Этикет ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
- познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;
- познакомить с некоторыми правилами этикета;
- развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;
- воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_etiket.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль «Основы светской этики»
Тема: Этикет
Цели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека
Задачи:
- познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;
- познакомить с некоторыми правилами этикета;
- развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;
- воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд
(Разгадывание кроссворда).
- Как называется наш модуль? (основы светской этики)
- Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)
- Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм)
- Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок).
- Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель)
- Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость)
III. Целеполагание.
Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).
- А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).
- О чем на уроке вы бы хотели сегодня узнать? (ответы детей).
Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни. Для работы мы разделимся на две группы. Каждая группа получит свое задание. Время выполнения – 5 минут.
III. Изучение нового материала.
1) Работа в группах (5 минут).
1 группа - ищет ответ в толковых словарях.
2 группа – ищет ответ в книге стр.
Двое уч-ся проводят опрос среди взрослых
(Выступление групп – 5 минут)
Учитель: Так все же, давайте скажем, что же такое этикет (учащиеся делают вывод самостоятельно).
На слайде
Этикет — это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе — в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует. Это культурное поведение людей основанное на определённых правилах.
2) Беседа по теме.
Учитель:
Где же зародился этикет?
В переводе с французского языка слово «этикет» означает «церемония». Любая церемония: от коронования до бракосочетания требует четкого соблюдений правил. Конечно, это особые праздничные мероприятия, но нельзя забывать, что и будний день может стать праздником, если вокруг будет царить культура.
С самых древних времен люди соблюдали правила общения. Даже в первобытно-общинном обществе были свои определенные нормы, и люди, которые тогда еще жили в племенах подчинялись им. Непременным было уважение к старшим, поскольку это были самые мудрые представители племени. Это правило обязательно и на сегодняшний день. Особые традиции были заложены в средние века, когда процветала особая рыцарская культура. Когда рыцари в доспехах приходили со сражений, они поднимали забрало шлема, чтобы поприветствовать собеседника. А теперь это перешло в обычай снимать шляпу при встрече.
( слайд ) Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.
В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях. Вот так неписанные правила, обусловленные местными обычаями и традициями. Превратились в неизменные правила. которые знает и соблюдает любой культурный человек.
Наверно, вы заметили, что, у друзей, к которым вы приходите в гости, часто дома существуют правила. Есть правила, которые одинаковы для всех. Но каждая семья вправе придумать какие-то ограничения. Например, не разговаривать по телефону во время семейного ужина. И гости должны соблюдать эти правила.
(слайд) Впервые само слово « этикет» стали употреблять при дворе французского короля Людовика XIV. «Этикетками» назывались специальные карточки, где были прописаны все правила поведения. Перед трапезой все гости получали их и тщательно изучали. Для того, чтобы изучить их отводилось специальное время. Соблюдение правил, написанных на этикетках, было очень важно. Любое отступление от этих правил считалось недопустимым и строго каралось вплоть до смертной казни. Долгое время этикет различал свою манеру поведения для каждых классов. Так, например, высшее сословие пренебрежительно относилось к низшему. Сейчас же все это в прошлом. Сегодня соблюдение правил этикета – залог гармонии в обществе.
Мы живём в 21 веке по общим правилам цивилизованного этикета. Что бы человек не попадал в различные ситуации, необходимы знания правил этикета. Этикет регулирует поведение людей дома, с соседями, на улице, в транспорте, кино, театре, является частью культуры.
Существует несколько видов этикета
- Речевой этикет
- Столовый этикет
- Свадебный этикет
- Траурный этикет
- Этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.)
- Дипломатический этикет
- Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.)
- Религиозный этикет
- Служебный этикет
- Телефонный этикет
3) Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение предает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного.
Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»
4) Обсуждение просмотренного отрывка.
- Что в речи мальчика было необычного?
- Все ли вам было понятно в его речи?
- Почему вы смеялись?
- Что вам показалось смешным?
- Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).
Учитель: Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка», относятся к молодежному жаргону – сленгу. Но с этим новым понятием вы познакомитесь на уроках русского языка в 6 классе.
А всегда ли уместно использовать в разговоре сленговые слова? (Ребята обращают внимание на то, что мальчик разговаривает с взрослым человеком).
Работа в группах
1 группа-учебник стр.56-57 (определите какой должна быть наша речь)
2 группа-работа с книгой Г.Остера «Вредные советы» и определи, что в них неправильно:
5) Учитель: А сейчас вы увидите еще один отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.
Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна»
Как вы уже поняли –речь пойдет о столовом этикете
6) Обсуждение просмотренного отрывка Что было необычного в поведении мальчика? Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?
- Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.
Выступление ученицы с сообщением «Этикет за столом»
За столом следует сидеть прямо, не слишком далеко, но и не слишком близко от стола, не разваливаться на стуле и не наваливаться грудью на стол, не опираться на локти и не наклоняться очень низко над тарелкой. Неприлично читать газету во время еды или о чём-либо оживлённо рассказывать. За столом не следует жестикулировать и проявлять торопливость при еде..
Все приборы - ножи и ложки, расположенные справа от тарелки, берут правой рукой, а все приборы, расположенные с левой стороны, - левой рукой.
Ручку вилки и ножа обхватывают тремя пальцами: указательным, большим и средним. Ручка вилки и ножа должна упираться в ладонь. Во время еды нож и вилку следует держать наклонно к тарелке. Если держать перпендикулярно, то в таком положении они могут соскользнуть, и на скатерть полетят кусочки еды.
Салфетку можно развернуть, только когда поданы блюда. Её не повязывают на шею, а согнутой частью кладут на колени. По окончании трапезы складывают еще раз и промокают губ, но ни в коем случае не лицо.
Перед тем, как взять бокал с напитком, нужно промокнуть губы бумажной салфеткой, чтобы не оставить на стекле жирных следов.
Супу, щей надо наливать неполную тарелку. Не следует набирать полную ложку и есть с носка, иначе не избежишь неприятных звуков, возникающих при втягивании в себя жидкости. Вычерпывая последние ложки супа, тарелку наклоняют от себя. Никогда нельзя дуть в тарелку.
Жаркое, сосиски едят при помощи ножа и вилки, но не разрезая всё сразу ( иначе всё остынет и потеряет свои вкусовые качества), а отрезая кусочки по мере надобности. Нож держат в правой руке, вилку в левой. Разрезая кушанье, вилку и нож держат наклонно к тарелке. С ножа никогда не едят. Когда едят только вилкой, её держат в правой руке, помогая себе кусочком хлеба или булки, которую берут в левую руку.
Правила столового этикета гласят - если колбаса подана неочищенной, то каждый кусочек очищают на тарелке ножом и вилкой.
Сухую колбасу едят с кожицей. Сосиски в тонкой кожуре можно съесть вместе с ней, а толстую кожицу, во избежание желудочных неприятностей, лучше снять.
Нарезанную колбасу, окорок, ветчину, буженину кладут себе на тарелку и едят ножом и вилкой, счищая кожицу.
Рыбу едят только с помощью вилки, а костистую – 2 вилками, но никогда не пользуются ножом. Прекращая еду на время, вилку и нож кладут на тарелку крест- накрест.
Если подана птица, то необходимо срезать мясо с костей, пользуясь ножом и вилкой, а оставшееся мясо съесть, держа косточку в руке. Косточки выплёвывают не в руку или тарелку и, тем более не прямо на стол, а на поднесённую ко рту вилку, складывая затем либо на особую тарелку, если такая есть, либо на край своей. После еды ложку, вилку и нож оставляют в своей тарелке, а не кладут на стол.
Фруктовый компот едят десертными ложечками. Косточки беззвучно сплёвывают в неё, поднося к самым губам, а затем кладут на тарелку.
Чай наливают не очень полный стакан или чашку. Бесшумно размешав ложечкой сахар, её вынимают и кладут на блюдце (из блюдца чай не пьют) Если же чай подан в стакане с подстаканником, то ложечку при питье не вынимают, а придерживают пальцем правой руки, в которой находится стакан.
Хлеб следует нарезать небольшими кусочками, чтобы не приходилось ломать его руками или откусывать от большого куска. Хлеб и булка берутся из общего блюда руками и кладутся на тарелочку, стоящую слева от тарелки с супом или закуской.
Темы, запрещенные за столом:
- болезни и все, что с ними связано;
- критика подаваемых блюд;
- сплетни и обсуждение, как присутствующих, так и отсутствующих людей;
- политика и религия.
Выходить из-за стола следует только по предложению хозяйки и лишь тогда, когда она сама встала. Если вам необходимо уйти раньше, то сделайте это незаметно для остальных гостей, предупредив хозяев.
Существует еще школьный этикет. Мне хотелось бы обсудить с вами этикет на перемене. (Фотообзор наших перемен.) Выступление ученика « Правила поведения на перемене»
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель: Ребята, давайте еще раз назовем, с каким понятием мы с вами познакомились на уроке
- Что такое этикет?
- Какие правила этикета запомнили?
- Правила этикета не передаются по наследству, им нужно учиться.
V. Рефлексия.
- Я научилась…
- Мне стало ясно…
- Я поняла…
- Теперь я знаю…
- Я буду стараться…
- Я узнала…
VI. Домашнее задание.
Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по ОРКСЭ "Этикет" 5 класс
ОРКСЭ Основы светской этики, презентация "Этикет" знакомит с историей этикета, правилами этикета....
Конспект урока "Этикет" по курсу ОРКСЭ
Цель урока познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать а...
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Этикет"
Конспект урока по теме "Этикет"....
Урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе по теме: «Этикет»
Открытый урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе с использованием ИКТ...
Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)
Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...
Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"
Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...
Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."
Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей орксэ)...