Разработка открытого урока по ОПК Монастырь
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Разработка открытого урока по ОПК в 4 классе. Презентация к уроку. Музыкальное сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_opk_monastyr.docx | 93.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОРКСЭ.
Основы православной культуры
Тема: «Монастырь».
Цель: дать понятие о монастыре, о монахах, о монастырском служении.
Задачи:
- Познакомить с понятием монашество, с образом жизни монахов.
- Продолжить развитие речи обучающихся, памяти, внимания, расширение кругозора.
- Использовать воспитательные возможности темы для развития таких качеств, как любовь к Родине, родной земле, послушания, уважительное отношение к святыне, к монахам, церковнослужителям.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева «Основы православной культуры», учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», колокольный звон, видеоклип.
Ход урока
I. Организация деятельности учащихся
II. Подготовка к изучению нового материала
(Звуки колокольного звона, иллюстрация с изображением монастыря)
1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения):
- Где могут звонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).
Учитель: Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем…
3. Чтение стихотворения подготовленным учеником. (Стихотворение представлено на слайде презентации)
В густой листве затерян монастырь,
Над ним лишь небо, да, как вата облака.
Вокруг полей российских гладь и ширь,
А вдалеке виднеется река.
Святой источник спрятан средь берез,
Лишь только ветер шелестит листвой.
Блуждаем в царстве собственных мы грез,
Боясь спугнуть волнующий покой.
Прозрачный воздух, ярка неба синь,
А вдалеке виднеется река.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним не властны время и века.
- О чем стихотворение? (О монастыре)
- Чем храм отличается от монастыря? (проблемный вопрос на доске) Выслушиваются предположительные ответы учащихся.
- Я надеюсь, что полнее ответить на этот вопрос вы сможете в конце урока.
А сейчас попробуем составить кластер. Какие ассоциации у вас возникают со словом монастырь?
(Монах, молитва, богослужение, тишина, покой, Бог, колокольный звон, душа
На какие вопросы вы хотите получить ответы на сегодняшнем уроке?
Кто живет в монастыре?
Кто такие монахи?
Чем они занимаются?
Почему люди идут в монахи?
Чем отличается жизнь монахов от простых людей?
III.3 Словарная работа (работа над основными понятиями урока):
Итак, Кто такие монахи?
Сл. 2 - 7
Монах - от греческого монос - «один»; инок – от древнеславянского слова ин - «один»;
Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи.
Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.
Инок - монах, чернец, черноризец; отшельник, пустынножитель (синонимы).
- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?
(Ответы учащихся).
- Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.
Слайд лодка (притча) 8 -9
- Монахом стать трудно. Прочитайте в учебнике как становятся монахами и что такое послушание.
(Дети читают текст учебника (стр. 81), один учащийся читает вслух).
- Итак, какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?
(Ответы учащихся: послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени).
Послушание -
Обет - даваемое Богу обещание совершить какой-либо подвиг, дело милосердия или благочестия.
Постриг МОНАХА ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОН САМ, СВОБОДНО ОТДАЁТ СЕБЯ В СЛУГИ ХРИСТУ, ЧТОБЫ НИКТО ДРУГОЙ И НИЧТО ДРУГОЕ НЕ ВЛАДЕЛИ ИМ. ДЛЯ НЕГО НАЧИНАЕТСЯ СОВСЕМ ДРУГАЯ
ЖИЗНЬ, И ПОЭТОМУ ПРИ ПОСТРИГЕ ОН ПОЛУЧАЕТ НОВОЕ ИМЯ.
- Какие черты характера воспитываются в монастыре?
(Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).
- Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе.
Есть такой фильм «Остров» режиссера Павла Лунгина.
Содержание: в кочегарку старца Анатолия переселяется настоятель монастыря, отец Филарет , и пытается наладить отношения с отцом Анатолием. Настоятель приходит со своим одеялом, которое привез из Афона. Ночью отец Анатолий выбрасывает это одеяло в озеро.
- Как вы думаете, что будет дальше?
(Ответы учащихся).
- Как поступили бы вы в этой ситуации?
(Ответы учащихся).
- Посмотрите – что было дальше. Настоятель отец Филарет благодарит отца Анатолия за то, что тот избавил его от привычки к комфорту.
- Была ли развязка конфликта для вас ожидаемой? Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей, такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.
Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени). Некоторые монахи даже заковывают себя в кандалы.
- Они сознательно заставляют терпеть и страдать свое тело, чтобы душа стала чище.
Издревле на Руси в монастырях жили Святые Старцы. Это – монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога заслужили дар предвидения или исцеления.
Одним из таких Святых Старцев был Серафим Саровский. Вы слышали о таком старце?
Давайте посмотрим фильм о нем.
VI.Работа в группах
Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.80-83 обсудите вопросы и дайте ответ:
1. Стр. 81 (4 абзац). Какие монашеские обеты дает монах?
2. Стр. 81. Расскажите о монашеском облачении
( Учитель выслушивает ответы и сверяет данные со слайдами презентации)
V. Закрепление.
Тестовые задания (могут выполняются в парах, ):
1. Закончите предложение:
Люди уходят в монастырь, когда
1) у них не ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончите предложение:
Монашеская жизнь скучна
1) так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
4.Закончите предложение:
Послушание в монастыре нужно для того, чтобы
1) узнать, что такое унижение;
2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);
3) просто всех слушаться.
VI. Проверка теста.
VII. Физкультминутка.
IX. Итог урока
.
- Чем храм отличается от монастыря? (проблемный вопрос на доске)
X. Видеоролик «Монастырь».
XI. Рефлексия.
Прием: «Закончи фразу»:
- На уроке я открыл для себя ...
- На уроке мне понравилось задание…
- Мне было трудно выполнять задание …
- В конце урока у меня … настроение
Ресурсный круг
– Что самое интересное было в уроке?
XII. Домашнее задание (как предложение):
Монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести.
1. Разработать правила поведения в монастыре.
- Монастыри нашего края – краткое сообщение.
Работа в группах
Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.80-83 обсудите вопросы и дайте ответ: 1. Стр.80 (4 абзац). Кто был первым монахом? | Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.80-83 обсудите вопросы и дайте ответ: 2. Стр.81 (2 абзац). Чем занимались монахи в городских монастырях? |
Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.80-83 обсудите вопросы и дайте ответ: 3. Стр. 81 (3 абзац). Что означает послушание? | Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.80-83 обсудите вопросы и дайте ответ: 4. Стр. 81 (4 абзац). Какие монашеские обеты дает монах? |
Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.80-83 обсудите вопросы и дайте ответ: 5. Стр. 81. Расскажите о монашеском облачении |
Тестовые задания 1. Закончите предложение: Люди уходят в монастырь, когда 1) ..у них не ладится в жизни; 2) им хочется, чтобы ими восхищались; 3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом. 2. Закончите предложение: Основным в монашеской жизни является 1) труд и молитва; 2) желание быть лучшим в монастыре; 3) самоистязание и самолюбование. 3. Закончите предложение: Монашеская жизнь скучна 1) так как нечем заняться; 2) не отличается от обычной; 3) по-своему радостна, так кА направлена к Богу. 4.Закончите предложение: Послушание в монастыре нужно для того, чтобы 1) узнать, что такое унижение; 2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми); 3) просто всех слушаться. | Тестовые задания 1. Закончите предложение: Люди уходят в монастырь, когда 1) ..у них не ладится в жизни; 2) им хочется, чтобы ими восхищались; 3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом. 2. Закончите предложение: Основным в монашеской жизни является 1) труд и молитва; 2) желание быть лучшим в монастыре; 3) самоистязание и самолюбование. 3. Закончите предложение: Монашеская жизнь скучна 1) так как нечем заняться; 2) не отличается от обычной; 3) по-своему радостна, так кА направлена к Богу. 4.Закончите предложение: Послушание в монастыре нужно для того, чтобы 1) узнать, что такое унижение; 2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми); 3) просто всех слушаться. |
Тестовые задания 1. Закончите предложение: Люди уходят в монастырь, когда 1) ..у них не ладится в жизни; 2) им хочется, чтобы ими восхищались; 3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом. 2. Закончите предложение: Основным в монашеской жизни является 1) труд и молитва; 2) желание быть лучшим в монастыре; 3) самоистязание и самолюбование. 3. Закончите предложение: Монашеская жизнь скучна 1) так как нечем заняться; 2) не отличается от обычной; 3) по-своему радостна, так кА направлена к Богу. 4.Закончите предложение: Послушание в монастыре нужно для того, чтобы 1) узнать, что такое унижение; 2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми); 3) просто всех слушаться. | Тестовые задания 1. Закончите предложение: Люди уходят в монастырь, когда 1) ..у них не ладится в жизни; 2) им хочется, чтобы ими восхищались; 3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом. 2. Закончите предложение: Основным в монашеской жизни является 1) труд и молитва; 2) желание быть лучшим в монастыре; 3) самоистязание и самолюбование. 3. Закончите предложение: Монашеская жизнь скучна 1) так как нечем заняться; 2) не отличается от обычной; 3) по-своему радостна, так кА направлена к Богу. 4.Закончите предложение: Послушание в монастыре нужно для того, чтобы 1) узнать, что такое унижение; 2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми); 3) просто всех слушаться. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.
Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Разработка открытого урока по английскому языку (командная игра) к Малой научно-практической конференции (день открытых дверей)
Тема: животные Название: В мире животных. Animal`s world. Цель: 1. Обобщение лексического материала и грамматических явлений.2. Развити...
Разработка открытого урока для будущих первоклассников. Интегрированный урок "Весеннее настроение"
Здесь вы найдете разработку интегрированного урока для будущих первоклассников. Занятие рассчитано на 15 минут. Включает в себя различого рода задания: повторение времен года,дней недели. Дети смогут ...
Разработка открытого урока математики "Сравнение. Результат сравнения" в соответствии с требованиями ФГОС, презентация, технологическая карта, самоанализ и карточки к уроку.
Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презетация к уроку. Самоанализ урока и карточки....
Открытый урок «Особый мир монастыря. Соловки»
Особый мир монастыря....