Основы религиозных культур и светской этики
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему
план конспект урока по православию на тему "Добро". Цели, задачи, УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_religioznyh_kultur_i_svetskoy_etiki.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
(5-й класс)
Тема: Добро в православной традиции
Цели: осмыслить понятия «Добра»;
формировать убеждения о том, что человек может справляться с грехами, а значит, преумножать меру Добра в себе и в мире.
Ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и традиций культуры народов России: учить оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.
Формирование УУД:
Личностные
- формирование бескорыстного служения людям, человеколюбия
- сплочение детского коллектива.
Метапредметные
- готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- развивать коммуникативные навыки, относиться терпимо к окружающим людям, объяснять свои суждения;
Предметные
- познакомить учащихся с основными понятиями «самоотверженность», «духовная радость», «смирение», «святой».
- объяснить, что побуждает христианина творить добро, и какую роль оно играет в его духовной и повседневной жизни, проследить взаимосвязь с «Золотым правилом этики», почему Христос является для них высшим образцом добра и человеколюбия.
Основные термины и понятия: самоотверженность, святой, духовная радость.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстрациями.
Оборудование: словари, иллюстрации.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, что мы желаем тем, к кому обращаемся: добра и радости.
II Определение темы урока. Постановка цели и задач
-Ребята, как вы понимаете слово добро?
-Какие качества характера определяют доброту? Перечислите их.
Класс делится на микрогруппы (по парам) записывают высказывания в тетрадях в течение 2 мин, затем зачитывают ответы. Формулируется цель урока как логический вывод из предложенных высказываний
-Вспомните названия художественных произведений, фильмов, герои которых совершали добрые поступки (работа в группах)
- Приведите примеры добрых поступков из вашей жизни (примеры детей)
-Спасибо за ответы. Как вы считаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (учитель уточняет тему по учебнику)
III. Изучение нового материала. Исследовательская работа.
- Я предлагаю вам стать юными исследователями и выяснить значение слов «ДОБРО».
Подберите антоним к этому слову. (ЗЛО)
Исследование начнём с притчи в стихах.
Итак, внимание!
Учитель читает притчу о Добре и Зле.
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" сказало Зло
"Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю что ещё сказать..
Остаться с кем, самим решать
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
Вопросы детям:
Кто участвует в споре?
Беседа по прочитанному.
- Какие вопросы возникли в ходе этого спора?
-Сформулируйте тему нашего урока.
- Какое определение вы можете дать добру ? (ответы детей)
- Какое определение можно дать злу ? (ответы детей)
-выберите 2 цвета зла и 2 цвета добра (ответы детей почему именно эти цвета они выбрали)
-Давайте посмотрим , какое определение этим словам даёт толковый словарь Даля.
Добро – благо, всё хорошее, положительное, то, что требует от нас долг человека, христианина.
Зло – противоположное добру, худое, лихое, отрицательное, противное всякому благу.
- Православие нас учит: что добро, а что зло; что хорошо, а что плохо; что добродетель, а что грех; а потом воспитывает в нас эти качества.
-Вспомним золотое правило этикета.
Золотое правило этики гласит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
Учащиеся по желанию зачитывают свои сочинения на тему: «Как я понимаю золотое правило этики»
- У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистом.
Вывод: Благодарность за подвиг Христа. Высший образец добра для христиан – это сам Иисус Христос.
Работа с учебником
Задание: - Прочтите на стр. 68 древнюю легенду, о том, как апостол Петр пришел в Рим.
Как вы понимаете слова Христа, что он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить?
- Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа?
Подражая, жертве Христа его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.
- Как бы вы назвали такое поведение учеников Христа?
Такое состояние человека называют самоотверженность. Это первая причина творить добро.
- Давайте обменяемся мнениями, приведем свои собственные примеры.
(примеры детей)
Учитель: Можно привести множество примеров самоотверженных поступков, как героических, так и бытовых. Но чтобы стать героем, необходимо воспитывать смелость и самоотверженность уже сейчас. Сегодня ты спас котенка, а завтра может возникнуть ситуация, когда придется спасти друга, кто может сказать, возможно в будущем, вам предстоит стать героями России. Главное, всегда и во всем оставаться настоящим человеком.
Работа со словарем Ожегова:
Давайте найдем в тексте на стр. 68 определение слова «самоотверженность» и сравним его с толкованием в словаре Ожегова.
Апостолы под страхом смерти не отрекались от Христа и подобно ему приносили себя в жертву. В последствие их причислили к лику святых.
- Найдите в тексте определение слова «святой».
Самообразование.
- Обратимся к разделу «Это интересно» и самостоятельно узнаем о Крестах.
- В чем отличие Крестов Христа и апостолов Петра и Андрея?
После обсуждения, учитель делает вывод: по-разному распяли и форма Крестов разная.
Работа с картиной «Мучения апостола Петра» Микеланджело, Караваджо «Мучения апостола Андрея.»
Имя апостола Андрея особо почиталось на Руси, а косой Андреевский крест стал изображаться на флаге российского флота, который так и называется – Андреевский флаг.
У святых людей бывают необычные переживания духовные радости. Это еще одна причина стремиться творить добро. Обратимся к тексту. Прочитаем еще одну древнюю церковную притчу.
- Как вы поняли притчу о царе и дикаре?
- Кого называют дикарем в православной культуре?
Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.
Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему: «Святые Земли русской» (по выбору, подготовка к итоговым проектам в конце года)
Рефлексия. Итог урока
- Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? (Ученики высказывают свое мнение).
Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро – это здорово.
Стань добрым волшебником!
Ну –ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...