Конспект проектной работы по мировым религиям "Искусство в религиозной культуре".
проект по орксэ (4 класс) на тему

Фадеева Ольга Владимировна

В данной работе собран опыт проектной работы по теме "Искусство в религиозной культуре".  Автором сделана попытка лаконично изложить  процесс поэтапной деятельности над проектом. Предоставляется возможность для творческой переработки предлагаемого конспекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная работа в 4 классе

по курсу «Основы мировых религий».

Тема проекта: «Искусство в  религиозной культуре».

Срок реализации проекта: 2 - 3 недели.

Возрастная группа: учащиеся 4 класса.

Обоснование выбора темы (методический комментарий): выбор темы «Искусство в религиозной культуре» обусловлен несколькими факторами. Во-первых, у учащихся к моменту реализации проекта имеются достаточные знания по общим разделам изучения темы «Мировые религии». Данный проект позволит не только приобрести новые знания, но и систематизировать уже имеющиеся. Во-вторых, выбранная форма работы – деление на группы знатоков с последующей творческой деятельностью внутри группы, позволит учащимся 4 класса, вступающим в подростковый возраст, значительно повысить свой социальный статус. Само слово «знаток» имеет магический смысл и  значимость. Реализация данного проекта имеет значительные риски в виде недостаточного количества собранной и обработанной информации. Но длительность реализации  - не менее 2-ух недель, позволяет учителю помочь учащимся восполнить пробелы и на итоговом занятии - отчете представить слушателям полную (для данной возрастной группы) информацию о роли искусства в мировых религиозных культурах.

Задачи  проекта:

1. Знакомство учащихся данной возрастной группы с взаимовлиянием мировых религий  и искусства в историческом аспекте.

2. Систематизация уже имеющихся представлений и знаний, связанных с религиозными культурами.

3. Формирование умения работать в малых группах сменного и постоянного состава.

4.  Развитие познавательной потребности к дальнейшему расширению имеющихся знаний.

5. Воспитание ответственного отношения к порученной работе.

6. Реализация основных  положений ФГОС, как то: умение планировать свою деятельность,  становление коммуникативных навыков, формирование чувства гражданской ответственности.

Формы  реализации деятельностной активности учащихся: 

-проявление коммуникативных способностей (деление на группы,  

  распределение заданий внутри группы),

- работа с литературными и справочными материалами,

- работа в ИКТ пространстве,

- анализ, синтез, систематизация полученного материала,

- проявление навыков ораторского искусства,

- умение вести дискуссию.

Список рекомендуемой  литературы:

  • Основы мировых религиозных культур, 4-5 класс. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А.А. // Учебное пособие. М., 2010.
  • Карпушин И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. [Текст]. – М.: Педагогика, 1991.
  • Культурология. История мировой культуры [Текст]. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.Научная литература, 2001.
  • Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения [Текст]. — М., 2008.
  • Пиотровский М. Б. О мусульманском искусстве [Текст]. — СПб., 2001.
  • Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе [Текст]. — М., 1991. 
  • Религия в истории и культуре. [Текст] — М., 2000. 
  • Религия и искусство // URL: http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20366
  • Х. В. Янсон, Энтони Ф. Янсон. Основы истории искусств. [Текст] – СПб., 1996.
  • Искусство от древности до наших дней. // URL: http://mithology.ru/art/ 

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный.

 -  деление на группы знатоков мировых религий (на уроке),

 -  сбор групп по определению целей, задач, методов реализации проекта (в течение недели во внеурочной деятельности),

 -  сбор информации членами групп (1 неделя),

 -  систематизация собранной информации, подготовка информационных листков по усмотрению групп (1 неделя).

2. Основной.

 - представление результатов исследования на занятии,

 - обсуждение группами представленных результатов,

 - систематизация представлений и знаний.

3. Заключительный.

 - выпуск газеты или общего стенда по результатам проведенного  исследования.

Ход  реализации проектной работы:

1. Подготовительный этап.

  - Деление на группы знатоков мировых религий:

  • Знатоки искусства буддизма.
  • Знатоки искусства иудаизма.
  • Знатоки искусства христианства (на примере православия).
  • Знатоки исламского искусства.

 - Определение обязанностей внутри группы (поиск информации  о влиянии религии на развитие искусства, сбор иллюстративного материала).

  - Оформление работ в виде презентаций, фотоотчетов, докладов, сообщений.

Приложение  № 1

Основные положения,

используемые при реализации проекта.

Буддизм

Буддийская скульптура отражала жизнь Будды и его учения. В живописных иллюстрациях возникали декоративные композиции с изображением Будды. Образ божества создавался не в человеческой форме, а с помощью символов. Это говорит о том, что Будду не хотели представлять в виде человека и соотносить его с человеческим обликом. Такое направление сохранялось в искусстве южной Индии долгие века, в частности в искусстве школы Амарвати. Антропоморфные изображения Будды возникают в более позднее время на севере индийского государства в культурных центрах Гандхара и Матхура.

В архитектуре  территорий, исповедовавших буддизм, тоже отразились религиозные начала. Для кирпичных и каменных храмов и монастырей создавалось огромное количество статуй Будды. Сначала долгое время  бог изображался в виде символической ступы.

Христианство (на примере православия)

  • Место православия в изобразительном искусстве.
  • Образы Спаса нерукотворного и Богоматери, их воплощение в изобразительном искусстве.
  • Особенности праздничных образов.
  • Изображения ангелов, архангелов, серафимов, херувимов.
  • Святые, пророки, праотцы, мученики.
  • Иконы. Фрески.
  • Архитектура: деревянное и каменное зодчество на Руси.  Типология храмового зодчества на Руси. Этапы развития архитектурных форм.

Иудаизм

Главные святыни иудаизма – Скиния, Ковчег Завета, священная утварь и даже одежда первосвященника были украшены резьбой по дереву, шитьем, металлическими украшениями и драгоценными камнями. Архитектура и изобразительное искусство становятся главными средствами символизации пространства в синагоге. Символическим смыслом наполняется интерьер, в котором, начиная с III в., появляются фрески и напольные мозаики. В рамках изобразительного искусства этого периода складывается трехчастная иконографическая схема.

Ислам

• Исламское искусство стремится изобразить не столько физическую форму, сколько значение и сущность вещей.

• Ремесла и прикладное искусство считаются полноценными видами творчества.

• Рисование и скульптура не считаются самыми величественными видами искусства.

• Каллиграфия является основным видом искусства

• В исламе письмо имеет высокий статус.

• Роспись является существенным элементом украшения предметов и зданий.

• Книги это один из главных видов искусства.

• Также в искусстве важны геометрические формы и узоры.

• Изображения людей не встречаются.

Приложение  № 2

Основные понятия,

формируемые в рамках реализации проекта.

Буддизм

  • Скульптура Будды
  • Мандала (круг)
  • Сад камней

Христианство (на примере православия)

  • Икона,  темпера
  • Фреска
  • Библия
  • Божия Матерь (Богоматерь)

Иудаизм

  • Менора (семисвечник)
  • Корона Торы
  • Тора
  • Йад (указка)

Ислам

  • Каллиграфия
  • Арабески
  • Коран

2. Основной этап.

 - Выступления групп знатоков с основными положениями, связанными с воплощением  искусства  в различных религиозных культурах. Выступления (5 – 7 минут) могут быть предложены как:

  • Показ презентаций, созданной внутри группы.
  • Демонстрация иллюстративного материала.
  • Фотоотчет, созданный после посещения культовых сооружений (по желанию участников, в сопровождении родителей, изъявивших желание помочь в реализации проекта).
  • Прослушивание аудиозаписей по теме.

 -  Обсуждение выступлений внутри класса (подведение итогов). В результате обсуждения (10 – 15 минут)  знатоки  различных групп должны систематизировать  представления, полученные в рамках реализации проекта с целью выбора направления религиозного искусства для  последующего изготовления стенда – отчета.

Примечание:  учащиеся выбирают направление, отличное от того, которое они готовили в рамках реализации проекта.

 - Подведение итогов в виде моделирования общего стенда по теме «Искусство в религиозной культуре» (осуществляется во внеурочной деятельности).

Результаты проектной деятельности:

  1. Знакомство большого количества учащихся  с новыми представлениями и понятиями, связанными с многообразием религиозных культур.
  2. Расширение культурологических знаний учащихся.
  3. Возможность поработать в малых группах по интересам, тем самым проявив свою творческую составляющую.
  4. Вовлечение в деятельность даже самых неактивных участников путем выбора задания  по  интересам и возможностям.
  5. Создание предпосылок для дальнейшего обогащения своих знаний по вопросам религиоведения.
  6. Опосредованным итогом работы, несомненно, является создание толерантного отношения к представителям различных религиозных исповеданий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил учитель начальных классов ГБОУ «Лицей 1574» Фадеева Ольга Владимировна Демонстрационные материалы к проектной работе в 4 классе: «Искусство в религиозной культуре».

Слайд 2

Деление учащихся класса на группы знатоков религий (выбор групп по интересам). Сбор групп и распределение обязанностей внутри группы. Подготовительная работа (сбор материала, консультации внутри групп, систематизация собранной информации). Отчет знатоков на итоговом занятии. Время работы над проектом – 2- 3 недели. Этапы работы.

Слайд 3

Группы знатоков.

Слайд 4

ОТЧЕТ ЗНАТОКОВ БУДДИЗМА. Дацаны – отдельные факультеты буддийских монастырей.

Слайд 5

Искусство в религиозной культуре буддизма Скульптуры и изображения Будды Мандала - символический вид буддийской Вселенной

Слайд 6

ОТЧЕТ ЗНАТОКОВ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВИЯ).

Слайд 7

Искусство в религиозной культуре православия Икона ( от греческого слова «образ», «изображение») – предмет поклонения - живописное изображение Бога , святого или святых . Икона Казанской Божьей Матери Икона Владимирской Божьей Матери

Слайд 8

ФРЕСКА (стенопись) - способ живописи по сырой, особой штукатурке. Искусство в религиозной культуре православия

Слайд 9

Деревянное храмовое зодчество Искусство в религиозной культуре православия. Каменное храмовое зодчество

Слайд 10

ОТЧЕТ ЗНАТОКОВ ИСЛАМА .

Слайд 11

Искусство в религиозной культуре ислама Каллиграфия – искусство чистописания. .

Слайд 12

Искусство в религиозной культуре ислама Арабески - сложный орнамент из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т.п.

Слайд 13

ОТЧЕТ ЗНАТОКОВ ИУДАИЗМА.

Слайд 14

Искусство в религиозной культуре иудаизма Мено́ра («светильник») золотой семиствольный светильник ( семисвечник ), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма .

Слайд 15

Искусство в религиозной культуре иудаизма Корона Торы – украшение на свитке Торы в виде позолоченной или посеребренной короны с гранатами и колокольчиками.

Слайд 16

Наличие во внутреннем убранстве синагоги фресок и напольных мозаик. Искусство в религиозной культуре иудаизма.

Слайд 17

Результаты проектной деятельности: - Знакомство большого количества учащихся с новыми представлениями и понятиями, связанными с многообразием религиозных культур. - Расширение культурологических знаний учащихся. - Возможность поработать в малых группах по интересам, тем самым проявив свою творческую составляющую. - Вовлечение в деятельность даже самых неактивных участников путем выбора задания по интересам и возможностям. - Создание предпосылок для дальнейшего обогащения своих знаний по вопросам религиоведения. - Опосредованным итогом работы является создание толерантного отношения к представителям различных религиозных исповеданий.

Слайд 18

Основы мировых религиозных культур, 4-5 класс. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А.А. // Учебное пособие. М., 2010. Карпушин И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. [Текст]. – М.: Педагогика, 1991. Культурология . История мировой культуры [Текст]. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.Научная литература, 2001. Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения [Текст]. — М., 2008. Пиотровский М. Б. О мусульманском искусстве [Текст]. — СПб., 2001. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе [Текст]. — М., 1991. Религия в истории и культуре. [Текст] — М., 2000. Религия и искусство // URL : http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20366 Х. В. Янсон, Энтони Ф. Янсон. Основы истории искусств. [Текст] – СПб., 1996. Искусство от древности до наших дней. / / URL : http://mithology.ru/art/ Список рекомендуемой литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировые религии. Основы религиозных культур и светской этики 4-5 класс.

Любая религия  учит добру, и каждая ставит целью спасение души человека.Время возникновения религии, её место и основатели....

Проектная работа по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную сос...

Проектная работа. Основы мировых религиозных культур.

Тема: «Священные книги мировых религий и их основные идеи» (Методическая разработка урока)...

Методическое пособие для работы с родителями по Основам религиозной культуре и светской этике

Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?Почему новый предмет вводится на «стыке» начальной и основной школы. Что будут изучать дети в ...

Урок- конспект по курсу ОРК и СЭ (Основы религиозных культур и светской этике)

Знакомство учащихся с основными определениями понятий «добро» и «зло»....

Конспект урока и презентация по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс.

Методическая разработка по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Конспект урока и презентация по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...