Разработка урока "Нравственные ценности ислама"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Сабитова Рафися Гафаровна

Расширить знания учащихся о мусульманской религии.Рассказать о нравственных ценностях ислама -это жить в мире и согласии с представителями других религий,уметь отличать добро от зла,совершать благоразумные поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл islam.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Ислам: нравственные ценности.

Сабитова Рафися Гафаровна учитель начальных классов

ЦЕЛЬ:

  • расширить знания учащихся о мусульманской религии; показать нравственные ценности ислама;
  • формировать у учащихся представлений о нравственных ценностях ислама.
  • Расширение кругозора учащихся, развитие речи учащихся, самостоятельности суждений ,развитие волевой сферы ребёнка, осознанности поведения ,самоконтроля, навыков общения.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: мультимедийное оборудование для показа презентации, Текст Корана,  словарь исламских терминов, сигнальные каточки.

ОФОРМЛЕНИЕ: Стенд "Пять основных обязанностей мусульманина", тексты:

  • О том поразмысли, 
    что ждет впереди, 
    цель выбран благую, 
    к ней прямо иди. 
    Фирдоуси.
  • Если у человека нет золотого стержня совести, нет и личности. Мустай Карим.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Добрый день, уважаемые. Прежде, чем сесть, прошу вас приложить руки к сердцу и прослушать биение своих сердец. А сейчас подумаем о себе, о своем предначертании в жизни и о своих близких. Порадуемся тому, что мы все живы и здоровы в этом прекрасном беспокойном мире, где так часты трагедии и катаклизмы. Пожелаем себе и своим близким добра и здоровья. Спасибо, садитесь.

Я, . предлагаю вам урок-размышление "Ислам: духовные ценности" Прочтем эту тему каждый для себя и напишем в тетрадях. У великого Пушкина вы помните: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет..." На татарском языке есть слово РУХ. В переводе на русский язык - "дух", Рухи байлык - духовное богатство. ?

Учитель: "Священный день для мусульман - праздник Курбан Байрам". Еще какие мусульманские праздники мусульманские праздники вы знаете? (Ураза Байрам)

  • Кто они, мусульмане?
  • Что вы знаете об Исламе?
  • Где и когда возникла эта религия?
  • Кто был основателем новой религии?

Учитель: Почему в наш век, когда в нашу жизнь прочно вошли компьютеры и интернет, люди снова обращают взоры к - религии вообще и к Исламу в частности.

Проводится беседа и делается вывод: Религия дает надежду на исцеление, надежду на лучшее.

Работа по таблице. Читается каждый пункт и проводится беседа и словарная работа.

1. Вера - Иман. Определение дети пишут в тетрадях. Иман - вера в религиозные убеждения ислама, другое значение - совесть, "Иманым камил", - я в своем уме, совесть моя чиста. "Иманын югалткан", - потерявший совесть. По исламу - человек должен жить по вере, значит по совести. Ученик читает слова патриарха башкирской литературы Мустая Карима: "Если у человека нет золотого стержня совести, - нет и личности".

2. Чтение второго пункта таблицы и беседа для чего мусульманин совершает пятикратную молитву. Беседа и вывод. Молитвой мусульманин вновь и вновь укрепляет свою веру и свое тело.

3. Пожертвования в пользу бедных. Беседа о добре и милосердии.

4. Беседа по четвертом пункту. Соблюдение поста УРАЗА. (Очищение души, очищение организма, стремление к социальному равенству, хотя бы во время поста, категории людей, которые по Исламу освобождаются от соблюдения поста)

5. Работа по пятому пункту. Совершение хаджа, посещение святых мест в Мекке и Медине для поклонения святыне мусульман Каабы.

Рассказ учителя.

 Мне запомнилось  выражение "Если религию сохраним, то нация сама по себе сохранится.

А что мешает, по вашему мнению, сохранению и развитию нации?

Учитель подводит учащихся к выводу, что алкоголизм, наркомания, сектантство, болезни пристрастия с одной стороны, незнание своего языка, культуры, несоблюдение нравственных норм с другой, мешает развитию нации. Религия - это история народа, его многовековая культура, И надо признать, что в нас Ислам принял более мягкие формы.  И даже форма тюбетейки у башкир и татар - круглая, тогда как на Востоке она четырехугольная.

Исторически сложилось так, что находясь, между Европой и Азией, между Западом и Востоком, между христианством и мусульманством, мы являемся своеобразным мостом, и мы должны помнить об этом.  В нашем многонациональном районе  живут представители разных национальностей. Построены мечети и церкви  руками сельчан.  Наш урок не призывает вас проповедывать религию, у нас в стране свобода совести. Мы говорим о нравственных ценностях.

Учитель берет в руки текст Корана. Далее проводится беседа,

Что это за книга? Как переводится слово Коран? (Коран - чтение). Учащиеся делают записи в тетрадях.

В Коране изложены нравственные ценности.далее следует рассказ учителя с элементами беседы.

1. Бисмилла - любое дело начать с именем Аллаха.

2. Сама - чувство меры. Человек во всем должен знать меру. Методика незаконченных предложений. Учитель начинает, дети заканчивают. Если человек много ест, он становится (обжорой). Если много говорить о болезни, то (заболеешь). Если много спать, то становишься (Обломовым), Если много пить пива, то можешь стать (алкоголиком). И т.д.

3. Тауфик  - благоразумие, здравый смысл. Ученик читает слова Фирдоуси:

"О том поразмысли, 
что ждет впереди, 
цель выбран благую, 
к ней прямо иди"

Учитель подводит учащихся к выводу, что человек должен быть благоразумным, быть ответственным за свою судьбу, здоровье и думать о своих близких. Получить образование, жить достойно.

4. Сабырлык  - терпение (Исбирсабранджамилян - терпи терпением красивым). Заложена идея толерантности, быть терпимым к человеку другой веры, с другим цветом кожи и т.д. Нетерпимость приводит к недоразумениям, ссорам между людьми и войнам между народами.

5. Сауат  - правдивый здравый смысл, благоразумие. Совершение добрых дел безвозмездно должно доставлять радость, возвышать человека. Благоразумный человек не совершает поступков, наносящих вред себе и другим. (Курение, алкоголизм, наркомания, сектантство, преступления)

Итак, чему учит Ислам? Жить в мире и согласии. В основе любой религии, мусульманства, христианства, буддизма лежат общечеловеческие ценности, человек должен стремиться к совершенству, нравственному очищению.

Работа по учебнику.

Организация работы в группах.

Учитель: Ребята, мы много говорили о религии, а кто-нибудь из вас был в храме? Кто был в мечети, а кто в церкви?

Какое впечатление произвело на вас посещение храма? Проводится тренинговое упражнение по методу группового единения. (Учащиеся соединяют руки ладонями друг к другу перед грудью и вместе произносят звук <м-м-м>, не открывая рот). Это упражнение способствует тому, что звуки, сливаясь, уходят вверх, тем самым очищают воздух, способствуют притоку энергии.

Мы с вами делали движения, подобные тем, которые совершают верующие для укрепления веры и очищения души.

В каких населенных пунктах имеются мечети, церкви?

Подведение итогов урока.

– Считаете ли вы, что нравственные ценности ислама помогают современному человеку отличить добро от зла, хорошие поступки от плохих?) (Сигнальные карточки)

Вывод: ислам учит жить в мире и согласии, совершать благоразумные поступки, думать о своем предначертании в жизни .

Спасибо всем за урок, кто участвовал, получают оценку. Пусть все ваши дела будут удачными, И всем вам я благодарна за хорошую работу, добра и счастья вам. Спасибо. Рахмат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г  «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Конспект классного часа, посвящённый празднику Дня Знаний на тему: «Семья и семейные ценности». Данный урок поможет раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», воспитывать уважение к члена...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»...

Нравственные ценности ислама

Презентация составлена на основе учебника "Основы исламской культуры"...

Урок по Основам исламской культуры на тему "Нравственные ценности ислама: уважение к старшим"

Конспект-урок и презентация "Нравственные ценности ислама: уважение к старшим"...

Методическая разработка урока «Ценности христианской семьи»

Представленная разработка урока и составленный к ней лэпбук "Ценности христианской семьи" раскрывает ценности понятия "семья", знакомит с основными традициями христианской семьи, п...

Методическая разработка урока "Ценность рода и семьи"

Урок по ОРКСЭ посвящен обобщению темы "Ценность рода и семьи" в 4 классе. На уроке учащиеся представляют защиту своих проектов по данной теме....