Урок по Основам исламской культуры на тему "Нравственные ценности ислама: уважение к старшим"
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему
Конспект-урок и презентация "Нравственные ценности ислама: уважение к старшим"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
![]() | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
г. Владимира
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Урок по «Основам исламской культуры»
в 4 классе
Тема:
Нравственные ценности ислама:
уважение к старшим
Разработал:
учитель истории и обществознания:
Богатова Ю.Н.
Владимир 2015
Цели урока:
воспитательные:
- воспитывать культуру общения;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
- осознание ценностных и мировоззренческих идеалов жизни в современном обществе;
- знание ценностей и основ толерантного существования в мире.
обучающие:
● дать представление о понятии «нравственность»
● дать представление о нравственной ценности ислама – уважение к старшим
● дать представление о ценности уважения к старшим как общепризнанной в разных культурах
развивающие:
- формировать коммуникативные умения и навыки учащихся ;развивать мышление;
- развивать устное изложение усвоенного материала;
- формулировать свое мнение и умение аргументировать свою точку зрения;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формы деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- самоанализ;
- консультация.
Ожидаемые результаты:
● Сформирована мотивация к обучению;
● Умение самостоятельно определять цели своего обучения;
● Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию.
● Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.
● Овладение научными понятиями и терминологией;
● Овладение методом смыслового чтения текста;
● Умение строить логическое рассуждение и умозаключение;
● Умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем.
Основные используемые понятия:
- нравственность
- нравственные ценности
- «Золотое правило морали»
ХОД УРОКА (40 мин.)
1. Мотивация (10 мин.) 2. Формулировка цели урока. (2 мин)
Урок начинается с повторения ранее пройденного материала. Ученикам предлагается вспомнить понятие «нравственность» и «нравственные ценности».
Далее ученики слушают рассказ из Сунны: Один человек спросил пророка Мухаммада: «О, посланник Аллаха! Кто из людей более всего достоин хорошего обращения?». Посланник Аллаха ответил: «Твоя мать!». Человек спросил: «А потом кто?». Посланник Аллаха сказал: «Твоя мать!». Человек спросил: «А потом кто, о, посланник Аллаха?». Посланник Аллаха сказал: «Твоя мать!». Человек снова спросил: «А потом кто?». Посланник Аллаха сказал: «А потом твой отец!» «Один человек спросил вопрос «Как вам кажется, почему пророк Мухаммад так ответил?»
Учитель предлагает заслушать притчу о старике: «Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей.
Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.
Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.
— Мы должны что-то предпринять, — сказал сын. — С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпаной пищи на полу.
Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске.
Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами,которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.
Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча.
Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу.
Он ласково спросил малыша:
— Чем ты занимаешься?
Так же доверчиво мальчик ответил:
— Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.
Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах».
Учитель задает ученикам следующие вопросы:
- Как по вашему мнению эта притча связана с предыдущей Сунной?
- А чему эта притча учит?
- Какую проблему она перед нами ставит?»
Таким образом, учитель с учениками выходит на цель урока – рассмотреть такую нравственную ценность ислама, как уважение к старшим.
3. Новый материал ( 10 мин.)
В соответствии с Сунной и притчей, учитель озвучивает ученикам «золотое правило морали» «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Далее учитель проводит аналогию со словами пророка Мухаммада: «Тому, кто оказывал должный почет и заботился о старших, Аллах пошлет ему того, кто будет заботиться о нем самом в старости».
Далее учитель разъясняет ученикам правила общения со старшими в исламе:
1. В Коране сказано: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» — не кричи на них и обращайся к ним почтительно»
2. Всегда ставь впереди старших, и начинай после них, когда вы приступаете к еде и питью, дожидайся и пропускай их вперед на входе или выходе, и уделяй им те места, которые им удобны и которого они заслуживают, учитывая их возраст и жизненный опыт. Посланник Аллаха сказал: «Относитесь к людям так, как к ним подобает относиться».
3. У старейшин больший жизненный опыт, и знания, накопленные на протяжении многих лет, поэтому советуйся с их мудростью.
4. Посланник Аллаха велел проявлять уважение к старшим в застолье, в собраниях, отдавать предпочтение в дарении подарков. Пророк сказал: «Я видел во сне себя самого, пользующегося мисваком. И ко мне подошли двое, один из них был старше, другой молодой. Я предложил мисвак молодому, и мне было сказано: Старшему! И я передал мисвак старшему».
5. Права старших утверждаются в Исламе тем больше, чем они ближе к вам, как например, родители, родственники, соседи. И у таких людей в два раза больше прав, чем у остальных, и если вам придется дать им совет на случай совершенной ими ошибки, то вы должны быть предельно острожны в выборе слов, и то, как вы это им говорите, и убедиться, что ваши слова не обидят или не унизят старшего.
4. Закрепление нового материала (10 мин)
Учитель объясняет ученикам, что уважение к старшим является ценностью не только в исламе, но и других культурах, это общепризнанная ценность. Ученики разбирают (аргументируют как они понимают смысл данных поговорок, высказывают свою точку зрения по отношению к поговоркам) примеры поговорок об уважении к старшим:
- Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение.
- Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку.
- От совета старых людей голова не болит
- Кто старшего не послушался, в большую яму упал
- Уважение к молодому — долг, уважение к старшему — обязанность.
5. Подведение итогов. (5 мин)
Учитель формулирует вывод урока, что непочитание старших является одним из страшных грехов в исламе:
Непочтение к родителям является в Исламе тяжелейшим грехом. Посланник Аллаха говорил: «Смертные грехи — это многобожие, непочтительность к родителям, самоубийство и ложная клятва».
6. Домашнее задание (2 мин):
Учитель дает домашнее задание:
Приведите примеры из жизни, которые подтверждают, как важно помогать пожилым людям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомним: Что такое нравственность? Нравственность – правила, которые регулируют поведение человека. Нравственные ценности определяют наши поступки по отношению ко всем, кто нас окружает.
Нравственная ценность – уважение к старшим
В Сунне содержится такой рассказ: Один человек спросил пророка Мухаммада : «О, посланник Аллаха! Кто из людей более всего достоин хорошего обращения?». Посланник Аллаха ответил: «Твоя мать!». Человек спросил: «А потом кто?». Посланник Аллаха сказал: «Твоя мать!». Человек спросил: «А потом кто, о, посланник Аллаха?». Посланник Аллаха сказал: «Твоя мать!». Человек снова спросил: «А потом кто?». Посланник Аллаха сказал: «А потом твой отец!»
Как вам кажется, почему пророк Мухаммад так ответил?
Притча о старике Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.
Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого. — Мы должны что-то предпринять, — сказал сын. — С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпаной пищи на полу.
Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами,которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу. Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча.
Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша: — Чем ты занимаешься? Так же доверчиво мальчик ответил: — Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту. Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах.
Как по вашему мнению эта притча связана с предыдущей Сунной? А чему эта притча учит? Какую проблему она перед нами ставит?
Золотое правило морали «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» Пророк Мухаммад говорил: «Тому, кто оказывал должный почет и заботился о старших, Аллах пошлет ему того, кто будет заботиться о нем самом в старости».
Правила общения со старшими в исламе 1. В Коране сказано: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» — не кричи на них и обращайся к ним почтительно»
2. Всегда ставь впереди старших, и начинай после них, когда вы приступаете к еде и питью, дожидайся и пропускай их вперед на входе или выходе, и уделяй им те места, которые им удобны и которого они заслуживают, учитывая их возраст и жизненный опыт. Посланник Аллаха сказал: « Относитесь к людям так, как к ним подобает относиться».
3. У старейшин больший жизненный опыт, и знания, накопленные на протяжении многих лет, поэтому советуйся с их мудростью.
4. Посланник Аллаха велел проявлять уважение к старшим в застолье, в собраниях, отдавать предпочтение в дарении подарков. Пророк сказал: «Я видел во сне себя самого, пользующегося мисваком . И ко мне подошли двое, один из них был старше, другой молодой. Я предложил мисвак молодому, и мне было сказано: Старшему! И я передал мисвак старшему».
5. Права старших утверждаются в Исламе тем больше, чем они ближе к вам, как например, родители, родственники, соседи. И у таких людей в два раза больше прав, чем у остальных, и если вам придется дать им совет на случай совершенной ими ошибки, то вы должны быть предельно острожны в выборе слов, и то, как вы это им говорите, и убедиться, что ваши слова не обидят или не унизят старшего.
Уважение к старшим в разных культурах Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение. Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку. От совета старых людей голова не болит Кто старшего не послушался, в большую яму упал Уважение к молодому — долг, уважение к старшему — обязанность.
Непочтение к родителям является в Исламе тяжелейшим грехом. Посланник Аллаха говорил: «Смертные грехи — это многобожие, непочтительность к родителям, самоубийство и ложная клятва».
Домашнее задание: Приведите примеры из жизни, которые подтверждают, как важно помогать пожилым людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-127106-1350839455.jpg)
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/18/picture-604596-1426697159.jpg)
Разработка урока "Нравственные ценности ислама"
Расширить знания учащихся о мусульманской религии.Рассказать о нравственных ценностях ислама -это жить в мире и согласии с представителями других религий,уметь отличать добро от зла,совершать благораз...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957390-1507734180.jpg)
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». "Праздники мусульман"
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы исламской культуры»....
Презентация по ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры") на тему "Семья в исламе" 4 класс
Тема урока: "Семья в исламе"Предмет: ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры"Класс: 4 Учебник:"Основы исламской культуры" 4 класс Муртазин М.Ф. 2010 Цель...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/18/picture-998931-1547832651.jpg)
Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»
Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/13/picture-1203849-1578904445.jpg)
Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») по теме «Семья в исламе»
На уроке создаются условия для формирования образа семьи у детей 4 класса, дети знакомятся с понятиями род, родословная, родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, т...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-82085-1488216574.jpg)
Урок по Основам религиозных культур и светской этике ( модуль "Основы исламской культуры") с применением КОЗ
Тема: "Заповеди ислама о семье и семейной жизни".Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению заповедей ислама о семье и сравн...