Опыт по теме"Духовно-нравственное воспитание школьников при изучении ОРКСЭ"
статья по орксэ на тему
Рекомендации для родителей для оказания помощи детям при изучении новых предметов в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Чеботарёва Лидия Александровна
Преподаватель начальных классов
первой категории
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Суховская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ Суховская СОШ )
п. Новосуховый Ростовской области
«Россия не возродится, если духовно – нравственные ценности
не будут поставлены во главу угла»
Алексий 2
Не зря говорят, именно через образование души идет образование разума. Поэтому духовно – нравственное воспитание ребенка – одно из главных направлений деятельности нашей школы. Приказом № 845 от 27.10.10.Министерства образования Ростовской области было присвоен статус областной экспериментальной площадки по проблеме «Духовно-нравственного образования школьников». Перед семьей и школой стоят общие задачи в воспитании детей. Мы хотим видеть их образованными, порядочными, духовно и физически здоровыми, добрыми, успешными. Ребенок воспитывается не только в школе, но и в семье. В 2011-2012 уч.году опытом семейного воспитания по формированию нравственности у детей на классном родительском собрании поделились родители первого и четвёртого классов: Игнатович Татьяна Ивановна, Андрюнина Светлана Вячеславовна, Ромашкина Марина Геннадьевна, Музыченко Ирина Александровна. Во всех выступлениях были отмечены семейные праздники, которые сблизили родителей и их детей. Это хорошо прослеживается в уровне воспитанности и активности ребят в урочной и внеклассной деятельности. Мои ученики вместе со своими родителями участвуют в классных, общешкольных, районных конкурсах( Игнатович Е. « Подарок Чёрному дракону» ,Андрюнин А. «Знай и выполняй правила дорожного движения» пано из пластилина), областных Ромашкина В, Чернов А.( Димитрия Ростовского),Музыченко А.(акция «Покормите птиц зимой»).Интересную семейную фотовыставку подготовили Бражков Роман Михайлович и его сын Максим « Ловись рыбка большая и маленькая». Время, проведённое родителями с их детьми было полезно не только детям, но и их родителям. Ребята вместе с родителями приняли самое активное участие в подготовке и проведении мероприятий посвящённых празднованию юбилея школы. Итогом стало то, что учащиеся получили 9 грамот за 1 и 2 место за участие в различных конкурсах.4 класс принял участие в предметных неделях. Самые активные ученики и их родители получили почётные грамоты и благодарственные письма. В моих классах организован шашечный кружок, который дети посещают с большим удовольствием. В 2011-2012 учебном году с 1 по 11 класс был введён новый предмет « Основы духовно-нравственной культуры».
Мои четвероклашки тоже начали его изучать. Материал, с которым знакомятся дети, интересен и их родителям. Он направлен на воспитание духовно-культурной, здоровой личности. На всех (нач.,сред,.старш.) этапах обучения надо сохранить интерес ребят к учёбе, воспитывать в них общепринятые человеческие качества личности. В 2012-2013 уч. году в 4-м классе введён новый предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Выбор ОРКСЭ обусловлен значением православного христианства для формирования российской государственности и культуры. Даже люди, далёкие от Церкви, но искренне стремящиеся к тому, чтобы знать и понимать родную историю, должны иметь представление о Православии. Изучение ОРКСЭ - это начало приобщения ребёнка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской Православной Церковью. ОРКСЭ открывает ребёнку мир Православия - мир бесконечный, добрый и умный. Сейчас, в процессе апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ, формируются основы соработничества школы, Церкви и родительского сообщества в воспитании детей. Один из первых результатов этого процесса – в обязательную часть учебных планов начального образования включена новая предметная область – ОРКСЭ.
Предлагаю Вашему вниманию несколько практических советов для родителей:
Как помочь своему ребёнку в изучении предмета «Основы религиозной культуры и светской этики».
Совет № 1 Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребёнка; Вы и есть главный для ребёнка воспитатель.
Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Её задача – создание условий для духовно-нравственного развития школьников. В воспитании ребёнка, особенно в нравственном воспитании, обращённом непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. На уроках педагоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения. Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.
Совет № 2 Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Современные родители мало говорят со своими детьми. Основная причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, заключается в недостаточности между ними общих тем, в недостаточности содержания для прямого личностного общения. Этот предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. У каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета. Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки. Наверняка, у Вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребёнку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.
Совет №3 Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребёнок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами. Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребёнку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребёнка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребёнком. Совет № 4 Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребёнка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных людей. Насторожитесь, если это делает ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чьей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу. Если это происходит с Вашим ребёнком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. В школе осуществляется психологическая диагностика процессов нравственного развития учащихся. Обратитесь за консультацией к школьному психологу. Вместе выясните причину и устраните её.
Совет № 5 Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.
Своего ребёнка, особенно, если он мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь всё понятно, и мы знаем, как уберечь ребёнка от поступков, которые могут причинить ему вред. Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения.
Нравственный человек ведёт безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит любовь. Нравственный человек по-настоящему счастлив.
Будьте счастливы, и пусть будут счастливы Ваши дети!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по духовно - нравственному воспитанию младших школьников
Статья Опыт работы по духовно - нравственному воспитанию младших школьников"...
"Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ"
Из опыта работы по курсу "Основы мировых религиозных культур"...
Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)
Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....
Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников
Программа духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...
Опыт работы по теме: «Духовно-нравственное развитие младших школьников»
Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала - моя жизнь будет связана с обучением и воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей ...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...
Формирование духовно – нравственной личности младшего школьника через изучение олонхо.
В республике разработана концепция «Педагогика олонхо», цель которой — воспитание детей, разносторонне развитых, социально ориентированных, творчески мыслящих и работоспосо...