Проектная работа. Основы мировых религиозных культур.
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Бойко Ольга Вячеславовна

Тема: «Священные книги мировых религий и их основные идеи» (Методическая разработка урока)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ педагогическая академия последипломного образования

Проектная работа

Тема: «Священные книги мировых религий и их основные идеи»

(Методическая разработка урока)

Выполнила: учитель начальных классов

Бойко О.В., слушатель курса «Основы

мировых религиозных культур», группа 299.

Научный руководитель: доктор

исторических наук профессор С.В.Лайне

г. Москва 2012 год

Тип урока: урок повторения и обобщения

Цель урока: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах мировых религий

Задачи урока:

1. Обобщить знания учащихся о священных книгах буддизма, христианства, иудаизма, ислама и содержащихся в них морально-этических нормах.

2. Обеспечить усвоение основных терминов и понятий.

3. Воспитывать уважительное отношение к священным книгам мировых религий.

4. Воспитывать нравственные качества детей.

5. Развивать коммуникативные способности учеников, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически и ассоциативно мыслить.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, комплект карточек для учителя и учащихся, карточки для голосования, Священные книги: Коран, Библия; учебное пособие, тетради учащихся, карта «Религии мира», заготовки «ромашки».

Основные понятия: Священные писания, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, Коран, Тора, Типитака.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация ранее полученных знаний.

3. Постановка цели и задач, подготовка к активному и созидательному усвоению материала.

4. Обобщение понятий и систематизация знаний.

5. Закрепление полученных знаний и умений.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель:  Друзья мои, я очень рада

                  Войти в приветливый наш класс!

                  И для меня уже награда

                  Вниманье добрых ваших глаз!

2. Проверка домашнего задания:

    а) Какие мировые религии вы знаете?

        (Дети называют, учитель вывешивает карточки с названиями на доску)

    б) Покажите на карте места их возникновения.

     в) Соедините стрелками подходящие слова из двух столбиков.

          Авраам, Земля Обетованная                                          Будда

           Аравия, Мекка                                                                Иисус

           Волхвы, Вефлием                                                           Мухаммад

            Дворец, Гаутама                                                             Моисей

      г) Игра «Да или Нет».

           (Учитель читает утверждение, а дети путём голосования карточками двух цветов, соглашаются с ним или нет. Ответ  «да» - зелёная карточка, ответ «нет» - красная карточка.)

(Смотри Приложение  1)

3. Подготовка к усвоению материала.

Учитель:  Утром у себя на столе я обнаружила конверт с непонятными изображениями. Помогите мне разобраться, что же находится в этом конверте?

Думаю в этом вам поможет загадка. Попробуйте её разгадать.

          Не сеялки, а добро сеют,

          Не хлеб, а досыта кормят,

          Без рук, а всё умеют,

          Без ног, а по дорогам водят.      (Книги)

(Учитель распечатывает конверт, в котором находит изображения Священных книг: Библии, Корана, Торы и Типитаки и вывешивает на доску)

Итак, что объединяет все эти изображения?  (Это книги)

Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики слова «книги»? (Интересные, новые, познавательные, добрые, мудрые и т. д.)

Но эти книги, не просто мудрые. добрые, это – Священные Книги!

( слайд с изображением Священных книг)

Учитель:

- Священные книги разных религий были написаны в глубокой древности. Верующие люди считают, что чтение священных текстов делает их добрее, нравственнее. Вот как об этом говорится в восточной притче.:

«Один старик жил вместе со своим внуком высоко в горах. Каждое утро дед читал священные книги. Внук старался быть похожим на него и во всём подражал дедушке. Однажды мальчик спросил: «Дедушка, я стараюсь читать священные книги так же, как и ты, но не понимаю их, Так какая польза в их чтении?»

   Дед, клавший уголь в печь, остановился и ответил: «Возьми корзину для угля, спустись к реке, наполни её водой и принеси сюда». Мальчик старался выполнить поручение, но вся вода вытекала из корзины до того, как он успел вернуться домой. Рассмеявшись, дед сказал: «Попробуй идти быстрее». В этот раз мальчик бежал быстрее, однако корзина вновь оказалась пустой. Сказав деду, что невозможно принести воду в корзине, мальчик отправился за ведром.

    Дед возразил: «Мне нужна корзина воды, а не ведро, Ты просто недостаточно стараешься». Мальчик снова набрал воды в реке и побежал так быстро, как только мог. Но когда он увидел деда, корзина была пустой.

     «Видишь, дедушка, это бесполезно!» - подытожил выдохшийся внук.

     «Так ты думаешь это бесполезно? Взгляни на корзину!» - ответил дед.

     Мальчик посмотрел на неё и увидел, что чёрная от угля корзина стала абсолютно чистой.

     Сынок, вот что происходит, когда ты читаешь священные книги. Они меняют тебя как внешне, так и внутренне».

Учитель:

 - Так почему верующие люди считают чтение священных книг очень важным и нужным занятием?

    (Ответы учеников)

4. -  Давайте вспомним, какая Священная книга относится к каждой из религий, что она обозначает, из каких частей состоит и каково её содержание?

     (Работа по таблице. Смотри Приложение 2)

     (Подготовленные ученики рассказывают о каждой книге. Смотри Приложение 3)

- Чему же учат нас эти книги? Каковы их основные идеи, мысли?

   (Слайды с заповедями)

- В одной из священных книг Библии в книге Исход записано, как Бог заключил Завет с еврейским народом, даровал Моисею скрижали.

(Скрижали – каменные плиты, на которых написаны заповеди)

- Как по-другому называется Завет? (Договор)

- Как вы думаете, что было записано в данном договоре? (Заповеди)

- Какие заповеди вы можете назвать? Объясните их смысл.

   (Слайды с заповедями. Смотри Приложение 4)

_ Ребята, а есть ли что-то общее?

- Почему есть одинаковые заповеди?

- Так почему же эти книги называют Священными?

(Выслушиваются ответы детей. Учитель формирует определение.

Священное – значит святое, связанное с божественным, особо дорогое, глубоко чтимое.)

      Все эти заповеди должны лежать в основе жизни всех людей. И тех, кто строит свою жизнь согласно этим заповедям, в обществе почитают и уважают.

- Чему учат священные книги?

- Чем они помогают каждому из нас?

Задание «Ковёр идей» (Работа в группах)

(Каждой группе раздаётся часть модели книги. Ученикам нужно выбрать любую полоску, указав, зачем нужно знать священные книги. Каждый ученик выбирает полоску того цвета, которого считает верным и прикрепляет её на часть модели книги). (Смотри Приложение5)

1 группа работает по Христианству

2 группа работает по Исламу

3 группа работает по Буддизму

4 группа работает по Иудаизму

Затем все 4 части модели книги вывешиваются на доске.

- Посмотрите, наша общая книга получилась разноцветной. И мы видим, что все священные книги учат нас тому, как надо себя вести, помогают определить верный путь, учат отличать добро от зла, помогают любить и уважать людей.

-Физкультминутка

- Работа по учебнику. (Заполнение таблицы, чтение текста на страницах 16-21.

- Выполнение заданий Тренажёров 1-8. (Смотри Приложение 6)

5. Закрепление знаний.

Игра «Ромашка».

- У меня на доске ваза, но она пуста, а так хочется увидеть в ней цветы.

             «Цветы, как люди, на добро щедры,

               И щедро нежность людям отдавая,

               Они цветут, сердца обогревая,

               Как маленькие тёплые костры.»

-Соберите букет.

(Каждому ряду даются сердцевины ромашки, на которых написано название Священных книг: Библия, Коран, Типитака. У каждого из учеников на столе лежит лепесток, на котором надо написать то лучшее качество, которое по мнению ученика , воспитывает в нём Священная книга. Ученик пишет на лепестке выбранное качество, прикрепляет лепесток к сердцевине и передаёт следующему. Таким образом, появляются три  цветка. которые крепятся на доске, образуя букет. К доске выходят три ученика (по 1 от каждого ряда) и читают надписи на лепестках. Учитель обращает внимание на то, что все заповеди в основе своей имеют так называемое «Золотое правило нравственности» и открывает запись на вазе: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».)

6. Подведение итогов.

-Итак, ребята, посмотрите на доску и скажите, о чём мы говорили на уроке?

- Какие Священные книги вы знаете?

- Что общего у всех Священных книг?

- Чему они нас учат?

- Что в нас должно измениться после этого урока?

       Дарите добро, будьте всегда уважительными, внимательными к другим людям! Не забывайте, что мы должны жить дружно, ведь у нас так много общего.

7. Домашнее задание.

    Прочитать текст в учебнике, ответить на вопросы, узнать у членов семьи есть ли в семье Священные книги.

    Спасибо всем за урок. Вы все показали прекрасные знания.

Приложение 1.

-Христос родился в Вифлееме (да)

- Мессия-это помазанник по-еврейски или Христос по-гречески (да)

- Христос учил, что люди должны любить Бога и своих ближних, исцелял больных, помогал тем, кто нуждался (да)

- Христиане не верят, что Иисус как сын Божий не был подвластен смерти и воскрес из мёртвых (нет)

- Учение о жизни Христа и его Воскресении стало называться Буддизмом (нет)

- Мухаммед родился в городе Медина (нет)

- Мухаммед стал ханифом – так в Аравии называли людей, которые верили в Единого Бога и жили благочестивой жизнью (да)

- Мухаммед призывал людей, которые верили в разных богов, уверовать в Единого Бога (да)

- По мнению Мухаммеда, Моисей и Иисус проповедовали ту же религию, что и он (да)

- Буддизм возник в Индии позже других мировых религий (нет)

- Будда постиг 6 благородных истин (нет)

- Нирвана – это освобождение от страданий (да)

Приложение 2.

Православная культура

Исламская культура

Буддийская культура

Иудейская культура

Название книги

Библия

Коран

Типитака

Тора

Перевод

Книга

Чтение вслух

Три Корзины

Учение

Из каких частей состоит

Ветхий и

Новый

заветы

114 глав (суры)

Три раздела

Часть Танаха

Содержание

Правила поведения, жизнь

Иисуса Христа

Наставления, правила, запреты, повеления

Правила поведения, притчи и беседы

Создание мира, заповеди обще-человеческой морали

Приложение 3.

Трипитака-Буддизм

- Трипитака – Священная книга Буддизма (что означает «Три корзины мудрости»)

- Трипитака в монастыре Хеинса в Южной Корее.

- Впервые учение Будды было записано на пальмовых листьях. Эти листья были помещены в три пальмовые корзины.

- В 1871 г. в Мьянме был созван буддийский собор, на котором 2000 монахов на основе различных рукописей и переводов создали общепринятый текст Трипитаки.

- После восстановления текста, его вырезали на 729 мраморных плитах. Для каждой плиты построили отдельный миниатюрный храм. Так появился своеобразный городок-библиотека, хранилище Трипитаки, почитаемое сейчас большинством буддистов мира.

Библия-Христианство

- Библия – Священная книга христиан. Библию называют Книгой Книг и величайшим памятником истории и культуры. Она была первой печатной книгой в мире. Переведена на 1907 языков. Даже для слепых есть Библия с особым шрифтом Брайля. По количеству выпущенных книг Библия занимает первое место в мире. Библия состоит из двух больших частей: из Ветхого и Нового Заветов.

- Первая по времени создания часть Библии называется у евреев Танах, у христиан она получила название Ветхий Завет. Эта часть Библии является общей Священной книгой для иудаизма и христианства.

- Вторая часть Библии Новый Завет – собрание из 27 христианских книг. В Новом Завете рассказывается о рождении Иисуса Христа, жизни, чудесах, смерти, воскрешении и вознесении.

Танах-Иудаизм

Книга, в которой записано всё то, во что верили иудеи, стала их Священным Писанием.

Коран-Ислам

- Священная Книга Ислама – Коран. В понимании мусульман Коран-это прямая речь Бога, обращённая к людям, которая должна быть особым образом прочитана.

- Коран разделён на 114 частей, которые называются сурами. Суры состоят из различных отрывков, рассказов. В них рассказывается о загробной жизни, о пророках, которых Бог посылал к различным народам до Пророка Мухаммеда.

- В других сурах говорится о том, как следует жить людям в мусульманской общине, даются предписания о том, как вести себя в семье, как выполнять религиозные ритуалы.

Приложение 4.

Типитака

-отказ от убийства живого существа

-отказ от воровства

-отказ от лжи

-отказ от неверности

-отказ от употребления алкоголя

Коран

-мусульманин должен быть искренен

-мусульманин должен сохранять чистоту, непорочность, т. е. даже в мыслях не совершать плохих поступков

-мусульманин должен быть щедрым

-мусульманин с почтением относится к родителям

-жизнь мусульманина неразрывно связана с трудом

Библия

-почитай отца своего и мать свою

-не убивай

-не обманывай

-не произноси ложного свидетельства

-не кради

-не желай себе дома ближнего своего, ни скота его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему

Тора

-почитай субботу

-почитай отца и мать своих

-не завидуй

-не почитай других Богов, кроме Яхвы (Всевышнего)

Приложение 5.

Красный цвет – священные книги помогают узнавать о том, как нужно себя вести;

Зелёный цвет – священные книги помогают узнать о жизни основоположников религии;

Синий цвет – священные книги помогают определить верный путь;

Жёлтый цвет – священные книги помогают отличить добро от зла;

Фиолетовый цвет – священные книги помогают лучше относится к людям.

Приложение 6.

Тренажёр №1 (Выберите из списков слова, подходящие по смыслу)

Священное Писание иудеев называется Торой. Согласно иудейской традиции, оно было даровано Богом Пророку Моисею на горе Синай.

Тренажёр №2 (Выбери из списков слова, подходящие по смыслу)

Священное Писание христиан состоит из двух частей. Одна называется Ветхий Завет, другая называется – Новый Завет.

Тренажёр №3 (Выбери из списков слова, подходящие по смыслу)

Священное Писание мусульман называется Коран, что в переводе с арабского означает «Чтение».

Тренажёр №4 (Выбери из списков слов, подходящие по смыслу)

Священное Писание буддистов было впервые записано на пальмовых листьях, которые сложили в корзины. Отсюда его название Трипитака, что в переводе означает «Три корзины».

 

Тренажёр №5 (Выбери из нижнего блока подходящий термин)

Священные тексты иудаизма называются веды.

Тренажёр №6

По мнению мусульман автором Корана является сам Аллах.

Тренажёр №7

Персидский мудрец Заратуштра написал Трипитаку, ставшую Священным Писанием зороавстрийцев.

Тренажёр №8

О жизни Иисуса Христа христиане узнают из Евангелий.

                     Евангелие

                    Есть одна Святая Книга-

                    В ней любовь и благодать.

                    О Христе, о Сыне Божьем

                    В ней ты можешь прочитать.

Список используемой литературы:

1. Учебное пособие для общеобразовательных школ «Основы мировых религиозных культур» Беглов, Саплина; Москва: Просвещение 2010 год.

2. Библия для детей (Составил протоиерей Александр Соколов; Москва: «Эксмо» 2002 год.

3. Коран

4. Энциклопедия маленького христианина («Росса» по материалам изданий «Русская азбука 1882 года» и «Правила поведения христианина 1873 года».)

5.Православная азбука в стихах. Е. Екимова; Минск 2008 год.

6. Библейские легенды (Пересказ М.Письменного Москва: Детская

литература 1991 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы мировых религиозных культур.Проектная работа "Священные сооружения.Церковь Грузинской иконы Божией Матери. с.Осиново ЗМР РТ"

О священных сооружениях ислама, христианства, иудаизма, буддизма. Конспект урока-экскурсии по теме: "Церковь Грузинской иконы Божией Матери в с. Осиново Зеленодольского района РТ". Материал будет поле...

Проектная работа по физической культуре

Тема проекта  "Зоровые дети -здоровая нация"...

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» («ОРКСЭ») Проектная деятельность и ее результаты

Новая предметная область: «Основы духовно нравственной культуры народов России» Возрождение России – это, прежде всего, духовно нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е., воспитание б...

Конспект проектной работы по мировым религиям "Искусство в религиозной культуре".

В данной работе собран опыт проектной работы по теме "Искусство в религиозной культуре".  Автором сделана попытка лаконично изложить  процесс поэтапной деятельности над проектом. Предоставля...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Памятник религиозной культуры в Высокогорском районе. Седмиозёрный монастырь».

Цели и задачи проекта. Изучение истории Седмиозёрного  монастыря.    Сбор сведений о  современной жизни монастыря. Повышение интереса  и знаний о культурных и р...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...