1. Общая часть |
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 |
Тема урока | Этикет |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимание значения этикета в жизни человека, знание правил этикета, понимание значения речи и одежды для этикета. | П. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках Р Способность к анализу и синтезу информации. Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения и одноклассников с точки зрения норм и правил хорошего тона. К. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; излагать своё мнение, используя аргументы. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться. Выступать перед знакомой аудиторией сверстников с сообщениями. | Формирование ценностного отношения к нормам поведения, принятым в обществе. Воспитание чувства терпимости друг к другу, вежливости, аккуратности и самостоятельности, развивать воображение, коммуникативные способности. |
Цель урока | Раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Этикет, правила этикета. |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран, электронная презентация |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Стихотворения Ю.Чичёва, А.Усачёва, кроссворд, иллюстрации, на которых изображены модели одежды повседневной, школьной и праздничной, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари.
|
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
7 минут | Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд, вспомним некоторые понятия, о которых говорили на уроках. (Разгадывание кроссворда).
| э | т | и | к | а |
|
| а | л | ь | т | р | у | и | з | м |
|
| п | а | т | р | и | о | т |
| к | у | л | ь | т | у | р | а |
|
| к | о | л | л | е | к | т | и | в | и | с | т
| о | т | в | е | т | с | т | в | е | н | н | о | с | т | ь |
1.Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. 2.Нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей. 3.Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради неё на жертвы, трудовые и ратные подвиги. 4.Включает в себя предметы человеческого труда, а также представления и идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила. 5.Человек, который заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным. 6.Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. -Какое ключевое слово получилось? (этикет) -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? -А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей) Да, сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни. Для работы мы разделимся на три группы. Каждая группа получит свое задание и попробует объяснить, что такое этикет. Время выполнения – 5 минут. Задания для групп. 1 группа. Ищет ответ, используя стихотворение. ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТИКЕТ Что ж такое этикет? Кто-то знает, кто-то - нет. Это ПРАВИЛА такие ПОВЕДЕНИЯ, когда Мы привычки все плохие Забываем навсегда. Ты усвоил ЭТИКЕТ, И дурных привычек нет! 2 группа. Ищет ответ, используя толковый словарь.
3 группа. Ищет ответ, используя имеющиеся знания собственного опыта, можно при затруднении использовать учебник.
Вывод делает каждая группа. (Определение выводится на доску)
| Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.
Сбор информации
Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
|
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
20мин. | -Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим. - Ребята, с каким правилами этикета вы уже знакомы? (ответы детей: правила поведения дома, в школе и т.д.) - От кого вы узнали о правилах этикета? В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. Для начала прочитаем текст в учебнике стр.56-57 и ответим на два вопроса. 1вариант. Расскажет об одежде и этикете. 2вариант. Расскажет о значении речи для этикета. Высказывания детей (другой вариант имеет возможность дополнить ответ) После ответа 1варианта. Рассмотрите иллюстрации справа на странице 57. -В какой ситуации и по какому случаю надо одеваться так, как одеты герои этих фотографий. (Показ на слайдах модели одежды повседневной, школьной и праздничной) Культура внешности человека – составляющая этикетных ситуаций общения, поэтому лучше придерживаться правил приличия в отношении внешнего вида и помнить слова А.П. Чехова: “В человеке должно быть все красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Объясните, как вы это понимаете? После ответа 2варианта. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного. Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?» - Что в речи мальчика было необычного?
- Все ли вам было понятно в его речи?
- Почему вы смеялись?
- Что вам показалось смешным?
- Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).
- Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка», относятся к молодежному жаргону – сленгу. А всегда ли уместно использовать в разговоре сленговые слова? (Ребята обращают внимание на то, что мальчик разговаривает с взрослым человеком). Какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными? Четыре волшебные слова ЭТИКЕТА основа. Вы часто их говорите, Звучат они очень красиво: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО. Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу. «Здравствуйте!»-здоровья желаю. «Благодарю!»-благо дарю. «Извините!»-признаю свою вину. Прошу простить. «Спасибо!»-спаси бог. Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить, не знает ссор и обид. А сейчас вы увидите еще один отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного. Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна» Обсуждение просмотренного отрывка в парах. - Что было необычного в поведении мальчика? Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?
- Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.
| Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы.
Познавательные УУД: «Прием информации».
Сбор информации
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
Познавательные УУД: «Прием информации».
Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения и одноклассников с точки зрения норм и правил хорошего тона.
Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую».
|
Этап 3. Практикум |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
10мин. | А теперь вы поработайте в группах и выведите правила этикета: Когда вы обсудите правила, запишите их на больших листах и прикрепите на доску. Когда все пары закончат работу, необходимо перечислить правила, которые вы записали и объяснить свой выбор. Остальные учащиеся должны будут внимательно слушать и дополнить ответ выступающих. В помощь учащимся раздаются стихотворения. Задание для групп. 1 группа. Составляет правила этикета за столом. Получает стихотворение: ЗА СТОЛОМ (И дома, и в гостях) Известно с детства это всем: «Когда я ем, я глух и нем». А хоть словечко ЭТИКЕТ Разрешит сказать иль нет? Жуёшь – закрытым рот держи. Проглоти – потом скажи. * * * Чтоб не стали твои пальцы Сыра, колбасы хватальцы, Вилка есть при каждом блюде. И воспитанные люди Вилкой всё себе берут И назад её кладут.
А в салате, видишь, - ложка. Положи себе немножко, Не наваливай холмом: Съешь – еще возьмёшь потом.
Ложку общую из салата Не облизывают, ребята!
* * * Винегрет, салат, картошку, Чтобы взять, используй ложку, Только общую, не ту, Что в твоем бывала рту. * * * Не хватай еду руками – Будет очень стыдно маме. ЭТИКЕТ добавит тут: Только хлеб рукой берут. * * * Блюдо с хлебом далеко, Дотянуться нелегко. Рукавом в салат не лезь, Не бей фужера нежного. За столом соседи есть – Попроси их вежливо. И припомни снова Волшебное слово. Хлеб тебе подаст сосед – Поблагодари в ответ.
Не вытирай свой рот рукой – Салфетка есть перед тобой.
Облизывать не стоит пальцы, Которые за всё хватальцы. Учитесь ЭТИКЕТУ, детки: Для рук положены салфетки. * * * Чтобы что-то резать, нож В руку правую берёшь, Вилку в руку левую, Сидишь королевою. Кто дома есть научится, В гостях не будет мучиться. * * * Не вертись, спокойно кушай И не чавкай, словно хрюша. * * * Один знакомый мальчуган Совал сосиски за диван И с пюре набитым ртом Два часа сидел потом – Никакой культуры Не было у Шуры.
Что же нам сказать на это? Кто не знает ЭТИКЕТА И не соблюдает, тот Невоспитанным слывёт. Вот! Такое поведение Достойно осуждения. И ему мороженое Летом не положено! * * * Этой косточкой от сливы Вы и выстрелить могли бы, Но она соседу в глаз Угодила бы как раз. Нужно взять ее рукой, Положить в тарелку. Добрый наш совет такой Не считай безделкой. * * * Ложка в чашке – не пропеллер, Не спеша помешивай, Чтобы гости не смотрели На тебя насмешливо. * * * Чтоб не грохнуться случайно На пол в час веселья, Ты на стуле не качайся – Это не качели. * * * Суп горяч, как кипяток? Зря не дуй, шипя гусыней, Потерпи минут пяток, Не заметишь, как остынет. * * * Есть с ножа – невежество, Кто ест с ножа – обрежется! 2 группа. Составляет правила поведения в гостях. В ГОСТИ! В гости вы приглашены – Значит, вовремя должны На двери нажать звонок – Точно в названный вам срок. Приготовь подарок Кто-то другу иль подружке Дарит старые игрушки И потрёпанные книжки.. – Это дурно, дурно слишком. Мы таких не уважаем, В гости их не приглашаем, Не зовем на день рождения, Нет для жадин уважения.
Можно спеть на именинах, Что-нибудь нарисовать, Вылепить из пластилина, На лугу цветов нарвать Или вырастить в горшочке Синеглазые цветочки... Кто подарок сделать рад, Тот на выдумку богат! * * * Входишь в комнату, а в ней За столом полно гостей. Не стесняйся, улыбнись, Сесть за стол не торопись. ЭТИКЕТ свой покажи – Скромно «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» скажи, Головой гостям кивни, Чтобы видели они: ЭТИКЕТ не понаслышке Знают малые детишки. * * * За столом сидишь с гостями – Не кричи, не ёрзай, друг, Не размахивай руками, Словно ты гоняешь мух. * * * Если фантики конфет Гость под стол бросает, Это значит, ЭТИКЕТ Он не соблюдает. * * * Кто в гостях повсюду нос Сунуть свой пытается, До культуры не дорос, Хорошим не считается. * * * Взял без спроса вещь чужую, Шкаф открыл, полез в буфет... Невоспитанность такую Запрещает ЭТИКЕТ!
|
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
|
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД |
5мин. | Учащиеся выполняют задание: на листах записывают правила этикета и прикрепляют на доску, а затем во время выступления рассказывают, какие правила они записали. Остальные учащиеся дополняют их ответ с места. (новые правила можно сразу записать на листах).
| - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
|
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
|
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД |
3мин.
| - Ребята, вы уже поняли, что правила этикета доступны каждому из вас, что люди будут судить о вас по вашему поведению, внешнему виду, манерам и речи. Правилам этикета необходимо учиться и их соблюдать в повседневной жизни. - Вы, наверное, сделали для себя выводы и теперь знаете, какое поведение считают вежливым, а какое невежливым. И мне очень бы хотелось, чтобы о ребятах нашего класса говорили, что они знают правила хорошего тона и ведут себя по-джентельменски. Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Скажите, пожалуйста, свои ощущения. -Что вам понравилось, что не понравилось на уроке. Закончите мои фразы. - Мне стало ясно…
- Я поняла…
- Теперь я знаю…
- Я буду стараться…
- Я узнала…
| форма групповой рефлексии.
|
Домашнее задание | Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.
|