Программа ОПК
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Журавлёва Наталья Васильевна

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного модуля «Основы православной культуры» составлена на основе вариативной программы инновационного комплексного курса для 4−5 классов общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко и др., М.: ДРОФА, 2013).

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» − формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

-         формирование у обучающихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

-         знакомство обучающихся с основами светской этики и обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,

-         развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-         развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного курса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10−11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса − «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» − являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, − общность в многообразии, многоединство, поликультурность, − отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

ü  общая историческая судьба народов России;

ü  единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Место курса в учебном плане

С 1 сентября 2013 года учебный курс будет изучается в объеме 34 часов на протяжении всего учебного года (по 1 часу в неделю).

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Ценностные ориентиры изучения курса

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление веры в Россию;

укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Планируемые результаты изучения курса

Требования к личностным результатам:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

осознание ценности человеческой жизни.

Содержание

Знакомство с новым предметом (2 часа)

Россия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Введение в православную культуру (8часов)

Колокола. Православный храм. Как христианство пришло на Русь. Жизнь Иисуса Христа. Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Библия в христианской культуре.

Храм – дом Божий на земле (7 часов)

Внутреннее строение и убранство храма. Православная молитва. Фреска и икона. Отличие иконы от картины. Образ Христа в искусстве.  Православные традиции и семейные ценности.

Православные праздники (3 часа)

Рождество. Крещение. Пасха.

Духовные ценности православия (4 часа)

Таинства. Христианские заповеди. Совесть. Любовь. Прощение.

Жизнь по заповедям (6 часов)

Серафим Саровский. Николай Чудотворец. Сергий Радонежский. Монастыри. Жизнь современной Православной Церкви.

Подведение итогов (4 часа)

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ урока

№ урока по теме

Тема

Учебные

материалы

Планируемые результаты

 

 

 

учебник

ТПО

Предметные

Личностные

Метапредметные

 

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2ч)

1

1

Россия – наша Родина.

С.4-7

 

Получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с символикой – Гербом, Флагом, Гимном РФ.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Установление взаимосвязи между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

2

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

С.9-16

 

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Знакомство с историей нашей страны.

Раздел 2. Введение в православную культуру (8ч)

3

1

Колокола

С.19-25

 

Ознакомление с колоколом.

Представление о религиозной картине мира.

Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры.

4

2

Православный храм

С.26-30

 

Ознакомление с православным храмом.

Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры.

5

3

Как христианство пришло на Русь. Православие.

С.31-36

 

Знакомство с основными понятиями православной культуры.

Представление о религиозной картине мира.

Представление о  роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

6

4

Жизнь Иисуса Христа.

С.37-43

 

Знакомство с жизнью Иисуса Христа.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Описание содержания священных книг.

7

5

Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

С.44-49

 

Знакомство с основами духовных традиций.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Описание содержания священных книг.

8

6

Библия в христианской культуре.

С.50-53

 

Знакомство с Библией.

Представление о религиозной картине мира.

Знакомство с историей и художественными особенностями священных книг.

9

7

О душе.

С.54-57

 

Знакомство с понятием: моральные нормы.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

 

Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов.

10

8

О душе.

С.59-61

 

Знакомство с понятием: моральные нормы.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

 

Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов.

Раздел 3. Храм – дом Божий на земле (7ч)

11

1

Как вести себя в православном храме.

С.64-67

 

Правила поведения в православном храме.

Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Представление о правилах поведения в общественных местах.

12

2

Внутреннее строение и убранство храма.

С.68-73

 

Знакомство с убранством и строением храма.

Воспитание толерантности.

Знакомство с ролью православной культуры и истории России.

13

3

Православная молитва.

С.74-77

 

Понятие :молитва.

Ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.

Первоначальное представление о базовых национальных российских ценностях.

14

4

Фреска и икона.

С.78-81

 

Знакомство с понятием: фреска, икона.

Воспитание толерантного отношения к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Умение провести параллели между различными религиозными культурами.

15

5

Отличие иконы от картины.

С.82-86

 

Знакомство с порядком отличия иконы от картины.

Эмоциональный отклик на произведения искусства.

Умение правильно оценить произведения искусства.

16

6

Образ Христа в искусстве.

С.87-91

 

Знакомство с художественным образом Христа.

Эмоциональный отклик на произведения искусства.

Умение правильно оценить произведения искусства.

17

7

Православные традиции и семейные ценности. «Семья – малая церковь».

С.92-96

 

Понятия: традиция, семейные ценности.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Раздел 4. Православные праздники (3ч)

18

1

Календарный год в православии.

С.98-101

 

Понятие: календарный год в православии.

Воспитание интереса к праздникам и важнейшим событиям в жизни России и ее народов.

Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором.

19

2

Рождество. Крещение.

С.102-108

 

Знакомство с православными праздниками.

Совершенствование умения в области коммуникации.

Совершенствование умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов.

20

3

Пасха.

С.109-114

 

Знакомство с православными праздниками.

Ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.

Совершенствование умения строить связанные высказывания.

Раздел 5. Духовные ценности православия. (4ч)

21

1

Чудо. Таинства.

С.116-122

 

Знакомство с понятием: таинство.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов.

22

2

Христианские заповеди. Совесть.

С.123-126

 

Знакомство с понятием: заповедь.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов.

23

3

Любовь.

С.127-132

 

Знакомство с понятиями: мораль, нравственность.

Формирование личностной и гражданской позиции.

Совершенствование умения в области работы с источниками информации.

24

4

Прощение.

С.133-136

 

Знакомство с понятиями: мораль, нравственность.

Формирование личностной и гражданской позиции.

Формирование общекультурной эрудиции.

Раздел 6. Жизнь по заповедям (6ч)

25

1

Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта.

С.138-142

 

Знакомство с понятием: духовная ценность.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Формирование общекультурной эрудиции.

26

2

Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие.

С.143-146

 

Понятие о милосердии.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Совершенствование лексического запаса, культуры речи.

27

3

Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие.

С.147-153

 

Понятие о трудолюбии.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Совершенствование лексического запаса, культуры речи.

28

4

Монастыри. Жизнь по заповедям.

С.154-162

 

Понятие о моральных нормах.

Ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.

Развитие ценностного отношения к памятникам истории и культуры.

29

5

Монастыри. Жизнь по заповедям.

С.163-168

 

Понятие о моральных нормах.

Ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.

Развитие ценностного отношения к памятникам истории и культуры.

30

6

Жизнь современной Православной Церкви.

С.169-174

 

Знакомство с распорядком жизни Православной Церкви.

Совершенствование умения в области коммуникации.

Представление о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

Раздел 7. Подведение итогов (4ч)

31

1

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся.

 

 

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Развитие ценностного отношения к памятникам истории и культуры.

32

2

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся.

 

 

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

Совершенствование умения в области коммуникации.

Развитие ценностного отношения к памятникам истории и культуры.

33

3

Защита проектов.

 

 

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Формирование общекультурной эрудиции.

34

4

Защита проектов.

 

 

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

Совершенствование умения в области коммуникации.

Совершенствование умения в области работы с источниками информации.

 

Требования к уровню подготовки

Ученик должен знать/понимать:

Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.

Историю возникновения культуры;

Особенности и традиции религии;

Описание основных священных книг, праздников, святынь.

Уметь:

Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;

Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;

Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;

Готовить сообщения по выбранным темам.

Ученик получит возможность научиться:

ü  определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

ü  проговаривать последовательность действий на занятии;

ü   высказывать своё предположение (версию),  работать по предложенному плану;

ü  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях;

ü  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

ü  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

ü  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

ü  находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

ü  умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

ü  слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));

ü  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

ü  выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

ü   привлекать родителей к совместной деятельности.

 

Программно-методическое обеспечение

1.Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. \Под ред.Т.Д. Шапошниковой.\ – М.: ДРОФА, 2013.

2.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Материально-техническое обеспечение курса

Технические средства: компьютерный комплекс, мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры».

Библиотечный фонд  (книгопечатная продукция):

- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изуче­ние/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя);

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотноше­ния государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего обра­зования основ православной культуры;

- специальные дополнительные пособия для учителей и лите­ратура, предназначенная для оказания им информационной и ме­тодической помощи;

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам модуля;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художест­венных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники (фрагменты текстов историчес­ких письменных источников);

- энциклопедическая и справочная литература;

- религиозная литература;

4.  печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы

Информационные источники

1. Давыдова, Н.В. Библейский словарь школьника. - М: РОСТ, МИРОС, 2011. - 160 с.

2. Давыдова, Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие для учащихся среднего возраста. - М.: МИРОС, 2012. -  256 с: ил. - (Древнерусская литература в школе)

3. Кулаков, А.Е. Религии мира: Методическое пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2007.- 182 с. (Методическая библиотека)

4. Мечковская, Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. — М.: Агентство «ФАИР», 2008.— 352 с.

5. Фаркаш, Г. Загадки Библии: Очерки/ Пер. с вент. О. Громова; Худож. Б. Мокин.— М.: Дет. лит., 2012.- 143 с: ил.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_pravoslavnoy_kultury.docx46.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного модуля «Основы православной культуры» составлена на основе вариативной программы инновационного комплексного курса для 4−5 классов общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко и др., М.: ДРОФА, 2013).

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» − формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • формирование у обучающихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • знакомство обучающихся с основами светской этики и обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного курса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10−11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса − «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» − являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, − общность в многообразии, многоединство, поликультурность, − отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Место курса в учебном плане

С 1 сентября 2013 года учебный курс будет изучается в объеме 34 часов на протяжении всего учебного года (по 1 часу в неделю).

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Ценностные ориентиры изучения курса

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление веры в Россию;
  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Планируемые результаты изучения курса

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Содержание

Знакомство с новым предметом (2 часа)

Россия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Введение в православную культуру (8часов)

Колокола. Православный храм. Как христианство пришло на Русь. Жизнь Иисуса Христа. Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Библия в христианской культуре.

Храм – дом Божий на земле (7 часов)

Внутреннее строение и убранство храма. Православная молитва. Фреска и икона. Отличие иконы от картины. Образ Христа в искусстве.  Православные традиции и семейные ценности.

Православные праздники (3 часа)

Рождество. Крещение. Пасха.

Духовные ценности православия (4 часа)

Таинства. Христианские заповеди. Совесть. Любовь. Прощение.

Жизнь по заповедям (6 часов)

Серафим Саровский. Николай Чудотворец. Сергий Радонежский. Монастыри. Жизнь современной Православной Церкви.

Подведение итогов (4 часа)

Календарно-тематическое планирование

№ урока

№ урока по теме

Тема

Учебные

материалы

Планируемые результаты

учебник

ТПО

Предметные

Личностные

Метапредметные

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2ч)

1

1

Россия – наша Родина.

С.4-7

Получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с символикой – Гербом, Флагом, Гимном РФ.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Установление взаимосвязи между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

2

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

С.9-16

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Знакомство с историей нашей страны.

Раздел 2. Введение в православную культуру (8ч)

3

1

Колокола

С.19-25

Ознакомление с колоколом.

Представление о религиозной картине мира.

Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры.

4

2

Православный храм

С.26-30

Ознакомление с православным храмом.

Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры.

5

3

Как христианство пришло на Русь. Православие.

С.31-36

Знакомство с основными понятиями православной культуры.

Представление о религиозной картине мира.

Представление о  роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

6

4

Жизнь Иисуса Христа.

С.37-43

Знакомство с жизнью Иисуса Христа.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Описание содержания священных книг.

7

5

Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

С.44-49

Знакомство с основами духовных традиций.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Описание содержания священных книг.

8

6

Библия в христианской культуре.

С.50-53

Знакомство с Библией.

Представление о религиозной картине мира.

Знакомство с историей и художественными особенностями священных книг.

9

7

О душе.

С.54-57

Знакомство с понятием: моральные нормы.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов.

10

8

О душе.

С.59-61

Знакомство с понятием: моральные нормы.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов.

Раздел 3. Храм – дом Божий на земле (7ч)

11

1

Как вести себя в православном храме.

С.64-67

Правила поведения в православном храме.

Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Представление о правилах поведения в общественных местах.

12

2

Внутреннее строение и убранство храма.

С.68-73

Знакомство с убранством и строением храма.

Воспитание толерантности.

Знакомство с ролью православной культуры и истории России.

13

3

Православная молитва.

С.74-77

Понятие :молитва.

Ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.

Первоначальное представление о базовых национальных российских ценностях.

14

4

Фреска и икона.

С.78-81

Знакомство с понятием: фреска, икона.

Воспитание толерантного отношения к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Умение провести параллели между различными религиозными культурами.

15

5

Отличие иконы от картины.

С.82-86

Знакомство с порядком отличия иконы от картины.

Эмоциональный отклик на произведения искусства.

Умение правильно оценить произведения искусства.

16

6

Образ Христа в искусстве.

С.87-91

Знакомство с художественным образом Христа.

Эмоциональный отклик на произведения искусства.

Умение правильно оценить произведения искусства.

17

7

Православные традиции и семейные ценности. «Семья – малая церковь».

С.92-96

Понятия: традиция, семейные ценности.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Раздел 4. Православные праздники (3ч)

18

1

Календарный год в православии.

С.98-101

Понятие: календарный год в православии.

Воспитание интереса к праздникам и важнейшим событиям в жизни России и ее народов.

Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором.

19

2

Рождество. Крещение.

С.102-108

Знакомство с православными праздниками.

Совершенствование умения в области коммуникации.

Совершенствование умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов.

20

3

Пасха.

С.109-114

Знакомство с православными праздниками.

Ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.

Совершенствование умения строить связанные высказывания.

Раздел 5. Духовные ценности православия. (4ч)

21

1

Чудо. Таинства.

С.116-122

Знакомство с понятием: таинство.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов.

22

2

Христианские заповеди. Совесть.

С.123-126

Знакомство с понятием: заповедь.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов.

23

3

Любовь.

С.127-132

Знакомство с понятиями: мораль, нравственность.

Формирование личностной и гражданской позиции.

Совершенствование умения в области работы с источниками информации.

24

4

Прощение.

С.133-136

Знакомство с понятиями: мораль, нравственность.

Формирование личностной и гражданской позиции.

Формирование общекультурной эрудиции.

Раздел 6. Жизнь по заповедям (6ч)

25

1

Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта.

С.138-142

Знакомство с понятием: духовная ценность.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Формирование общекультурной эрудиции.

26

2

Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие.

С.143-146

Понятие о милосердии.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Совершенствование лексического запаса, культуры речи.

27

3

Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие.

С.147-153

Понятие о трудолюбии.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Совершенствование лексического запаса, культуры речи.

28

4

Монастыри. Жизнь по заповедям.

С.154-162

Понятие о моральных нормах.

Ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.

Развитие ценностного отношения к памятникам истории и культуры.

29

5

Монастыри. Жизнь по заповедям.

С.163-168

Понятие о моральных нормах.

Ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.

Развитие ценностного отношения к памятникам истории и культуры.

30

6

Жизнь современной Православной Церкви.

С.169-174

Знакомство с распорядком жизни Православной Церкви.

Совершенствование умения в области коммуникации.

Представление о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

Раздел 7. Подведение итогов (4ч)

31

1

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Развитие ценностного отношения к памятникам истории и культуры.

32

2

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

Совершенствование умения в области коммуникации.

Развитие ценностного отношения к памятникам истории и культуры.

33

3

Защита проектов.

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Формирование общекультурной эрудиции.

34

4

Защита проектов.

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

Совершенствование умения в области коммуникации.

Совершенствование умения в области работы с источниками информации.

Требования к уровню подготовки

Ученик должен знать/понимать:

  • Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
  • Историю возникновения культуры;
  • Особенности и традиции религии;
  • Описание основных священных книг, праздников, святынь.

Уметь:

  • Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
  • Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
  • Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
  • Готовить сообщения по выбранным темам.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  •  высказывать своё предположение (версию),  работать по предложенному плану;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  •  привлекать родителей к совместной деятельности.

Программно-методическое обеспечение

1.Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. \Под ред.Т.Д. Шапошниковой.\ – М.: ДРОФА, 2013.

2.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Материально-техническое обеспечение курса

  1. Технические средства: компьютерный комплекс, мультимедийный проектор.
  2. Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры».
  3. Библиотечный фонд  (книгопечатная продукция):
  • - учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя);
  • - нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры;
  • - специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;
  • - научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам модуля;
  • - хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  • - документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);
  • - энциклопедическая и справочная литература;
  • - религиозная литература;

4.  печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы

Информационные источники

1. Давыдова, Н.В. Библейский словарь школьника. - М: РОСТ, МИРОС, 2011. - 160 с.

2. Давыдова, Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие для учащихся среднего возраста. - М.: МИРОС, 2012. -  256 с: ил. - (Древнерусская литература в школе)

3. Кулаков, А.Е. Религии мира: Методическое пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2007.- 182 с. (Методическая библиотека)

4. Мечковская, Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. — М.: Агентство «ФАИР», 2008.— 352 с.

5. Фаркаш, Г. Загадки Библии: Очерки/ Пер. с вент. О. Громова; Худож. Б. Мокин.— М.: Дет. лит., 2012.- 143 с: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...