ОРКС Тема: «Россия – наша Родина»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Россия – наша Родина»
Цель урока: формирование ответственной личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Задачи урока:
- В области ценностей:
воспитывать чувство единения со своим народом, страной;
развивать толерантность, уважение, стремление к познанию мира.
- В области опыта:
получить опыт сотрудничества, умение представить свою точку зрения.
- В области знаний:
дать представление о предмете «Основы светской этики», о Родине и Отечестве, о малой родине, культурных традициях и духовных ценностях.
- В области умений и навыков:
учить самостоятельно добывать знания.
Оборудование: Государственный флаг России; Государственный герб России; Государственный гимн России (аудиозапись); физическая карта России; Конституция России; фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; слайды с пейзажами России; видеоклипы песен “Россия, мы дети твои”, «Моя Россия».
Эпиграф: (на доске)
Россия – Родина святая,
Люблю тебя я всей душой.
Россия – ты обитель рая.
Горжусь великою страной.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
(Включается запись песни “Россия, мы дети твои”)
2. Сообщение темы
(слайды 5-13, изображающие русскую природу)
Учитель: Каждый человек связан с определенным местом на нашей земле, местом, где он родился, вырос и живет, это место невидимыми нитями соединяет его с корнями, т. е с близкими и родными. Это место называется – Родина. Наша Родина – Россия, и сегодня на уроке мы познакомимся с нашей страной, вы узнаете, как официально называется наше государство, что такое государственный язык и государственные символы. Мы попытаемся осмыслить, за что человек любит свою Родину, почему Родину часто называют Родина – Мать.
Учитель: Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом – Родина. (Высказывания детей) Слайд 14
3. Работа над новым материалом
Учитель: Это слово с детства знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился. Как называется то место, где вы родились и выросли? (Норильск) Слайд 15
Это наша маленькая родина. В суровых полярных условиях живут и работают люди нашего города. Норильск - город металлургов и шахтеров. Наш город многонациональный, со своими культурными традициями. В нашем городе построены музей, памятники, церковь, мечеть. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Учитель: Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Сегодня мы начнем разговор о нашей Родине. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего. А как называется наша Родина? (Ответы детей)
– Наша Родина — Россия. Посмотрите на карту.
Слайд 16. (Карта России.)
— Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь.
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение “московское время”? И почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы детей)
— Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины.
– Почему необъятной?
Слайд 17.
– Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд — леса.
(Ученик читает наизусть стихотворение С. Васильева “Россия”)
— Вот она какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди.
Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну? (Ответы)
–Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью.
- Назовите национальности народов, проживающих на территории России.
(Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики)
Все они объединились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Поэтому по-разному звучат на просторах нашей страны русская “Калинка”, зажигательная “Лезгинка” и казацкая плясовая.
Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: “...государство гарантирует равенство, право и свободу человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям”. И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано... Где? Кто запомнил?
— Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
— В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с большой буквы.
Слайд 18.
А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
— Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность — учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.
А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое “символ”? Какие государственные символы вы знаете?
– Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
Слайды 19,20,21
– К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Поднимите руки те, кто видел Государственный Герб и Государственный Флаг России. А теперь я предлагаю послушать Государственный Гимн России.
(Учащиеся стоя слушают Государственный гимн России).
Слайд 22.
(После прослушивания Гимна России проводится беседа по содержанию текста).
— Неправда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и малых, есть малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права и все достойны уважения. Родина у каждого человека одна.
Отличием любого государства, любой страны становятся культурные традиции. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально этические нормы. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет, который называется «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ». Этот курс безотметочный. Итогом курса послужит проектная работа. Перед вами учебник, полистайте его, рассмотрите. Что вы можете сказать о новом предмете? Курс основан на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои умения и знания, эрудицию и любознательность. Не будь равнодушен и безразличен к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
4. Физминутка
5. Закрепление
а) самостоятельная работа учащихся
- Составьте и запишите предложения со словами: Россия, отечество, Родина, флаг, президент, патриот. (После составления ученики зачитывают свои предложения.)
б) групповая работа
- Закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)
Моя Родина – это…
Самыми трудными событиями моей Родины были…
Когда я вырасту, я хочу…
Я не хочу, чтобы моя Родина…
Я благодарен своей Родине за то, что…
После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.
в) фронтальная работа
– Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? (Дети называют пословицы и поговорки о Родине. Если ученики затрудняются, то работают вместе по слайду)
6. Рефлексия
- Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую.
- Какие вопросы у вас возникли?
- Что заинтересовало в этом курсе?
- Что объединяет россиян?
- Что объединяет вас в вашей семье?
7. Домашнее задание
Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему "Россия-наша Родина".
Знакомство с понятиями, раскрывающими содержание «духовный мир человека». Мотивация к познанию нового предмета. Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «Родина», «Патриот», «Г...
разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина
Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...
ОРКСЭ . Тема: « Россия - наша Родина»
План конспекта урока по курсу ОРКСЭ....
Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...
Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Россия - наша Родина" (Школа 2100)
Тема: Россия – Наша РодинаДидактическая цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о Российской Федерации.Задач...
Предмет: Окружающий мир. Тема: « Россия – наша Родина»
Данный урок позволяет познакомить детей с природой своей страны, города, жителями и их достижениями....