ОРКСЭ 4 КЛАСС МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
методическая разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока по ФГОС | 56.5 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_uroka_miloserdie_i_sostradanie._orkse.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Герасимова Т. А. ОРКСЭ
МОУ «СОШ№39»
Воскресенск 2016
Методическая разработка урока на тему: “Милосердие и сострадание.”
Тема: «Милосердие и сострадание»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
- познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия;
- показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам»;
- расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес воспитывать;
- у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие.
Задачи урока:
- прививать в детях моральные и духовные ценности;
- формировать понимание того, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;
- развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Оборудование: ноутбук, документ-камера, интерактивная доска, »
УУД:
предметные :
- понимать и принимать учащимися , как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;
метапредметные
Коммуникативные УУД:
- выслушивать и принимать точки зрения одноклассников,
- находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении
2
- .выражение своих мыслей с достаточной полнотой
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в разных источниках;
- учить связно, грамотно, излагать своё мнение по теме.
Регулятивные УУД:
уметь принимать и сохранять учебную задачу;
Личностные:
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Литература:
учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»
рабочая тетрадь Г.А. Обернихина
Притча о добром самарянинеwww.youtube.com
Притча о сострадании. Филун Джарин http://www.proza.ru/2011/12/29/1518
Ход урока
Самоопределение к учебной деятельности.
Приветствие учащихся.
Настрой на урок: дети посмотрели друг другу в глаза, улыбнулись, и на этом приятном моменте начинаем урок.
Актуализация знаний у учащихся:
1.Проверка д/з.
Игра «Да-нет» урок №11 «Заповеди»
-Записи записаны в Библии (-да)
3
- Поднялся пророк на гору Машук (- нет, Синай)
-Имя пророка Симеон (-нет, Моисей)
-Моисей начертал заповеди (- нет, Сам Бог)
-Бог начертал заповеди на песке (нет, на каменных плитах- скрижалях)
-Бог дал 20 заповедей (нет, 10)
- Перечислите заповеди.
2.Определение темы урока:
Закончи пословицу:
- «Живи добрее, будешь всем … (милее)
- Подберите синонимы к слову «добрее» (сердечнее)
- Составьте из слов «милее – сердечнее» словосочетание: прилагательное + существительное (милое сердце), а теперь из этих слов- сложное слово(милосердие).
- Определите тему урока
- Мы сегодня поговорим о милосердии.
- Как вы, ребята, понимаете слово «милосердие»? Что это такое?
(Дети отвечают: доброта, готовность помочь, сочувствие, забота.)
3 .Работа с толковым словарем Ожегова.
Дети читают толкование слова -милосердие, сострадание
- 4. Принятие учебной задачи:
- - Какие задачи мы будем решать? Нам поможет в этом учебник в рубрике «Вы узнаете»
- Совместное открытие новых знаний:
- 1. Просмотр видео «Притча о самарянине»
- 2.Обмен впечатлений.
- 3.Рассматриваем фото на с 44.
- 4.Рассказ учителя:
- 4
- Сестры милосердия
Говоря о милующем сердце, нельзя не затронуть тему сестер милосердия. Это они в войну ценой собственных жизней спасали солдат, вытаскивали их из боя, перевязывали раны. В России орден сестер милосердия основала Елизавета Федоровна Романовна, родная сестра последней русской императрицы Александры Федоровны. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), Елизавета добровольно приняла православие. Она была очень образованная женщина, обладала ангельской внешностью и одновременно – мужественным и добрым сердцем.
После смерти своего супруга, она всю свою жизнь посвятила делам милосердия. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь, до полного изнеможения: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. (Дети рассматривают портрет Елизаветы Федоровны)
В семье последнего русского императора Николая II много сил отдавали делам милосердия. Здесь царила любовь. Когда императрице Александре Федоровне нездоровилось, дочери – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – устраивали поочередное дежурство при матери. Так же они дежурили при брате – цесаревиче Алексее, который часто болел.
Императрица Александра Федоровна знала, что люди, которые совсем не видят страданий, вряд ли бывают милосердными. И поэтому посещала вместе с детьми больницы, приюты…
Во время Первой мировой войны Александра Федоровна и старшие великие княжны Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале.
Государыня (на фото – внизу) помогала в операционной, сама делала перевязки и часами сидела у изголовья тяжелых больных. Многие солдаты просили, чтобы она была с ними во время операции. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. (Дети рассматривают фотографию императрицы и ее детей в одежде сестер милосердия.)
- 5. Раскрытие смысла слова «сострадание»
- «Притча о сострадании» Филун Джари
- 5
- Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников,Учитель задал вопрос:
- Ответьте, как каждый из вас понимает сострадание?
- Я это понимаю, как помощь старикам и детям, - первым подал голос Шин.
- А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, - быстро добавил Вэй-Минь.
- А для меня, - серьёзный голос Гуана, заставил всех повернуться к нему, - это промолчать,понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу.
- Правильно, - одобрил Учитель притихших учеников. - Это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную. Но знайте, что самое большое сострадание, в умении не отвернуться, а выслушать чужую
скорбь, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело.
А это удел только очень сильной личности. - 6.Обмен впечатлений.
- 7. Наглядно-иллюстративный метод: работа с иллюстрациями учебника на стр.43-44
- Рассказ учителя:
- К.Петров-Водкин. Богоматерь Умиление злых сердец
Умиление – это прорастание милосердия, сочувствия в сердце человека. Это изменение христиане считают чудом.
Перед этой иконой молятся об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях.
Рассмотрите иллюстрацию.
На переднем плане изображена Богоматерь.
Какой взгляд у Богоматери? (спокойный, печальный, умиротворенный, добрый и т.д.)
Обратите внимание на руки. Почему руки подняты? (Руками она стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на нее).
Что изображено на заднем плане? (Слева фигура Богородицы с младенцем, а справа фигура распятого Христа).
8.Послушайте стихотворение Любови Поляковой
6
На Россию надвигается гроза,
предрекая неминуемый конец.
Но с картины
ты нам глянула в глаза,
Богоматерь
"Умиленье злых сердец".
Скорбный взгляд
дарит прощенье и покой,
Руки подняты в защите и в мольбе.
И не важно,
кто хороший, кто плохой –
Всем поможешь,
кто нуждается в тебе.
Всем подскажешь
милосердные слова
И дашь силы удержаться у черты.
Всем покажешь,
что любовь ещё жива,
И зажжёшь огонь
ответной доброты.
Кротость взора
обессилит злую ложь,
Нежность сердца
усмирит ее вконец.
И Россию ты от гибели спасёшь,
Богоматерь
"Умиленье злых сердец".
(Любовь Полякова)
Как точно передает автор содержание назначение иконы!
9. Раскрытие понятия «Милостыня»
Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.
7
Христос говорил: «Всякому, просящему у тебя, давай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное досталось тебе самому, потому что душа твоя стала светлее.
10. Чтение повествования о святой Ульяне Муромской (Учебник с.45, последний абзац).
- Какие вопросы вы можете задать к этому тексту?
«Толстые и тонкие вопросы» - методический прием технологии развития критического мышления
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
дайте объяснение, почему как вы думаете, почему зачем с какой целью | кто что когда как звали может было ли |
- А вы сами когда-нибудь подавали милостыню? Какие чувства вы испытывали при этом?
- Да, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку, от того, что Господь касается вашего сердца.
Первичное закрепление изученного материала:
- 1. Самостоятельная работа по эталону:
- извлекаем из материала текста информацию. работа в тетради с 45 №1-2
- 2. Проверка.
- Включение в систему знаний и повторение
- .Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.
- Человек может научиться милосердию.
- Рассказ подготовленного учащихся:
Дело в том, что милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу. Не хочется мыть посуду – а надо пересилить себя, помочь маме. Не хочется просить прощения у учительницы – но надо переступить через себя и сказать от всего сердца: «Простите». Не хочется ехать к бабушке, «лучше»
8
поиграть в компьютер – а надо заставить себя оторваться от бессмысленной игры. И все время просить помощи у Бога. Потому что Он – источник милосердия и Любви. Вот почему православные исповедуются, причащаются, соединяются с Богом в Таинствах – чтобы Он Сам помог нам стать лучше.
Чтобы воспитать доброе сердце, требуется творить добрые дела, читать добрые книги, Священное Писание.
Иногда нет возможности сделать доброе дело – тогда можно помолиться за человека, попросить Бога, чтобы Он помог тому, кто в беде.
Но иногда мы не можем и молиться… Не умеем, например. Тогда можно просто хорошо подумать о ком-то, пожелать ему добра. Наши добрые дела начинаются с добрых мыслей. И Господь знает эти мысли. Вот почему ни о ком никогда не нужно думать плохо, надо отгонять эти мысли от себя.
Стараться думать, вспоминать только хорошее – это что касается других. А вот в себе видеть плохое очень полезно – для того, чтобы знать, что нужно исправить.
Святые отцы говорят: «Сделал доброе дело – забудь, а вот если обидел кого-то – запомни. Тебе сделали добро – запомни, обидели тебя – забудь».
Раскрытие понятия «Жестокосердие»
Сопоставление смысла слов «Милосердие и жестокосердие»
Милосердию противоположно жестокосердие.
-Сейчас мы с вами послушаем два стихотворения, а вы определите, где говорится о милосердии, а где о жестокосердии.
(Стихи читают заранее подготовленные дети)
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам. (Я.П. Полонский, «Нищий»)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
9
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(М.Ю. Лермонтов, «Нищий»)
Дети определяют, где говорится о милосердии, а где – о жестокосердии.
- Ребята, как мы должны проявлять сострадание и милосердие?
Рефлексия учебной деятельности.
- Учащиеся оценивают свою деятельность, рассказывают о том, какая работа понравилась и
- какая вызвала затруднения.
- Итог урока:
- -Подведем итог урока
- Составление синквейна «Милосердие» Работа в группах.
- Каждая группа представляет свой синквейн
- Милосердие.
- Ближний, сердечный.
- Сочувствовать, помогать, молиться.
- Делать добрые дела бескорыстно.
- Любовь.
- Каждая группа выбирает наиболее понравившийся синквейн, таким
- образом определяется лучший с точки зрения детей.
- Ребята, назовите главное качество милосердного человека. (Любовь.)
- Чем милосердие отличается от дружбы?
- Кого называют ближним?
- Как христианин должен относиться к людям?
- Давайте повторим, как воспитать милосердное сердце?
(Творить добрые дела и добрые помыслы, молиться, просить помощи у Бога, читать Священное Писание, жития святых, добрые книги, участвовать в Таинствах Церкви.)
- 10
- Урок хочется закончить пословицей:
«Худо тому, кто добра не делает никому».
Помните об этом, дети!
- Запись домашнего задания.
- 1. Рабочая тетрадь с. 45 №3
- 2. Создай «подарок милосердия» ветеранам своими руками:
- поделку, рисунок, напиши стихотворение с добрыми пожеланиями.
3. Написать добрые слова и пожелания родителям и близким.
- 4.Прочитать рубрику «Это интересно
Предварительный просмотр:
Герасимова Т. А. ОРКСЭ
МОУ «СОШ№39»
Воскресенск 2016
Методическая разработка урока на тему: “Милосердие и сострадание.”
Тема: «Милосердие и сострадание»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
- познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия;
- показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам»;
- расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес воспитывать;
- у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие.
Задачи урока:
- прививать в детях моральные и духовные ценности;
- формировать понимание того, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;
- развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Оборудование: ноутбук, документ-камера, интерактивная доска, »
УУД:
предметные :
- понимать и принимать учащимися , как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;
метапредметные
Коммуникативные УУД:
- выслушивать и принимать точки зрения одноклассников,
- находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении
2
- .выражение своих мыслей с достаточной полнотой
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в разных источниках;
- учить связно, грамотно, излагать своё мнение по теме.
Регулятивные УУД:
уметь принимать и сохранять учебную задачу;
Личностные:
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Литература:
учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»
рабочая тетрадь Г.А. Обернихина
Притча о добром самарянинеwww.youtube.com
Притча о сострадании. Филун Джарин http://www.proza.ru/2011/12/29/1518
Ход урока
Самоопределение к учебной деятельности.
Приветствие учащихся.
Настрой на урок: дети посмотрели друг другу в глаза, улыбнулись, и на этом приятном моменте начинаем урок.
Актуализация знаний у учащихся:
1.Проверка д/з.
Игра «Да-нет» урок №11 «Заповеди»
-Записи записаны в Библии (-да)
3
- Поднялся пророк на гору Машук (- нет, Синай)
-Имя пророка Симеон (-нет, Моисей)
-Моисей начертал заповеди (- нет, Сам Бог)
-Бог начертал заповеди на песке (нет, на каменных плитах- скрижалях)
-Бог дал 20 заповедей (нет, 10)
- Перечислите заповеди.
2.Определение темы урока:
Закончи пословицу:
- «Живи добрее, будешь всем … (милее)
- Подберите синонимы к слову «добрее» (сердечнее)
- Составьте из слов «милее – сердечнее» словосочетание: прилагательное + существительное (милое сердце), а теперь из этих слов- сложное слово(милосердие).
- Определите тему урока
- Мы сегодня поговорим о милосердии.
- Как вы, ребята, понимаете слово «милосердие»? Что это такое?
(Дети отвечают: доброта, готовность помочь, сочувствие, забота.)
3 .Работа с толковым словарем Ожегова.
Дети читают толкование слова -милосердие, сострадание
- 4. Принятие учебной задачи:
- - Какие задачи мы будем решать? Нам поможет в этом учебник в рубрике «Вы узнаете»
- Совместное открытие новых знаний:
- 1. Просмотр видео «Притча о самарянине»
- 2.Обмен впечатлений.
- 3.Рассматриваем фото на с 44.
- 4.Рассказ учителя:
- 4
- Сестры милосердия
Говоря о милующем сердце, нельзя не затронуть тему сестер милосердия. Это они в войну ценой собственных жизней спасали солдат, вытаскивали их из боя, перевязывали раны. В России орден сестер милосердия основала Елизавета Федоровна Романовна, родная сестра последней русской императрицы Александры Федоровны. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), Елизавета добровольно приняла православие. Она была очень образованная женщина, обладала ангельской внешностью и одновременно – мужественным и добрым сердцем.
После смерти своего супруга, она всю свою жизнь посвятила делам милосердия. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь, до полного изнеможения: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. (Дети рассматривают портрет Елизаветы Федоровны)
В семье последнего русского императора Николая II много сил отдавали делам милосердия. Здесь царила любовь. Когда императрице Александре Федоровне нездоровилось, дочери – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – устраивали поочередное дежурство при матери. Так же они дежурили при брате – цесаревиче Алексее, который часто болел.
Императрица Александра Федоровна знала, что люди, которые совсем не видят страданий, вряд ли бывают милосердными. И поэтому посещала вместе с детьми больницы, приюты…
Во время Первой мировой войны Александра Федоровна и старшие великие княжны Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале.
Государыня (на фото – внизу) помогала в операционной, сама делала перевязки и часами сидела у изголовья тяжелых больных. Многие солдаты просили, чтобы она была с ними во время операции. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. (Дети рассматривают фотографию императрицы и ее детей в одежде сестер милосердия.)
- 5. Раскрытие смысла слова «сострадание»
- «Притча о сострадании» Филун Джари
- 5
- Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников,Учитель задал вопрос:
- Ответьте, как каждый из вас понимает сострадание?
- Я это понимаю, как помощь старикам и детям, - первым подал голос Шин.
- А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, - быстро добавил Вэй-Минь.
- А для меня, - серьёзный голос Гуана, заставил всех повернуться к нему, - это промолчать,понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу.
- Правильно, - одобрил Учитель притихших учеников. - Это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную. Но знайте, что самое большое сострадание, в умении не отвернуться, а выслушать чужую
скорбь, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело.
А это удел только очень сильной личности. - 6.Обмен впечатлений.
- 7. Наглядно-иллюстративный метод: работа с иллюстрациями учебника на стр.43-44
- Рассказ учителя:
- К.Петров-Водкин. Богоматерь Умиление злых сердец
Умиление – это прорастание милосердия, сочувствия в сердце человека. Это изменение христиане считают чудом.
Перед этой иконой молятся об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях.
Рассмотрите иллюстрацию.
На переднем плане изображена Богоматерь.
Какой взгляд у Богоматери? (спокойный, печальный, умиротворенный, добрый и т.д.)
Обратите внимание на руки. Почему руки подняты? (Руками она стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на нее).
Что изображено на заднем плане? (Слева фигура Богородицы с младенцем, а справа фигура распятого Христа).
8.Послушайте стихотворение Любови Поляковой
6
На Россию надвигается гроза,
предрекая неминуемый конец.
Но с картины
ты нам глянула в глаза,
Богоматерь
"Умиленье злых сердец".
Скорбный взгляд
дарит прощенье и покой,
Руки подняты в защите и в мольбе.
И не важно,
кто хороший, кто плохой –
Всем поможешь,
кто нуждается в тебе.
Всем подскажешь
милосердные слова
И дашь силы удержаться у черты.
Всем покажешь,
что любовь ещё жива,
И зажжёшь огонь
ответной доброты.
Кротость взора
обессилит злую ложь,
Нежность сердца
усмирит ее вконец.
И Россию ты от гибели спасёшь,
Богоматерь
"Умиленье злых сердец".
(Любовь Полякова)
Как точно передает автор содержание назначение иконы!
9. Раскрытие понятия «Милостыня»
Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.
7
Христос говорил: «Всякому, просящему у тебя, давай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное досталось тебе самому, потому что душа твоя стала светлее.
10. Чтение повествования о святой Ульяне Муромской (Учебник с.45, последний абзац).
- Какие вопросы вы можете задать к этому тексту?
«Толстые и тонкие вопросы» - методический прием технологии развития критического мышления
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
дайте объяснение, почему как вы думаете, почему зачем с какой целью | кто что когда как звали может было ли |
- А вы сами когда-нибудь подавали милостыню? Какие чувства вы испытывали при этом?
- Да, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку, от того, что Господь касается вашего сердца.
Первичное закрепление изученного материала:
- 1. Самостоятельная работа по эталону:
- извлекаем из материала текста информацию. работа в тетради с 45 №1-2
- 2. Проверка.
- Включение в систему знаний и повторение
- .Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.
- Человек может научиться милосердию.
- Рассказ подготовленного учащихся:
Дело в том, что милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу. Не хочется мыть посуду – а надо пересилить себя, помочь маме. Не хочется просить прощения у учительницы – но надо переступить через себя и сказать от всего сердца: «Простите». Не хочется ехать к бабушке, «лучше»
8
поиграть в компьютер – а надо заставить себя оторваться от бессмысленной игры. И все время просить помощи у Бога. Потому что Он – источник милосердия и Любви. Вот почему православные исповедуются, причащаются, соединяются с Богом в Таинствах – чтобы Он Сам помог нам стать лучше.
Чтобы воспитать доброе сердце, требуется творить добрые дела, читать добрые книги, Священное Писание.
Иногда нет возможности сделать доброе дело – тогда можно помолиться за человека, попросить Бога, чтобы Он помог тому, кто в беде.
Но иногда мы не можем и молиться… Не умеем, например. Тогда можно просто хорошо подумать о ком-то, пожелать ему добра. Наши добрые дела начинаются с добрых мыслей. И Господь знает эти мысли. Вот почему ни о ком никогда не нужно думать плохо, надо отгонять эти мысли от себя.
Стараться думать, вспоминать только хорошее – это что касается других. А вот в себе видеть плохое очень полезно – для того, чтобы знать, что нужно исправить.
Святые отцы говорят: «Сделал доброе дело – забудь, а вот если обидел кого-то – запомни. Тебе сделали добро – запомни, обидели тебя – забудь».
Раскрытие понятия «Жестокосердие»
Сопоставление смысла слов «Милосердие и жестокосердие»
Милосердию противоположно жестокосердие.
-Сейчас мы с вами послушаем два стихотворения, а вы определите, где говорится о милосердии, а где о жестокосердии.
(Стихи читают заранее подготовленные дети)
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам. (Я.П. Полонский, «Нищий»)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
9
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(М.Ю. Лермонтов, «Нищий»)
Дети определяют, где говорится о милосердии, а где – о жестокосердии.
- Ребята, как мы должны проявлять сострадание и милосердие?
Рефлексия учебной деятельности.
- Учащиеся оценивают свою деятельность, рассказывают о том, какая работа понравилась и
- какая вызвала затруднения.
- Итог урока:
- -Подведем итог урока
- Составление синквейна «Милосердие» Работа в группах.
- Каждая группа представляет свой синквейн
- Милосердие.
- Ближний, сердечный.
- Сочувствовать, помогать, молиться.
- Делать добрые дела бескорыстно.
- Любовь.
- Каждая группа выбирает наиболее понравившийся синквейн, таким
- образом определяется лучший с точки зрения детей.
- Ребята, назовите главное качество милосердного человека. (Любовь.)
- Чем милосердие отличается от дружбы?
- Кого называют ближним?
- Как христианин должен относиться к людям?
- Давайте повторим, как воспитать милосердное сердце?
(Творить добрые дела и добрые помыслы, молиться, просить помощи у Бога, читать Священное Писание, жития святых, добрые книги, участвовать в Таинствах Церкви.)
- 10
- Урок хочется закончить пословицей:
«Худо тому, кто добра не делает никому».
Помните об этом, дети!
- Запись домашнего задания.
- 1. Рабочая тетрадь с. 45 №3
- 2. Создай «подарок милосердия» ветеранам своими руками:
- поделку, рисунок, напиши стихотворение с добрыми пожеланиями.
3. Написать добрые слова и пожелания родителям и близким.
- 4.Прочитать рубрику «Это интересно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»
Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание" - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....
Конспект урока по ОРКС в 4 классе "Милосердие и сострадание"
Конспект урока по ОРКС в 4 классе. Тема "Милосердие и сострадание"...
"Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы православной культуры" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "Милосердие и сострадание"
Урок познакомит обучающихся с понятием “милосердие и сострадание” как основой отношений между людьми, научит выражать свои мысли, чувства, эмоции, создаст условия для свободного...
Конспект урока по ОПК 4 класс "Милосердие и сострадание"
Разработанный подробный план-конспект урока по Основам православной культуры 4 класс...
Конспект урока по ОПК 4 класс "Милосердие и сострадание"
конспект урока по ОПК 4 класс...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"Цель урока: сформировать осмысление понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих о...