Презентация урока "Заповеди"
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Подольская Дарья Геннадьевна

Презентация урока "Заповеди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovedi.docx22.5 КБ
Файл zapovedi.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока  по ОПК

Тема: «Заповеди»

Выполнила- учитель основ православной культуры МБОУ СОШ 4, Подольская Дарья Геннадьевна

Цель: обсудить с учащимися с такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.

Задачи:

образовательные:

  • знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

воспитательные:

  • формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;

развивающие: 

  • расширение кругозора учащихся;
  • способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
  • содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, 
  • слайды, диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль),
  • текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею;
  • итоговое задание «Проверь себя» (тесты, аналог задания с диска).

Ход урока:

  1. Учебник, страница 40: Ребята! Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Слайд №1.

Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на  каменных плитах (скрижалях – слово перед учащимися на распечатке), которые Моисей вынес из огня к народу. Слайд №2. Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке. Тему урока – записываем в тетрадь. 3 минуты.

  1. Словарная работа: Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое? После ответов ребят учитель предлагает их вниманию определение из Библейского словаря В.Вихлянцева (листочки с текстом на столах перед учащимися). Запишите в словарь наиболее понравившееся вам определение.

Заповедь –  Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.

Заповедь -  Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

 Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение:

Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.

3 минуты.

  1. Как люди получили от Бога закон через пророка Моисея. Как вы считаете, а зачем нужен закон? Обсуждение. Законы устанавливают порядок в жизни людей.

9 минут.

  1. Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

На столах перед учащимися – тексты десяти заповедей.

Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. 

Слайды №4, №5. Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней.

Исследовательская работа с текстом

Ученикам предложено поработать с учебником стр. 40-41. Класс делится на группы. Каждая должна прокомментировать одну из заповедей: объяснить, что означает данная заповедь и привести аргументы, подтверждающие её справедливость. В качестве аргументов можно использовать истории из Библии, художественные произведения или реальные истории из личного опыта учеников. Дети читают учебник, обсуждают и представляют свои ответы классу. В ходе каждого выступления учитель демонстрирует соответствующий слайд презентации, дополняет, конкретизирует, приводя свои примеры.

   ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию в таблице.

Заповеди

Заполни таблицу

Содержание

Что означают?

Аргументы

5

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле

Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни

6

Не убивай

7

Нельзя брать чужое без разрешения

8

Выполнение заповеди – залог сохранения семьи

9

Любой обман
откроется.
Бог видит обман

10

Не желай… ничего, что у ближнего
твоего

Чтение текста

Послетекстовая работа

  1. Заповедь пятая: Слайд №6.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Учебник, страница 40: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?

  1. Заповедь шестая:

Не убивай.

Учебник, страница 40-41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.

  1. Заповедь седьмая:

Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай своих близких).

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

  1. Заповедь восьмая:

Не кради.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Что общего у убийства и воровства?

  1. Заповедь девятая:

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? – Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.

  1.  Заповедь десятая:

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Как зависть мешает радости, гасит её?

         Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

- Как изменялся характер старухи  в сказке?

  Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

- Раскаялась старуха в своих поступках?

12 минут на обсуждение  5-10-й  заповедей.

Вывод: для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Слайд №8.

На слайде №8 предложены ответы на выбор учащихся:

  • Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.
  •   Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.
  •   Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают  людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать!

  1. Работа в группах.  Класс делится на 2 малых группы. Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд.

КРОССВОРД:

По вертикали:

  1. Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
  2. Имя пророка, получившего заповеди
  3. Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло
  4. Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

  1. Каменные доски, на которых были записаны заповеди
  2. Книга, в которой записаны заповеди.

По 3 минуты на разгадывание кроссворда и ответ от каждой группы, проверка на слайде.

Физминутка

  1. Работа в парах.

Каждой паре учащихся дается задание «Контроль» к уроку 11 на диске.

3 минуты.

  1.     Индивидуальная работа.

Каждый учащийся получает задания на листочке.

  1. минуты.

     13. Закрепление

-  За выполнение какой заповеди  Бог обещает земную награду? ( Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)

- Как ты думаешь,  какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления?

- Какая  заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам?

- Верность какой заповеди - залог сохранения семьи?

- Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»?

- Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

-Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью?

-  Почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

 - Как выдумаете,   нужны ли современному человеку заповеди?

               (  - Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

   - Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным, сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы не нужны.

   - Да, потому что соблюдение заповедей дает тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.)

      В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

Исполнение заповедей позволяет душе расти. Нарушение заповедей ведет к бессовестности. Душа теряет чувствительность и в этом смысле становится как мертвая. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть,  глядя на вас,  будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.

         

  1. Домашнее задание:  с. 40-41, учебника прочитать, ответить на вопросы, собрать пословицы, поговорки, касающиеся заповедей; обсудить с родителями вопросы из учебника. 1 минута.
  2.       Рефлексия:

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

- В чем смысл соблюдения заповедей?

- Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

 - Какие заповеди тебе были известны?

- О каких ты узнал на этом уроке?

- Какие заповеди заставили тебя задуматься? Над чем?

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что________

Наиболее трудным мне показалось___________

Самым интересным было__________

Я бы хотел попросить своего учителя__________________

Вывод: - Каждый христианин должен соблюдать заповеди, так как:

  1. Заповеди даны Богом
  2. Они учат отличать добро от зла
  3. Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,
    приближает его к Богу.

Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!».  Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы.

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План - конспект урока по ОПК Тема: «Заповеди» Выполнила- учитель основ православной культуры МБОУ СОШ 4, Подольская Дарья Геннадьевна

Слайд 2

10 заповедей составляют закон Божий. Этот закон был дан Богом пророку Моисею на горе Синай в Египте.

Слайд 3

Моисей находился на Синае 40 дней. При этом гора дымилась, тряслась и слышен был трубный звук .

Слайд 4

После сошествия с горы Моисея стали называть Боговидцем . Лицо его светилось, как солнце, и он был вынужден закрывать его покрывалом.

Слайд 5

Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях).

Слайд 6

1 заповедь Я – Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги кроме Меня.

Слайд 7

2 заповедь Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в водах, под землею; не поклоняйся им и не служи им.

Слайд 8

3 заповедь Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно (всуе).

Слайд 9

4 заповедь Помни день субботний, чтобы святить его ( т.е. проводить его свято): шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – суббота (воскресенье) посвящай Господу Богу твоему.

Слайд 10

5 заповедь Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле.

Слайд 11

6 заповедь

Слайд 12

7 заповедь Не прелюбодействуй.

Слайд 13

8 заповедь Не укради .

Слайд 14

9 заповедь Не произноси на другого ложного свидетельства.

Слайд 15

10 заповедь Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего , ни поля его , ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Урок по самопознанию "Наши эмоции" + презентация Урок (Риккель Л. И.), презентация (Зайцева С. А.)

Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями;  учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть...

презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация

Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...