Урок по Основам исламской культуры на тему "Нравственные ценности ислама: уважение к старшим"
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему
Конспект-урок и презентация "Нравственные ценности ислама: уважение к старшим"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_osnovam_islamskoy_kultury_v_4_klasse.doc | 54.5 КБ |
nravstvennye_tsennosti_islama_uvazhenie_k_starshim.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
г. Владимира
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Урок по «Основам исламской культуры»
в 4 классе
Тема:
Нравственные ценности ислама:
уважение к старшим
Разработал:
учитель истории и обществознания:
Богатова Ю.Н.
Владимир 2015
Цели урока:
воспитательные:
- воспитывать культуру общения;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
- осознание ценностных и мировоззренческих идеалов жизни в современном обществе;
- знание ценностей и основ толерантного существования в мире.
обучающие:
● дать представление о понятии «нравственность»
● дать представление о нравственной ценности ислама – уважение к старшим
● дать представление о ценности уважения к старшим как общепризнанной в разных культурах
развивающие:
- формировать коммуникативные умения и навыки учащихся ;развивать мышление;
- развивать устное изложение усвоенного материала;
- формулировать свое мнение и умение аргументировать свою точку зрения;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формы деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- самоанализ;
- консультация.
Ожидаемые результаты:
● Сформирована мотивация к обучению;
● Умение самостоятельно определять цели своего обучения;
● Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию.
● Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.
● Овладение научными понятиями и терминологией;
● Овладение методом смыслового чтения текста;
● Умение строить логическое рассуждение и умозаключение;
● Умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем.
Основные используемые понятия:
- нравственность
- нравственные ценности
- «Золотое правило морали»
ХОД УРОКА (40 мин.)
1. Мотивация (10 мин.) 2. Формулировка цели урока. (2 мин)
Урок начинается с повторения ранее пройденного материала. Ученикам предлагается вспомнить понятие «нравственность» и «нравственные ценности».
Далее ученики слушают рассказ из Сунны: Один человек спросил пророка Мухаммада: «О, посланник Аллаха! Кто из людей более всего достоин хорошего обращения?». Посланник Аллаха ответил: «Твоя мать!». Человек спросил: «А потом кто?». Посланник Аллаха сказал: «Твоя мать!». Человек спросил: «А потом кто, о, посланник Аллаха?». Посланник Аллаха сказал: «Твоя мать!». Человек снова спросил: «А потом кто?». Посланник Аллаха сказал: «А потом твой отец!» «Один человек спросил вопрос «Как вам кажется, почему пророк Мухаммад так ответил?»
Учитель предлагает заслушать притчу о старике: «Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей.
Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.
Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.
— Мы должны что-то предпринять, — сказал сын. — С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпаной пищи на полу.
Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске.
Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами,которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.
Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча.
Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу.
Он ласково спросил малыша:
— Чем ты занимаешься?
Так же доверчиво мальчик ответил:
— Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.
Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах».
Учитель задает ученикам следующие вопросы:
- Как по вашему мнению эта притча связана с предыдущей Сунной?
- А чему эта притча учит?
- Какую проблему она перед нами ставит?»
Таким образом, учитель с учениками выходит на цель урока – рассмотреть такую нравственную ценность ислама, как уважение к старшим.
3. Новый материал ( 10 мин.)
В соответствии с Сунной и притчей, учитель озвучивает ученикам «золотое правило морали» «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Далее учитель проводит аналогию со словами пророка Мухаммада: «Тому, кто оказывал должный почет и заботился о старших, Аллах пошлет ему того, кто будет заботиться о нем самом в старости».
Далее учитель разъясняет ученикам правила общения со старшими в исламе:
1. В Коране сказано: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» — не кричи на них и обращайся к ним почтительно»
2. Всегда ставь впереди старших, и начинай после них, когда вы приступаете к еде и питью, дожидайся и пропускай их вперед на входе или выходе, и уделяй им те места, которые им удобны и которого они заслуживают, учитывая их возраст и жизненный опыт. Посланник Аллаха сказал: «Относитесь к людям так, как к ним подобает относиться».
3. У старейшин больший жизненный опыт, и знания, накопленные на протяжении многих лет, поэтому советуйся с их мудростью.
4. Посланник Аллаха велел проявлять уважение к старшим в застолье, в собраниях, отдавать предпочтение в дарении подарков. Пророк сказал: «Я видел во сне себя самого, пользующегося мисваком. И ко мне подошли двое, один из них был старше, другой молодой. Я предложил мисвак молодому, и мне было сказано: Старшему! И я передал мисвак старшему».
5. Права старших утверждаются в Исламе тем больше, чем они ближе к вам, как например, родители, родственники, соседи. И у таких людей в два раза больше прав, чем у остальных, и если вам придется дать им совет на случай совершенной ими ошибки, то вы должны быть предельно острожны в выборе слов, и то, как вы это им говорите, и убедиться, что ваши слова не обидят или не унизят старшего.
4. Закрепление нового материала (10 мин)
Учитель объясняет ученикам, что уважение к старшим является ценностью не только в исламе, но и других культурах, это общепризнанная ценность. Ученики разбирают (аргументируют как они понимают смысл данных поговорок, высказывают свою точку зрения по отношению к поговоркам) примеры поговорок об уважении к старшим:
- Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение.
- Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку.
- От совета старых людей голова не болит
- Кто старшего не послушался, в большую яму упал
- Уважение к молодому — долг, уважение к старшему — обязанность.
5. Подведение итогов. (5 мин)
Учитель формулирует вывод урока, что непочитание старших является одним из страшных грехов в исламе:
Непочтение к родителям является в Исламе тяжелейшим грехом. Посланник Аллаха говорил: «Смертные грехи — это многобожие, непочтительность к родителям, самоубийство и ложная клятва».
6. Домашнее задание (2 мин):
Учитель дает домашнее задание:
Приведите примеры из жизни, которые подтверждают, как важно помогать пожилым людям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомним: Что такое нравственность? Нравственность – правила, которые регулируют поведение человека. Нравственные ценности определяют наши поступки по отношению ко всем, кто нас окружает.
Нравственная ценность – уважение к старшим
В Сунне содержится такой рассказ: Один человек спросил пророка Мухаммада : «О, посланник Аллаха! Кто из людей более всего достоин хорошего обращения?». Посланник Аллаха ответил: «Твоя мать!». Человек спросил: «А потом кто?». Посланник Аллаха сказал: «Твоя мать!». Человек спросил: «А потом кто, о, посланник Аллаха?». Посланник Аллаха сказал: «Твоя мать!». Человек снова спросил: «А потом кто?». Посланник Аллаха сказал: «А потом твой отец!»
Как вам кажется, почему пророк Мухаммад так ответил?
Притча о старике Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.
Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого. — Мы должны что-то предпринять, — сказал сын. — С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпаной пищи на полу.
Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами,которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу. Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча.
Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша: — Чем ты занимаешься? Так же доверчиво мальчик ответил: — Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту. Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах.
Как по вашему мнению эта притча связана с предыдущей Сунной? А чему эта притча учит? Какую проблему она перед нами ставит?
Золотое правило морали «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» Пророк Мухаммад говорил: «Тому, кто оказывал должный почет и заботился о старших, Аллах пошлет ему того, кто будет заботиться о нем самом в старости».
Правила общения со старшими в исламе 1. В Коране сказано: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» — не кричи на них и обращайся к ним почтительно»
2. Всегда ставь впереди старших, и начинай после них, когда вы приступаете к еде и питью, дожидайся и пропускай их вперед на входе или выходе, и уделяй им те места, которые им удобны и которого они заслуживают, учитывая их возраст и жизненный опыт. Посланник Аллаха сказал: « Относитесь к людям так, как к ним подобает относиться».
3. У старейшин больший жизненный опыт, и знания, накопленные на протяжении многих лет, поэтому советуйся с их мудростью.
4. Посланник Аллаха велел проявлять уважение к старшим в застолье, в собраниях, отдавать предпочтение в дарении подарков. Пророк сказал: «Я видел во сне себя самого, пользующегося мисваком . И ко мне подошли двое, один из них был старше, другой молодой. Я предложил мисвак молодому, и мне было сказано: Старшему! И я передал мисвак старшему».
5. Права старших утверждаются в Исламе тем больше, чем они ближе к вам, как например, родители, родственники, соседи. И у таких людей в два раза больше прав, чем у остальных, и если вам придется дать им совет на случай совершенной ими ошибки, то вы должны быть предельно острожны в выборе слов, и то, как вы это им говорите, и убедиться, что ваши слова не обидят или не унизят старшего.
Уважение к старшим в разных культурах Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение. Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку. От совета старых людей голова не болит Кто старшего не послушался, в большую яму упал Уважение к молодому — долг, уважение к старшему — обязанность.
Непочтение к родителям является в Исламе тяжелейшим грехом. Посланник Аллаха говорил: «Смертные грехи — это многобожие, непочтительность к родителям, самоубийство и ложная клятва».
Домашнее задание: Приведите примеры из жизни, которые подтверждают, как важно помогать пожилым людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
Разработка урока "Нравственные ценности ислама"
Расширить знания учащихся о мусульманской религии.Рассказать о нравственных ценностях ислама -это жить в мире и согласии с представителями других религий,уметь отличать добро от зла,совершать благораз...
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». "Праздники мусульман"
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы исламской культуры»....
Презентация по ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры") на тему "Семья в исламе" 4 класс
Тема урока: "Семья в исламе"Предмет: ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры"Класс: 4 Учебник:"Основы исламской культуры" 4 класс Муртазин М.Ф. 2010 Цель...
Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»
Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение ...
Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») по теме «Семья в исламе»
На уроке создаются условия для формирования образа семьи у детей 4 класса, дети знакомятся с понятиями род, родословная, родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, т...
Урок по Основам религиозных культур и светской этике ( модуль "Основы исламской культуры") с применением КОЗ
Тема: "Заповеди ислама о семье и семейной жизни".Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению заповедей ислама о семье и сравн...