Рабочая программа по ОРКСЭ,модуль ОМРК
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Пояснительная записка, КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prog-ma_orkse_elisova.docx | 55.94 КБ |
titulnik.doc | 23.5 КБ |
ktp-2.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе:
1.Требований ФГОС НОО (п. 12.4);
2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк.А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3.Основной образовательной программы начального общего образования ОУ. составленной па основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е. С.Савинов].— 2-е изд., перераб. - М. Просвещение. 2010. п.5.2.6 - (Стандарты второго поколения).
4.Рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» / авт.-сост. Т.^Ш Шапошникова, К.В. Савченко. - М.: Дрофа. 2012
Место курса в учебном плане
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России) введен в базисный учебный план в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации изучается в 4 классе в объёме 34 ч (1 ч в неделю)
Используется учебник: «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. – 2-е изд. – Просвещение, 2012
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП- П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Используются учебники: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры».
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1.Основы православной культуры;
2.Основы исламской культуры;
3.Основы буддийской культуры;
4.Основы иудейской культуры;
5.Основымировых религиозных культур
6.Основы светской этики
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире. Очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Программа модуля «Основы мировых религиозных культур», реализуемая в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», носит культурологический характер и имеет сегодня важное значение, так как характер светской школы, определяется ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Основные принципы, заложенные в содержании программы, – общность в многообразии, многоединство, поликультурность – отражают культурную, социальную, этническую, религиозную сложность современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
-общая историческая судьба народов России;
-единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей.
Программа «Основы мировых религиозных культур» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Новизна программы заключается в ее направленности на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Цель данной программы: создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
2. Создавать условия для формирования российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно-религиозной традиции.
3. Содержательно раскрыть понятие «российские культурно-религиозные традиции» в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
4. Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
5. Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Ключевые идеи программы:
1.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
2.Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
3.Духовные традиции многонационального народа России.
4.Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности.
5.Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов.
6.Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества.
7.Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т. д.).
Общая характеристика программы
Данная программа входит в образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Данилюка А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики» – М., Просвещение, 2010г.
Рабочая программа «Основы мировых религиозных культур» рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю – 34 ч) для обучающихся 4-го класса.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история, окружающий мир, краеведение, изобразительное искусство, музыка.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки:
1.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
2.Основы мировых религиозных культур.
3.Духовные традиции многонационального народа России.
Планируемые результаты освоения программы
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
–о мировых религиях;
–об основателях религий мира,
–о священных книгах религий мира;
–о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
–об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
–названия мировых религий,
–имена основателей религий мира,
–названия основных праздников религий мира,
–особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
– воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
– работать с различными источниками информации;
– осуществлять творческую деятельность;
овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:
–знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
–знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
–формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
–осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
–овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
–формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
–адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
–умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
–овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
–овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
–готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
–определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
–формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
–формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
–развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
–развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
– воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формы, методы, технологии обучения
Формы организации образовательного процесса:
–групповая работа над проектом;
–практика деловых игр;
–анализ критических ситуаций;
–тренинги практических навыков.
Методы:
–проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские);
–организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством);
–стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания);
–контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль);
–самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
– личностно ориентированного образования;
–игровые;
–информационные;
–деятельностного метода;
–развитие общеучебных умений.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских или ориентировочных).
Формы, способы и средства проверки и оценки
результатов освоения программы
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются обобщающие уроки по теме и разделу, сообщения, презентации.
Особенности организации контроля.
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы.
Фронтальный опрос проводится в форме беседы-диалога, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т. п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд-фильма, выполненного в программе PowerPoint. Материалы, подготовленные для выступления на занятии по этой теме, могут быть оформлены в виде выставки.
Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.
Рекомендации к домашним заданиям
Необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно. Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит? - Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...). - Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен). - Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных). - Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки. - Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.) Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Внеурочная работа в рамках изучения курса
Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера.
Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания. Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом. В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно - ориентированного поведения в культуре.
В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие педагоги и школьники, родители.
Экскурсия.
Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия. Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учителю заранее необходимо посетить место экскурсии, продумать наиболее целесообразный путь следования. Содержательную сторону экскурсии, должно составлять четко определенное программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор материала для рассматривания, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальныхзаданий.
Заочная экскурсия.
При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.
Возможные формы проведения заочной экскурсии:
∙Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;
∙Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;
∙Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;
∙Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.
При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала. Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно - воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.
Диагностическая часть.
В течение года планируется провести три диагностических работы. Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме анкетирования.
Текущая диагностика проводится в конце первого полугодия в форме творческих работ с целью выявления уровня полученных знаний (урок 16-17).
Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ учащихся.
Содержание программы
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Блок 2. Основы религиозных культур (29 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных культурах.
Перечень практических и других видов работ.
Самостоятельные творческие работы:
1.По теме «Россия – наша Родина».
2.По теме «Культура и религии»
3.По теме «Человек в религиозных традициях мира»
4.По теме «Искусство в религиозной культуре»
Самостоятельные работы:
1.По теме «Добро и зло»
2.По теме «Понятие греха, раскаяния и воздания»
Групповая работа:
По теме «Священные сооружения»
Творческие работы учащихся:
1.По теме «Как я понимаю православие»
2. По теме «Как я понимаю ислам»
3. По теме «Памятники религиозной культуры в г. Нефтеюганск»
4. По теме «Мое отношение к миру»
5. По теме «Мое отношение к людям»
6. По теме «Мое отношение к России»
7. По теме «Моя малая Родина»
8. По теме «Герои России»
9. По теме «Мой друг»
10. По теме «Подари людям счастье»
11. По теме «Как я понимаю счастье»
12. По теме «Наши семейные праздники»
Театрализация:
1. По теме «Притча о блудном сыне»
2. По теме «Притча о милосердном самарянине»
3. По теме «Притча о талантах»
4. По теме «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце»
5. По теме «Мудрость царя Соломона»
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Основы мировых религиозных культур» будут использованы следующие средства материально-технического обеспечения:
1.Оборудование. Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., классная доска для оформления письменного и иллюстративного материала к уроку.
2.Технические средства обучения. Демонстрационное оборудование: компьютер, телевизор, музыкальный центр, СD, DVD, экран и интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия. Электронное пособие по модулю «Основы мировых религиозных культур»; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
3.Библиотечный фонд. Учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение программы (программа, учебные пособия для учащихся), нормативные документы, научно-популярная литература, хрестоматийные материалы, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература, художественные альбомы.
Печатные пособия. Картины, иллюстрации, карты.
Список литературы:
1.А. Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. – М. – Издательство «Просвещение», 2010.
2.Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 – 5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / (В.А. Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.); под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М. – просвещение, 2012.
3.Рабочая тетрадь «Основы мировых религиозных культур» для учащихся 4х классов / авт.-сост. Н.Н. Ушакова; Институт развития образования и социальных технологий. – Курган, 2012.
4.Давыдова Н. В. Школьный библейский словарь. – М.: РОСТ, РОСТ книга, 2011.
5.А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 2012.
6.Основы мировых религиозных культур. 4 – 5 класс. Электронное приложение к учебнику А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой, А.А. Ярлыкапова (1 CD). Разработчик: ЗАО «Образование - Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение», 2012.
7.Чудеса света. Детская энциклопедия «Махаон».– М.: ООО «Издательская Группа Аттикус», 2007.
8.Широнина Е.В. Чудеса света: Россия / Науч.-поп. издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009.
9.Григорьева Е., Гуглина Е. Чудеса света: Энциклопедия / Ил. Е. Володькиной, С Гаврилова, И. Гавриловой, С. Данилова, А. Дудниченко и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009.
10.Голубев А.В. и др. История России: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2009.
11.Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1 / Глав.ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1997.
12.Библия для детей / сост. И.Н. Полянская; худож. С.В. Борисова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
13.Библия для детей / Ил. Г. Доре. – М.: Эксмо, 2008.
14.Рождество и Пасха в детской литературе / Сост. В.Н. Бредихина. – М.: Пушкинская библиотека: АСТ, 2005.
15.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Мифология, Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 2000.
16.Я познаю мир: Культура: Дет.энцикл. / Авт.-сост. Е.В. Дедова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
17.Я познаю мир: Детская энциклопедия: религии. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 2000.
18.Энциклопедия для детей. [Т.5.] История России. Ч.1. От древних славян до конца XVII в. / ред. коллегия: М. Аксёнова, Д. Володихин, О. Елисеева и др. – изд., испр. и доп. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009.
19.Григорьева Е. Детская православная энциклопедия. Для детей среднего школьного возраста. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
20.Торопцев А.П. Киевская Русь: Исторические рассказы / Ил. И. Дзыся, И. Савченкова, А. Капнинского; Оформл. А. Ефремова. – М.: РОСМЭН, 2000.
21.Борзова Л.П. История России в картинках, рассказах, путешествиях. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
22.Русские народные сказки / Худ. М. Ордынская. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «ПРОФ-ПРЕСС», 2007.
23.Осеева В.А. Рассказы и сказки. – М.: ООО «Книги «Искателя», 2011.
24.Детское чтение для сердца и разума. Ежемесячный литературный журнал домашнего чтения для детей младшего школьного возраста. – М.: Издательство «УНИСЕРВ», 2001- 2003, 2005 – 2009.
25.Ценностные ориентации современной молодёжи. / Материалы первых городских Рождественских образовательных чтений «Нефтеюганск – 2007».
26.Нравственно-ориентированное образование – основа сильной России. / Материалы IV региональных Рождественских образовательных чтений «Нефтеюганск – 2010».
27.Всероссийская научно-практическая конференция «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач». / X Рождественские образовательные чтения «Тюмень – 2011».
28.Нефтеюганск – начало большого пути / Авт.-сост. О.А. Григорьева, Н.К. Эскина. – Нефтеюганск, 2007.
29.Нефтеюганск – планета детства. 40 – летию города посвящается … / Ред. Коллегия: Е.Е. Петропавловский, Е.Е. Мельникова, Д.А. Зонин, Н.В. Савостьянов, И.Н. Боголюбова. – Нефтеюганск: ООО «Нефтеюганская типография», 2007.
30.Пыть–Ях – наша судьба: Фотоальбом. – Екатеринбург «Издательство «Баско», 2005.
31.Нефтеюганск между прошлым и будущим: Фотоальбом. – Сургут «ДИОРИТ», 2007.
32.Окно в Югру: Атлас – путеводитель. / Авт.-сост. В.М. Куриков. – Ханты- Мансийск: ООО «Рекламно-издательский Центр «ЗЁБРА», 2005.
33.Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. Учебник. – М.: Баласс, 2012.
34.Виноградова Н.Ф., В.И. Власенко, Поляков А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011.
35.Материал из Википедии — свободной энциклопедии 36.Министерство образования и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД- 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культу
Электронные ресурсы:
http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека http://ihtik.lib.ru/– электронная библиотека http://www.lib.ru – электронная библиотека http://ethicscenter.ru – электронная библиотекаhttp://www.filosof.historic.ru– электронная библиотека http://www.cinema.mosfilm.ru – он-лайн кинотеатр киноконцерна «Мосфильм» http://www.tvkultura.ru – официальный сайт телеканала «Культура» http://www.virtualrm.spb.ru – портал проекта «Русский музей: виртуальный филиал» http://www. slovari.yandex.ru – энциклопедические и словарные статьи http://mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ http://www.orkce.ru
Для родителей.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа – детский сад №15»
Согласована Утверждена
________________ на методсовете
Рук. МС приказ от _________ № ____ ________________ Директор
Зам. директора __________ Р.Г. Канчурина
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этике
модуль «Основы мировых религиозных культур»
на 2014 – 2015 учебный год
Количество часов в неделю – 1
Методическое объединение по развитию базовых способностей учащихся
Учитель: Елисова О. Е.
Класс: 4 А,4Б.
Составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего развития, 2010. На основе авторской программы А. Я. Данилюка «Основы религиозных культур и светской этики», 2011.
«Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4–5 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов) – 2е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Прошла экспертизу на заседании методического объединения.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование модуля
«Основы мировых религиозных культур» учебного курса ОРКСЭ
на 2014 – 2015 учебный год
№ п/п | № в теме | Содержание материала | Формируемые умения/личностные качества (планируемые результаты обучения) | Деятельность учащихся | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | ||||||
1. | Россия – наша Родина. | Восстановление целостного представления о нашей Родине России. Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. | Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, гос-ые символы; духовный мир человека, культурные традиции. | |
Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов) | ||||||
1. | Культура и религия | Формирование первоначального представления о мировых религиях и традиционных религиях народов России. | Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Религия, ритуал. Традиционные религии России: христианство, ислам, буддизм, иудаизм. | |
2. | Культура и религия | Формирование понимания связи между культурой и религией. | Формирование познавательных УУД: структурирование знаний. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Культура и религия. Культурный человек, культура поведения. | ||
3. | Возникновение религий. Древнейшие верования | Формирование знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в Единого Бога. | Формирование познавательных УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Пантеон Многобожие. Завет. Храм | |
4. | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | Формирование знаний о возникновении религий мира и Их основателях. | Формирование познавательных УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Иисус Христос, христианство. Аллах, Мухаммад, ислам. Нирвана, Будда, буддизм | ||
5. | Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака | Формирование представления о Священных книгах религий мира: Ведах, Авесте, Трипитаке. | Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Веды, Типитака, Танах. | |
6. | Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран | Формирование представления о Священных книгах религий мира: Торе, Библии, Коране. | Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Тора, Библия, Коран. | ||
7. | Хранители предания в религиях мира | Формирование представления о преданиях в религиях мира и их хранителях. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Предания, жрецы, раввин, священнослужители: епископ, священник, диакон. Умма, имам, хафиз. Сангха, лама. | |
8. | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | Формирование знания о возникновении в мире зла. | Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция. | |
9. | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние». | Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | Нирвана. Грех, грехопадение, покаяние, воздаяние. Добро, зло, традиция | ||
10. | Человек в религиозных традициях мира | Формирование первоначального представления о религиозных традициях мира, об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России. | Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Формирование коммуникативных УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Молитва, таинства, намаз, мантра | |
11. | Священные сооружения | Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве. | Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | Храм, икона, синагога, мечеть | |
12. | Священные сооружения | Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме. | Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формирование регулятивных УУД: оценки — выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умения с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | Минарет, ступа, пагода | ||
13. | Искусство в религиозной культуре | Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама. | Формирование познавательных УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Искусство. Икона, каллиграфия, арабески. | |
14. | Искусство в религиозной культуре | Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма. | Семисвечник, способы изображения Будды | |||
15. | Творческие работы ученика | Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессион-ого народа России. | Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | ||
16. | Творческие работы ученика | |||||
17. | История религий в России | Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности. | Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Митрополия, Патриарх, монах, монастырь, Синод. Староверы, старообрядцы. Православие, католическая церковь, протестанты. | |
18. | История религий в России | Формирование знания о появлении на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности. | ||||
19. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Ритуалы, обряды. Таинства: Евхаристия, крещение, брак, брак. Намаз, шахада. Мантра, зурхачин | |
20. | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | |||||
21. | Паломничества и святыни. | Формирование представления о главных святынях мировых религий. | Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию. | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Паломничество, мощи. Хадж. Накхор. | |
22. | Праздники и календари | Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России | Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Песах, Шавуот Суккот Ханука. Пурим, Дончод, Сагаалган. Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица). Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид. | |
23. | Праздники и календари | |||||
24. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. | Формирование познавательных УУД: формулирование проблемы. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Заповеди, притча, бодхисатва. | |
25. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |||||
26. | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь». | Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия. | Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Милосердие, сострадание, милостыня. | |
27. | Семья. | Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье. | Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. | Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций. | Семья | |
28. | Долг, свобода, ответственность, труд. | Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны. | Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их обоснование. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование мотивации к труду, работе на результат. | Долг, свобода, ответственность, труд. | |
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) | ||||||
1. | Любовь и уважение к Отечеству. | Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны. | Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ. | |
2. | Подготовка творческих проектов. | Закрепление знаний, понимания ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно – культурной традиции многонационального народа России | Формирование познавательных УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |||
3. | Выступление учащихся со своими творческими работами | Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)» и т.д. | ||||
4. | Выступление учащихся со своими творческими работами | Возможные темы: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | ||||
5. | Презентация творческих проектов | Тема: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса на 2012-13 уч.год....
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")
Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль"Основы православной культуры") для 4 класса на 2012-13 уч.год...
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль ОПК для 4 класса
Рабочая образовательная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального госу...
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль ОПК для 4 класса
Рабочая образовательная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального госу...
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Православная культура"
В образовательном учреждении МБОУ «Романовская СОШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организа...
рабочая программа по ОРКСЭ модуль светская этика
рабочая учебная программа разработана на основе программы А Я Данилюка...