Чудо в жизни христианина
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Знакомство обучающихся с понятием чуда, с понятием добродетели, показать, что чуда не может быть без веры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_v_zhizni_hristianina.docx | 40.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Чудо в жизни христианина
(В тематическом планировании 22 урок)
Цель: сформировать представление о мотивах доброделания православных христиан.
Задачи урока:
- познакомить с христианским пониманием чуда;
- раскрыть третий мотив доброделания - вера в чудо как проявление всемогущества Божьего;
- уяснить, в чем состоит внутренняя связь трех христианских добродетелей веры, надежды и любви.
- осознать, что для православного человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя.
Оборудование урока:
- учебник «Основы православной культуры» автор А. Кураев,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- тетрадь,
- раздаточный материал
Использован учебник: Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4- 5 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил.наэлектрон.носителе/ Кураев А. В. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013 .
Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: что является чудом в жизни христианина.
Следует познакомить обучающихся с понятием чуда, с понятием добродетели, показать, что чуда не может быть без веры.
Урок не требует предварительной подготовки от учащихся и их родителей.
Урок был представлен на фестивале методических идей по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на базе МБОУ «Шомиковская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики ( сопредседатель фестиваля Настоятель Храма Владимирской иконы Божией Матери с.Анат – Киняры иеромонах Феодосий (Аксенов) и получил высокую оценку.
План урока
№№ п/п | План урока | Хронометраж |
Организационный момент | 1 мин. | |
Подготовка учащихся к восприятию материала | 3 мин. | |
Работа в группах над толкованием слова «чудо». | 3 мин. | |
Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности. | 2мин. | |
Опора на жизненный опыт. | 3 мин. | |
Открытие новых знаний. Работа с учебником. Чтение с остановками. | 15 мин. | |
Просмотр эпизода из м/ф “Архангел Михаил”. | 5 мин. | |
Работа в группах с текстами. | 7 мин. | |
Составление синквейна «Чудо». | 3 мин. | |
Домашнее задание. | 1 мин. | |
Подведение итогов урока. Работа с рубрикой “ Это интересно”. | 2 мин. |
Ход урока
- Организационный момент
Учитель:Добрый день, дорогие ребята!
Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.
- Подготовка учащихся к восприятию материала (Слайд 1)
Звучит музыка Ф. Шопен «Осенний вальс». На фоне музыки учитель зачитывает стихотворение (слайд 2)
Давай поговорим о чудесах.
Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю.
Когда я вижу звезды в небесах
И наблюдаю грациозность зверя.
О, сколько раз я видел тот закат,
Расписанный Божественной рукой,
Ив плачущих, волнительный наряд
Над безупречной красоты рекой…
Я каждый раз о чуде говорю,
Осознавая, как прекрасна сущность
Тех мест, где я бываю и творю
Свой каждый день, опровергая скучность.
Как можно унывать или хандрить
В том мире, что Господь для нас придумал.
Он дал нам - жить, любить и говорить
Возможность. Да еще и думать.
Все реже говорим о красоте.
Все меньше видим в каждом вдохе чудо.
Я не хочу болтать о суете.
О чудесах- твержу, твердил и буду.
Авт. Каданова Тамара Ивановна
Учитель:- Вы верите в чудеса?
Учитель: Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо?
Дети рассказывают эпизоды из своей жизни, которые они воспринимали как чудо.
Учитель: Чудо в жизни. Что вы понимаете под словом чудо?
Дети высказывают свое мнение о понятии «чудо».
- Работа в группах над толкованием слова «чудо».
Учитель: На ваших столах лежат толковые словари. Найдите в них значение слова «чудо».
Дети работают в двух группах со словарями разных авторов.
(Слайд 3)
Чудо – необычайная вещь, случай или явление. Что-либо едва сбыточное.
В. И. Даль
В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое.
Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.
С.И. Ожегов
- Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Дети: Мы сегодня на уроке будем говорить о чудесах.
Запись темы в тетрадях: Чудо в жизни христианина (слайд 4).
Учитель: Какие цели вы можете поставить перед собой на уроке?
(Дети:На уроке мы поговорим о том, что такое чудо? Какие бывают чудеса? Что такое христианское чудо?)
5. Опора на жизненный опыт.
Учитель: Где мы можем встретить чудеса в нашей жизни?
(Дети:Чудеса мы можем встретить в повседневной жизни.)
Учитель:Молодцы! Чудеса мы можем встретить везде, в том числе и в сказках.
Учитель: Вспомните сказки о добрых чудесах. Перед вами на столах лежат карточки с волшебным цветком. Впишите в его лепестки добрые чудеса из сказок. (Приложение 1; Слайд 6)
Ученики вписывают на лепестки цветка чудеса из сказок.
Учитель: Озвучьте, пожалуйста, что у вас получилось?
Ученики зачитывают чудеса из сказок. («Золушка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Иван –царевич и серый волк», «Дикие лебеди» и др.)
Учитель: Назовите героев, которые совершают добрые чудеса в сказках. (Дети:Фея, Василиса Премудрая, Емеля, Элиза и др.)
Учитель:Вспомните героев, которые совершают недобрые чудеса.
(Дети:Кощей Бессмертный, Баба Яга, Карабас-Барабас, Бармалей, Снежная Королева и др.)
Учитель: Христиане творят добро не только из желания получить духовную радость. Они верят в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни.
Учитель: А как вы считаете, что же является чудом для христиан?
- Открытие новых знаний. Работа с учебником. Чтение с остановками.
Учитель: Ребята, у нас есть надежный и верный источник знаний – книга. Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике. Откройте учебники на стр.7О и прочитайте про себя первые 3 абзаца.
Ученики про себя читают заданные абзацы текста.
Учитель: Что является одним из главных чудес православных христиан?
(Дети:Святая Троица.)
Учитель:Что значит Святая Троица?
(Дети:Христиане верят в одного единого Бога, который тем не менее есть Святая Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христе и Дух Святой.)
(Слайд7)
Учитель: Святую Троицу – главное чудо христиан пытались воспеть на своих полотнах многие художники, но бесспорным является Троица Андрея Рублева, одна из самых прославленных в мире икон, написана в 15 веке. Висит она в Третьяковской галерее.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на иллюстрацию и назовите отличительные особенности, подтверждающие, что это икона.
(Дети:Нимбы, обратная перспектива, нет заднего плана, нет теней.)
Учитель:Кого символизируют три ангела?
(Дети:Отца, Сына и Святого Духа.)
Учитель: А также они символизируют мир, согласие и любовь.
Учитель: Еще один пример любви и защиты человека богом мы сможем найти на страницах нашего учебника.
- Чтение 4-5 абзацев учебника вслух по цепочке.
(Слайд 8)
Учитель:Какое событие в своей жизни Патриарх воспринимает как чудо?
(Дети:В доме не осталось ни грамма муки, а ночью раздался стук в дверь и возле двери стоит мешок муки, хотя никого не было.)
Учитель:Что, с вашей точки зрения, было чудесного в этом чуде?
(Дети:Чудесное то, что появился мешок муки в самый трудный момент в жизни Патриарха.)
Учитель:Какую закономерность происхождения чуда вы находите в рассказе Патриарха?
(Дети:Дед Патриарха более 20 лет просидел в тюрьмах за то, что боролся за сохранение православной веры. А когда его в 1932 году забрали, его семья спаслась благодаря этому мешку муки. )
Учитель:Могли ли ждать откуда-то помощи близкие будущего Патриарха,если дело было в голодающем Поволжье ?
(Дети:Помощи ждать было неоткуда.)
Учитель:Как видим, для верующих людей чудо-это не обязательно видение ангела.Для христианина чудом может быть встреча с тем человеком,который только и мог помочь в трудной ситуации .Христианин знает ,что если хочешь помощь от Бога,то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к добрым делам .
Если человек в своей жизни постоянно творит добро,христиане говорят,что он стяжал(приобрел)добродетель .
Учитель:Найдите в учебнике,что такое добродетель.
(Дети:Добродетель – это видимое проявление внутренних свойств человека.)
Учитель:Итак,ребята ,мы убедились, что чудо совершается не только в сказках, но и в жизни .Чудо может совершиться только тогда ,когда человек совершает только добро и приобретает добродетель .Существует три христианские добродетели : вера, надежда и любовь.
(Слайд 9)
Учитель:Во II веке, в царствование императора Адриана(117-138гг.) в Риме жила благочестивая вдова София(имя София значит премудрость ) .У нее были три дочери , носившие имена главных христианских добродетелей : Вера, Надежда и Любовь.Пострадали они за веру Христову в 137году.Старшей, Вере тогда было 12 лет,второйНадежде-10,а младшей Любови -лишь 9 лет.
- Просмотр эпизода из м/ф “Архангел Михаил” .(В мультфильме рассказывается о том, как больную девочку исцелил архангел Михаил. Позже отец девочки построил храм в честь архангела Михаила в благодарность за исцеление своей дочери.)
(Слайд 10)
Учитель:О чем вы узнали? Что вам показалось необычным в этом сюжете?Что нельзя увидеть в повседневной жизни? Можно ли увиденноеназвать чудом? Почему?
Учитель:Бог для укрепления веры постоянно посылает нам чудеса.Так что же такое чудо в жизни христианина? На этот вопрос постарайтесь ответить сами. Вы будете работать в группах.На столах у каждой группы лежат тексты. Вы внимательно читаете текст и отвечаете на вопросы к тексту.
- Работа в группах с текстами.
( Слайды 11-12 Приложения 2,3,4)
1 группа-“Исцеление больного”
2 группа –“Рассказ из времен Великой Отечественной войны”
3 группа-“9-летний мальчик из Днепропетровска помогает инвалидам и сиротам ”
Вопросы и задания к тексту:
- Расскажите,о чем прочитали.
- Сделайте вывод, можно ли описанное явление назвать чудом? Почему?
Учитель:Как вы думаете,для чего дается чудо Господом?
(Дети: Чудо дается для укрепления веры.
Учитель:Итак,ребята,для верующих людей чудом могут быть абсолютно простые ситуации,в которых человек получает ответ на свои вопросы, помощь в решении своих проблем.
- Составление синквейна «Чудо».
Учитель: В начале урока вы вспомнили о чудесах в сказках, в течение урока пришли к выводу, что чудеса встречаются и в повседневной жизни.
Сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему «чудо». Правила написания синквейна представлены на слайде.
(Слайд 14)
- Домашнее задание ( по выбору).
Учитель: Домашнее задание представлено на слайде. Вы можете выбрать задание по душе. Необходимо подготовить:
- Выступление по теме.
- Сочинение на заданную тему.
- Рисунок по теме.
- Подведение итогов урока. Работа с рубрикой “ Это интересно”.
Учитель:Прочитайте Гимн любви.
(Слайд 15)
Дети читают Гимн любви на стр.71 учебника.
Учитель:Любовь, одна из главных христианских добродетелей.Я дарю вам закладки с этим гимном.
Учитель дарит ученикам закладки с Гимном любви.( Приложение 5)
Учитель:В Библии в Евангелии от Иоанна глава 3 стих 16 есть такие строки: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную…». Бог свою любовь проявляет через дела свои чудные: кого-то исцеляет, кто нуждается – помогает.
Литература
- Библия в пересказе для детей. Ветхий и Новый Завет. Российское Библейское Общество, 1994. – 436с.
- Избранные жития святых в изложении для детей. – М.: “Трим”, 1994. – 352с.
- Воскресное чудо. Рассказы для детей. Сост. Ганаго Б.А. – Мн: Белорусский Экзархат, 2002. – 72с.
- Даль В. Толковый словарь русского языка (современная версия для школьников) – М.: Эксмо, 2008
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М., Российская академия наук, 2003
- Неусыпанова Н. М. Толковый словарик русского языка – М., Просвещение, 1989
- Краткий толковый словарь русского языка под ред. В. В. Розановой – М., Русский язык, 1987
- Толковый словарь русского языка для школьников, М., Дом славянской книги, 2006
- ЭОР к учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры» М., Просвещение, 2013
- http://svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/85
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу «Основы православной культуры» в рамках темы «Чудо в жизни христианина»: Житие Павла Таганрогского
Урок по основам православной культуры...
Чудо в жизни христианина
Материал к уроку ОРКСЭ...
Мультимедиа урок по Основам православной культуры "Чудо в жизни христианина"
Урок Православной культуры 4 класс. Конспект, презентация, рабочая тетрадь....
Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Чудо в жизни христианина".
Осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей; что чудо не связано с волшебством; что чудо-не удовлетворение каприза, а проявление по...
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
"Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....