Чудо в жизни христианина
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Афандерова Елена Юрьевна

Знакомство обучающихся с понятием чуда, с понятием добродетели, показать, что чуда не может быть без веры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_v_zhizni_hristianina.docx40.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чудо в жизни христианина

(В тематическом планировании 22 урок)

Цель: сформировать представление о мотивах доброделания православных христиан.

Задачи урока:

  • познакомить с христианским пониманием чуда;  
  • раскрыть третий мотив доброделания - вера в чудо как проявление всемогущества Божьего;
  • уяснить, в чем состоит внутренняя связь трех христианских добродетелей веры, надежды и любви.
  • осознать, что для православного человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя.

Оборудование урока:

  • учебник «Основы православной культуры» автор А. Кураев,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  •  тетрадь,  
  • раздаточный материал

Использован учебник: Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4- 5 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил.наэлектрон.носителе/  Кураев А. В. -  2-е изд. -  М.: Просвещение, 2013 .

Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: что является чудом в жизни христианина.

Следует познакомить обучающихся с понятием чуда, с понятием добродетели, показать, что чуда не может быть без веры.

Урок не требует предварительной подготовки от учащихся и их родителей.

Урок был представлен на фестивале методических идей по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на базе МБОУ «Шомиковская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики ( сопредседатель фестиваля Настоятель Храма Владимирской иконы Божией Матери с.Анат – Киняры иеромонах Феодосий (Аксенов) и получил высокую оценку.

План урока

№№ п/п

План урока

Хронометраж

Организационный момент

1 мин.

Подготовка учащихся к восприятию материала

3 мин.

Работа в группах над толкованием слова «чудо».

3 мин.

Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

2мин.

Опора на жизненный опыт.

3 мин.

Открытие новых знаний. Работа с учебником. Чтение с остановками.

15 мин.

Просмотр эпизода из м/ф “Архангел Михаил”.

5 мин.

Работа в группах с текстами.

7 мин.

Составление синквейна «Чудо».

3 мин.

Домашнее задание.

1 мин.

Подведение итогов урока.  Работа с рубрикой “ Это интересно”.

2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель:Добрый день, дорогие ребята!

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

  1. Подготовка учащихся к восприятию материала (Слайд 1)

Звучит музыка Ф. Шопен «Осенний вальс». На фоне музыки учитель зачитывает стихотворение (слайд 2)

Давай поговорим о чудесах.

Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю.

Когда я вижу звезды в небесах

И наблюдаю грациозность зверя.

О, сколько раз я видел тот закат,

Расписанный Божественной рукой,

Ив плачущих,  волнительный наряд

Над безупречной красоты рекой…

Я каждый раз о чуде говорю,

Осознавая, как прекрасна сущность
Тех мест, где я бываю и творю

Свой каждый день, опровергая скучность.

Как можно унывать или хандрить

В том мире, что Господь для нас придумал.

Он дал нам  - жить, любить и говорить

Возможность. Да еще и думать.

Все реже говорим о красоте.

Все меньше видим в каждом вдохе чудо.

Я не хочу болтать о суете.

О чудесах- твержу, твердил и буду.

Авт. Каданова Тамара Ивановна

Учитель:- Вы верите в чудеса?

Учитель: Были ли  в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо?

Дети  рассказывают  эпизоды из своей жизни, которые они воспринимали как чудо.

Учитель: Чудо в жизни. Что вы понимаете под словом чудо?

Дети высказывают  свое мнение о понятии «чудо».

  1. Работа в группах над толкованием слова «чудо».

Учитель: На ваших столах лежат толковые словари. Найдите в них значение слова  «чудо».

Дети работают  в двух группах со словарями разных авторов.

(Слайд 3)

Чудо – необычайная вещь, случай или явление. Что-либо едва сбыточное.

                                                                                               В. И. Даль

В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое.

Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.

                                                                                             С.И. Ожегов

  1. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Дети: Мы сегодня на уроке будем говорить о чудесах.

Запись темы в тетрадях: Чудо в жизни христианина (слайд 4).

Учитель: Какие цели вы можете поставить перед собой на уроке?

(Дети:На уроке мы поговорим о том,  что такое чудо? Какие бывают чудеса? Что такое христианское чудо?)

5. Опора на жизненный опыт.

Учитель: Где мы можем встретить чудеса в нашей жизни?

(Дети:Чудеса мы можем встретить в повседневной  жизни.)

Учитель:Молодцы! Чудеса мы можем встретить везде, в том числе и в сказках.

Учитель: Вспомните сказки о добрых чудесах.  Перед вами на столах лежат карточки с волшебным цветком. Впишите в его лепестки добрые чудеса из сказок.  (Приложение 1; Слайд 6)

Ученики вписывают на лепестки цветка чудеса из сказок.

Учитель: Озвучьте, пожалуйста, что у вас получилось?

Ученики зачитывают чудеса из сказок.  («Золушка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Иван –царевич и серый волк», «Дикие лебеди» и др.)

Учитель: Назовите героев, которые совершают добрые чудеса в сказках. (Дети:Фея, Василиса Премудрая, Емеля, Элиза и др.)

Учитель:Вспомните героев, которые совершают  недобрые чудеса.

(Дети:Кощей Бессмертный, Баба Яга, Карабас-Барабас, Бармалей, Снежная Королева и др.)

Учитель: Христиане творят добро не только из желания получить духовную радость. Они верят в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни.

Учитель: А как вы считаете, что же является чудом для христиан?

  1. Открытие новых знаний. Работа с учебником. Чтение с остановками.

Учитель: Ребята, у нас есть надежный и верный источник знаний – книга. Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике. Откройте учебники на стр.7О и прочитайте про себя первые 3 абзаца.

Ученики про себя читают заданные абзацы текста.

Учитель: Что является одним из главных чудес православных христиан?

(Дети:Святая Троица.)

Учитель:Что значит Святая Троица?

(Дети:Христиане верят в одного единого Бога, который тем не менее есть Святая Троица: Отец,  Сын (воплотившийся во Христе и Дух Святой.)

(Слайд7)

Учитель: Святую Троицу – главное чудо христиан пытались воспеть на своих полотнах многие художники, но бесспорным является Троица Андрея Рублева, одна из самых прославленных в мире икон, написана в 15 веке. Висит она в Третьяковской галерее.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на иллюстрацию и назовите отличительные особенности, подтверждающие, что  это икона.

(Дети:Нимбы, обратная перспектива, нет заднего плана, нет теней.)

Учитель:Кого символизируют три ангела?

(Дети:Отца, Сына и Святого Духа.)

Учитель: А также они символизируют мир, согласие и любовь.

Учитель: Еще один пример любви и защиты человека богом мы сможем найти на страницах нашего учебника.

  1. Чтение 4-5 абзацев учебника вслух по цепочке.

(Слайд 8)

Учитель:Какое событие в своей жизни Патриарх воспринимает как чудо?

(Дети:В доме не осталось ни грамма муки, а ночью раздался стук в дверь и возле двери стоит мешок муки, хотя никого не было.)

Учитель:Что, с вашей  точки зрения, было чудесного в этом чуде?

(Дети:Чудесное то, что появился мешок муки в самый трудный момент в жизни Патриарха.)

Учитель:Какую закономерность происхождения чуда вы находите в рассказе Патриарха?

(Дети:Дед Патриарха более 20 лет просидел в тюрьмах за то, что боролся за сохранение православной веры. А когда его в 1932 году забрали, его семья спаслась благодаря этому мешку муки. )

Учитель:Могли ли ждать откуда-то помощи близкие будущего Патриарха,если дело было в голодающем Поволжье ?

(Дети:Помощи ждать было неоткуда.)

Учитель:Как видим, для верующих людей чудо-это не обязательно видение ангела.Для христианина чудом может быть встреча с тем человеком,который только и мог помочь в трудной ситуации .Христианин знает ,что если хочешь помощь от Бога,то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к добрым делам .

Если человек в своей жизни постоянно творит добро,христиане говорят,что он стяжал(приобрел)добродетель .

Учитель:Найдите в учебнике,что такое добродетель.

(Дети:Добродетель – это видимое проявление внутренних свойств человека.)

Учитель:Итак,ребята ,мы убедились, что чудо совершается не только в сказках, но и в  жизни .Чудо может совершиться только тогда ,когда человек совершает только добро и приобретает добродетель .Существует три христианские добродетели : вера, надежда и любовь.

(Слайд 9)

Учитель:Во II веке, в царствование императора Адриана(117-138гг.) в Риме жила благочестивая вдова София(имя София значит премудрость ) .У нее были три дочери , носившие имена главных христианских добродетелей : Вера,  Надежда и Любовь.Пострадали они за веру Христову в 137году.Старшей, Вере тогда было 12 лет,второйНадежде-10,а младшей Любови -лишь 9 лет.

  1. Просмотр эпизода из м/ф “Архангел Михаил” .(В мультфильме рассказывается о том, как больную  девочку  исцелил  архангел Михаил. Позже отец девочки построил храм в честь архангела Михаила в благодарность за исцеление своей дочери.)

(Слайд 10)

Учитель:О чем вы узнали? Что вам показалось необычным в этом сюжете?Что нельзя увидеть в повседневной жизни? Можно ли увиденноеназвать чудом? Почему?

Учитель:Бог для укрепления веры постоянно посылает нам чудеса.Так что же такое чудо в жизни  христианина? На этот вопрос постарайтесь ответить сами.  Вы будете работать в группах.На столах у каждой группы лежат тексты. Вы внимательно читаете текст и отвечаете на вопросы к тексту.

  1. Работа в группах с текстами.

( Слайды 11-12  Приложения 2,3,4)

1 группа-“Исцеление больного”

2 группа –“Рассказ из времен Великой Отечественной войны”

3 группа-“9-летний мальчик из Днепропетровска помогает инвалидам  и сиротам  ”

Вопросы и задания к тексту:

  • Расскажите,о чем прочитали.
  • Сделайте вывод, можно ли описанное явление назвать чудом? Почему?

Учитель:Как вы думаете,для чего дается чудо Господом?

(Дети:  Чудо дается для укрепления веры.

Учитель:Итак,ребята,для верующих людей чудом могут быть абсолютно простые ситуации,в которых человек получает ответ на свои вопросы, помощь  в решении своих проблем.

  1. Составление синквейна «Чудо».

Учитель:  В начале урока вы вспомнили  о чудесах в сказках, в течение урока пришли к выводу, что чудеса встречаются и в повседневной жизни.

Сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему «чудо». Правила написания синквейна представлены на слайде.

(Слайд 14)

  1. Домашнее задание ( по выбору).

Учитель: Домашнее задание представлено на слайде.  Вы можете выбрать задание по душе. Необходимо подготовить:

  • Выступление по теме.
  • Сочинение на заданную тему.
  • Рисунок по теме.
  1. Подведение итогов урока.  Работа с рубрикой “ Это интересно”.

Учитель:Прочитайте Гимн любви.

(Слайд 15)

Дети читают Гимн любви на стр.71 учебника.

Учитель:Любовь, одна из главных христианских добродетелей.Я дарю вам закладки с этим гимном.

Учитель дарит ученикам закладки с Гимном любви.( Приложение 5)

Учитель:В Библии в Евангелии от Иоанна глава 3 стих 16 есть такие строки: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную…». Бог свою  любовь проявляет через дела свои чудные: кого-то исцеляет, кто нуждается – помогает.

Литература

  1. Библия в пересказе для детей. Ветхий и Новый Завет. Российское Библейское Общество, 1994. – 436с.
  2. Избранные жития святых в изложении для детей. – М.: “Трим”, 1994. – 352с.
  3. Воскресное чудо. Рассказы для детей. Сост. Ганаго Б.А. – Мн: Белорусский Экзархат, 2002. – 72с.
  4.  Даль В. Толковый словарь русского языка (современная версия для школьников) – М.: Эксмо, 2008
  5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М., Российская академия наук, 2003
  6. Неусыпанова Н. М. Толковый словарик русского языка – М., Просвещение, 1989
  7. Краткий толковый словарь русского языка под ред. В. В. Розановой – М., Русский язык, 1987
  8.  Толковый словарь русского языка для школьников, М., Дом славянской книги, 2006
  9.  ЭОР к учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры» М., Просвещение, 2013
  10.  http://svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудо в жизни христианина

Материал к уроку ОРКСЭ...

Мультимедиа урок по Основам православной культуры "Чудо в жизни христианина"

Урок Православной культуры 4 класс. Конспект, презентация, рабочая тетрадь....

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Чудо в жизни христианина".

Осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей; что чудо не связано с волшебством; что чудо-не удовлетворение каприза, а проявление по...

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

"Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....