Конспект проектной работы по мировым религиям "Искусство в религиозной культуре".
проект по орксэ (4 класс) на тему
В данной работе собран опыт проектной работы по теме "Искусство в религиозной культуре". Автором сделана попытка лаконично изложить процесс поэтапной деятельности над проектом. Предоставляется возможность для творческой переработки предлагаемого конспекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная работа в 4 классе
по курсу «Основы мировых религий».
Тема проекта: «Искусство в религиозной культуре».
Срок реализации проекта: 2 - 3 недели.
Возрастная группа: учащиеся 4 класса.
Обоснование выбора темы (методический комментарий): выбор темы «Искусство в религиозной культуре» обусловлен несколькими факторами. Во-первых, у учащихся к моменту реализации проекта имеются достаточные знания по общим разделам изучения темы «Мировые религии». Данный проект позволит не только приобрести новые знания, но и систематизировать уже имеющиеся. Во-вторых, выбранная форма работы – деление на группы знатоков с последующей творческой деятельностью внутри группы, позволит учащимся 4 класса, вступающим в подростковый возраст, значительно повысить свой социальный статус. Само слово «знаток» имеет магический смысл и значимость. Реализация данного проекта имеет значительные риски в виде недостаточного количества собранной и обработанной информации. Но длительность реализации - не менее 2-ух недель, позволяет учителю помочь учащимся восполнить пробелы и на итоговом занятии - отчете представить слушателям полную (для данной возрастной группы) информацию о роли искусства в мировых религиозных культурах.
Задачи проекта:
1. Знакомство учащихся данной возрастной группы с взаимовлиянием мировых религий и искусства в историческом аспекте.
2. Систематизация уже имеющихся представлений и знаний, связанных с религиозными культурами.
3. Формирование умения работать в малых группах сменного и постоянного состава.
4. Развитие познавательной потребности к дальнейшему расширению имеющихся знаний.
5. Воспитание ответственного отношения к порученной работе.
6. Реализация основных положений ФГОС, как то: умение планировать свою деятельность, становление коммуникативных навыков, формирование чувства гражданской ответственности.
Формы реализации деятельностной активности учащихся:
-проявление коммуникативных способностей (деление на группы,
распределение заданий внутри группы),
- работа с литературными и справочными материалами,
- работа в ИКТ пространстве,
- анализ, синтез, систематизация полученного материала,
- проявление навыков ораторского искусства,
- умение вести дискуссию.
Список рекомендуемой литературы:
- Основы мировых религиозных культур, 4-5 класс. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А.А. // Учебное пособие. М., 2010.
- Карпушин И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. [Текст]. – М.: Педагогика, 1991.
- Культурология. История мировой культуры [Текст]. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.Научная литература, 2001.
- Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения [Текст]. — М., 2008.
- Пиотровский М. Б. О мусульманском искусстве [Текст]. — СПб., 2001.
- Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе [Текст]. — М., 1991.
- Религия в истории и культуре. [Текст] — М., 2000.
- Религия и искусство // URL: http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20366
- Х. В. Янсон, Энтони Ф. Янсон. Основы истории искусств. [Текст] – СПб., 1996.
- Искусство от древности до наших дней. // URL: http://mithology.ru/art/
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный.
- деление на группы знатоков мировых религий (на уроке),
- сбор групп по определению целей, задач, методов реализации проекта (в течение недели во внеурочной деятельности),
- сбор информации членами групп (1 неделя),
- систематизация собранной информации, подготовка информационных листков по усмотрению групп (1 неделя).
2. Основной.
- представление результатов исследования на занятии,
- обсуждение группами представленных результатов,
- систематизация представлений и знаний.
3. Заключительный.
- выпуск газеты или общего стенда по результатам проведенного исследования.
Ход реализации проектной работы:
1. Подготовительный этап.
- Деление на группы знатоков мировых религий:
- Знатоки искусства буддизма.
- Знатоки искусства иудаизма.
- Знатоки искусства христианства (на примере православия).
- Знатоки исламского искусства.
- Определение обязанностей внутри группы (поиск информации о влиянии религии на развитие искусства, сбор иллюстративного материала).
- Оформление работ в виде презентаций, фотоотчетов, докладов, сообщений.
Приложение № 1
Основные положения,
используемые при реализации проекта.
Буддизм | Буддийская скульптура отражала жизнь Будды и его учения. В живописных иллюстрациях возникали декоративные композиции с изображением Будды. Образ божества создавался не в человеческой форме, а с помощью символов. Это говорит о том, что Будду не хотели представлять в виде человека и соотносить его с человеческим обликом. Такое направление сохранялось в искусстве южной Индии долгие века, в частности в искусстве школы Амарвати. Антропоморфные изображения Будды возникают в более позднее время на севере индийского государства в культурных центрах Гандхара и Матхура. В архитектуре территорий, исповедовавших буддизм, тоже отразились религиозные начала. Для кирпичных и каменных храмов и монастырей создавалось огромное количество статуй Будды. Сначала долгое время бог изображался в виде символической ступы. |
Христианство (на примере православия) |
|
Иудаизм | Главные святыни иудаизма – Скиния, Ковчег Завета, священная утварь и даже одежда первосвященника были украшены резьбой по дереву, шитьем, металлическими украшениями и драгоценными камнями. Архитектура и изобразительное искусство становятся главными средствами символизации пространства в синагоге. Символическим смыслом наполняется интерьер, в котором, начиная с III в., появляются фрески и напольные мозаики. В рамках изобразительного искусства этого периода складывается трехчастная иконографическая схема. |
Ислам | • Исламское искусство стремится изобразить не столько физическую форму, сколько значение и сущность вещей. • Ремесла и прикладное искусство считаются полноценными видами творчества. • Рисование и скульптура не считаются самыми величественными видами искусства. • Каллиграфия является основным видом искусства • В исламе письмо имеет высокий статус. • Роспись является существенным элементом украшения предметов и зданий. • Книги это один из главных видов искусства. • Также в искусстве важны геометрические формы и узоры. • Изображения людей не встречаются. |
Приложение № 2
Основные понятия,
формируемые в рамках реализации проекта.
Буддизм |
|
Христианство (на примере православия) |
|
Иудаизм |
|
Ислам |
|
2. Основной этап.
- Выступления групп знатоков с основными положениями, связанными с воплощением искусства в различных религиозных культурах. Выступления (5 – 7 минут) могут быть предложены как:
- Показ презентаций, созданной внутри группы.
- Демонстрация иллюстративного материала.
- Фотоотчет, созданный после посещения культовых сооружений (по желанию участников, в сопровождении родителей, изъявивших желание помочь в реализации проекта).
- Прослушивание аудиозаписей по теме.
- Обсуждение выступлений внутри класса (подведение итогов). В результате обсуждения (10 – 15 минут) знатоки различных групп должны систематизировать представления, полученные в рамках реализации проекта с целью выбора направления религиозного искусства для последующего изготовления стенда – отчета.
Примечание: учащиеся выбирают направление, отличное от того, которое они готовили в рамках реализации проекта.
- Подведение итогов в виде моделирования общего стенда по теме «Искусство в религиозной культуре» (осуществляется во внеурочной деятельности).
Результаты проектной деятельности:
- Знакомство большого количества учащихся с новыми представлениями и понятиями, связанными с многообразием религиозных культур.
- Расширение культурологических знаний учащихся.
- Возможность поработать в малых группах по интересам, тем самым проявив свою творческую составляющую.
- Вовлечение в деятельность даже самых неактивных участников путем выбора задания по интересам и возможностям.
- Создание предпосылок для дальнейшего обогащения своих знаний по вопросам религиоведения.
- Опосредованным итогом работы, несомненно, является создание толерантного отношения к представителям различных религиозных исповеданий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деление учащихся класса на группы знатоков религий (выбор групп по интересам). Сбор групп и распределение обязанностей внутри группы. Подготовительная работа (сбор материала, консультации внутри групп, систематизация собранной информации). Отчет знатоков на итоговом занятии. Время работы над проектом – 2- 3 недели. Этапы работы.
Группы знатоков.
ОТЧЕТ ЗНАТОКОВ БУДДИЗМА. Дацаны – отдельные факультеты буддийских монастырей.
Искусство в религиозной культуре буддизма Скульптуры и изображения Будды Мандала - символический вид буддийской Вселенной
ОТЧЕТ ЗНАТОКОВ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВИЯ).
Искусство в религиозной культуре православия Икона ( от греческого слова «образ», «изображение») – предмет поклонения - живописное изображение Бога , святого или святых . Икона Казанской Божьей Матери Икона Владимирской Божьей Матери
ФРЕСКА (стенопись) - способ живописи по сырой, особой штукатурке. Искусство в религиозной культуре православия
Деревянное храмовое зодчество Искусство в религиозной культуре православия. Каменное храмовое зодчество
ОТЧЕТ ЗНАТОКОВ ИСЛАМА .
Искусство в религиозной культуре ислама Каллиграфия – искусство чистописания. .
Искусство в религиозной культуре ислама Арабески - сложный орнамент из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т.п.
ОТЧЕТ ЗНАТОКОВ ИУДАИЗМА.
Искусство в религиозной культуре иудаизма Мено́ра («светильник») золотой семиствольный светильник ( семисвечник ), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма .
Искусство в религиозной культуре иудаизма Корона Торы – украшение на свитке Торы в виде позолоченной или посеребренной короны с гранатами и колокольчиками.
Наличие во внутреннем убранстве синагоги фресок и напольных мозаик. Искусство в религиозной культуре иудаизма.
Результаты проектной деятельности: - Знакомство большого количества учащихся с новыми представлениями и понятиями, связанными с многообразием религиозных культур. - Расширение культурологических знаний учащихся. - Возможность поработать в малых группах по интересам, тем самым проявив свою творческую составляющую. - Вовлечение в деятельность даже самых неактивных участников путем выбора задания по интересам и возможностям. - Создание предпосылок для дальнейшего обогащения своих знаний по вопросам религиоведения. - Опосредованным итогом работы является создание толерантного отношения к представителям различных религиозных исповеданий.
Основы мировых религиозных культур, 4-5 класс. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А.А. // Учебное пособие. М., 2010. Карпушин И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. [Текст]. – М.: Педагогика, 1991. Культурология . История мировой культуры [Текст]. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.Научная литература, 2001. Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения [Текст]. — М., 2008. Пиотровский М. Б. О мусульманском искусстве [Текст]. — СПб., 2001. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе [Текст]. — М., 1991. Религия в истории и культуре. [Текст] — М., 2000. Религия и искусство // URL : http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20366 Х. В. Янсон, Энтони Ф. Янсон. Основы истории искусств. [Текст] – СПб., 1996. Искусство от древности до наших дней. / / URL : http://mithology.ru/art/ Список рекомендуемой литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мировые религии. Основы религиозных культур и светской этики 4-5 класс.
Любая религия учит добру, и каждая ставит целью спасение души человека.Время возникновения религии, её место и основатели....
Проектная работа по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную сос...
Проектная работа. Основы мировых религиозных культур.
Тема: «Священные книги мировых религий и их основные идеи» (Методическая разработка урока)...
Методическое пособие для работы с родителями по Основам религиозной культуре и светской этике
Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?Почему новый предмет вводится на «стыке» начальной и основной школы. Что будут изучать дети в ...
Урок- конспект по курсу ОРК и СЭ (Основы религиозных культур и светской этике)
Знакомство учащихся с основными определениями понятий «добро» и «зло»....
Проектная работа «Основы мировых религиозных культур». Возникновение религий.
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»....
Конспект урока и презентация по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс.
Методическая разработка по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Конспект урока и презентация по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...