Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ(светская этика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse_svetskaya_etika.docx | 61.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 313
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу « Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «ЭТИКИ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ »
для 4А и 4Б классов
АВТОРЫ: Данилюк А.Я.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
34 ч (1час в неделю)
Учитель: СЕМЁНОВА В.А.
_______________________
(подпись)
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Протокол № ____ от ______________
Председатель МО
______________(Ф.И.О.)
ПРИНЯТО Решением педагогического совета Протокол №_____от _______ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 313 _________________В.Ю.Морозова Приказ № ____от _____________ |
2015-2016 уч.год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Нормативно-правовая база
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 (п.5 ст.13; п.6 ст.28);
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства
образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312
- Поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)
- Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
- Учебным планом ГБОУ СОШ № 313
- Основной образовательной программой ГБОУ СОШ № 313
- Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я Данилюк, утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Москва, «Просвещение», 2010).
Настоящая рабочая программа предназначена для учащихся 4 «А» и «Б» класса ГБОУ СОШ № 313 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга.
- Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Изучение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей: ·
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; ·
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ·
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; ·
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; · об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; ·
- осознание ценности человеческой жизни; · воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Цели и задачи изучения модуля «Основы светской этики».
- дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
- формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
- изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
- развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
- формирование качеств гражданина и патриота России;
- воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
- Определение места и роли учебного курса в учебном плане образовательного учреждения
Учебный план ГБОУ СОШ № 313 в соответствии с Базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение курса «Основых религиозных культур и светской этики» в 4 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю).
- Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.
Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный.
Модуль «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно-нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета;
Освоение учебного содержания каждого из блоков, входящих в учебный курс, должно обеспечить
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
- Изменения, внесенные в примерную программу и их обоснование.
Настоящая рабочая программа предназначена для реализации в 4А и Б классах (выбравших модуль «Основы светской этики») ГБОУ СОШ № 313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Поскольку данная рабочая программа будет реализовываться первый раз, то изменений в примерную программу не вносилось.
- Используемый УМК (особенности его содержания и структуры)
Для реализации программного содержания используется:
Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
- Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом)
В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
- Используемые технологии обучения
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:
- словесных (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);
- наглядных (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);
- практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);
- репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда)
- Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса.
- При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом, степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Одна из задач, о которых должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником. Работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут и проходить в общей благоприятной атмосфере заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.
Формы учебной работы
Драматизация (театрализация) предоставляет возможность для самопрезентации учащихся. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен отдельной творческой группе.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем.
Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым для конкретной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.
Сочинение. Сочинение позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы. Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными, стимулирующими фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями далекого прошлого и современностью. Например, на уроке по иудейской культуре группе учащихся можно предложить представить себя журналистами, оказавшимися в древнем Египте с заданием написать газетную статью о Моисее и иудейском народе, пребывавшем в плену.
Эссе. Размышления на определенную тему по собственному выбору. ( Например, одной из тем может быть анализ явление чуда в жизни человека. Учитель может спросить учащихся случались ли в их жизни чудесные события и как они их воспринимали, и предложить написать об этом.)
Создание галереи образов. Формирует образное восприятие изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации,подготовленной с использованием программы Power Point). Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений.
Использование информационно-коммуникационных технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала, осуществить процесс «свертывания» информации. Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. (Уникальные возможности предоставляет, например, ресурс Google Art Project (http://www.googleartproject.com), где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D модели залов.)
Домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Каждый учащийся должен выполнить 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы за период изучения курса.
- Виды и формы контроля;
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КУРСА
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; — развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты: ·
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции — как основы культурной истории многонационального народа России ·
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества; ·
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; ·
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; ·
- осознание ценности человеческой жизни.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Тема | Количество часов |
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 |
Россия - наша Родина. | 1 | |
II. | Основы светской этики | 27 |
Что такое светская этика? | 1 | |
Культура и мораль | 1 | |
Особенности морали | 1 | |
Добро и зло | 1 | |
Добро и зло | 1 | |
Добродетель и порок | 1 | |
Добродетель и порок | 1 | |
Свобода и моральный выбор человека | 1 | |
Свобода и ответственность | 1 | |
Моральный долг | 1 | |
Справедливость | 1 | |
Альтруизм и эгоизм | 1 | |
Дружба | 1 | |
Что значит быть моральным? | 1 | |
Повторение | 1 | |
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | 1 | |
Нравственный поступок | 1 | |
Золотое правило нравственности | 1 | |
Стыд, вина и извинение | 1 | |
Честь и достоинство | 1 | |
Совесть | 1 | |
Нравственные идеалы | 1 | |
Нравственные идеалы | 1 | |
Образцы нравственности в культуре Отечества | ||
Этикет | 1 | |
Семейные праздники | 1 | |
Жизнь человека – высшая нравственная ценность | 1 | |
III. | Духовные традиции многонационального народа России | 6 |
Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | |
Подготовка творческих проектов. | 1 | |
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 1 | |
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 1 | |
Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 1 | |
Обобщение | 1 | |
Всего | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема урока | Содержание урока | Планируемые результаты |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | ||||
01,09,15 | Россия - наша Родина | Россия – наша Родина-полиэтническое государство, культурные традиции Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы, толерантность | -развивать коммуникативные компетенции, -способствовать воспитанию национального самосознания, формированию интереса к изучению предмета. -углубить знания (государственная символика, герои и великие люди России и т.д.) | |
Основы светской этики (28 часов) | ||||
08,09,15 | Что такое светская этика? | Что такое светская этика? Этика и ее значение в жизни человека. Основные термины и понятия: культура, мораль, этика | -способствовать формированию первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России | |
15,09,15 | Культура и мораль | Образцы нравственности в культурах разных народов. Принципы морали. Нормы морали Основные термины и понятия: мораль, культура | -развивать представления о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи; Способствовать развитию готовности слушать собеседника | |
22,09,15 | Особенности морали | Особенности морали как особого вида духовно-практической культуры; Методика создания морального кодекса в школе; | -способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу | |
29,09,15 | Добро и зло | Добро и зло. Основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность | -способствовать формированию у детей представления о добре и зле; раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; | |
06,10,15 | Добро и зло | -способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу. | ||
13,10,15 | Добродетель и порок | Взаимосвязь добродетеля и добра, порока и зла. Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок. | -способствовать созданию представлений о понятиях добродетель и порок | |
20,10,15 | Добродетель и порок | Долг и совесть. Честь и достоинство Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства | -способствовать развитию представлений о понятиях добродетель и порок, честь и достоинство | |
27,10,15 | Свобода и моральный выбор человека | Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. | -мотивировать на развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, | |
10,11,15 | Свобода и ответственность | Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности | -мотивировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах – способствовать пониманию значения ответственности в жизни человека. - формировать умения планировать, самоконтроля и оценки учебной деятельности | |
17,11,15 | Моральный долг | Долг. Моральный долг. Моральная обязанность. Благодарность. Мораль защитника Отечества. | - мотивировать учащихся на личностный выбор - способствовать формированию умения слушать и вести диалог - формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точкузрения | |
24,11,15 | Справедливость | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | - формировать навыки работы с текстом - мотивировать учащихся на восприятие понятия справедливость через анализ текстов - способствовать развитию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | |
1,12,15 | Альтруизм и эгоизм | Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм. | - мотивировать учащихся на личностный выбор - способствовать формированию умения слушать и вести диалог - формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения | |
08,12,15 | Дружба | Добродетельные отношения. Дружба. Избирательность. Бескорыстность. Методика создания морального кодекса в школе (классе). | - способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации - мотивировать учащихся на поиск путей решения проблемы - формировать навыки работы в группе - способствовать осознанию этического чувства «дружба», его значимости в жизни каждого. | |
15,12,15 | Что значит быть моральным? | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. Что значит «быть нравственным» в наше время? | - мотивировать учащихся на личностный выбор -способствовать формированию умения слушать и вести диалог -формировать умения высказывать и отстаивать свою собствен. точку зрения | |
22,12,15 | Повторение | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. | - способствовать формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации - развивать умение постановки целей и задач -определять наиболее эффективные способы достижения результата. | |
12,01,16 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб | - способствовать формированию понимания, что семья – основа моральных устоев человека. - уметь объяснить происхождение слова семья, род. | |
19,01,16 | Нравственный поступок | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | - изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие | |
26,01,16 | Золотое правило нравственности | Золотое правило нравственности. Честь. Достоинство | -мотивировать учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире - уметь приводить примеры применения золотого правила нравственности, как действует это правило вжизни | |
02,02,16 | Стыд, вина и извинение | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | - изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие | |
09,02,16 | Честь и достоинство | Честь. Достоинство. Кодекс чести. | - формировать общественно значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей | |
16,02,16 | Совесть | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля. | -уметь формулировать разницу между понятиями стыд и совесть - знать какие компоненты имеет совесть - уметь приводить примеры ситуаций, в которых они (или герои литературных произведений) испытывали стыд или им было совестно. - уметь составить план статьи из пособия для учащихся | |
01,03,16 | Нравственные идеалы | Нормы-образцы нравственного поведения в культуре | - дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, - способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей | |
15,03,16 | Нравственные идеалы | |||
22,03,16 | Образцы нравственности в культуре Отечества | Нормы-образцы нравственного поведения в культуре России: труженики, патриоты, воины, коллективисты | - способствовать формированию понимания и мотивировать на принятие ценностей: Отечество, нравственность, патриотизм; - формировать навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - развивать умение слушать собеседника и вести диалог. | |
29,03,16 | Этикет | Этикет и его значение. Правила этикета для каждого. | -познакомить с основными нормами и правилами этикета, - способствовать осознанию их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; -мотивировать на саморазвитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | |
12,0416 | Семейные праздники | История возникновения праздников. Значение праздника в жизни человека. Выбор подарка – ответственное дело. | -познакомить с историей возникновения праздников, -сформировать представление о значении праздника в жизни человека, - способствовать формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, - развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость. | |
19,04,16 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | Понятие - Ценности. Жизнь человека – высшая ценность: для самого человека, его близких, общества, мира. Уникальность, неповторимость жизни. | - способствовать пониманию значения жизни человека как высшей ценности, - формировать логические действия анализа и обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - мотивировать на готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
Духовные традиции многонационального народа России (6 часов) | ||||
26,04,16 | Любовь и уважение к Отечеству | Категории любви. Любовь – основа нашей жизни. Любовь и уважение к Отечеству. | - способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, - мотивировать на личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, - способствовать укреплению веры в Россию. | |
03,05,16 | Подготовка творческих проектов | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала | - учить определять общую цель и пути ее достижения, - формировать умение договариваться и распределять роли в совместной деятельности, - способствовать развитию способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; - формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок. | |
10,05,16 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Обобщение | Повторение основных содержательных моментов курса. | -способствовать развитию умения слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - обобщить знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. | |
17,05,16 | ||||
24,05,16 | ||||
Примерные темы проектов
«Что такое этика?»
«Мое отношение к миру»,
«Мое отношение к людям»,
«Мое отношение к России»,
«С чего начинается Родина»,
«Герои России»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,
«Мой дедушка – защитник Родины»,
«Мой друг»
«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
- Основы религиозных культур и светской этики, книга для учителя. /Под ред. А. Я. Данилюка. М.:Просвещение, 2010.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- .Петрова В.И. «Что такое справедливость». Занятие для учащихся 3-5 классов.//Воспитание школьников. – 2009. - № 6. – С. 42-45.
- Будникова В. Добрым быть совсем не просто. Классный час для уч-ся 4-5 классов.//Воспитание школьников. – 2006. - № 8. – С. 20-25.
- Вырщиков, А. Патриотизм на службе России/ А. Вырщиков. // Воспитание школьников.- 2006. - №3. - С.7-14. Что такое любовь к Родине? Где начало патриотизма, его истоки? Кого считают патриотом?
- Губин В.Д. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия/В.Д. Губин. - М.: Олимп; ООО «Изд-во АСТ - ЛТД», 1997 - 464 с.
- Доброта вокруг нас». Классные часы на тему нравственности для уч-ся 4-6 классов// Классный руководитель. – 2009. - № 2. – С. 82-93.
- Дятлова Г.Н. Школа вежливых наук: Цикл занятий по этике для младших школьников/Г.Н. Дятлова. //Книжки, нотки…- 2006. - №7.- С.45-51.
- Каледин В. Растим патриотов/ В.Каледин. // ОБЖ. - 2007. - №2.- С.19- 23. Воспитание патриотизма.
- Обществознание. - М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО Изд-во «Астрель» , 2004.- С.66.-(Справочник школьника).
- Основы религиозных культур и светской этики, книга для родителей. /Под ред. А. Я. Данилюка. М.:Просвещение, 2010.
- Сухоносова О.Н. Если добрый ты – это хорошо!. Часы этики для уч-ся 4-5 классов. // Досуг в школе. – 2008. - № 11. – С. 3-20
- Тетушкина Л. Уроки, воспитывающие патриотизм/Л.Тетушкина. //ОБЖ. - 2006. - №8. - С. 17-20.
- Храмова Р. Добро не терпит промедления /Р. Храмова. // Воспитание школьников.-2006.-№1.- С.55.
- Человек: Научно-популярное издание для детей. - М.:ЗАО «Росмэн- Пресс», 2007.- С.220.-( Современная школьная энциклопедия).
- Шемшурина А. И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Изд-во Владос. 2001.
Интернет-ресурсы:
Конспекты уроков и презентации к занятиям по курсу «Основы светской этики». http://wiki.iteach.ru
Библия жизни. Вопросы духовной нравственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...