Урок по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
ММатериалы к уроку "Род и семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_i_semya.doc | 88 КБ |
rod_i_semya_1.pptx | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой милой всем земле.
Я начала урок с этих строк не просто так. С ними связана тема нашего урока, а точнее её сформулировать нам помогут ребусы, которые вы должны отгадать.
Слайд 2.
Род и семья.
Род и семья – об этих словах можно говорить бесконечно поэтому я добавлю словосочетание, которое даст направление нашему разговору. «исток нравственных отношений»
Запишите тему урока в тетради.
Слайд 3.
Поработаем с пословицами в группах. (задание в файлах)
- Соберите пословицу, прочитайте её и объясните смысл.
Слайд 4.
1гр.: Семья – опора счастья. (щелчок)
- С каким понятием связывает русский народ слово «семья»? (счастье)
2гр.: Семейное согласие всего дороже. (щелчок)
3гр.:Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. (щелчок)
- В чём народная мудрость видит основу семейного счастья? (лад и согласье, уважение)
- Как вы думаете, какой вопрос станет главным в наших сегодняшних размышлениях о семье и роде? (Какие качества необходимо проявлять, чтобы быть счастливым, живя в семье?) (щелчок)
Значит, целью урока будет: определить ценности для проживания в семье.
Слайд 5. (Цель, задачи)
- Дать определения понятиям «род», «семья», «нравственные отношения»;
- Разобраться в образовании слова «родословная» и составлении генеалогического дерева;
- Понять роль семьи;
- Определить, какие ценности укрепляют семью.
- Прочитайте ещё раз название темы и обратите внимание на слова, которыми записана она. Все слова употреблены в прямом значении, а лишь одно используется в переносном, назовите его. Каково его лексическое значение, вспомните уроки ОМ.(исток – начало реки)
- Каково значение этого слова в названии нашей темы? (начало, рождение) Но рождение чего? (семьи)
- А значение остальных слов-понятий и терминов вы выясните, поработав в группах.
Работа в группах.
1гр.:
- Определить значение слова «род», прочитав статью учебника на с.38, подобрать однокоренные слова (лист-задание)
Слайд 6.
2гр.:
- Прочитать в словарях Ожегова, Ушакова, Ефремовой, Энциклопедическом словаре объяснение лексического значения слова «семья» и выделить то определение, которое является наиболее точным. Объяснить почему? (лист-задание)
Слайд 7. Запишите это определение в тетрадь.
3гр.:
- Определить значение «нравственные отношения», опираясь на тему предыдущего урока, прочитав стихотворение, которое написал Олег Бундур «Воскресенье», и, ответив на вопрос «Что герой стихотворения считает самым важным в семье?» (лист-задание)
Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
нравственность – это синоним понятия «мораль». Мораль – система норм и
ценностей, регулирующих поведение людей. Нравственный человек – это человек воспитанный, внимательный, заботливый, отзывчивый и ….
Обсуждение ответов уч-ся.
Род и семья – это первые объединения людей, которые возникли много тысяч лет назад, еще у первобытных людей. Но понятие «род» шире чем «семья».
Слайд 8.
В далеком прошлом, еще до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе за жизнь в дикой природе. В человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине – охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием - они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить уже не требовалось объединять усилия многих людей, и внутри родов появились семьи. От древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
Человек развивался и стал задумываться над вопросом: «Кто я? Каковы мои корни происхождения?» И это стало одной из традиций русского народа изучение своих предков, своей родословной. Давайте рассмотрим состав этого слова.
- Из каких 2 корней образовано слово? (род, слов) Что означают они? (слова о роде, семье или истории о роде)
Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. Рассказывает об истории рода и определяет место человека в семье.
Слайд 9.
В России родословная появилась при царе Петре I и чаще всего её представляли в виде дерева, которое называлось генеалогическое дерево, а более торжественно древо.
Генеалогия – историческая наука о родстве, занимающаяся изучением и составлением родословных.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь к нам из семьи.
- Рассмотрим, например, родословную Л.Н.Толстого.
Слайд 10.
Граф Николай Ильич Толстой - отец, княжна Мария Николаевна Волконская – мать, записаны в одном ряду, в другом записаны их родители, т.е. дедушки и бабушки Толстого. Это представители другого поколения. Значит, в каждом ряду записывали людей одного поколения.
Сегодня старинная традиция возвращается. Используя личные данные человека (Ф.И.О. год рождения) люди составляют свою родословную.
Слайд 11.
- Обратите внимание на это родословное дерево…
Дома на листах для домашней работы вы попробуете составить родословную вашей семьи.
Шли годы, общество развивалось, изменялось. Возникла необходимость различать рода и семьи, стали возникать символы родов, которые позволяли отличать один род от другого.
- Как вы думает, какой символ рода возник много лет назад, но существует и по сей день, мало того, мы, учителя, используем его каждый день на уроках?
Это ФАМИЛИЯ – в переводе с латинского языка означает семья. Она принадлежала всему роду. Ею гордились и стремились прославить.
Слайд 12.
- Как вы думаете, откуда произошли фамилии?
Древние славяне были язычниками, они считали, что основателем рода мог быть не человек, а например мифическое существо или зверь (медведь, ворон), дух - покровитель, которое и давало название роду, а с годами перешло в привычные нам фамилии. Например, в вашем классе целый список фамилий. Все они разные, а вы когда-нибудь задумывались об их происхождении?
- Так вот дома попытаетесь исследовать историю образования своей фамилии и записать её в ваш лист дом.задания, а если будете затрудняться, то к кому обратитесь за помощью? Это люди, которые очень любят вас и не откажут в помощи. Так же можно использовать интернет источники. А листочки потом можно будет вложить в своё портфолио.
- Внимательно послушайте стихотворение о семье и приготовьтесь ответить на вопрос: Зачем человеку нужна семья? (читает Баженова Саша)
Слайд 13.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Ответы детей.
Физминутка…
- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру.
Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. Посчитайте в уме до 5.
А теперь встаньте парами, лицом друг к другу, возьмитесь за руки, снова встаньте на одну ногу. И опять сосчитайте в уме до 5. Спасибо. Теперь встаньте ровно у парт.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
- В семьях ценят женщин и девочек, о них заботятся и их защищают. Почему?
- Пусть наши девочки сядут первыми. А теперь и мальчики.
Послушайте китайскую притчу.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
- Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? Ответы детей.
- Я раскрою вам секрет китайского мудреца. Это слова…
Слайд 14.
Любовь, прощение, терпение…
- Почему именно эти 3 слова написал старик?
- Зачем эти качества нужны в семье?
- Почему важно уметь прощать?
- Почему мудрец говорит о терпении?
О том, что семья важна понимают все люди в нашей стране, поэтому 2013год был объявлен годом семьи, а с 2008 года Россия стала отмечать Всероссийский день семьи. Это праздник любви, семьи и верности. Отмечают его 8 июля.
Слайд 15.
И не случайно у вас на столах лежат ромашки, потому что символом праздника стал этот простой полевой цветок, который издревле считался на Руси символом любви.
Слайд 16.
Посмотрите на ромашку.
- Что связывает лепестки в цветке? (сердцевина)
- А что будет, если убрать сердцевину цветка? (лепестки рассыпятся).
- Возьмите ромашки, напишите на лепестках членов своей семьи.
Все члены вашей семьи разные по характеру, возрасту, но вы крепко связаны семейными ценностями, как лепестки вашей ромашки сердцевиной в единое целое.
- Подумайте и напишите на оставшихся лепестках по слову, что ценится в вашей семье больше всего (традиции, любовь, дружба, добро, уважение, труд, понимание и т.д.).
Заслушать ответы уч-ся.
Во все времена эти вопросы вызывали интерес у многих людей: и у художников в том числе. Они стремились передать в картинах не только индивидуальность, неповторимый характер людей, но еще и тонкие отношения, теплоту, дружественность чувств, особенные черты семьи.
- Посмотрите на эти картины
Слайд 17.
- Что изображено на них? Что люди делают? Счастливы ли эти они? Почему? Какие качества важны для счастливой семейной жизни? Что необходимо соблюдать, чтобы жить счастливо?
Ответы уч-ся. (поддерживать друг друга в любых начинаниях, вместе проводить время и в труде, и праздниках, заботиться друг о друге, любить, уважать и т.д.)
Л.Н.Толстого говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»?
- А что нужно, чтобы в доме было счастье? Ответы детей.
Слайд 18.
В доме должна жить семья, в которой ценят дружбу, любовь, уважение и т.д.
- Возьмите свои ромашки и закрасьте всю сердцевину своей ромашки в жёлтый цвет, если наш разговор вам помог понять роль семьи в вашей жизни, половинку – если дома надо ещё будет поразмышлять над этим вопросом, а если для кого-то беседа была неинтересной, то оставьте сердцевину белой.
- Покажите свои цветы, выглядит как ромашковое поле.
- Наклейте свои ромашки в тетрадь, пусть ромашка напоминает вам о вашей семье.
Особая благодарность учащимся……
Удачи при выполнении домашнего задания. Спасибо за работу.
* Слайд 19.
- Отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас друзья?
Ваша дружная ….. (семья)
* Слайд 20.
Вывод:
В семье все тесно связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родными и близкими человек счастлив по–настоящему.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
+ Тема урока и
Род и семья – исток нравственных отношений
Работа с пословицами Семья – опора счастья. Семейное согласие всего дороже. Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. Какие качества необходимо проявлять, чтобы быть счастливым, живя в семье?
Цель: определить ценности для проживания в семье Задачи: дать определения понятиям «род», «семья», «нравственные отношения»; разобраться в образовании слова «родословная» и составлении генеалогического дерева; понять роль семьи; определить, какие ценности укрепляют семью.
Большая семья из нескольких поколений родственников, имеющая одного общего предка по материнской или отцовской линии.
это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь, заботу и нежность и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
Родовая община
Родословная перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства Рассказывает об истории рода и определяет место человека в семье Генеалогия – историческая наука о родстве, занимающаяся изучением и составлением родословных.
Родословная Л.Н.Толстого
Родословное древо мама папа бабушка дедушка бабушка дедушка дяди тёти дяди тёти другие родственники я
Символ рода Фамилия ( с лат. семья ) это наследственное имя семьи, которое передаётся из поколения в поколение.
Зачем человеку семья?
любовь прощение терпение
-
Счастливы ли люди?
Что нужно, чтобы в доме жило счастье? уважение дружба доверие забота понимание согласие трудолюбие чуткость счастье в семье согласие любовь
Домашнее задание: - исследуй образование своей фамилии; - составить родовое древо своей семьи .
загадка
Вывод: В семье все тесно связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родными и близкими человек счастлив по–настоящему.
Список используемых источников: Лопатина А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. – 3-е изд. – М..: Амрита-Русь, 2009. – 176 с. – (Серия «Семейное воспитание») Рожков М.И. Конспекты уроков для учителя 1-4 классов общеобразовательных учреждений: Воспитание гражданина: уроки социальности / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 71 с. – (Серия «Конспекты уроков»). Картинки. [ Электронный ресурс ] . URL .: http://images.google.ru (дата обращения:20.10.2014).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"
Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...
Презентация к уроку по ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры». Урок по теме : « Чудо в жизни христианина»
Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ...
Урок по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры». Урок по теме : « Чудо в жизни христианина»
Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ...