вместе близких родственников.Объединение людей, сплочённых общими интересами.)
Слайд 8- А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ — ромашка.
Какие семейные праздники у вас самые любимые? (ответы детей)
Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Прочитайте 3-4 абзац на стр.59.
О чем прочитали?
Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.
Работа в парах. Правила выбора подарка (продолжи предложение):
- Выбирая подарок, подумайте, будет ли он... (нужен имениннику, уместен и тд.)
- Самодельный подарок должен быть... (аккуратен, безопасен, не хрупкий)
- Подарки должны быть... (красиво оформлены, приятны и тд.)
- «Живые» подарки обсуждают...
- Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому… (кого мы хотим порадовать)
??? Давайте немного поиграем . Игра
Выберите из перечня предметов те, которые вы подарили бы
1. Бабушке на юбилей
2. Другу на день рождения
3. Тете на именины
4. Маме на 8 марта
5. Папе на 23 февраля
6. Сестре на Новый год
Слайд 15 - А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги А.Мильна «Винни-Пух и все-все-все» «День рождения Иа-Иа». (Чтение отрывка.)
«Иа-Иа – старый серый ослик – однажды стоял на берегу ручья и понуро смотрел в воду на своё отражение.
– Душераздирающее зрелище, - сказал он, наконец. – Вот как это называется: душераздирающее зрелище.
Он повернулся и побрёл вдоль берега вниз по течению. Пройдя метров двадцать, он перешёл ручей вброд и так же медленно побрёл обратно по другому берегу. Напротив того места, где он стоял сначала, Иа остановился и снова посмотрел в воду.
– Я так и думал, - вздохнул он. – С этой стороны ничуть не лучше. Но всем наплевать. Никому нет дела. Душераздирающее зрелище – вот как это называется!
Тут сзади него, в ольшанике, раздался треск. И появился «Винни-Пух».
– Доброе утро Иа! – сказал Пух.
– Доброе утро, медвежонок Пух, - уныло ответил Иа.
– Если это доброе утро. В чём я лично сомневаюсь.
– Почему? Что случилось?
– Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного. Все же не могут. А некоторым и не приходится. Тут ничего не попишешь.
– Что все не могут? – переспросил Пух, потерев нос.
– Веселиться. Петь, плясать и так далее. Под ореховым кустом…
– Поздравляю тебя с днём рождения, - сказал Пятачок, подойдя тем временем поближе. Иа оторвался от своего занятия и уставился на Пятачка.
– Повтори-ка, повтори, - сказал он.
– Поздрав…
– Минуточку…
С трудом держась на трёх ногах, Иа стал осторожно поднимать четвёртую ногу к уху.
– Я вчера этому научился, - пояснил он, упав в третий раз. – Это очень просто, а главное, я так лучше слышу. Ну вот, всё в порядке. Так как ты сказал, повтори, - произнёс он, с помощью копыта наставив ухо вперёд.
– Поздравляю с днём рождения, - повторил Пятачок.
– Это ты меня?
– Конечно, Иа-Иа.
– С моим днём рождения?
– Да.
– Значит у меня настоящий день рождения?
– Конечно, Иа, и я принёс тебе подарок. Иа-Иа медленно опустил правую ногу и с немалым трудом поднял левую.
– Я хочу послушать ещё другим ухом, - пояснил он.
– Теперь говори.
– По-да-рок! Повторил Пятачок очень громко.
– Мне?
– Да.
– К дню рождения?
– Конечно!
– Значит, у меня получается настоящий день рождения?
– Конечно! И я принёс тебе воздушный шар».
Давайте вспомним о подарках, которые в свой день рождения ослик Иа-Иа .
Всем ли подаркам он был рад? (ответы детей)
Показал ли он это своим видом? (ответы детей)
Чей подарок оказался самым нужным? (ответы детей)
Слайд 9Посмотрите, есть несколько правил приема подарков.
- принимают подарок стоя, а не сидя;
- улыбаются дарителю и благодарят за подарок;
- подарок желательно рассмотреть;
- любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.
Если праздник устраиваем мы сами, что необходимо знать?(Ответы детей) Предлагаю вам прислушаться к полезным советам:
1.Красиво оформить приглашения
2. Украсить дом
3.Продумать меню
4.Продумать игры и развлечения.
Какие игры вы провели бы у себя на дне рождения. (Складывание пазлов, караоке, настольные игры и др.)
Прочитайте последний абзац и ответьте на вопрос «Что может испортить праздник?» (Если остается время) - А теперь давайте вспомним правила , которые надо соблюдать, чтобы праздник удался и составим памятку на своих листочках.
Итог урока. Ребята, я хочу вам сказать, что Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи.
- Вам интересно было работать на уроке?
– Как вы считаете, то о чем мы планировали узнать, узнали? Работу ,которую мы провели, важна для нас?
А сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке и поставили метку на «Рефлексивную мишень» в тот сектор, который более всего соответствовал вашему поведению на уроке. У каждого на столе есть эта метка.
Домашнее задание.
По желанию сделать фоторепортаж «Праздники моей семьи»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Спортивный праздник" по СРО Л.В.ЗАНКОВА ("Азбука" Нечаева)
Иллюстративный материал к уроку по теме : "Спортивный праздник" 1 класс по СРО Л.В.Занкова...
Урок "Семейные праздники" по ОРКСЭ
Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок "Семейные праздники"....
План – конспект открытого урока "Светлый праздник Пасха!"
Открытый урок "Светлый праздник Пасха!". Урок творчества с применением групповых форм работы....
«Урок Знаний. Праздник для первоклассников» (с презентацией)
Цель: познакомить со школой, школьными предметами, правилами поведения в школе...
Урок-утренник "ПРАЗДНИК СКОРОГОВОРОК"
В книге «Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе» (Омск, 2004) в качестве одной из причин, тормозящей скорость чтения целыми словами...
презентация к уроку Светлый праздник Пасха.
Презентация поможет закрепить материал по теме "Части тела", учит самостоятельно выводить тему урока "Пасха"....
Классные часы в начальной школе. Конспекты уроков. Сценарии праздников.
Разработки классных часов для начальной школы....