Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 кл.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса, Кураев А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также требованиям, изложенным в приказе Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов...», авторской учебной программы «Основы религиозны культур и светской этики. Кураев А.В. – М.: Просвещение, 2011
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель изучения предмета «Основы православной культуры»: формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Изучение предмета «Основы православной культуры» направлено на решение следующих задач:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного предмета
Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. В связи с этим можно предположить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Такие планируемые результаты освоения предмета ОРКСЭ обозначены и в ФГОС НОО.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного предмета;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного предмета, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.);
- единых требований к планируемым результатам освоения содержания учебного предмета ОРКСЭ.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным предметом наряду с такими предметами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.
Согласно учебному плану МКОУ Петропавловская СОШ в условиях 5-дневной рабочей недели предмет «Основы религиозных культур и светской этики» вводится модулем в Литературное чтение (0,5ч в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Усвоение курса «Основ православной культуры» в четвёртом классе обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
- оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
- объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
- самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
- чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметными результатами изучения курса «Основ православной культуры» в четвёртом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
- совместно с учителем составлять план решения задачи;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметные результаты:
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Ученик научиться:
Ученик должен знать/понимать:
- Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие,
православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди;
святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
- Историю возникновения культуры;
- Особенности и традиции религии;
- Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
- Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- Готовить сообщения по выбранным темам
Ученик получит возможность научиться:
- Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
- Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
- Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Содержание учебного предмета
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина.
Основы православной культуры. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучащихся |
Россия - наша Родина | Понимать, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | |
Культура и религия | Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | |
Человек и Бог в православии | Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | |
Православная молитва | Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | |
Библия и Евангелие | Объяснять, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснять связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснять, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. | |
Проповедь Христа | Объяснять, чему учил Христос. Объяснять, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | |
Христос и Его крест | Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | |
Пасха | Объяснять, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснять, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | |
Православное учение о человеке | Правильно употреблять в речи выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснять выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. | |
Совесть и раскаяние | Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | |
Заповеди | Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | |
Милосердие и сострадание | Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | |
Золотое правило этики | Объяснять, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | |
Храм | Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Правильно употреблять в речи значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | |
Икона | Объяснять, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик | |
Творческие работы учащихся | Искать требующуюся литературу. | |
Подведение итогов | Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия | |
1 | Сборник рабочих программ. Основы религиозных культур и светской этики 4 класс, А.Я.Данилюк, М.: Просвещение, 2014г |
2 | Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс, Обернихина Г.А., М.: Просвещение, 2014г. |
3 | ФГОС Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. |
4 | Рабочая тетрадь разработана Т.А. Берсеневой на основе учебно-методического комплекса «Духовно-нравственная культура» для учащихся начальной школы (авторы О.О. Осадчая, Л.Т. Алушина) и учебного пособия «Добрые уроки-наставления» для 4–5-х классов (авторы священник А. Мороз, Т.А. Берсенева.). |
| |
Технические средства обучения | |
1 | Методическое пособие «Электронное приложение к учебнику Кураева «Основы православной культуры», «Телешкола», М.: «Просвещение», 2013 г |
2 | Классная доска с креплением для таблиц |
3 | Магнитная доска |
4 | Интерактивная доска |
5 | Персональный компьютер с принтером |
6 | Мультимедийный проектор |
Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы | |
1 | Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru |
2 | Газета «1 сентября» www.1september.ru |
3 | Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru |
4 | Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru |
5 | Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru |
6 | Методический центр.- Режим доступа: http://numi.ru/register.php |
7 | МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443 |
8 | Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru |
9 | Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: http://www:vneuroka.ru |
10 | Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193 |
11 | Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru |
12 | Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru |
13 | Сайт "Начальная школа".- Режим доступа: http://www.1-4prosv.ru |
14 | Сеть творческих учителей www.it-n.ru |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Дата | |||
предметные | метапредметные | личностные | план | факт | |||
1 | Россия — наша Родина | Найти значения слов «Россия», «Отечество»,«Родина»; работа с физической картой (уметь показать месторасположение нашей страны на карте), знать, уметь объяснить значение символов России | Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 01.09.15 04.09.15 | |
2 | Культура и религия | Найти значения слов «культура», «религия», (детская Библия) беседа о взаимосвязи культуры и религии в жизни человека, работа над проектом (поэтапно): сбор и обработка информации, составление плана проектной работы, защита проекта (обмен мнениями, дискуссия, высказывание разных точек зрения). Работа в рабочей тетради (на печатной основе)- закрепление изученного | Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | Регулятивные: Саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 07.09.15 11.09.15 | |
3 | Человек и Бог в православии | Познакомиться с понятиями и значениями слов «православие», «Бог», беседа-диспут о значении Бога в православии и жизни каждого человека, работа над проектом (поэтапно): сбор и обработка информации, составление плана проектной работы, защита проекта (обмен мнениями, дискуссия, рассматривание иллюстраций, высказывание разных точек зрения). Работа в рабочей тетради (на печатной основе)- закрепление изученного. | Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | Регулятивные: саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 14.09.15 18.09.15 | |
4 | Православная молитва | Найти из детской Библии толкование слов «молитва», «православная молитва», «молитва православных христиан – Отче наш…», рассмотреть презентацию-иллюстрации по данной теме, беседа с учащимися об увиденном (высказыванием разных мнений), работа над проектом (поэтапно): сбор и обработка информации, составление плана проектной работы, защита проекта (обмен мнениями, дискуссия, рассматривание иллюстраций, высказывание разных точек зрения). Работа в рабочей тетради (на печатной основе)- закрепление изученного. | Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 21.09.15 25.09.15 | |
5 | Библия и Евангелие | Ссылаясь на детскую Библию, найти значения слов «Библия», «Евангелие». Просмотр презентации по данной теме, обсуждение увиденного, обмен мнениями, работа над проектом (поэтапно): сбор и обработка информации, составление плана проектной работы, защита проекта (обмен мнениями, дискуссия, рассматривание иллюстраций, высказывание разных точек зрения). Работа в рабочей тетради (на печатной основе)- закрепление изученного. | Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
| Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 28.09.15 02.10.15 | |
6 | Проповедь Христа | Найти значения слов «Иисус Христос», «проповедь», (детская Библия), сопоставить толкование с другими источниками, просмотр презентации по данной теме, обмен мнениями, выполнение теста по теме, работа над проектом (поэтапно): сбор и обработка информации, составление плана проектной работы, защита проекта (обмен мнениями, дискуссия, рассматривание иллюстраций, высказывание разных точек зрения). Работа в рабочей тетради (на печатной основе)- закрепление изученного. | Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
| Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 05.10.15 09.10.15 | |
7 | Христос и Его крест | Знать, в чем состоит боговоплощение, символику креста, значение слова «Голгофа» в современном понимании, просмотр презентации по данной теме, обмен мнениями, выполнить творческий рисунок «Христос и его крест», работа над проектом (поэтапно): сбор и обработка информации, составление плана проектной работы, защита проекта (обмен мнениями, дискуссия, рассматривание иллюстраций, высказывание разных точек зрения). Работа в рабочей тетради (на печатной основе)- закрепление изученного. | Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уметь вести дискуссию | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 12.10.15 16.10.15 | |
8 | Пасха | Найти значения слов «Великий пост», «Пасха». (детская Библия). Анализировать данные понятиями, сравнивать с другими источниками. Просмотр презентаций о православных праздниках, о Пасхе. Тестовая работа по данной теме, работа над проектом (поэтапно): сбор и обработка информации, составление плана проектной работы, защита проекта (обмен мнениями, дискуссия, рассматривание иллюстраций, высказывание разных точек зрения). Работа в рабочей тетради (на печатной основе)- закрепление изученного. | Знать: Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | Регулятивные: саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 19.10.15 23.10.15 | |
9 | Православное учение о человеке | Найти значения слов «православное учение», «человек» (любые источники информации), беседа о человеке, его душевных переживаниях, просмотр презентации по теме: «Православное учение Христа», обмен мнениями, обсуждение, высказывание разных точек зрения. Работа в рабочей тетради (на печатной основе)- закрепление изученного. | Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина. Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 26.10.15 30.10.15 | |
10 | Совесть и раскаяние | Найти информацию о значении слов «совесть», «раскаяние», (детская Библия, другие источники) сравнить данные понятия, сделать выводы, просмотреть презентацию по теме: «Человеческие отношения» (на основе нравственных понятий), беседа об увиденном, обмен мнениями, тестовая работа по данной теме, работа в тетрадях на печатной основе (закрепление полученных знаний). | Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей.
| Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 09.11.15 13.11.15 | |
11 | Заповеди | Найти толкование слов «заповеди», «заповеди Иисуса Христа» (детская Библия, другие источники), объяснить смысл найденного, высказывания различных точек зрения, просмотр презентации по теме: «Заповеди Христа», беседа-размышление о том, зачем человеку даны заповеди, в чём их сущность, тестовая работа по данной теме, работа в тетрадях на печатной основе (закрепление полученных знаний). | Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | Регулятивные: саморегуляция Познавательные: анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения. Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 16.11.15 20.11.15 | |
12 | Милосердие и сострадание | Рассмотреть понятия и найти их толкования «милосердие», «сострадание», беседа-диспут о найденном, просмотр презентации по теме «Милосердие и сострадание в сов работа над проектом (поэтапно): сбор и обработка информации, составление плана проектной работы, защита проекта (обмен мнениями, дискуссия, рассматривание иллюстраций, высказывание разных точек зрения). Работа в рабочей тетради (на печатной основе)- закрепление изученного.
| Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | Регулятивные: оценка нравственных норм Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 23.11.15 27.11.15 | |
13 | Золотое правило этики | Найти значения слов «этика», «правила этики», беседа-размышление о найденных значениях, просмотр презентации по теме: «Золотое правило этики», тестовая работа по данной теме, работа в тетрадях на печатной основе (закрепление полученных знаний) | Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | Регулятивные: саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 30.11.15 04.12.15 | |
14 | Храм | Найти значения слов «Отечество», «храм». Сравнить и сопоставить данные понятия, выявить сходства и различия, беседа с учащимися о русских святынях, просмотр презентации по теме «Святыни на земле Русской», обмен мнениями, обсуждение, высказывание различных мнений, работа над проектом (поэтапно): сбор и обработка информации, составление плана проектной работы, защита проекта (обмен мнениями, дискуссия, рассматривание иллюстраций, высказывание разных точек зрения). Работа в рабочей тетради (на печатной основе)- закрепление изученного. | Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 07.12.15 11.12.15 | |
15 | Икона | Найти и объяснить значения слов «икона», «виды икон», беседа-рассуждение о назначении икон, знакомство с разными видами икон, просмотр презентации по теме «Икона в жизни человека», обсуждение увиденного, обмен мнениями, тестовая работа, творческая работа (зарисовка икон), работа в тетрадях на печатной основе (закрепление полученных знаний), работа над проектом (поэтапно): сбор и обработка информации, составление плана проектной работы, защита проекта (обмен мнениями, дискуссия, рассматривание иллюстраций, высказывание разных точек зрения). | Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик» | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей.
| Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 14.12.15 18.12.15 | |
16 | Творческие работы учащихся | Просмотр презентации по теме: «Мы – дети одной планеты», беседа- рассуждение об увиденном, высказывание разных мнений, точек зрения о людях разных вероисповеданий, сравнить разные вероисповедания, объяснить смысл и назначение для человека данной сущности, работа над проектом (поэтапно): сбор и обработка информации, составление плана проектной работы, защита проекта (обмен мнениями, дискуссия, рассматривание иллюстраций, высказывание разных точек зрения). | Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление. Уметь: Искать требующуюся литературу. | Регулятивные: саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 21.12.15 25.12.15 | |
17 | Подведение итогов праздничного проекта | Найти значение слов «Русь», «Россия», «Отечество», объяснить их смысл, высказывание разных мнений, обмен информацией, просмотр презентации по теме «Россия - сильная держава», беседа об увиденном, выводы по данной теме, тестовая работа, работа в тетрадях на печатной основе (закрепление полученных знаний), работа над проектом (поэтапно): сбор и обработка информации, составление плана проектной работы, защита проекта (обмен мнениями, дискуссия) | Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера
| Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей | 21.12.15 25.12.15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...