Разработка открытого урока по ОПК Монастырь
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Киндерова Татьяна Васильевна

Разработка открытого урока по ОПК в 4 классе. Презентация к уроку. Музыкальное сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_otkrytogo_uroka_opk_monastyr.docx93.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОРКСЭ.

Основы православной культуры

Тема: «Монастырь».

Цель: дать понятие о монастыре, о монахах, о монастырском служении.

Задачи:

  1. Познакомить  с понятием монашество, с образом жизни монахов.
  2. Продолжить развитие речи обучающихся, памяти, внимания, расширение кругозора.
  3. Использовать воспитательные возможности темы для развития таких качеств, как любовь к Родине, родной земле, послушания, уважительное отношение к святыне, к монахам, церковнослужителям.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, электронное приложение  к учебному пособию А.В.Кураева «Основы православной культуры», учебное  пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», колокольный звон, видеоклип.

 

Ход урока

I. Организация деятельности учащихся

II. Подготовка к изучению нового материала

(Звуки колокольного звона, иллюстрация с изображением монастыря)

1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения):

-  Где могут звонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).

 Учитель: Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем…

    3. Чтение стихотворения подготовленным учеником. (Стихотворение представлено на слайде презентации)

В густой листве затерян монастырь,
Над ним лишь небо, да, как вата облака.
Вокруг полей российских гладь и ширь,
А вдалеке виднеется река.
Святой источник спрятан средь берез,
Лишь только ветер шелестит листвой.
Блуждаем в царстве собственных мы грез,
Боясь спугнуть волнующий покой.
Прозрачный воздух, ярка неба синь,
А вдалеке виднеется река.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним не властны время и века.

 - О чем стихотворение? (О монастыре)

  -  Чем храм отличается от монастыря? (проблемный вопрос на доске) Выслушиваются предположительные ответы учащихся.

- Я надеюсь, что полнее ответить на этот вопрос вы сможете в конце урока.

А сейчас попробуем составить кластер. Какие ассоциации у вас возникают со словом монастырь?

(Монах, молитва, богослужение, тишина, покой, Бог, колокольный звон, душа

На какие вопросы вы хотите получить ответы на сегодняшнем уроке?

Кто живет в монастыре?

Кто такие монахи?

Чем они занимаются?

Почему люди идут в монахи?

Чем отличается жизнь монахов от простых людей?

III.3 Словарная работа (работа над основными понятиями урока):

 Итак, Кто такие монахи?

Сл. 2 - 7

Монах - от греческого монос - «один»; инок – от древнеславянского слова ин - «один»;

 Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи.

Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.

 Инок - монах, чернец, черноризец; отшельник, пустынножитель (синонимы).

- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?

(Ответы учащихся).

 - Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания,  - работают на полях, в монастырской кухне  или ремонтируют здания монастыря.  

Слайд лодка (притча) 8 -9

- Монахом стать трудно. Прочитайте в учебнике как становятся монахами и что такое послушание.

(Дети читают текст учебника (стр. 81), один учащийся читает вслух).

- Итак,  какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?

(Ответы учащихся: послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени).

Послушание -

Обет -  даваемое Богу обещание совершить какой-либо подвиг, дело милосердия или благочестия.

Постриг  МОНАХА ОЗНАЧАЕТ,  ЧТО ОН САМ, СВОБОДНО ОТДАЁТ  СЕБЯ В СЛУГИ ХРИСТУ, ЧТОБЫ НИКТО ДРУГОЙ И НИЧТО ДРУГОЕ НЕ ВЛАДЕЛИ ИМ. ДЛЯ НЕГО НАЧИНАЕТСЯ СОВСЕМ ДРУГАЯ

ЖИЗНЬ, И ПОЭТОМУ ПРИ ПОСТРИГЕ ОН ПОЛУЧАЕТ НОВОЕ ИМЯ.  

- Какие черты характера воспитываются в монастыре?

(Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).

- Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе. 

Есть такой фильм  «Остров»  режиссера Павла Лунгина.

 Содержание: в кочегарку  старца Анатолия  переселяется настоятель монастыря, отец Филарет ,  и пытается наладить отношения с отцом Анатолием. Настоятель приходит со своим одеялом, которое привез из Афона. Ночью отец Анатолий выбрасывает это одеяло в озеро.

- Как вы думаете, что будет дальше?

(Ответы учащихся).

- Как поступили бы вы в этой ситуации?

(Ответы учащихся).

- Посмотрите – что было дальше. Настоятель отец Филарет благодарит отца Анатолия за то, что тот избавил его от привычки к комфорту.

- Была ли развязка конфликта для вас ожидаемой?  Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей,  такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.

Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты  – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени).  Некоторые монахи даже заковывают себя в кандалы.

- Они сознательно заставляют терпеть и страдать свое тело, чтобы душа стала чище.

 Издревле  на Руси в монастырях жили Святые Старцы. Это – монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога заслужили дар предвидения или исцеления.

Одним из таких Святых Старцев был Серафим Саровский.  Вы слышали о таком старце?

Давайте посмотрим фильм о нем.

 

VI.Работа в группах

 Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.80-83 обсудите вопросы и дайте ответ:

1.   Стр. 81 (4 абзац). Какие монашеские обеты дает монах?

2.   Стр. 81. Расскажите о монашеском облачении

 ( Учитель выслушивает ответы и сверяет данные со слайдами презентации)

V. Закрепление.

Тестовые задания (могут выполняются в парах, ):

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1)  у них не ладится в жизни;

2)  им хочется, чтобы ими восхищались;

3)  чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1)  труд и молитва;

2)  желание быть лучшим в монастыре;

3)  самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1)  так как нечем заняться;

2)  не отличается от обычной;

3)  по-своему радостна, так как направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1)  узнать, что такое унижение;

2)  победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3)  просто всех слушаться.

VI. Проверка теста.

VII. Физкультминутка.

IX. Итог урока

.

- Чем храм отличается от монастыря? (проблемный вопрос на доске)

X. Видеоролик «Монастырь».

XI. Рефлексия.

Прием: «Закончи фразу»:

- На уроке я открыл для себя ...

- На уроке мне понравилось задание…

- Мне было трудно выполнять задание …

- В конце урока у меня … настроение

Ресурсный круг

Что самое интересное было в уроке?

XII. Домашнее задание (как предложение):

Монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести.

     

     1.        Разработать правила поведения в монастыре.

  1. Монастыри нашего края – краткое сообщение.

Работа в группах

Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.80-83 обсудите вопросы и дайте ответ:

1. Стр.80 (4 абзац).

Кто был первым монахом?

Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.80-83 обсудите вопросы и дайте ответ:

2. Стр.81 (2 абзац).

 Чем занимались монахи в городских монастырях?

Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.80-83 обсудите вопросы и дайте ответ:

3. Стр. 81 (3 абзац).

Что означает послушание?

Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.80-83 обсудите вопросы и дайте ответ:

4. Стр. 81 (4 абзац).

Какие монашеские обеты дает монах?

Прочитайте текст учебника – параграф 25, стр.80-83 обсудите вопросы и дайте ответ:

5. Стр. 81.

Расскажите о монашеском облачении

Тестовые задания

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2)  им хочется, чтобы ими восхищались;

3)  чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1)  труд и молитва;

2)  желание быть лучшим в монастыре;

3)  самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1)  так как нечем заняться;

2)  не отличается от обычной;

3)  по-своему радостна, так кА направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1)  узнать, что такое унижение;

2)  победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3)  просто всех слушаться.

Тестовые задания

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2)  им хочется, чтобы ими восхищались;

3)  чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1)  труд и молитва;

2)  желание быть лучшим в монастыре;

3)  самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1)  так как нечем заняться;

2)  не отличается от обычной;

3)  по-своему радостна, так кА направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1)  узнать, что такое унижение;

2)  победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3)  просто всех слушаться.

Тестовые задания

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2)  им хочется, чтобы ими восхищались;

3)  чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1)  труд и молитва;

2)  желание быть лучшим в монастыре;

3)  самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1)  так как нечем заняться;

2)  не отличается от обычной;

3)  по-своему радостна, так кА направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1)  узнать, что такое унижение;

2)  победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3)  просто всех слушаться.

Тестовые задания

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2)  им хочется, чтобы ими восхищались;

3)  чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1)  труд и молитва;

2)  желание быть лучшим в монастыре;

3)  самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1)  так как нечем заняться;

2)  не отличается от обычной;

3)  по-своему радостна, так кА направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1)  узнать, что такое унижение;

2)  победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3)  просто всех слушаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.

Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Разработка открытого урока по английскому языку (командная игра) к Малой научно-практической конференции (день открытых дверей)

Тема: животные Название: В мире животных. Animal`s world. Цель:      1. Обобщение лексического материала и грамматических явлений.2.     Развити...

Разработка открытого урока для будущих первоклассников. Интегрированный урок "Весеннее настроение"

Здесь вы найдете разработку интегрированного урока для будущих первоклассников. Занятие рассчитано на 15 минут. Включает в себя различого рода задания: повторение времен года,дней недели. Дети смогут ...

Разработка открытого урока математики "Сравнение. Результат сравнения" в соответствии с требованиями ФГОС, презентация, технологическая карта, самоанализ и карточки к уроку.

Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презетация к уроку. Самоанализ урока и карточки....