Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль ОПК)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Бугрова Татьяна Владимировна

Рабочая программа по ОПК с пояснительной запиской и КТП для 4 класса по учебнику А.Кураева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otredaktir_programma_po_opk_2015.docx41.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательное  учреждение

«Центральная школа»

муниципального образования – Милославский муниципальный район

Рязанской области

«Рассмотрено»

ШМО учителей начальных классов

Протокол №___   от  «___. августа.2015»

Руководитель ШМО _______Павельева З.Ю.

«Утверждаю»

Директор МОУ«Центральная школа»

_________________  Свиридова Н.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ОРКСЭ

(модуль ОПК)

3 класс

Учитель начальных классов

Бугрова Т.В.

2015-2016

Рабочая программа по курсу « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры».

Пояснительная записка

Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом  РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)

Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)

Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

                                          Пояснительная записка

Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Поэтому в Стандарт начального общего образования включен курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире.

Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.

Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.  

  Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

       «От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.

Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

ЦЕЛЬ: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

ЗАДАЧИ: 

  • Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
  • Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Принципы обучения:

  • диалогическое взаимодействие;
  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
  • актуальность;
  • опоры на самостоятельность мышления учащихся;
  • вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
  • деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
  • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат

            Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций  русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.

           Место курса в учебном плане

С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса (34 ч, 1ч в неделю).

Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и настоящего Примерного содержания при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.

Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.

Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А. Я. Данилюк.

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

  • Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

  • Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

  • Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

  • Игровые и деятельностные методы:

-игра-испытание;

- ролевая игра;

Формы обучения

  • Классно-урочные занятия.
  • Групповая форма обучения.
  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме.
  • Экскурсии.

            Средства обучения

    Предполагается использовать:

1. Учебное пособие «Основы православной культуры», автор А.В.Кураев

2. Образцы житийной литературы, дающие примеры моральных исканий человека, проявления его гражданской сути: защита Отечества - Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение - Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине - патриарх Гермоген,  семейные добродетели - Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.
3. Фрагменты церковной музыки и пения, образцы церковной архитектуры и живописи.

   4. Методические рекомендации по ОРКСЭ, модуль ОПК

              Содержание учебника построено с учетом:

  • возрастных особенностей обучающихся;
  • новизны и особенностей содержания курса;
  • культурологической направленности курса;
  • направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;
  • имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;
  • возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического   мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала  учащихся и т. д.;

                            Критерии оценивания компетенций

Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

                           Требования к уровню подготовки

Ученик должен знать/понимать:

  • Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
  • Историю возникновения культуры;
  • Особенности и традиции религии;
  • Описание основных священных книг, праздников, святынь.

Уметь:

  • Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
  • Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
  • Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  • Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
  • Готовить сообщения по выбранным темам.

Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

                               Примеры контрольных заданий

Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.  

Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.

1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.

         2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

        3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).  

    4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

        5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

           Темы итоговых работ учащихся

Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.

Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.

Примерный перечень тем итоговых работ учащихся.

1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.

2.Учение Христа.

3.Жертва и воскресение.

4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.

5.Как я понимаю золотое правило этики?

6.Суть православного поведения.

7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».

          8. Православные традиции русской семьи.

                            Учебно-методическое обеспечение

  1. Данилюк, А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .
  2. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей / А. Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-024076-5.
  3. Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.
  4. Интернет ресурсы.

Календарно-тематическое планирование

курса «Основы православной культуры» в  4 классе на 2012-2013 учебный год   (34 ч)

№ урока

п/п

Тема урока

Знать

 Характеристика деятельности учеников

Домашнее задание

Материал учебника

Дата проведения

По плану

Факт.

                                          1

Россия – наша Родина

Основные термины и понятия:

Отечество, Родина, Культурные традиции.

Знакомятся с историей возникновения и распространения Православной культуры

Изучают основы духовной традиции православия.

Дают определения основных понятий православной культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, Религиозных праздников и святынь православной культуры.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозных культуры (православной и др.)

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Осуществляется поиск необходимой информации для

выполнения заданий по

группам

Участвуют в диспутах:

Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщение, доклады, компьютерные презентации и т. д. по выбранным темам (теме) и представляют их.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся;

подготовить сообщения;

сочинение «С чего начинается Родина?»

Стр.

4-5

2

Культура и Религия.

Основные термины и понятия:

Культура, Религия.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр.

6-7

3

Человек и Бог в православии

Основные термины и понятия:  Совесть, Доброта, Любовь

Подготовить ответ на тему «Что значит быть православным человеком?»

Стр.

8-11

4

Православная молитва.

Основные термины и понятия:

Молитва, молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Благодать, святые, Священное Предание.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр. 12-15

5

Библия и Евангелие.

Основные термины и понятия:  христиане, христианин, христианство, библия, Священное писание Ветхого Завета. Пророки. Евангелие, Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притча.

Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?» Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр.

16-19

6

Проповедь Христа.

Основные термины и понятия:

Месть, зло, добро, духовные сокровища. Проповедь, завет.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции».

Стр. 20-23

7

Христос и Его Крест.

Основные термины и понятия:

Боговоплощение. Вочеловечивание, воплощение, Богочеловек. Рождество Христово, голгофа, страдание, высшее и жертвенное служение правде. Распятие, символика Креста

 Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Нарисовать православный крест.

Стр. 24-27

8

Пасха

Основные термины и понятия:

Воскресение, ИИСУС (Бог Спасает),  ПАСХА ХРИСТОВА, пасхальная полночь, пасхальный гимн, пасхальное яйцо, кулич. Пост.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Рис Рассказать о праздновании Пасхи в семье, нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху»

Стр. 28-31

9

Православное учение о человеке.

(Промежуточное тестирование)

Основные термины и понятия:

Тело, душа. Внутренний мир человека. Образ Бога в человеке. Болезни души.

Написать мини-сочинение на тему по выбору: «Когда болит душа», «Когда на душе светло и радостно»

 Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр. 32-35

10

Совесть и раскаяние.

Основные термины и понятия:

Добро. Зло. Грех. Совесть. Раскаяние (покаяние). Три шага в раскаянии. Радость.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Лекарство для души», «Спешить делать добро»

Стр. 36-39

11

Заповеди.

Основные термины и понятия:

Заповедь, 10 заповедей.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Обсудить с родителями, почему нельзя лгать.

Стр.

40-41

12

Милосердие и сострадание.

Основные термины и понятия: 

Милосердие. Дружба. Ближний. Милостыня.

  Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Мини-сочинение «Ближний для меня – это…»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Стр.

42-45

13

Золотое правило этики.

Основные термины и понятия:

Этика. Неосуждение.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Мини-сочинение «Золотое правило этики» на 1примере из жизни.

Стр.

46-47

14

Храм

Храм. Икона. Благословление. Система запретов.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр. 48-51

15

Икона.

Особенности иконы. Свет  иконы. Нимб. Лица (лики) и глаза. Икона и молитва. Невидимое на иконе. Образ Божий в иконах.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр.

52-55

16

Творческие работы учащихся.

Выбор темы творческой работы,

См. Примерные темы творческих работ.

Дописать сочинение

На выбранную тему, оформить рисунками, схемами (если это надо)

Стр. 56

17

Подведение итогов.

Конкурс сочинений.

Подготовить праздничный проект, работа в группах

(7 заданий – 7 групп)

Стр.57

18

Как христианство пришло на Русь.

Основные термины и понятия:

Церковь. Крещение. Вера в единого Бога. Святая Русь.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр.

58-61

19

Подвиг.

Основные термины и понятия:

Подвиг. Подвиг ради себя. Подвиг ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близких, друзей…)

Стр. 62-63

20

Заповеди блаженств.

Основные термины и понятия: Блаженство, духовность, нищие духом, вера, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны милостивые, блаженны  алчущие и жаждущие, блаженны миротворцы, блаженны чистые сердцем.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр. 64-67

21

Зачем творить добро?

Основные термины и понятия:

Самоотверженность, святой. Радость для своего сердца.

Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский.

Стр.

68-69

22

Чудо в жизни христианина.

Основные термины и понятия:

Святая троица, добродетель, вера, надежда, любовь

Записать, какие добродетели вы видите в себе.

Стр. 70-71

23

Православие о Божием суде.

Основные термины и понятия:

Легенда о Христофоре, вера в бессмертие

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Письменно ответить на вопрос: «Добрыми могут быть только христиане?»

Стр.

74-75

24

Таинство Причастия.

(Промежуточное тестирование)

Основные термины и понятия:

Причастие, Тайная Вечеря, Тело и кровь Христа,  Христианские Таинства, Церковь, Литургия.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр. 76-79

25

Монастырь.

Основные термины и понятия:

Монах (монахиня). Трудись и молись. Послушание, Монашеские обеты,  Постриг монаха, Монашество.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр.

81-83

26

Отношение христианина к природе.

Основные термины и понятия:

Ответственность за мир, познание и труд, христианское милосердие.

Нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис»

Стр.

84-85

27

Христианская семья.

Основные термины и понятия:

Семья, брак, супруги, венчание, венец над молодожёнами, бремя, тактичность,

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях

Стр. 86-87

28

Защита Отечества.

Основные термины и понятия:

Оборонительная (справедливая) война, гнев напрасный и уместный,

защита Отечества, легендарные защитники Отечества. Богатырь Илья Муромец, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, адмирал Фёдор Ушаков.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Рассказать о членах семьи, проходивших военную службу, подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском

Стр. 88-91

29

Христианин в труде.

Основные термины и понятия: первый грех.

Заповедь труда, пост, труд, радующий Бога.

Рассказать о труде родителей.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр.

92-93

30

Любовь и уважение к Отечеству

Основные термины и понятия:

Иудаизм, ислам, православие, буддизм, светская этика. Традиции. Любовь, Отечество, Патриотизм.

Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?»

Стр.

94-95

31-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс

На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа по курсу "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры"

Рабочая программа предназначена для учителей, ведущих занятия по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе общеобразовательной школы....

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа составлена в соответсвии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс.

Материалы включают рабочую программу, календарно-тематическое планирование и контрольно-измерительные материалы....

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"

курс ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"...