Рабочая программа по курсу ОРКСЭ
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур" в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Вяжля
Аткарского района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО _____________/_Белоконь О.Ю./ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________2012_г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ с.Вяжля ________/Белоконь О.Ю./ ФИО «__»____________2012г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ с.Вяжля _____________/Быкова Н.И./ ФИО Приказ № ___ от «__»____2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Ворон Людмилы Павловны
II квалификационная категория
По учебному курсу «Основы мировых религиозных культур»
4 класс
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- Общая историческая судьба народов России;
- Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Содержание модуля «Основы моровых религиозных культур»
4 класс (34ч. 1 час в неделю)
№ урока | Тематическое планирование | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Используемые ресурсы |
1 четверть | 8 | Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Изучают основы разных религиозных традиций. Дают определения основных понятий религиозной культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь. Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры. Излагают своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества. Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Готовят сообщения по выбранным темам (теме) | Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур». «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразо вательных учреждений. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики» | |
1 | Россия — наша Родина. | 1 | ||
2-3 | Культура и религия. | 2 | ||
4-5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 2 | ||
6-7 | Священные книги религий мира. | 2 | ||
8 | Хранители предания в религиях мира. | 1 | ||
2 четверть | 8 | |||
9-10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 2 | ||
11 | Человек в религиозных традициях мира. | 1 | ||
12-13 | Священные сооружения. | 2 | ||
14-15 | Искусство в религиозной культуре. | 2 | ||
16 | Творческие работы учащихся(проекты) | 1 | ||
3 четверть | 10 | |||
17 | Творческие работы учащихся(проекты) | 1 | ||
18-19 | История религий в России. | 2 | ||
20-21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 2 | ||
22 | Паломничества и святыни. | 1 | ||
23-24 | Праздники и календари. | 2 | ||
25-26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 2 | ||
4 четверть | 8 | |||
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 1 | ||
28 | Семья. | 1 | ||
29 | Долг, свобода, ответ-ственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | ||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | ||
31-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | 4 | ||
35 | Резерв | 1 |
Тематическое планирование модуля «Основы моровых религиозных культур»
4 класс (34ч. 1 час в неделю)
№ урока | Тематическое планирование | Кол-во часов | ИКТ | Дата | |
План | факт | ||||
1 четверть | 8 | ||||
1 | Россия — наша Родина. | 1 | презентация | 04.09.2012 |
|
2-3 | Культура и религия. | 2 | презентация | 11.09.2012 18.09.2012 | |
4-5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 2 | презентация | 25.09.2012 02.10.2012 | |
6-7 | Священные книги религий мира. | 2 | Презентация видеофильм | 09.10.2012 16.10.2012 | |
8 | Хранители предания в религиях мира. | 1 | презентация | 23.10.2012 | |
2 четверть | 8 | ||||
9-10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | 2 | Презентация видеофильм | 06.11.2012 13.11.2012 | |
11 | Человек в религиозных традициях мира. | 1 | презентация | 20.11.2012 | |
12-13 | Священные сооружения. | 2 | презентация | 27.11.2012 04.12.2012 | |
14-15 | Искусство в религиозной культуре. | 2 | презентация | 11.12.2012 18.12.2012 | |
16 | Творческие работы учащихся(проекты) | 1 | 25.12.2012 | ||
3 четверть | 10 | ||||
17 | Творческие работы учащихся(проекты) | 1 | 15.01.2013 | ||
18-19 | История религий в России. | 2 | презентация | 22.01.2013 29.01.2013 | |
20-21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 2 | презентация | 05.02.2013 12.02.2013 | |
22 | Паломничества и святыни. | 1 | презентация | 19.02.2013 | |
23-24 | Праздники и календари. | 2 | презентация | 26.02.2013 05.03.2013 | |
25-26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 2 | презентация | 12.03.2013 19.03.2013 | |
4 четверть | 8 | ||||
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 1 | презентация | 02.04.2013 | |
28 | Семья. | 1 | Презентация | 09.04.2013 | |
29 | Долг, свобода, ответ-ственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | презентация | 16.04.2013 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | презентация | 23.04.2013 | |
31-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | 4 | 30.04.,07.05, 14.05., 21.05.2013 | ||
35 | Резерв | 1 | 28.05.2013 |
Учебные пособия для комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Для учеников:
1.Учебник для учащихся «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы. Просвещение. Москва. 2012 г
2.Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.
Для родителей:
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
Для учителя:
1. А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Программы.4-5 классы. «Просвещение». Москва. 2012 г.
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. 4-5. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. «Просвещение». Москва. 2012 г.
3. Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.
4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
5. Энциклопедическая и справочная литература.
Темы творческих работ
«Как я понимаю православие»,
«Как я понимаю ислам»,
«Как я понимаю буддизм»,
«Как я понимаю иудаизм»,
«Значение религии в жизни человека и общества»,
«Памятники религиозной культуры»
«Священные сооружения (православие, ислам, буддизм, иудаизм)»
«Искусство в религиозной культуре»
«Добро и зло»
«Священные книги религий мира»
«Хранители предания в религиях мира»
«Мое отношение к миру»,
«Мое отношение к людям»,
«Мое отношение к России»,
«С чего начинается Родина»,
«Герои России»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,
«Мой дедушка – защитник Родины»,
«Мой друг»,
творческие проекты на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование курса в 4-5 классах....
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс
На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа комплексного курса ОРКСЭ
Краткая характеристика особенностей преподавания и календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ в 4 классе
Разработка рабочей программы по ОРКСЭ по модулю "Основы православной культуры"...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ в 4 классе
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе...
рабочая программа по курсу ОРКСЭ
рабочая программа по курсу ОРКСЭмодуль «Основы светской этики»:...