рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
-Конвенция о правах ребенка;
-Образовательная программа МОУ «СОШ №5» на 2015-2016 учебный год;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год;
-Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных (СанПиН 2.4.2.2821-10);
-Положение о рабочей программе МОУ «СОШ №5».
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.docx | 48.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
-Конвенция о правах ребенка;
-Образовательная программа МОУ «СОШ №5» на 2015-2016 учебный год;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год;
-Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных (СанПиН 2.4.2.2821-10);
-Положение о рабочей программе МОУ «СОШ №5».
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся :
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.
Для изучения курса «Основы православной культуры» должны быть в наличии следующие объекты и средства материального обеспечения:
- технические средства;
- экранно - звуковые пособия: электронное приложение «Основы православной культуры», дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет - ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- учебно - методические комплекты, комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя, нормативно - правовые документы, научно - популярные книги, документальные источники, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах) и д.р.
Программа рассчитана на 34 часа.
Основные задачи:
- приобщение младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование начальных представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанное на отечественных культурных традициях;
- формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
- укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования;
• смягчение негативных последствий кризиса младшего подросткового
возраста.
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках предмета и его модулей, а также в соответствующей системе межпредметных связей должна обеспечивать реализацию единых требований к результатам освоения содержания:
• понимание значения духовности, нравственности, морали, морально
ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России;
- развитие мотивации к реализации творческого потенциала в учебной, предметно-продуктивной и общественной деятельности на основе традиционных моральных норм, нравственных установок и идеалов;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей, убежденность в необходимости поддержания межэтнического мира и согласия;
- формирование первоначальных представлений и уважительного отношения к традиционным религиям;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения для сохранения и укрепления духовного и социально-психологического здоровья человека;
- сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм;
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 4 классе
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
Личностные
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные
- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
Предметные
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Календарно – тематическое планирование:
№ | Да-та по плану | Дата фак-ти-чес-кая | Темы, разделы | Основные понятия | Содержание | Характеристики видов деятельности | Учебно-исследовательская и проектная деятельность. |
1 | Россия – наша Родина. | Знакомство с новым предметом, освоение основополагающих понятий курса. | |||||
2 | Духовные ценности человечества. Культура. Религия. | ||||||
3 | Колокола | Колокол, колокольный звон, церковь, колокольня, звонница | Колокольный звон – один из символов русской культуры. Различные виды колокольных звонов на Руси. Традиции колокольного звона на Руси. Колокол в светской жизни России. Значение колокольных звонов в русской истории. Отношение к колоколам в русской традиции.искусство изготовления колоколов. Место колокольного звона в русской классической музыкальной культуре. Колокола как атрибут церковной жизни. виды церковных колоколов. Колокольня и звонница. Москва – город «сорока сороков». | Знакомятся с историей возникновения и распространения христианства и православия. Изучают основы традиций православия, основные понятия православной культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей. Знакомятся с содержанием священных книг. знакомятся с историей, описанием архитектурно-художественными особенностями священных сооружений. Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников. Знакомятся с мостом и ролью православной культуры в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры. Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций. Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами. Учатся эмоциональному отклику на произведение искусства. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построение связного высказывания. Совершенствуют умения в области работы с источниками информации. Совершенствуют лексический запас, культуру речи. Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности. Формируют общекультурную эрудицию. Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах. Развивают представления о нравственных и духовных ценностях. | История колоколов | ||
4 | Православный храм | Храм, церковь, собор, часовня | Храм – дом Божий. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. различное и общее во внешнем облике православных храмов. | История строительства какого-либо православного храма. | |||
5 | Как христианство пришло на Русь. Православие. | Христианство, Библия. православие, крещение Руси, грех. | Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о боге в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России. | ||||
6 | Жизнь Иисуса Христа | Евангелие, Мессия, Благовещение, Рождество, распятие, Воскресение, Вознесение, апостолы. | Евангелие. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и Юность, начало проповеднической деятельности. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды, распятие. Воскресение. Вознесение. апостолы и их проповедническая деятельность. | Деяния апостолов. | |||
7 | Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий | Святые, добродетельная жизнь, славянская азбука, Библия | Святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия – священная книга христианства. Ветхий и Новый Завет. | ||||
8 | Библия в христианской культуре | Монах, отрок, вечные вопросы человечества. | Вечные вопросы человечества. монашество в православной традиции. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. | ||||
9 | О душе | Душа, свобода воли, выбор | Представления о душе в православии. Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать. | ||||
10 | О душе | Душа, свобода воли, выбор | Представления о душе в православии. Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать. | ||||
11 | Как вести себя в православном храме. | Храм, церковь, крестное знамение | Значение храма в жизни православных верующих. Правила поведения в храме. Храм как культурно-историческое наследие. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Строительство новых храмов. | История реставрации православного храма. | |||
12 | Внутреннее строение и убранство храма | Притвор, канун, аналой, икона, иконостас, царские врата, алтарь, престол | Внутреннее строение храма. Притвор. Средняя часть. Иконостас. Традиционное расположение икон в иконостасе. Царские врата и алтарь. Символическое значение престола. Облачение церковно и священнослужителей. | ||||
13 | Православная молитва | молитва | Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв, Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитва в повседневной жизни православных верующих. православная молитва перед учением. | ||||
14 | Фреска и икона. | Фреска, икона, киот, лампада, красный угол, иконописец. | Фреска и икона в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. | Дионисий. Андрей Рублев. | |||
15 | Отличие иконы от картины | Символ, символика, фигура, цвет, свет, пространство | Назначение иконы. Реалистичное изображение людей, природы на картине. Особенное изображение на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика света и цвета в иконописи. | Создание виртуальной галереи «Шедевры иконописи». | |||
16 | Образ Христа в искусстве | Образ, впечатление | Образ Иисуса Христа в русском и зарубежном изобразительном искусстве, музыке, литературе. И. Крамской «Христос в пустыне», В.Васнецов «Распятие Христа», М.Нестеров «Воскресение» | Оформление выставки «Образ Христа в изобразительном искусстве» | |||
17 | Православные традиции и семейные ценности | Семья, служение, послушание, смирение, добродетель | Семья – малая церковь. Основа семьи в православной традиции. День семьи, любви и верности – светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели. Притча о блудном сыне. | ||||
18 | Календарный год в православии | Календарь, религиозные праздники. Покров Пресвятой Богородицы. | История календаря. Различные системы летоисчисления. Двунадесятые праздники Русской Православной Церкви. | Дни поминовения святых Русской Православной Церкви; храмы, построенные в честь Покрова Пресвятой Богородицы | |||
19 | Рождество. Крещение. | Рождество Христово, Сочельник, Святки, Крещение Господне. | Праздник Рождества Христова. Евангельская история Рождества. Традиции празднования Рождества в русской православной культуре. Рождественские рассказы и сказки. Святки. народные святочные традиции. Праздник Крещения Господня. Традиции празднования Крещения в русской православной культуре. | ||||
20 | Пасха. | Пасха, великий пост, крестный ход | Пасха – главный христианский праздник. великий пост. Правила великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. пасхальная служба в храме. Крестный ход. пасхальные колокольные звоны. | ||||
21 | Чудо. Таинство. | Чудо, таинство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение. | Чудеса, освещенные Иисусом Христом согласно Евангелию. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовые и духовные составляющие церковных таинств. | ||||
22 | Христианские заповеди. Совесть. | заповеди | Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия. | ||||
23 | Любовь | Любовь, жертвенность, благотворительность, милосердие. | Любовь в христианском понимании. многообразие проявления любви. Жертвенность как основа любви. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Защита Родины. Пример земной жизни Иисуса Христа как выражение высшей меры любви в христианской системе ценностей. | Герои Святые Русской Право-славной Церкви; деятельность православных благотворитель-ных организаций. | |||
24 | Прощение | Прощение, аргумент. | Прощение как христианская добродетель. обида и прощение. Умение прощать в повседневной жизни людей. Прощение через любовь к людям | ||||
25 | Жизнь Преподобного Серафима Саровского. Доброта. | Житие, отшельник, столпничество | Преподобный Серафим Саровский. Детство Прохора Мошнина, чудо спасения при падении с колокольни и чудо исцеления. Монашеская жизнь Серафима. Отшельничество и столпничество. Предания о жизни Серафима в лесу. Предание о Серафиме и разбойниках. Доброта. Деяния Серафима Саровского. | ||||
26 | Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие. | Христианские добродетели, милосердие. | Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Помощь неимущим и спасение погибающих. Предание о Николае Чудотворце и воре. Традиции почитания Николая Чудотворца на Руси. | ||||
27 | Жизненный подвиг Сергия Радонежского. трудолюбие | Монашество, отшельничество, трудолюбие, патриотизм, патриот. | Детство Сергия. Чудо с профсорой. М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею». монашество Сергия. Отшельничество и жизнь в лесу. Основание Троице-Сергиевой лавры. Труды Сергия в монастыре. Почитание Сергия в русской православной традиции. | ||||
28 | Монастыри. Жизнь по заповедям. | Монастырь, монастырский устав, послушание, лавра, монах, инок, скит, игумен, игуменья, архимандрит. | Внешний вид православного монастыря. стены и надвратная церковь. Монастыри в истории Древней Руси. Защитные функции монастрыря в военное время. Монахи-воины. пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем. Монашество как духовный подвиг. монашеский постриг и монашеские обеты правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центр культуры, просвещение и благотворительность. | ||||
29 | Монастыри. Жизнь по заповедям. | Монастырь, монастырский устав, послушание, лавра, монах, инок, скит, игумен, игуменья, архимандрит. | Внешний вид православного монастыря. стены и надвратная церковь. Монастыри в истории Древней Руси. Защитные функции монастрыря в военное время. Монахи-воины. пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем. Монашество как духовный подвиг. монашеский постриг и монашеские обеты правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центр культуры, просвещение и благотворительность. | ||||
30 | Жизнь современной православной церкви. | Приход, община. | Церковь как общность православных христиан. Священнослужители и церковнослужители Русской Православной Церкви и их обязанности. Церковные службы. просветительская и благотворительная деятельность современной Русской Православной Церкви. Участие церкви в жизни верующих. Участие верующих в жизни совего прихода. | ||||
Итоговые уроки (4Ч) | |||||||
31 | Сочинение «Возможен ли человеческий подвиг в мирное время ?» | ||||||
32 | Экскурсия в городской православный храм. | ||||||
33 | Защита творческих проектов «Православные святыни и ли православные праздники.» | ||||||
34 | Итоговое тестирование. |
Материально – техническое обеспечение:
Для родителей:
1. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.- М.: Просвещение, 2010
Для учителя:
- Электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры 4 класс». - М.: Просвещение, 2010
- А.В.Кураев . Основы православной культуры народов России. 4-5 класс.- М.: Просвещение, 2012
3. ЭОР. Иоффе А.Н. ОРКСЭ. Методические рекомендации.
4. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.-М.: Просвещение, 2010
5. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошникова.- М.: Просвещение, 2010.
Список дополнительной литературы
Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1–5 кл.). М., 2005.
Азбука для несовершеннолетних / сост. А. Алексеева, А. Стреляный. М., 1985.
Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.
Аникин В.П. Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений.
М., 2005.
Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.
Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982.
Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.
Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1996.
Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1–4 классы. М., 2001.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.
Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М., 2004.
Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001.
Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.
Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.
Остер Г. Вредные советы. М., 1998.
Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.
Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004.
Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999.
Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров.
М., 1990.
Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.
Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...