Рабочая программа по курсу ОРКСЭ
рабочая программа (4 класс) на тему

Ворон Людмила Павловна

Рабочая программа  "Основы мировых религиозных культур" в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Вяжля

Аткарского района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/_Белоконь О.Ю./

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________2012_г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ  с.Вяжля      

________/Белоконь О.Ю./

ФИО

 «__»____________2012г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ с.Вяжля

_____________/Быкова Н.И./

ФИО

Приказ № ___ от «__»____2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Ворон Людмилы Павловны

II квалификационная категория

По учебному курсу «Основы мировых религиозных культур»

4 класс

2012 - 2013  учебный год

Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

        Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

        В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

        В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Общая характеристика учебного курса

        Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

        Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

        Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

        Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  1. Общая историческая судьба народов России;
  2. Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

  1. ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  2. педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  3. системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  4. ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  5. единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

             Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

        Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  1. понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  2. формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  3. формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  4. знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  5. укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

        Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2. Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3. адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  4. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  5. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  6. овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  7. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  8. определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  1. знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  2. знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  3. формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  4. осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

        Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

        Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

        Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

        Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

         Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

            Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Содержание  модуля «Основы моровых религиозных культур»

4 класс (34ч. 1 час в неделю)


урока

Тематическое

планирование

Кол-во часов

Характеристика

деятельности учащихся

Используемые

ресурсы

1 четверть

8


Знакомятся с историей возникновения и особенностями

религиозных культур.


Изучают основы разных религиозных традиций.


Дают определения основных понятий религиозной культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих

священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь.


Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.


Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества.


Знакомятся с развитием различных

религиозных культур в истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.


Учатся толерантному

 отношению к

представителям

разных

мировоззрений

 и культурных

традиций.

Учатся приводить примеры явлений

разных религиозных традиций и светской культуры и

сравнивать их.


Осуществляют поиск необходимой

информации для

выполнения

 заданий.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме)



Программа

комплексного

учебного

курса

«Основы

религиозных

культур

и

светской

этики».


Учебное

пособие

«Основы

мировых

религиозных

культур».


«Основы

религиозных

культур

и

светской

этики».  

Книга

для учителя.

Справочные

материалы

для общеобразо

вательных

учреждений.

«Основы

религиозных

культур

и светской

этики».

Книга

для

родителей.


Электронное пособие

«Основы

религиозных

культур

и

светской

 этики»

1

Россия — наша Родина.

1

2-3

Культура и религия.

2

4-5

Возникновение

религий. Религии мира и их основатели.

2

6-7

Священные книги религий мира.


2

8

Хранители предания в религиях мира.

1

2 четверть

8

9-10

Добро и зло. Понятие

греха, раскаяния и воздаяния.


2

11

Человек в религиозных традициях мира.

1

12-13

Священные сооружения.

2

14-15

Искусство в религиозной культуре.

2

16

Творческие работы учащихся(проекты)


1

3 четверть

10

17

Творческие работы учащихся(проекты)

1

18-19

История религий в России.

2

20-21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

2

22

Паломничества и святыни.


1

23-24

Праздники и календари.

2

25-26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

2

4 четверть

8

27


Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1

28

Семья.

1

29

Долг, свобода, ответ-ственность, труд. 


Любовь и уважение к Отечеству.



1


30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31-34

Итоговая презентация

творческих проектов

учащихся


4

35

Резерв

1

Тематическое планирование модуля «Основы моровых религиозных культур»

4 класс (34ч. 1 час в неделю)


урока

Тематическое

планирование

Кол-во часов

ИКТ

Дата

План

факт

1 четверть

8

1

Россия — наша Родина.

1

презентация

04.09.2012

           

2-3

Культура и религия.

2

презентация

11.09.2012

18.09.2012

4-5

Возникновение

религий. Религии мира и их основатели.

2

презентация

25.09.2012

02.10.2012

6-7

Священные книги религий мира.


2

Презентация

видеофильм

09.10.2012

16.10.2012

8

Хранители предания в религиях мира.

1

презентация

23.10.2012

2 четверть

8

9-10

Добро и зло. Понятие

греха, раскаяния и воздаяния.


2

Презентация

видеофильм

06.11.2012

13.11.2012

11

Человек в религиозных традициях мира.

1

презентация

20.11.2012

12-13

Священные сооружения.

2

презентация

27.11.2012

04.12.2012

14-15

Искусство в религиозной культуре.

2

презентация

11.12.2012

18.12.2012




16

Творческие работы учащихся(проекты)

1

25.12.2012

3 четверть

10

17

Творческие работы учащихся(проекты)

1

15.01.2013

18-19

История религий в России.

2

презентация

22.01.2013

29.01.2013

20-21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

2

презентация

05.02.2013

12.02.2013

22

Паломничества и святыни.


1

презентация

19.02.2013

23-24

Праздники и календари.

2

презентация

26.02.2013

05.03.2013

25-26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

2

презентация

12.03.2013

19.03.2013

4 четверть

8

27


Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1

презентация

02.04.2013

28

Семья.

1

Презентация

09.04.2013

29

Долг, свобода, ответ-ственность, труд. 


Любовь и уважение к Отечеству.



1


презентация

16.04.2013

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

презентация

23.04.2013

31-34

Итоговая презентация

творческих проектов

учащихся


4

30.04.,07.05, 14.05., 21.05.2013

35

Резерв

1

28.05.2013

Учебные пособия для комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль   «Основы мировых религиозных культур»

Для учеников:

1.Учебник для учащихся «Основы мировых религиозных культур»  4-5 классы. Просвещение. Москва. 2012 г

2.Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы  мировых религиозных культур. 4-5.

Для родителей:

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.

 

Для учителя:

1. А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Программы.4-5 классы. «Просвещение». Москва.  2012 г.

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. 4-5. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. «Просвещение». Москва.  2012 г.

3. Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы  мировых религиозных культур. 4-5.

4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

5. Энциклопедическая и справочная литература.

Темы творческих работ

«Как я понимаю православие»,

«Как я понимаю ислам»,

«Как я понимаю буддизм»,

 «Как я понимаю иудаизм»,  

«Значение религии в жизни человека и общества»,

«Памятники религиозной культуры»  

«Священные сооружения (православие, ислам, буддизм, иудаизм)»

«Искусство в религиозной культуре»

«Добро и зло»

«Священные книги религий мира»

«Хранители предания в религиях мира»

«Мое отношение к миру»,

«Мое отношение к людям»,

 «Мое отношение к России»,

«С чего начинается Родина»,

«Герои России»,

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,

«Мой дедушка – защитник Родины»,

 «Мой друг»,  

творческие проекты на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование курса в 4-5 классах....

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс

На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа комплексного курса ОРКСЭ

Краткая характеристика особенностей преподавания и календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ в 4 классе

Разработка рабочей программы по ОРКСЭ по модулю "Основы православной культуры"...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ в 4 классе

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ

рабочая программа по курсу ОРКСЭмодуль «Основы светской этики»:...