Урок по Светской этике.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Троицкая Лариса Сергеевна

Урок по светской этике провела 28 апреля по теме " Дом, который строим все вместе. Обобщение изученного материала по модулю " Светская этика". Дети готовили проекты по темам, защищали их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дом, который строим вместе. Обобщение изученного материала по модулю «Светская этика».

Цели урока:

                   обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, продолжить формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России;

                   показать, чему научились ребята на уроках по модулю « Светская этика»,

                    воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине, к своей стране, способствовать формированию у младшего подростка  представлений   о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

                   развивать умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения, развивать способности младших школьников к общению в полиэтнической среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия, развивать информационные умения.

Формы и виды деятельности: творческие задания, логические задания; защита творческих проектов учащихся.

Основные термины и понятия: милосердие, сопереживание, вежливость, дружба, трудолюбие, любовь к Родине, малая Родина,  патриотизм, патриот, семья, уважение.

Оборудование: компьютер, карта мира; модель дома; кирпичики для дома с надписями добродетелей; презентации  «Моя мама. Моя семья», « Мое отношение к миру», «Милосердие»,

« Моя Родина», « Дружба», « Мой дедушка-защитник Родины», разрезанные пословицы в конвертах, минусовка песни о маме, листки, на которых написано слово « Родина».

Мораль - система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

Мораль - это правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие - злыми.

Этикет - принятый порядок поведения, который устанавливает форму для фраз, жестов, одежды в разных ситуациях: на празднике, за столом, при встрече. Формы этикета поддерживают вежливые отношения между людьми, помогают соблюдать правила морали (этики).

Добродетель – стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность. Это и отдельное положительное качество человека ( трудолюбие, вежливость, дружелюбие, ответственность, способность сопереживать, милосердие, патриотизм).

Патриотизм - любовь к Родине.

Патриот - человек, который высоко ценит страну, в которой родился и вырос, ее традиции, культуру, язык.

Жизнь – это высшая человеческая ценность.

Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. Отличительная черта – бескорыстность.

                       Дневник проекта по ОРКСЭ

(4-в класс)

  Цель: 

-формирование нравственных качеств личности младшего подростка через проектную деятельность на уроках основ религиозных культур и светской этики.

Задачи:

Предметные:

-расширение представления о морально-этических нормах поведения в современном обществе и учить применять их в жизни;

Личностные:

-развитие познавательного интереса к нравственно - духовным проблемам современного мира;

-побуждение к обсуждению и поиску решения нравственных проблем;

-воспитание толерантной личности, готовой и способной жить в поликультурном и многонациональном современном обществе.

-развитие коммуникативной компетенции;

-формирование культуры учебного труда, воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы.

Метапредметные:

-развитие учебно-организационные умения: умения планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;

-развитие учебно-интеллектуальные умения: умения мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;

-развитие учебно-информационные умения: умения работать с различными источниками информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Методы обучения (продуктивные): проблемное изложение материала, поисковый и исследовательский.


Формы работы обучающихся:

-защита творческих проектов;

-самооценка;

-взаимооценка.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

С 28.04.2015 по 19.05.2015 обучающимся предлагаются на выбор различные темы для подготовки проекта по модулю «Светская этика».

-«Россия - Родина моя»

-«Всюду добрые люди вокруг…»

-«Я хочу рассказать вам об одном добром человеке»

-«Вот что значит настоящий, верный друг»

-«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А. де Сент-Экзюпери)

- « С чего начинается Родина?»

- «Вклад моей семьи в благополучие и процветание нашей Родины»

- «Значение нравственности и этики в жизни человека»

- « Герои России»

- « Мой друг»

- « Мое отношение к России»

- « Мое отношение к миру»

- « Мой дедушка - защитник Родины»

- « Милосердие»

- « Моя мама»

1.Обучение на тему: «Что такое проект?». (28.04.2015)

Проект - это 5 «П»:

  1. «П» - проблема (задача, которую надо решить);
  2. «П» - планирование работы (этапы);
  3. «П» - поиск информации;
  4. «П» - продукт (результат);
  5. «П» - презентация (защита проекта).

2. Защита проектов обучающихся, самооценка. (19.05.2015).



Памятка защиты проекта:

  1. Почему я выбрал данную тему?
  2. Какую цель я ставил перед собой?
  3. Какую работу я проделал, работая над проектом?
  4. Что я узнал нового, работая над проектом?
  5. Какую пользу для себя и других я извлек из данной работы?
  6. Что у меня получилось?
  7. В чем я затруднился?
  8. Я благодарю за помощь в работе…

3. Взаимооценка. Обучающиеся в процессе защиты проектов осуществляют взаимооценку по следующим критериям (каждый критерий оценивался в 5 баллов):

  1. Содержание проекта.
  2. Оформление проекта.
  3. Умение защитить проект.
  4. Проявление творчества при создании проекта.
  5. Проявление творчества при создании проекта
  6. Общий балл.

4. Подведение итогов.

Комментарий. Защита проектов осуществляется 3 урока (весь май). Это праздник творческого самовыражения детей 10- 11- летнего возраста. Каждая работа глубоко индивидуальна, отражает уровень подготовленности ученика, уровень прилежания, ответственности и, конечно же, долю участия родителей в создании проектной работы, что и определяет одной из целей данный предмет.

Ход урока:

I  этап. Орг. момент.

Начать наш урок я предлагаю с приветствия, с пожелания друг другу доброго утра. Произнесем эти слова так, чтобы это утро действительно озарилось добром и радостью встречи. Давайте скажем друг другу « Доброе утро».

II  этап. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Весь учебный год мы изучали очень интересный и весьма необычный учебный курс – основы религиозных культур и светской этики. Наши уроки не были похожи на обычные школьные занятия. Мы не только обсуждали прочитанное в учебнике, мы спорили, высказывали свое мнение, но всегда вместе приходили к единому решению: как жить в нашем мире так, чтобы было хорошо не только нам, но и всем, кто нас окружает. Мы учились быть справедливыми и честными, терпеливыми и порядочными, добрыми и искренними. А еще мы строили наш дом, дом – в котором мы будем жить. Но в доме главное не стены, а люди – жильцы дома. Вот сегодня мы и будем праздновать новоселье – заселять наш дом добродетелями, которые помогают сделать наш мир прекраснее.

III  этап. Объявление темы урока.

Итак, тема нашего урока «Дом, который строим вместе» и я приглашаю всех будущих жителей нашего дома рассказать нам, кто они такие и почему вы хотите, чтобы они поселились в нашем доме.

IV  этап. Защита проектов учащимися.

  1. Неделю назад ребята выбрали темы для выступлений, проектов, презентаций. Сейчас мы разбились на группы, за каждым столом сидит по 1 ученику, который  сегодня выступает, а остальные ребята - это группа поддержки (они будут защищать свои проекты на следующих уроках). Я желаю удачи всем, кто сегодня выступает, защищает свой проект, а группе – показать, что вы действительно дружные ребята, готовые прийти на помощь.

На каждом столе лежат вопросы, на которые вы должны подготовить ответы.

« Россия – Родина моя»

- Как называется наша Родина?

- Каким словом, близким по смыслу, можно заменить слово Родина?

- Подберите к слову Родина однокоренные слова.

- Покажите ее на карте.

- Какого цвета наш государственный флаг?

- Какие народы проживают в нашей стране? 

- Как вы понимаете выражение « малая родина»?

Ответы на многие вопросы можно найти в учебнике на стр. 4-5

2. Я хочу, что бы в нашем доме жила ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.

Презентация «Россия - Родина моя»                    Альбина

 А сейчас я хочу задать вам несколько вопросов:

- Как называется наша Родина?

- Каким словом, близким по смыслу, можно заменить слово Родина?

Подберите к слову Родина однокоренные слова.

- Покажите ее на карте.

- Какого цвета наш государственный флаг?

- Какие народы проживают в нашей стране? Россия является многонациональным государством, что отражено также в её Конституции. На её территории проживает более 190 народов ( русские, украинцы, белорусы, татары, армяне, азербайджанцы, узбеки, башкиры, чуваши, чеченцы, мордва, удмурды, марийцы, осетины, якуты, кабардинцы, лезгины,буряты, ингуши, коми, немцы, таджики, грузины, евреи,адыгейцы, балкарцы, киргизы,хакасы, казаки, карелы, эвенки, туркмены и многие другие)

- Как вы понимаете выражение « малая родина»?

Родина – это страна, где мы родились. Это самое родное для нас место. Наша Родина огромна и красива. И у каждого она одна, как мама.

         Любить Родину – и просто, и сложно. Любить – значит беречь ее просторы, ее природу, гордиться ее достижениями, знать ее великую историю.

        Но любить Родину – это и уважать ее граждан, заботиться о ветеранах, помогать пожилым людям, защищать от врагов.

Пословицы о Родине.

 Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родная сторона - мать, чужая – мачеха.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

ЛЮБОВЬ К СЕМЬЕ, К МАМЕ.

3. Скажите, а с чего начинается любовь к Родине?

Любовь к Родине начинается с любви к матери, к семье.

 Я хочу, чтобы в нашем доме жила ЛЮБОВЬ К СЕМЬЕ, к МАМЕ.

Давайте посмотрим презентацию «Моя мама»  

                                                                  Андрей, Сергей

         Семья – это дом, в котором ты живешь. А самое       главное, в нем живет любовь. Любовь родителей к детям, детей к взрослым.

      Любовь в семье не может существовать без прощения и терпения.

     В каждой семье существуют свои традиции. А чтобы семья создала традиции, нужно знать, кто из членов семьи что любит.

        Семья – это не просто родственники, которые живут под одной крышей. Это близкие люди. И самый главный человек в семье – это мама.

       Мама несет в себе радость и доброту, любовь к своему дому. Она делает счастливым детство своих детей.

       Мамочка. Сколько тепла таит это маленькое слово! Материнская любовь греет нас до старости. Мама – самый верный друг, который никогда, ни при каких обстоятельствах не предаст своего ребенка. Сердце матери всегда с ним.

Если вы не против, то я хотела бы задать вам несколько вопросов о вашей семье. Можно?

- Как зовут твою маму?

- Знаешь ли ты, когда у нее день рождения?

- Какие любимые цветы твоей мамы?

-А сейчас я буду вам читать пословицы о маме, а вы должны их продолжить.

При солнышке тепло – при матери добро.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

        Ближе матери друга нет.

       

4. А сейчас предлагаю всем вместе спеть песню о маме.

 5. Давайте посмотрим презентацию, которую подготовил Богдан. В ней говорится и о любви к семье, к маме, и о любви к Родине, и том, как Богдан относится к миру, который его окружает.

Презентация « Мое отношение к миру»                Богдан

Богдан, я знаю, что у тебя большая и дружная семья.

Можно, я задам тебе вопросы?

- Когда родилась ваша семья?

-Сколько лет вашей семье?

- Какие традиции есть в вашей семье?

6. Я хочу, чтобы в нашем доме поселилось МИЛОСЕРДИЕ.

        Одно из самых красивых слов на свете – милосердие. Оно говорит о сердце, которое любит, милует и жалеет. Милосердие подсказывает тебе: чужой беды не бывает.

           Нельзя поступать по принципу «как ты ко мне, так и я тебе». Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

           Человек может научиться милосердию. Если вы будете совершать дела милосердия, то эти дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным.

Предлагаю вам посмотреть презентацию « Милосердие». 

                                                                          Кирилл    

                               

7.Я хочу, чтобы в нашем доме жила ДРУЖБА.

           Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и совместной деятельности.

         Дружат люди, похожие друг на друга. Не случайно появилась поговорка: «Скажи кто твой друг, и я скажу, кто ты».

       Чтобы быть настоящим другом надо искренне, без зависти радоваться успехам другого человека.

       Дружба приносит радость и уважение. Дружбу надо беречь и за нее стоит побороться.

Презентация « Дружба»                                   Маша

Я прошу вас из отдельных фрагментов составить пословицы о дружбе и прочитать их.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Настоящий друг познается в беде.

Нет друга -  ищи, а нашел – береги.

В настоящей дружбе так – сам пропадай, а друга выручай.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Легче друга потерять, чем найти.

Человек без друга – что дерево без корней.

   

 8.Я хочу, чтобы в нашем доме жило УВАЖЕНИЕ К ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА.

Отечество – это страна, где человек родился и вырос. Это наша Родина, Россия.

Родина воспитывает своих детей, удивляет и радует своей красотой. Но защитить сама себя не может. Обязанность по защите Родины лежит на смелых, сильных и мужественных людях.

Защищать Родину – долг каждого гражданина, почетная обязанность каждого мужчины. Без солдат не может быть армии, без них беспомощны самые мощные ракеты, танки, сверхзвуковые самолеты. Солдат – это высокое звание!

         

Проект « Мой дедушка - защитник Родины»          Тимур

                                                                                                     

V  этап. Подведение итогов.

На картоне коричневого цвета напишите одну добродетель, которая звучала на сегодняшнем уроке, которая обязательно должна жить в нашем общем доме, чтобы всем нам, живущим на планете Земля было уютно, комфортно.

Кирпичики (полоски картона) с добродетелями прикрепляем на стену дома.

Вот и заселили мы наш дом самыми лучшими человеческими качествами, а как им будет жить в нашем доме – зависит от нас. Будем мы о них помнить и поступать так как они требуют – будет в нашем доме любовь и достаток, не будем – превратится наш дом в развалины. Давайте же, ребята, беречь и любить наш дом, который мы построили своими руками.

Всем ребятам: участникам нашего урока огромное спасибо за трудолюбие, вежливость, отзывчивость и искренность.

РЕФЛЕКСИЯ.

Понравился ли вам наш урок?

Какое настроение ?

Что нового узнали?

Урок дал мне для жизни….

Дополнительно:

Каким должен быть человек, какими чертами характера он должен обладать, чтобы мог принести пользу Родине, чтобы Родина могла гордиться?

Р- разумный, решительный

О- ответственный, общительный

Д- доброжелательный, деловой, добрый

И- искренний, инициативный

Н- надежный, настойчивый в достижении цели

А- активный

На каждую букву слова « Родина» придумать слово

VI  этап. Домашнее задание: рассказать друзьям, родным и знакомым о нашем сегодняшнем уроке.

 

Я хочу, чтобы в нашем доме жила ВЕЖЛИВОСТЬ.

        Вежливость – повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома, в школе, в общественных местах.

       Вежливый культурный человек соблюдает правила приличия, умеет выслушать другого уважительно, тактично разговаривает с людьми.

        Слово «вежливость»  произошло от слова «вежа», то есть знающий человек. И сейчас вежливым называют человека, который знает и употребляет вежливые слова.

 

                                          

 

Я хочу, чтобы в нашем доме жило ТРУДОЛЮБИЕ.

Трудолюбие – способность человека трудиться с удовольствием, радостью, получать от труда удовлетворение.

Нельзя только пользоваться трудом других людей, самому ничего не делая. Человек будет счастлив, если внесет свой вклад в общее дело, будет полезен другим людям.

Главный труд школьника – это учеба.

А сейчас я предлагаю вам потрудиться с логическими головоломками. Необходимо правильно дорисовать домино.

 

Я предлагаю вам поучаствовать в викторине про богатырей. Для начала разгадайте имена богатырей

боДныяр киНичти, шалеА

 Почивоп, яИль руМоцем

 

А теперь вопросы викторины:

  1. Назовите, каких еще богатырей вы знаете.
  2. Кто самый старший и самый младший из богатырей?
  3. Из какой семьи Алеша Попович?
  4. Какому князю служили это богатыри?
  5. Что богатырям указывало путь?
  6. С кем сражался Алеша Попович?
  7. Как звали коня Ильи Муромца?

 Я хочу, чтобы в нашем доме жила ЧЕСТНОСТЬ.

Честность – это искренность, добросовестность и безупречность. Слово честность произошло от слова «честь».

Жить честно – это значит жить без обмана, по совести. Честность – это когда мы готовы признать свои заблуждения и правоту других людей.

Честность помогает добиться справедливости. Она вызывает уважение.

 

Я предлагаю вам разрешить одну ситуацию. Как бы вы поступили?

В классе учились два товарища: Андрей и Женя. Однажды Андрей пришел к товарищу домой и увидел, что его мама больна. Андрей подумал: «Вот почему Женя стал хуже учиться, даже плохих отметок нахватал». А в это время мама Жени его спросила: «Как там учится мой сынок? Что-то беспокойно за него стало»

 

Я хочу, чтобы в нашем доме жила ПОРЯДОЧНОСТЬ.

Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всем установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам.

Порядочный человек никогда не будет лгать, сплетничать. Он не обманет доверия другого человека.

Порядочный человек – справедлив, и если не прав, то обязательно признает это, как бы тяжело ему не было.

Найдите качества порядочного человека:

Доверие, искренность, глупость, честность, ненадежность, милосердие, зависть, надежность, равноправие, хитрость, бескорыстие.

 

 

ЛЮБОВЬ К МАМЕ.

ЛЮБОВЬ К СЕМЬЕ.

Л Ю Б О В Ь   К

 Р О Д И Н Е

М И Л О С Е Р Д И Е

УВАЖЕНИЕ К ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА.

Д Р У Ж Б А

П А Т Р И О Т И З М

Птица сильна крыльями, а человек

дружбой.

Крепкую дружбу и водой не

разольешь.

Настоящий друг познается в беде.

Нет друга - ищи, а найдешь –

береги.

В настоящей дружбе так – сам

пропадай, а друга выручай.

Дружба крепка не лестью, а правдой

и честью.

Легче друга потерять, чем найти.

Человек без друзей – что дерево

без корней.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок основы светской этики

Урок по курсу ОРКиСЭ. Тема: "Род и семья - исток нравственных отношений".4- 5кл. Урок воспитывает уважение к своей семье, к своим родственникам, знакомит со своей  родословной....

Урок по светской этике.

Основы светской этикиТема: Образцы нравственности. Цель: приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России.Задачи: - познакомить с нравственными идеала...

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

Конспект и презентация к уроку по светской этике на тему "Совесть"

В ходе урока дети  смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд». Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, ...

конспект урока по светской этике

урок дан в курсе ОРКСЭ...