разработка урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Разработка урока по теме православный храм. Знакомство с внутренним устройством, традициями и правилами поведения в храме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavnyy_hram.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Православный храм»
Цель урока:
Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.
Задачи урока:
Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма, познакомить с понятием “храм – дом Божий”.
Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
Восстановить в России надо храмы,
Чтоб возродить святую прежде Русь,
А раны нашей пережитой драмы,
Все зарастут травой и былью пусть.
Пусть над Россией чистым будет небо
Твои глаза пусть смотрят к нам с небес.
Пусть в каждом доме много будет хлеба,
И чтобы нас не путал больше бес.
И пусть звонят колокола России,
Пусть все плохое сгинет в прах и пух,
Чтоб дети нас за все, за все простили,
А в нас живет пусть воскрешенья дух.
- Что же автор стихотворения призывает возродить? СЛАЙД 3
3. Постановка темы и целей
- Что бы вы хотели узнать о храмах?
- Обо всем об этом мы сегодня и поговорим.
- А кто знает, что такое храмы? (учебник стр. 26)
Храм – это здание для богослужения, церковь. (сл. С. И. Ожегова)
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.
- Куда ходят молиться, где звонят колокола, где крестят детей, где живет Бог.
- Кто из вас заходил в храм? С кем вы ходили?
5. Изучение нового материала
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви.
Испокон веков на Руси храмы строились на самом красивом месте. Как только человек селился, сразу старался строить Божий дом.
-А вы знаете, в чем различие деревни и села? (ответы детей)
- Если есть церковь-село, а если нет- деревня.
Храмы могут быть большими и маленькими, деревянными и каменными. По внешнему виду храмы отличаются от других зданий. СЛАЙД 4,5,6,7
- Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.
Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”. Правила поведения в храме:
- Входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.
- Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони: Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой И тихонько в храме стой. СЛАЙД 8
Мы с вами поднимаемся на паперть.
Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь. СЛАЙД 9
Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. Внутри православный храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть и притвор. СЛАЙД 10
Чего много в храме? (Свечей. Икон.)
Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних. СЛАЙД 11
Свеча ставится около иконы.
Икона – священное изображение.
Иконами обычно называются изображения, выполненные на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведенным с жидким клеем). СЛАЙД 12
Наш взгляд упирается в иконостас.
Иконостас – перегородка, разделяющая алтарь и центральную часть храма. Состоит из икон, расположенных рядами в определенном порядке. Число ярусов бывает от трех до пяти. СЛАЙД 13
В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и далее любая другая икона. За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены дьяконские двери. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем Христом и пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцов. Завершается иконостас распятием.
Вы слышали как звонят колокола церквей?
- Зачем они звонят? (- Зовут в храм на молитву.)
Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения – либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопших. Звон при богослужениях бывает нескольких видов: благовест – мерные удары в один колокол; перезвон – удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого; перебор – медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола и т.д СЛАЙД 14
Храм – это не просто здание, это живой организм. СЛАЙД 15
Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.
Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.
Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Для православного человека храм — всегда особое, святое место.
Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России. СЛАЙД 16
6. Подведение итогов
- А теперь проверим, что вы запомнили.
Игра «Продолжи предложение»
Храм – это здание, в котором…….(люди молятся Богу, благодарят Его или просят о чем то)
В храме происходят обряды…….(крещение, отпевание, венчание)
В храме много……(свечи, иконы, люди)
Отгадайте загадки:
- Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается.(колокол)
- Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица. (ангел)
- На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. (храм)
- Дверей много, а входят не все. (алтарь)
- Золотое поле, желтые колосья,
Огонек гуляет, колоски сжигает.(подсвечник)
7. Рефлексия
- А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.
Я знаю ________________________
Я узнал(а)______________________
Я был(а) удивлен тем, что________
Я хочу рассказать родителям______
Для меня храм - это______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"
Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...
разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"
Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....
Разработка урока по ОРКСЭ 4класс
Основы духовно-нравственной культуры народов России....
Разработка урока по ОРКСЭ
Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы буддийской культуры. Тема урока: "Путь духовного совершенствования"...
Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс
Урок по новому предмету в рамках ФГОС....
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....
Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".
Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...