Методические рекомендации по курсу "Основы православной культуры"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему
Основы православной культуры - это культурологический курс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_orkse_pravoslavie.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по курсу
«Основы православной культуры» на 2015-2016 учебный год
Введение
В целях удовлетворения образовательных потребностей различных мировоззренческих групп в российском обществе в базисный учебный план государственных и муниципальных общеобразовательных организаций включен ряд альтернативных учебных предметов духовно-нравственного содержания.
Курс «Основы православной культуры» преподается как обязательный предмет в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» или как факультатив в рамках программы внеурочной деятельности.
В данных рекомендациях будут рассмотрены содержательные и методологические аспекты преподавания курса «Основы православной культуры» как факультатива.
Нормативно-правовые основы изучения учебного предмета
«Основы православной культуры»
Преподавание курса ведётся в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
- Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
- Примерное содержание образования по предмету «Православная культура. М., 2002.
- Разъяснения Минобразования РФ к письму, сопровождающему примерную программу курса «Основы Православной культуры» от 18.12.2002 г. № 09/41.
- Письмо Минобразования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» и письмо Минобразования РФ от 13.02.2003 № 01-51-013ин «О дополнительных разъяснениях…»,
- Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)– /db/portal/obschee/index.htm
- Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения) начального общего образования–
Общие положения
По предмету «Основы православной культуры» могут быть использованы уже имеющиеся или вновь разработанные авторские учебно-методические комплексы. Данные курсы могут быть рассчитаны на различное число учебных часов, но целесообразно использовать учебные курсы с минимальной учебной нагрузкой от 34 учебных часов и больше, учебные модули (части курсов) с нагрузкой от 17 учебных часов и больше.
Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов РФ от 22 октября 2002 года № 14-52-876 ин/16) подразделяется на восемь содержательных линий. Совокупность содержательных линий и их состав (элементы содержания) адекватно отражает строение объекта изучения и его состав:
- Православная христианская картина мира.
- История православной религии и культуры.
- Православная культура и религии мира.
- Письменная культура Православия (православная словесность)
- Православный образ жизни.
- Нравственная культура Православия.
- Художественная культура Православия.
- Православие - традиционная религия русского народа.
- Региональный (национально-региональный) компонент образования (например: православие в Сибири).
Основное содержание основ православной культуры
Россия – наша Родина (1ч)
Россия – наша Родина.
Основы православной культуры (28ч) Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Творческие работы учащихся. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Совесть и раскаяние. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Христианин в труде.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфесионального народа России.(6ч)
Защита Отечества. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка к проектной работе.
Примерное тематическое планирование
по основам православной культуры
Тематическое планирование по учебнику Кураева А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.
Тематическое планирование «Основы православной культуры»
№ п/п | Название раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Примечания |
1. | Россия – наша Родина. | 1 | понимать, что человек создаёт культуру. осмысливать о чем говорит религия. анализировать какие дары Бог дал человеку. осмысливать, что вера в Бога может влиять на поступки людей. читать правильно молитвы осмыслить правильно кто такие христиане, что такое Библия, что такое Евангелие понимать правильно чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть осознавать, как Бог стал человеком. понимать, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста. понимать, что воскресение не только день недели, как празднуют Пасху. осмысливать, чем Бог одарил человека. понимать, что значит - болит душа. узнавать, что такое образ Божий в человеке. узнавать о подсказках совести, как исправить ошибки определять, какие заповеди даны людям. понимать что общего у убийства и воровства. определять, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям применять главное правило человеческих отношений. понимать, что такое не осуждение понимать, что люди делают в храмах. Как выяснить как устроен православный храм узнавать, почему икона так необычна. Как понимать, зачем изображают невидимое взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности взаимодействовать со сверстниками в процессе творческой деятельности |
Основы православной культуры | |||
2 | Культура и религия. | 1 | |
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | |
4 | Православная молитва. | 1 | |
5 | Библия и Евангелие. | 1 | |
6 | Проповедь Христа. | 1 | |
7 | Христос и его крест. | 1 | |
8 | Пасха. | 1 | |
9 | Православное учение о человеке. | 1 | |
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | |
11 | Заповеди. | 1 | |
12. | Милосердие и сострадание. | 1 | |
13 | Золотое правило этики. | 1 | |
14 | Храм Экскурсия в православный храм. | 1 | |
15 | Икона. | 1 | |
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | |
17 | Подведение итогов. | 1 | |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | |
19 | Подвиг. | 1 | понимать правильно, что такое подвиг |
20 | Заповеди блаженств. | 1 | понимать правильно, когда христиане бывают счастливы, как плач может обернуться радостью, когда сердце бывает чистым |
21 | Зачем творить добро? | 1 | понимать правильно, чему радуются святые |
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | понимать правильно, что такое Святая Троица, христианские добродетели |
23 | Православие о Божием суде. | 1 | видеть правильно в людях Христа. Как понять, почему христиане вверят в бессмертие |
24 | Таинство причастия. | 1 | понимать правильно, как Христос передал Себя ученикам, что такое Причастие |
25 | Монастырь. | 1 | понимать правильно, почему люди идут в монахи |
26 | Отношение христианина к природе. | 1 | понимать правильно, что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы |
27 | Христианская семья. | 1 | понимать правильно, что такое венчание, что означает обручальное кольцо |
Духовные традиции многонационального народа | 7 | ||
28 | Защита Отечества. | 1 | понимать правильно, когда война бывает справедливой |
29 | Христианин в труде. | 1 | понимать правильно, какой труд напрасен |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | понимать правильно, что такое первый грех людей |
31 | Подготовка творческих проектов. | 1 | понимать правильно, что есть Православие в России |
32 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие». | 1 | понимать правильно, что есть Православие в России |
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру». | 1 | понимать правильно, что есть Православие в России |
34 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». | 1 | понимать правильно, что есть Православие в России |
Всего | 34 |
Особенности преподавания курса «Основы православной культуры»
В преподавании ОПК следует обратить внимание на следующие особенности:
1. «Основы православной культуры» – это, в первую очередь, культурологический курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, традиций своего и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер вне зависимости от формы организации преподавания (урок, факультатив, кружок, классный час).
2. Необходимо учитывать возможности интеграции ОПК и других предметов, особенно, гуманитарно-эстетического и обществоведческого циклов. Сотрудничество учителей разных учебных дисциплин - это не только яркие, информационно наполненные занятия – это еще и эффективное сотрудничество в подготовке обучающихся к участию в ежегодной Всероссийской предметной олимпиаде школьников по ОПК «Русь Святая, храни веру православную!», а также другим интеллектуальным и литературно-творческим конкурсам православной тематики (Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси», Всероссийский литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!», Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»). Участие в подобных интеллектуальных конкурсах формирует у школьников навыки исследовательской и проектной деятельности, а также умение самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках, критически осмыслять материал, представленный в источниках.
3. Целесообразно использовать большой воспитательный потенциал системы внеучебной работы. Очень важно учитывать единство учебной и внеучебной деятельности, независимо от формы преподавания курса ОПК, привлекая к совместному творчеству всех учащихся ОУ - участие в краевых конкурсах, викторинах, создание православных театров, хоровых коллективов, тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет совместная подготовка к единым государственным и церковным праздникам.
Сотрудничество с семьей
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о том, что духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. «Еще со средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания», – говорится в Концепции.
Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России.
Формы работы с семьей и родителями, которые можно использовать, разнообразны, это: тематические родительские собрания, городской родительский семинар, привлечение родителей к паломническим поездкам по святым местам родного края, организация соответствующих передач на радио и ТВ.
Родители могут участвовать в проведении внеурочных занятий и внешкольных мероприятий. Прежде всего, это положение о том, что светский характер образования по комплексному курсу, как и в целом светский характер образования в государственной и муниципальной школе, не препятствует проведению коллективных, согласованных со школой и правильно организованных посещений учащимися культовых сооружений религиозных организаций. При этом учитель или другой представитель школы не вправе препятствовать детям свободно выражать свою религиозную принадлежность, принимать участие в церковных богослужениях, Таинствах и обрядах, празднованиях, если это не мешает реализации образовательной программы или установленному регламенту мероприятия. При проведении подобных мероприятий, занятий на базе церковных организаций недопустимо никакое принуждение учащихся к практическому участию в богослужениях, Таинствах, обрядах, празднованиях, выражению своей религиозной принадлежности.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с. |
Учебник, учебное пособие | Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2010. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010. |
Электронное приложение к УМК | Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева |
Методическое пособие с поурочными разработками | Методические рекомендации по реализации модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», ТОГОАУ ДПО ИПКРО, Тамбов, 2010. |
Список используемой литературы | Методическое пособие для учителей 4-5 классов по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», авторы-составители: Зубова Г.Д., Пронина Л.В., Шешерина Г.А., Клемешова И.В., Серегина А.В., Лубянкина Р.Х. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons |
Ресурсная база реализации программы. | Компьютер, интерактивная доска, мобильный класс, сканер. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока основ православной культуры
Методическая разработка урока выполнена для учеников 2 класса первого года обучения основам православной культуры с использованием методического пособия Л. Л. Шевчен...
Методические рекомендации к уроку физической культуры
"Основные требования к уроку физической культуры"...
Методическая разработка (модуль "Основы православной культуры") Тема "Милосердие и сострадание"
В современном мире обучение требует новаторских подходов. Урок с использованием современных компьютерных технологий позволяет объединить все эти элементы воедино и дает возможность вариативного и одно...
Методическая разработка урока "Основы православной культуры".
Подвижник ХХ - ХХI в.в. архимандрита Иоанна ( Крестьянкина ). Жизнедеятельность,биография одного из наиболее почитаемых старцев ХХ - ХХI в.в.Материал может быть полезен на уроках "Ос...
Методическая разработка урока (Основы православной культуры) Христианская семья
Формирование представлений о семье как главной нравственной ценности человека,знакомство со смыслом обряда "Венчание",особенностями семейных традиций в православной культуре....
Методические рекомендации для учителей физической культуры
Методические лесенки к разделу лёгкая атлетика (обучение прыжку в длину с разбега), спортивные игры (обучение технике ведения баскетбольного мяча), гимнастика (обучение кувырку вперёд)...
Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»
Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...