Формирование активной гражданской позиции
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему
Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод. Трудно сейчас воспитать здорового ребенка, здорового и телесно, и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от учителей. Первый серьезный шаг в большой мир дети совершают, когда переступают порог школы, где важную роль в формировании взглядов будущего гражданина страны играет учитель, от него во многом зависит гражданская позиция школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_aktivnoy_grazhdanskoy_pozitsii_shkolnikov_cherez_uroki_orkse.docx | 20.29 КБ |
urok_20.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование активной гражданской позиции школьников через уроки ОРКСЭ.
Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод. Трудно сейчас воспитать здорового ребенка, здорового и телесно, и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от учителей. Первый серьезный шаг в большой мир дети совершают, когда переступают порог школы, где важную роль в формировании взглядов будущего гражданина страны играет учитель, от него во многом зависит гражданская позиция школьника.
Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:
- патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
- гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
- активная жизненная позиция;
- нравственность;
- творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).
Венчает эту пирамиду ценностей сам «человек». Поэтому немало важным считаю заботу об индивидуальном развитии ребёнка, максимальном проявлении личностных особенностей и индивидуальных способностей каждого учащегося класса. Школа — это единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ответственность за сохранение духовности нации лежит в первую очередь на государстве, которое сделало решительный шаг в этом направлении и в школе появился курс «Основы религиозных культур и светской этики». Цель курса: «...привить детям навыки нравственного самоанализа. Чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, познакомился со своей душой. Что бы он научился реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль в своей совести. Чтобы он научился делать запросы к совести, прося ее ответить: к добру или ко злу то или иное его стремление». (Кураев) Одна из важнейших задач курса - формировать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, ее людям, их труду, развивать такие качества, как толерантность и уважение к другим культурам.
Уроки ОРКСЭ призваны формировать активную гражданскую позицию учащихся, особенно когда знания, полученные на уроках, являются результатом их собственной поисково-исследовательской деятельности. Формами проведения таких уроков выступают практические занятия, традиционные уроки и викторины. При этом широко использую проблемный метод изучения Этики, который позволяет организовать работу на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, используя анализ обстоятельств и соответствующей информации. Эти методы позволяет формировать способности учащихся принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать убедительные доводы других людей. Рассмотрев содержание курса, можно отметить направленность изучения данного предмета на воспитание патриотизма, гражданственности, нравственности, толерантности. На каждом уроке идет формирование гражданской позиции, воспитывается уважение к культуре и истории всех народов, чувства гордости за свою Родину. Этот предмет помогает развивать личную ответственность за свои поступки, оценивать их со стороны на основе представлений о нравственных нормах.
Неслучайно курс начинается с урока «Россия – наша Родина» и заканчивается изучением темы «Любовь и уважение к Отечеству». Через все уроки проходит нить патриотизма, гражданственности (чувство любви человека к своему Отечеству, нации, преданность стране, в которой живешь). По теме «Культура и мораль», рассматривая понятие культуры (материальной и духовной), особое внимание уделяем русской национальной культуре, восхищаемся достижениями России в области культуры. Наша страна – сокровищница знаний, давшая миру таких гениев как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, П.И.Чайковский и др. А говоря о свободе и моральном выборе человека дает возможность поразмышлять о моральных нормах и идеалах. Человек должен уметь выбирать между своими интересами и интересами других людей. Учимся этому на примерах, которые внезапно окружили нас – это беженцы. Высказывая свое мнение я как учитель, помогаю сделать выбор в пользу добродетельного поступка. Поднимая вопрос «Морального долга» на занятии говорим о долге родительском, профессиональном, но особое внимание уделяем патриотическому долгу – защите Родины и заботе о ее процветании. При этом подчеркивается, что главное в моральном долге – не слепое выполнение существующих в обществе норм, а сознательное и добровольное следование им. Говоря о «Чести и достоинстве» как не вспомнить наших паралимпийцев, которые заняли первое место по призовым местам в Сочи. «Нравственные идеалы» говорим смелых и мужественных защитников Отечества – богатырей русских, тех, кто спасал Русь от иноземных захватчиков. Важнейшей их добродетелью была верность присяге, клятве. Размышляем о том, какой смысл сегодня вкладывается в понятие «богатыри».А вот еще урок «Нормы-образцы нравственного поведения в культуре Отечества». Особо обращаем внимание на понятие «патриот». Дети должны знать, что это не только человек, любящий свою Родину, но и готовый ради нее на ратные и трудовые подвиги. Без патриотизма всех народов России невозможна была бы победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Ребята активно участвовали в создании книги памяти, сколько было гордости, когда фотографии их прадедов мог видеть каждый. Завершается изучение курса темой «Любовь и уважение к Отечеству». Это один из самых непростых уроков. На нем подводятся итоги курса, рассматриваются понятия «государство», «гражданин», «патриотизм». Обсуждаем, что значит быть гражданином страны, в чем заключается мораль гражданина. Приходим к выводу, что начинать нужно с малого: помочь однокласснику в учебе, защитить малыша, навести порядок в своем дворе, посадить цветы или деревья, то есть сделать мир вокруг себя чище и добрее. Делаем вывод, что Родина начинается с друзей, с каждого хорошего поступка.
Фундамент гражданской позиции закладывается на уроках модуля «Основы светской этики».
Предварительный просмотр:
Урок 20.
Тема. Золотое правило нравственности.
Цели. Формирование начального представления о «золотом правиле этики»
Задачи урока.
Личностные. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие этических чувств как результат морального поведения. Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения.
Предметные. Знакомство с главным правилом человеческих отношений – «золотым правилом этики», понимание его значения в оценивании собственного поведения.
Формы и виды деятельности. Беседа, устное высказывание по теме, самостоятельная работа с источником информации, работа с иллюстрациями, работа в группах, оценивание своей работы.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
(сюжетные картинки к сказке А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше») Проанализируйте проделку Карлсона с точки зрения нравственного поступка.
(сюжетная картинка к рассказу И.С.Тургенева «Воробей»)
Проанализируйте поведение старого воробья с точки зрения нравственного поступка.
Давайте сделаем вывод. Всякое действие является поступком?
- Актуализация знаний.
Как вы понимаете слово золотой? (красивый, дорогой)
А теперь подберите к этому слову существительное, но так, чтобы слово золотой употреблялось в переносном значении. (делаю подсказку вспомните рассказ Зощенко «Золотые слова»)
А как вы думаете, может ли правило быть золотым?
А каким оно должно быть? Как его надо выполнять? (высказывание детей)
Так какая тема нашего урока с точки зрения морали?
Да, действительно сегодня на уроке мы будем знакомится с золотым правилом нравственности.
- Открытие нового.
Узнать, понять золотой правило нравственности нам поможет сказка М.А Андрианова «Полезное колдовство» (отрывок сказки у каждого на парте)
Самостоятельное чтение сказки. Читая сказку обратите внимание на поступки героев. Отмечайте их значками как это мы всегда делаем ( + поступок радует, нравится, - поступок огорчает, печалит, ! надо подумать).
Текст сказки.
Во дворе Витю многие дети считали не очень хорошим и даже немножечко противным. Как и все, он очень любил получать хорошее от других, а вот делать хорошее другим совсем не стремился. Ему даже чуточку нравилось обижать, что-то отнимать, ломать, вредить или мешать.
И вот в самый обыкновенный день во двор вошел старый уставший человек с палочкой и присел отдохнуть на скамейке рядом с детьми. Увидев, как Витя мешает другим и бросает камни в построенный из песка город, старичок подозвал его к себе и сказал:
– Ай-ай-ай, Витя, некрасиво ты поступаешь по отношению к другим. Сам-то, небось, не захотел бы, чтобы кто-то стал разрушать твой город из песка.
– И откуда этот незнакомый старик знает мое имя, – удивленно подумал Витя, но тут, заметив, что старичок ходит с палочкой и очень старенький, он осмелел и грубо ответил:
– Нечего меня учить. В школе учат, дома все учат, да еще и во дворе хотят учить, сейчас как приведу свою собаку из дому, она у меня большая и очень страшно рычит.
– Ну что ж, Витя, если тебя слова не могут научить, то пусть тебя сама жизнь научит.
Старичок вдруг закрыл глаза и стал еле слышно бормотать какие-то непонятные слова:
абра мубра ракадуга,
веке креке куру бе,
все, что хочешь для другого,
нехорошего, плохого,
пусть воротится к тебе.
При этом старичок перевернул свою палку и, три раза стукнув ею о землю, встал и медленно ушел...
– Ага, все-таки испугался, – подумал Витя, глядя ему вслед. – А то бы ему здорово досталось от моей собаки.
И только он об этом подумал, как вдруг две собаки во дворе зарычали, залаяли и кинулись на него. Еле успел Витя на дерево залезть и только сидя наверху понял, в чем тут дело:
– Наверное, этот старик колдовать может и сделал так, что если что-нибудь плохое ему пожелаешь или сделаешь, то это сразу же к тебе вернется. Надо просто об этом старике не думать ничего плохого, а еще лучше о нем совсем забыть.
Перестал Витя думать о старике, и собаки сразу же разбежались. С дерева Витя увидел Юрку, катающегося на своем новеньком велосипеде, и вспомнил про вчерашний день, когда Юрка не дал ему прокатиться.
– Ух, вредина и жадина, – подумал про Юрку Витя. – Сейчас ты у меня свалишься.
Только Витя попытался сломать ветку дерева, чтобы потом кинуть ее в колесо велосипеда, как вдруг ветка под ним обломалась, и он сам упал на землю.
Сидит Витя на земле, трет место ударенное, а сам размышляет:
– Что же это такое получается? Неужели всю жизнь все плохое будет ко мне возвращаться? А может быть, это все случайно вышло?
Только оттер Витя со своей мокрой куртки грязь, как увидел Аню. У нее был сегодня день рождения, и она вышла во двор с большой красивой коробкой вкусных конфет.
– Вот глупая, – подумал Витя. – Я бы такие конфеты все сам съел бы, а она других угощает. Только Витя додумал свою жадную мысль, опять подействовало колдовство, хотела Аня конфету дать Вите, да вдруг передумала и сама ее съела. Обиделся Витя и говорит:
– Подумаешь, ну и подави... – тут Витя запнулся на полуслове, замотал головой и решил не договаривать свое плохое желание. Ведь оно рано или поздно обязательно к нему самому вернется.
Кто главный герой сказки?
Какие поступки Вити вас опечалили?
Как вы думаете правильно ли поступил старичок, совершив колдовство?
Как вы думаете сможет ли со временим измениться поведение Вити? Почему?
(конечно сначала Вите будет трудно желать хорошее и совершать добрые поступки, но постепенно он изменит свое поредение)
Какое же правило мальчик запомнил на всю жизнь? (Не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе)
Можно ли это правило нравственности назвать золотым? (Конечно. Оно нужно всем при общении)
А теперь сравним наш вывод с формулировкой правила в учебнике (Стр. 42)
А как вы думаете, это правило придумал один человек? А только в одной стране оно появилось? Конечно мудрецы, жившие в разные времена, в разных странах искали его на протяжении веков. Золотое правило нравственности помогает людям управлять своим поведением, совершать добрые поступки.
- Работа по учебнику (Стр.42 – 43 )
Какие философы задумывались о золотом правиле нравственности?
- Обобщение.
Работа в парах (задание на партах)
а) Какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности?
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Будь малым доволен, больше получишь.
Как аукнется, так и откликнется.
Б) продолжи предложение
Я не буду обзываться, так как мне ….
Я не буду брать чужие вещи, потому что …..
Я не буду обманывать, так как мне ….
В) какие мысли сегодня на уроке были новыми?
Над чем заставили задуматься?
Что нового взяли для себя, что этим пользоваться в жизни?
- Домашнее задание.
Работа в тетради стр. 51 – 52
Какую литературу можно еще использовать на уроке по теме.
Сказка «Журавль и лиса»
Инна Зимина «Как аукнется так и откликнется»
Андрианов «Как кактус свое получил»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя активная гражданская позиция
Так на протяжении своей жизни я продолжила этот путь и стараюсь с собой вести своих воспитанников. Я думаю, что добро и тепло, которое они мне отдают – это выше моей заработной платы, каков бы ни был ...
Современные подходы к формированию активной гражданской позиции младших школьников .
Работая классным руководителем в детском коллективе, в каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок...
"Роль родителей в формировании активной гражданской позиции учащихся младших классов"
Описание опыта работы с родителями учащихся начальной школы....
Формирование активной гражданской позиции у младших школьников
Основной задачей современного воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять н...
Развитие у младших школьников активной гражданской позиции и патриотизма через внеурочную деятельность совместно с различными организациями нашего города.
В статье говорится, как через внеурочную деятельность прививать чувство патриотизма, воспитывать личность с активной жизненной позицией....
Волонтёрский проект «Твори добро», направленный на повышение социально активной гражданской позиции детей младшего школьного возраста
Социальный проект «Твори добро!» создан для учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Рассчитан на 1 год реализации проекта. Практические занятия проводятся в форме игр, экологические д...
Проект «Создание условий для развития активной гражданской позиции подростков через взаимодействие их с социальными субъектами в открытой среде»
Данная разработка содержит паспорт проекта «Создание условий для развития активной гражданской позиции подростков через взаимодействие их с социальными субъектами в открытой среде»(Создани...