конспект урока по орксэ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по ОРКСЭ
по теме: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».
Цели урока:
1. Познакомить с основными религиозными ритуалами и обычаями мировых
религий.
2. Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различных
религиозных культур.
3. Развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с
окружающими их людьми.
Оборудование:
1. Учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов.
2. Электронная презентация к уроку.
3. Карточки для работы на доске с названиями предметов из разных
мировых религий.
4. Картина В.Васнецова «Крещение князя Владимира» на каждом столе, разрезанная на части.
5. Аудио запись молитв разных религиозных направлений.
6. Видеофрагмент «Еврейская свадьба»
Ход урока:
1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Сегодня на уроке много гостей. а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.
- Давайте поздороваемся с ними.
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
Поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
2. Повторение изученного материала:
- В этом году мы с вами начали изучать новый предмет. Что мы на нём изучаем?
(мировые религиозные культуры)
- Чтобы показать немного из того, о чём мы узнали, давайте заполним таблицу на доске.
- Что за названия вы видите в таблице? (названия мировых религий)
- А почему эти религии называются мировыми? (верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам)
- Распределите, пожалуйста, названия, которые вы видите на доске по колонкам.
(на доске на карточках написаны слова: Библия, Типитака, Тора, Коран, Храм, Мечеть, Синагога, Пагода, раввин, священник, имам, лама).
- Давайте посмотрим, что у нас получилось.
-Названия чего мы видим в первой строке таблицы? (Священных книг)
- А во второй? (хранители мировых религий)
- А что это за названия? (священных сооружений)
-Молодцы!
3. Проверка домашнего задания:
-А теперь давайте с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
-Посмотрите на фрагменты какого-то изображения, которое лежит на вашем столе. Попробуйте собрать его и скажите, что за событие вы там видите? (картину Васнецова «Крещение князя Владимира»)
Вопросы для повторения:
-При каком князе в Киевской Руси было принята христианская религия? (ответ – Киевский князь Владимир)
-Что предшествовало этому событию? Может, князю Владимиру предлагались и другие религии? (Князь посылал своих гонцов в разные страны. Больше всех им понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии. В результате выбор был сделан в пользу христианства)
-От какой страны Русь приняла христианство? (ответ - Византия)
- В каком году это произошло? (ответ – 988 г.)
- Мы говорили о том, что церковь внесла большой вклад в культуру и процветание России. Какие культурные изменения произошли на Руси с принятием христианства?
( создание первых школ, алфавит Кирилла и Мефодия, строительство храмов, появление иконописи)
-Вспомните, в каком веке и на какие церкви разделилось Христианство?
(в XI веке на Православную и Католическую церкви)
-Скажите, какой из этих храмов католический, а какой православный?
-Мы знаем, что на территории современной России издавна жили и мусульмане, и иудеи и даже буддисты. Что сделали представители других религиозных культур для процветания нашей страны? (они развивали торговые связи России с разными странами, занимались развитием ремёсел, самоотверженно помогали защищать нашу страну от врагов)
- Какие народы России исповедовали буддизм? (буряты, калмыки, тувинцы )
4. Сообщение темы урока:
- А теперь я предлагаю вам снова обратить ваше внимание на нашу таблицу.
- Что вы заметили? (В каждой колонке по-одному слову выделены цветом)
- Почему? Что объединяет эти слова? (Синагога, церковь, мечеть и пагода – это сооружения или здания, построенные для совместных молитв).
- Ребята, кто из вас был в церкви, мечети или молебном доме? Скажите, туда приходят только лишь для того, чтобы молиться? Что ещё там может проходить? (Дети отвечают: кристины, венчание, праздники…)
- Запишите в тетради тему урока: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»
- Цель нашего урока – узнать, какие важные религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют в мировых религиозных культурах.
-Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни? (выслушиваются варианты ответов).
- Конечно, нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.
5. Работа над новым материалом.
-Начать свой рассказ мне бы хотелось с удивительной истории открытия одной древней пещеры в Испании. Она носит название пещеры Альтамира.
История открытия пещеры Альтамира в Испании.
Эту пещеру обнаружила собака охотника, что охотился неподалеку. Она пробралась в ущелье, которое ранее никто не замечал и громко залаяла, хозяин нашел ее под землей и рассказал о диковинной пещере своему другу – археологу любителю Марселино Санс де Саутолла.
Тот стал приходить сюда чуть ли не ежедневно вместе со своей дочерью Марией, разгребая камни в предвкушении обнаружить что-нибудь стоящее. Однажды, играя в пещере девочка подняла глаза и увидела великолепные рисунки на потолке, закричав : «Папа, папа, смотри – бизоны!» И действительно, когда Марселино пригляделся, он обнаружил целую картинную галерею настенной живописи. Быки и бизоны, дикие лошади – украшали потолок и стены пещеры Альтамира.
При тщательном осмотре оказалось, что потолок и стены пещеры покрыты рисунками зубров, выполненными черной, коричневой и красной краской. Фигуры животных были в натуральную величину и отличались необычайной реалистичностью высоким мастерством исполнения. Саутуола не сомневался, что эта живопись относится к эпохе древнего каменного века, но когда он опубликовал сообщение, оно было встречено с крайним недоверием. Большинство археологов сочли эти рисунки подделкой. Невозможно было поверить, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой культуре и талантливости первобытных людей. Ученые споры постепенно утихли, и Альтамирская пещера была предана забвению. Но открытие настенных изображений в пещерах Европы продолжались. Со временем подлинность и древность живописи были доказаны.
-Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд? (ответы учащихся)
Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство - все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.
-Ответьте на вопрос, как древний человек добывал себе пропитание? (ответ – занимался охотой).
- Давайте откроем свои учебники на стр.52 и прочитаем там первый абзац.
-Посмотрите на рисунок, который расположен в середине страницы. Что на нём изображено? (обряд древних охотников)
- Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.
Так же первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды. (слайд № 12)
Запись в тетради:
Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Ритуал – традиционный порядок проведения какой – либо церемонии.
-Ребята, как называли людей, которые руководили обрядами? (ответ – колдуны, маги, жрецы) Прочитаем о них в учебнике (3 абзац, стр. 52)
- А теперь обратим свой взор на стр. 53 на рубрику «Это интересно» в правом верхнем углу. Прочитайте это сообщение, пожалуйста.
- Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.
- В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак или смерть.
- Обряды могут быть ежедневными, еженедельными, посвящёнными какому-то празднику или совершаться раз в жизни.
- Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. (слайд № 13) Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).
- А можете ли вы сказать, что такое молитва?
Запись в тетради: Молитва – это обращение верующего к Богу.
- Послушайте небольшие отрывки молитв из разных религий и попробуйте догадаться, к какой из них может относиться тот или иной отрывок.
(прослушивание отрывков молитв из разных религий)
-Молодцы! Возвращаемся к разговору о ритуалах и обрядах.
А) Христианство.
- Сначала мы поговорим с вами о Христианстве. В Христианской религии существует несколько важных таинств, но мы поговорим только о четырёх из них. Я попросила некоторых ребят подготовить небольшие сообщения о них. Давайте послушаем их.
Запись в тетради: Евхаристия – это главное богослужение в Христианстве.
Евхаристия или причастие, – центральное таинство Православной церкви, во время которого мы принимаем в себя под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы. Таинство причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Вечери Иисус Христос преломил хлеб и, раздав его своим ученикам, сказал: «Это есть тело моё, делайте это, вспоминая обо мне». Потом он взял чашу с вином, подал им и сказал: «Эта чаша есть Новый Завет в моей крови, которая за вас проливается». После смерти Учителя на Кресте его ученики стали собираться на Евхаристию для преломления хлеба и вкушения вина, чтобы вспомнить о страданиях, смерти и воскресении Спасителя. Освященные хлеб и вино называются Святыми Дарами.
Главные события в жизни верующего человека также освящаются Христианской церковью. Крещение – одно из важнейших таинств, это таинство вхождения в христианскую общину. По мнению православной культуры, крещение необходимо человеку для спасения. Это таинство так же как и другие установлено богом. В Православной церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми.
Брак – это таинство благословения супружеской жизни. Во время этого таинства жених и невеста перед священником и церковью дают обещание о взаимной любви и верности. Называется также венчанием. Дело в том, что на головы будущих супругов во время обряда возлагаются венцы. Венец, по-другому, – это корона.
Еженедельным праздником в христианстве являются праздничные богослужения, которые совершаются в воскресенье. (слайд № 16) В христианстве название дню – воскресенье – было дано в память о воскресении Иисуса Христа. Этот день в христианских странах считается праздником, днем, посвященным не обыденным делам, а Богу. В этот день верующие обычно посещают церковь.
Б) Ислам.
- А теперь давайте прочитаем, какие же обряды существуют в исламе.
(стр.55-56 учебника)
-Подведём итог прочитанному. Итак, что должен делать ежедневно каждый мусульманин? (совершать намаз 5 раз в день).
- Что надо сделать, прежде чем приступить к молитве? (совершить омовение)
-Что необходимо делать мусульманину еженедельно? (по пятницам в полдень участвовать в совместной молитве)
-Что такое шахада? (исламский символ веры, свидетельствующий веру в единого бога (Аллаха) и пророческую миссию Муххамада)
- Почему среди мусульман трудно найти одиноких людей?
(брак у мусульман считается предписанным Богом и и обязательным для каждого, кто достиг совершеннолетия).
-Молодцы!
В) Иудаизм.
- Раз уж мы заговорили про таинство брака, то посмотрите одну красивую брачную церемонию представителей другой религии, которую вы сразу, надеюсь, узнаете.
(Просмотр ролика с еврейской свадьбой).
-Видите, какие необычные ритуалы есть у евреев. А про другие религиозные обычаи иудеев мы узнаем из сообшения …………………………………. (сообщение одного из ребят)
Г) Буддизм.
-Про какую религию мы с вами ещё не узнали? (про буддистов)
-Так вот. Что касается буддизма, то ежедневные молитвы, которые читают верующие называются мантры. Но чтение молитв в буддизме может быть заменено поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты.
Жизнь буддиста тесно связана с астрологом, ламой, которого называют зурхачином. Обычно все главные события в жизни сопровождаются обрядами, которые он советует провести. Все его гадания связаны с древним восточным календарём, в котором годы названы по именам 12 животных.
- Но самыми важными считаются обряды, связанные со смертью человека. К умирающему должен быть приглашён лама для совершения обряда напутствия, лама подробно рассказывает о том, что встретит на своём пути душа, расставшись с телом. Поскольку, согласно буддийским верованиям, душа человека после смерти тела рождается вновь, то в течение семи недель после смерти буддисты совершают обряды, которые должны подготовить душу к её новому перерождению.
6. Итог урока.
- Ну вот и закончилось наше путешествие по изучению обычаев и обрядов, существующих в разных мировых религиях, познакомились с основными религиозными традициями людей разных вероисповеданий.
В заключении мне бы хотелось, чтобы вы подумали и ответили мне на один очень важный вопрос:
Мы с вами живём в большом государстве, где вместе проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Скажите, как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме?
(Мы должны уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу).
7. Домашнее задание.
Прочитать учебник на стр. 52 – 57 и заполнить таблицу, лежащую у вас на столе.
Таблица для заполнения дома:
Иудаизм | Ислам | Буддизм | Православие | |
Ежедневно | ||||
Еженедельно | ||||
Праздники | ||||
Раз в жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...